Беспилотные летательные аппараты

Авиация, парашюты, СУ-Р и др……….

Модераторы: Шурави, Модераторы

Беспилотные летательные аппараты

Сообщение zakharov » Пн мар 20, 2006 12:29 pm

В таком странном журнале как "Лесная Россия" (№2(14)/2006) попалась статья Н.Коршунова и Р.Котельникова о дистанционно пилотируемых летательных аппаратах (ДПЛА).

В статье достаточно подробно приводится анализ существующих отечественных и зарубежных аппаратов, приведены фотографии, однако не совсем понятно - использовались ли эти комплексы в практике? Каковы отзывы работников лесхозов/авиалесоохраны? Каковы перспективы?

ДПЛА активно разрабатывают наши военные (если не ошибаюсь, у нас в Подмосковье на одном из полигонов такие штуки летали). В гражданских целях предлагается использовать параллельные разработки или идёт конверсия?
zakharov
Главный редактор
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2004 6:18 pm
Откуда: Ликино-Дулёво Московской области

Сообщение Fire » Пт мар 24, 2006 12:27 pm

В России беспилотная техника на обнаружении и тушении пожаров пока не применялась ни где и ни кем! Поэтому в этом вопросе никто в стране дать комментарии не может! Никто!

МиниДПЛА (а в статье идет речь именно о миниДПЛА) - эта технология слишком молодая, она делает пока первые шаги. В военной сфере за последние годы израильтяне и американцы накопили огромный положительный опыт.

В не военном секторе активнее всего беспилотниками занимаются МЧС и для рекламы этого направления деятельности они везде указывают на мониторинг стихийных бедствий, в том числе обнаружение лесных пожаров.

Разработка подобной техники ведется независимыми фирмами, речь идет не о конверсии военных технологий, а о целевых коммерческих аппаратах для конкретного заказчика.

Цель статьи привлечь внимание лесной братии к появившейся передовой технологии. В статье сделана попытка определить конкретные сферы применения беспилотников в лесном хозяйстве, проанализировать достоинства, недостатки новой техники и возможные проблемы ее внедрения.
Fire
Активный пользователь
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт апр 05, 2005 8:28 am

Сообщение zakharov » Пт мар 24, 2006 12:35 pm

Fire писал(а):Цель статьи привлечь внимание лесной братии к появившейся передовой технологии. В статье сделана попытка определить конкретные сферы применения беспилотников в лесном хозяйстве, проанализировать достоинства, недостатки новой техники и возможные проблемы ее внедрения.

Т.е. технология передовая и перспективная всё же? В натурных условиях испытывались?

Я к тому еще спрашиваю, что сам работаю в информационной сфере, и если нужно поддержать хорошую вещь - всегда готовы дать публикацию. Вот и вопрос - хорошая? :)
zakharov
Главный редактор
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2004 6:18 pm
Откуда: Ликино-Дулёво Московской области

Сообщение Fire » Пн мар 27, 2006 12:17 pm

Хорошая ли штука для лесного хозяйства? Не знаю, говорить пока рано. Хочется провести оценочные испытания на практике, очень хочется.
Скажем так, технология сама по себе хорошая, а для лесного хозяйства очень даже привлекательная.

По отношению к беспилотникам в головах чиновников Рослесхоза существует два ошибочных стереотипа.

Стереотип первый: сфера применения беспилотников - это авиапатрулирование. Это заблуждение!
Летом на МАКСе-2005 Рощупкину очень понравился стенд с беспилотниками. Он сказал, мол, как здорово, давайте купим небольшие недорогие беспилотники, и пусть они пожары ищут вместо самолетов с летнабами, мол, это дешево. На полном серьезе, чуть было не заставили Авиалесоохрану их закупить.
Не понимают чиновники, что беспилотники хоть и недороги, но из-за врожденных недостатков имеют заведомо меньшую производительность, чем пилотируемая авиация. Комплекс ДПЛА способный обеспечить полноценное авиапатрулирование в соответствии с регламентом на территории в 1,5-2 млн.га по своей стоимости (а также цене летного часа) будет превышать стоимость обычного самолета легкого класса с летнабом на борту.

Стереотип второй: МиниДПЛА - несерьезные "детские" игрушки. Заблуждение!
Даже двухкилограммовый аппарат - это не авиамодель, это сложнейший компьютеризированный инструмент, созданный для выполнения конкретной специализированной задачи. Более того, ДПЛА это, прежде всего целый комплекс. Оценивать технику и ее возможности только по внешнему виду, не зная как она работает и устроена, некорректно. В военной сфере микро и миниДПЛА уже открыли революционные изменения в ведении боевых действий на низшем тактическом уровне.

