zakharov » Чт апр 02, 2009 6:26 pm
На конференции состоялся круглый стол по лесным проблемам, в результате которого появился такой вот текст, одобренный позже на пленарном заседании.
Резолюция по проблемам сохранения лесов
20-22 марта 2009 г. в Москве состоялась конференция «Зеленое движение России и экологические вызовы», в которой приняли участие представители следующих организаций: Эколого-правозащитный центр «Беллона», Социально-экологический союз, Российское представительство Всемирного фонда дикой природы, Московское представительство Международного фонда защиты животных, Союз «За химическую безопасность», «Экозащита!», Экоцентр «Заповедники», Центр «Ковыль», Ассоциация «Экология и права человека», Центр охраны дикой природы, Лесная программа МСоЭС, ОАГБ.
Участники конференции обсудили актуальные проблемы в области сохранения лесов в России в современных условиях и пришли к следующим выводам.
1. В рамках лесной реформы последних лет был подготовлен новый Лесной кодекс, внесены существенные изменения в Земельный и Водный кодексы, федеральные законы «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и «Об экологической экспертизе». Чтобы снизить степень вовлеченности федеральных органов власти в лесоуправление, полномочия по ведению хозяйственной деятельности в этой сфере были переданы субъектам Российской Федерации (кроме Московской области), а затраты на ведение лесного хозяйства на арендованных лесных участках были возложены на самих арендаторов. Для увеличения доходов от использования лесов были облегчена процедура застройки лесных участков и берегов водных объектов, введены новые формы аренды (например, в целях рекреации), механизм субаренды.
2. Новое законодательство ориентирует государственные органы управления лесами и бизнес на извлечение максимально возможной прибыли из использования ресурсов леса в краткосрочной перспективе. Фактически ликвидированы механизмы, позволяющие минимизировать возможные негативные социально-экологические последствия использования лесных ресурсов: проведение оценки воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, учет мнения граждан, принятие дополнительных мер по сохранению биологического разнообразия. Новой угрозой лесам является растущая привлекательность лесных участков, особенно вблизи крупных городов, в качестве объектов недвижимости.
3. Мировой кризис, начавшийся в 2008 году подтвердил ошибочность курса российского правительства на снижение социально-экологических обременений для бизнеса, связанного с добычей и использованием природных ресурсов, что противоречит современным мировым тенденциям и ведет к снижению конкурентоспособности российского лесного бизнеса. Последние десятилетия в рамках реализации концепции устойчивого развития во всех развитых странах поощрялись участие граждан в управление лесами, особенно местных жителей, социально-экологическая ответственность корпораций и систем государственных закупок, системы добровольной лесной сертификации управления лесами, которые требуют от бизнеса соответствовать определенным социальным и экологическим требованиям.
4. Внедрение нового законодательства и передача полномочий регионам происходили на фоне сохранения неоправданно низкого государственного финансирования расходов по управлению лесами, правовой нестабильности (только в Лесной кодекс, принятый в 2006 году, уже 6 раз вносились поправки, в том числе 3 раза – принципиальные). Реформа системы управления лесами была проведена поспешно, без должной подготовки и недооценила сложности ее реализации. Многие регионы, получившие полномочия по управлению лесами, оказались к этому не готовы с этической, организационной и финансовой точек зрения. В результате полностью разрушена система наземной охраны лесов, обострилась проблема лесных пожаров, усугубилась проблема бедности в сельской местности. Это сопровождается беспрецедентным ростом конфликтов между бизнесом, властями и местным населением по поводу вырубок лесов зеленых зон вблизи лесных поселков, неконтролируемой застройкой природных объектов или ограничением доступа граждан в них вблизи больших городов, уничтожением наиболее ценных лесов, всплеском нелегальных лесозаготовок и браконьерства. Все это только ухудшило деловую репутацию России в мире, затрудняет ведение лесного бизнеса и наносит значительный вред природе страны.
В связи с выше сказанным, участники конференции считают необходимым обратиться к Правительству Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации со следующими требованиями по сохранению лесов и рациональному использованию их ресурсов:
Восстановить государственную лесную охраны, которая была бы организационно и финансово независима от органов управления лесами и организаций, осуществляющих использование лесов, и с учетом положительного опыта закрепления сотрудника лесной охраны за соответствующим лесным обходом.
Внести изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации, направленные на противодействие незаконным рубкам.
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, и закон № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» положения, обеспечивающие защиту лесов зеленых зон и лесопарковых зон от застройки и переводов земель в иные категории.
Внести в ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие передачу полномочий по выделению в лесах особо защитных участков органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнить Лесной кодекс положениями, реализующими закрепленный статьей 1 принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, включающими, в том числе:
1.обеспечение гарантий доступа всех заинтересованных сторон к информации по планам освоения лесов;
2.обеспечение доступа местного населения с лесным ресурсам.
Внести в ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации пункт, предусматривающий право физических и юридических лиц, использующих леса для заготовки древесины на основании проекта освоения лесов, самостоятельно разрабатывать и применять дополнительные меры, направленные на сохранение биологического разнообразия лесов, увеличение депонирования углерода лесной растительностью и предотвращение повреждения подроста неблагоприятными факторами внешней среды.
С целью уменьшения антропогенного воздействия на климат задачами управления лесами должны быть недопущение снижения площади естественных лесов, играющих важную роль в стабилизации речного стока, максимальное использование естественного лесовозобновления. Искусственные посадки лесов на безлесных землях должны создаваться таким образом, чтобы не нанести ущерб естественному биологическому разнообразию.
Внести в ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации пункт, предусматривающий возможность компенсации затрат арендатора участка лесного фонда на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в случаях, когда объемы этих мероприятий по согласованию с арендодателем превышают потребность в них, соответствующую установленной интенсивности использования лесов и ведут к улучшению переданного в аренду лесного участка (в соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса РФ).
Принять чрезвычайные меры по подготовке к сезону лесных пожаров 2009 года. В частности, необходим безусловный запрет на проведение травяных палов на прилегающих к лесам землях, а также оказание поддержки усилиям групп добровольцев, занимающихся противопожарным обустройством лесов и борьбой с лесными пожарами.
Провести инвентаризацию основных нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет наличия в них невыполнимых, противоречивых и двусмысленных положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства или способствующих росту коррупционной нагрузки на лесной бизнес, и исправление этих положений. Для выполнения этой работы необходимо привлечение наиболее квалифицированных представителей лесного бизнеса (в особенности малого), органов управления лесами в субъектах РФ, общественных организаций.
Внести изменения в закон «Об экологической экспертизе», обеспечивающие обязательность проведения государственной экологической экспертизы лесных планов субъектов РФ, проектов освоения лесов и лесохозяйственных регламентов, а также любых хозяйственных проектов с целью предотвращения возможных негативных социально-экологических последствий хозяйственной деятельности и обеспечения учета мнения граждан при осуществлении таких проектов.
Проверить законность решений органов власти субъектов Российской Федерации о ликвидации особо охраняемых природных территорий регионального значения, в тех случаях, когда принятие таких решений обосновывается тем, что региональные ООПТ не могут существовать на землях, находящихся в федеральной собственности.
В основе всех принимаемых решений по планированию и организации использования лесов на всех уровнях от федерального до местного должен лежать научный подход, основывающийся на результатах соответствующих исследовательских и опытных работ.
Последний раз редактировалось
zakharov Чт апр 02, 2009 6:28 pm, всего редактировалось 1 раз.