Одно можно сказать однозначно - прогресс неумолим, рано или поздно так или иначе роботы придут в лесное хозяйство.
Fire
Активный пользователь
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт апр 05, 2005 8:28 am

Сообщение Андрей » Чт апр 13, 2006 12:27 am

Здравствуйте! Я уже полгода пытаюсь в самодеятельном порядке и на собственные средства изготовить нечто вроде БПЛА для облета заповедников. Ввязался в это дело, а теперь уже не могу все бросить - жалко потраченных денег и времени. Я 12 лет отработал, как раньше говорили "в одном из НИИ", занимался мобильной робототехникой, ушел оттуда с.н.с., ответственным исполнителем ОКР, поэтому когда брался за разработку БПЛА, воспользовался старыми связями и лично пообщался со многими разработчиками, как БПЛА различного назначения, так и более экзотических систем - управляемых и привязных дирижаблей и вертолетов.
Кое-какая информация есть у меня на сайте www.overland-botsman.narod.ru.
Проблем действительно много. Часть из них связана с техникой - их, я уверен, удастся решить (не знаю какой ценой (в USD) и за какое конкретно время, но удастся). Часть - с обслуживающим персоналом. Если вы можете занять управлением БПЛА чемпиона России по авиамодельному пилотажу - у вас уже сегодня есть готовый комплекс, надо только поставить на покупную радиоуправляемую модель фотоаппарат.
На сегодняшний день сделать БПЛА, безаварийно эксплуатируемый инспектором природоохраны без специального образования - очень сложно (я, правда, поставил себе такую задачу- максимум, но пока не вполне уверен что добьюсь успеха :( ).

Совершенно очевидно, что армейские БПЛА для работы в целях природоохраны неприменимы - их стоимость весьма велика, управление достаточно сложно, возможности не вполне вписываются в задачи природоохраны.
На мой взгляд, то что реально делать сегодня - полулюбительские конструкции, опирающиеся на элементную базу авиамодельного спорта и общеупотребительные электронные блоки. Такие разработки есть и за рубежом, и даже у нас (правда, они не используются в целях природоохраны). Цена подобных комплексов относительно невысока (По моей калькуляции себестоимость гипотетического второго экземпляра моего БПЛА составит не выше 3000$ вместе с пультом управления, системой документирования и т.д.). Но здесь тоже есть проблемы - я уверен, что я сам смогу замечательно эксплуатировать такой БПЛА - вышедшие из строя блоки всегда можно заменить на функционально подобные, отвалившиеся при жесткой посадке кабели пропаять. Но при эксплуатации "чужими руками" необходимо иметь на подхвате "фаната-авиамоделиста-радиолюбителя-компьютерщика", способного разобраться в электронном нутре БПЛА и отремонтировать его "на коленке". А нутро получается не слишком простым. В моем случае - это 3 вычислительных модуля, 2 радиомодема, 4 типа датчиков, телекамеры, фотоаппарат, рулевые машинки, бесколлекторный мотор с регулятором, бортовой источник питания и еще что-нибудь я наверняка забыл. А в мозгах вычислительных модулей - автопилот с несколькими уровнями задач, навигационный модуль с планировщиком маршрутов, помехозащита радиоканала, видеонавигация, система штатной и аварийной посадки, система аврийного оповещения и еще куча всего.
Тем не менее, я намерен все же доделать БПЛА и начать его опытную эксплуатацию. Когда - не знаю. Работа движется (вот сегодня, например, купил очередные "мозги" для автопилота и новый блок акселерометров (датчиков ускорения) - предыдущие версии себя не оправдали). Но движется не слишком быстро. Если БПЛА в полуавтоматическом режиме взлетит в сентябре, а в автономном к зиме - я буду рад. Первые "рабочие" вылеты, если все сложится удачно, я скорее всего буду проводить в валдайском национальном парке, с администрацией которого у меня есть предварительная договоренность на этот счет.
О результатах испытаний сообщу (если форум к тому времени все еще будет существовать :) ).
Андрей
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Вт апр 11, 2006 10:39 pm
Откуда: Москва

Сообщение ДжуликоБандитто » Чт апр 13, 2006 5:36 am

Держите нас, пожалуйста, в курсе.
Битиё определяет сознание.
ДжуликоБандитто
Активный пользователь
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: Пт сен 24, 2004 7:20 am
Откуда: От верблюда

Сообщение Fire » Вт апр 18, 2006 6:35 am

Андрей, приятно, что есть такие энтузиасты в нашем лесном деле!
Вопрос: Вы имеете контакты с конструкторами, работающими в конструкторских фирмах? Их адреса легко можно найти в интернете на сайтах фирм. Общаясь с ними мне показалось, что большенство из них это романтики-энтузиасты. Они наверника проявят желание помочь советом или чем нибуть еще.

Удачи :)
Fire
Активный пользователь
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт апр 05, 2005 8:28 am

Сообщение zakharov » Вт апр 25, 2006 8:21 pm

Сейчас в региональных Вестях прошёл сюжет об учения по тушению торфяников. Оставим комментарии за кадром - в числе прочего был продемонстрирован беспилотный летательный аппарат.

Судя по всему, тренировались МЧС-ники, хотя их и не поминали. Лесников тоже не поминали. В кадре были экипажи ГПС в большом количестве и много дыма.
zakharov
Главный редактор
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2004 6:18 pm
Откуда: Ликино-Дулёво Московской области

Сообщение Fire » Пт апр 28, 2006 5:43 pm

После погранцов и ментов теперь уже и "Газпром" заинтерисовался темой беспилотников:
http://www.absrf.ru/
Fire
Активный пользователь
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: Вт апр 05, 2005 8:28 am

Звездно-полосатые инициативы

Сообщение Voyager » Чт июн 15, 2006 12:40 am

Государственные ведомства США всерьез взялись за использование ДПЛА в сфере борьбы с лесными пожарами. В релизе сайта Terra Daily от 12 июня 2006 года рассказано о проводимых Центром им. Эймса(НАСА) и федеральной лесной службой США испытаниях ряда ДПЛА и сопутствующего оборудования в южной Калифорнии. Планируется посмотреть в деле как предлагаемые различными фирмами ДПЛА, так и новые инфракрасные сенсоры разработки НАСА, радары и малогабаритную систему управления воздушным движением, радиоретранслятор для мобильных раций с базированием на ДПЛА. Среди аппаратов будут предствлены в том числе и заслуженные "ветераны" кампаний в Заливе и Афганистане. Например, уникальные комплекс ScanEagle - рекордсмен по длительности патрулирования(более 16 часов) и набору бортовых сенсоров.

Подробная информация о данной опытной программе есть также на сайте Национальной службы инфракрасных исследований США http://nirops.fs.fed.us/UASDemo

Касательно российской ситуации можно добавить несколько моментов.
Во-первых, именно отсутствие массового производства и применения ДПЛА приводит к высокой стоимости владения ими и непригодности для эксплуатации "простыми лесниками". ДПЛА в России - уникальные изделия, соответственно и при самой хорошей задумке остаются ими. Собственно, поэтому в США и проводятся такие вот конкурсы, испытания и совместные маневры. Государство и "общественные"(состоящие из ветеранов госслужбы и мощного бизнеса) организации намеренно и целенаправленно создают рынок - через заказы опытной техники и подготовку специалистов, разные "пилотно-модельные" проекты и т.п.

Во-вторых, обычно делают ошибку, пытаясь заменить обычный самолет с летнабом на ДПЛА, хотя в реальности сегодня у них несколько разные задачи. Легкие ДПЛА(запускаемые с руки и носимые поверх рюкзака) - это техника "поля боя", которая способна осуществлять оперативную поддержку пожарной бригады, патрульной группы или команды спасателей. "Большая" авиация такого не делает и вообще это работа не для нее. Аппарат товарища А. Ходкина, если он будет вместе с наземной частью(в массовом производстве) укладываться в ~ 3000 "президентов" и ~4-5 кг веса - как раз вариант для такого применения. В России подобное уже есть - например ДПЛА БРАТ(беспилотный разведчик авиационный с телекамерой) от КБ "Новик-21" товарища Чистякова. Тоже стартует с руки, тоже насыщен электроникой. Правда стоит дороже + у него дорогая базовая станция(потому что нет бортовой обработки и накопления видео). Но зато он достаточно прост в управлении.
Константин Лапшин,
координатор по экологии Объединения "Космопоиск"
Voyager
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Чт июн 15, 2006 12:15 am
Откуда: Moscow

След.

Вернуться в Авиалесоохрана

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron