Волк - страж леса!

Спорные и дискуссионные вопросы охраны природы, новые тенденции, идеи, опыт, вопросы и т.п.

Модератор: Модераторы

Волк - страж леса!

Сообщение kmet » Чт июл 15, 2010 9:33 pm

Изображение
(волк "на страже")

Много сказано и говорится о волке...

Много безспорного и спорного... Волк - свирепый убийца и... ценный санитар леса!
Волк хищник, режущий в азарте добычу сверх всех разумных пределов, и ... волк - регулятор численности копытных!

Волк! Почти всех детишек, моих ровесников - пугали волком.
Волк - традиционный отрицательный герой сказок и былин, легенд и притч, новел и анекдотов... даже в любимом всеми "Ну погоди", без волка - все под откос!

Не буду пытаться "объять необъятное", рассмотрю лишь одну ипостась волка в природе. Одну из его функций, которую он добросовестно несет столетиями, и которую большинство людей попросту не знает и не замечает.

А именно: волк- "страж леса".
Санитар - понятно: его добыча, как правило самые слабые или травмированные животные, малоценный для природы генофонд . А,вот страж...
Малоискушенные биологи будут долго гадать, что за страж,.. от кого страж?
Да, страж. Страж, без которого лес, уже давно бы перестал быть лесом, который мы знаем.
Этот неподкупный, принципиальный и безжалостный страж уже многие века охраняет лес от еще более опасной угрозы, чем он сам... - от собак!!!

Да, от собак! От всем известных "милых, добрых, преданных" собак (Canis lupus familiaris)!
Если бы не волки обитающие в наших лесах, то они давно бы уже стали прибежищем полуодичавших псов, которые, не смотря на наш суровый климат, весьма неплохо выживают в условиях леса.
Мало того, что выживают - они становятся настоящим бичом молодняка копытной дичи, гнездящихся на земле птиц, черепах, ящериц, грызунов (при чем не столько мышей, сколько зайцев).

Как правило, в лес убегает сука для щенения. Пять-шесть щенят, вскормленых на щедрых "дарах природы": детенышах и птенцах, яйцах - к осени дают грозную, всепоедающую свору в дюжину ненасытных ртов, готывых сожрать все, до чего дотянутся их морды.
Эта свора до упаду загоняет даже взрослую косулю или оленуху, не говоря уже о не сравнимых, с ними по скорости и организованности поросятам, косулятам, нелетным тетеревятам...

Ущерб и итог, того, что сотворили бы с лесной фауной полуодичавшие собаки - оценить трудно: он чудовищен!
Но, к счастью дожить до момента наибольшей вредоносности, собакам не даст ... волк!

Летом, когда тепло и вдоволь добычи - волки не интересуются собаками.
Мало того: они пресекают всяческие попытки контакта, со своими "двоюродными братьями" - псами, у любопытных волчат-сеголетков.
Собаки - тоже инстинктивно обходят "волчьи места" стороной. Как, сходятся во мнениях почти все егеря - собака добровольно никогда не нападет на волка. Страх! Ее одолевает доисторический страх, перед этим вольнолюбивым родственником псов!
Вступить в схватку с волком собака, за редчайшими исключениями, может лишь чувствуя за своей спиной человека. Человека, даже без какого-либо оружия. Только этим уже собака признает, что человек для нее всемогущий бог!

Как, я отметил. в теплое время года волк не трогает собак, кроме случаев самообороны, когда собака используется в охоте на его самого.
Но, вот настает поздняя осень, морозы... приходит многоснежная зима... и волки приобретают интерес к собаке... интерес, рассматривающий псов, и не только одичавших, но и живущих на окраинах деревень и пригородов, как добычу и пищу!

Именно этот интерес спасает наши леса, от полуодичавших собачьих стай.
Именно этих псин, которые за теплый сезон откормились на детенышах, и яйцах диких животных, первыми "охотят" и поедают волки.
Затем приходит черед псов окраин деревень и пригородов, псов домашних и бродячих.
Эти, не сильно страдают: если их "лесных братьев" выедают "под ноль", то из первых выедают выборочно - как правило самых "глупых", которые "идут на приманку" волков.

Вы не слышали о волчьей охоте на собак? А, ведь волк именно охотится. Охотится специализированно, можно сказать с хитростью!
Все достаточно просто: когда у волчиц начинается течка, это как правило происходит в период церковного праздника Святого Филлипа, или как говорят в Белоруссии "на Пiлiпауку" - волки открывают сезон охоты на собак.

Собаки, околдованные призывным запахом самки-кузины, сами идут на верную смерть - прямо в стаю, поджидающих ужина волков! Только и увидишь потом, что остается от "озабоченных" псин - обгрызенные лопатки, черепа и раскусанные бедренные кости собак на местах волчьих трапез...

К январю-месяцу, поголовье полудиких лесных собак "обнуляется", а к марту процентов на 10-15 сокращается поголовье собак в подлесных деревнях.
В принципе, волки служат хорошую службу деревенским собакам, выедая из их сообщества самых "глупых" и необузданных в половом плане, тем самым улучшая их генофонд.

Не, смотря на вышеизложенное, не стоит думать. что волк - это абсолютное "добро", и потому следует начать его повсеместно охранять и поощрять расширение его популяции. Нет!

Волк - это хищник, как ни пошло это может звучать, но хищник опасный, осторожный и имеющий высокий потенциал размножения и адаптации. Хищник, способный нанести большой вред популяциям диких копытных животных, если пустить на "самотек" его размножение и распространение. Хищник, который в зимний период, опасен для домашних копытных и человека, потому не стоит забывать, что популяции волка должна непрестанно контролироваться человеком.

Контроль численности популяций волка далеко не означает только его безусловное истребление, - но и вакцинацию против бешенства, контроль за охотой на него, мониторинг состояния популяций и границ ареала, мониторинг динамики распространения вида и изменения его традиционного поведения.

Для некоторых, не достаточно "подкованных", в вопросах зоологии волка биологов, скажу что беспокойство о судьбе волка, которое выссказывают некоторые "эксперты" - не обоснованно и надумано. Численность волков на всей территории бывшего СССР выросла и по большей части территорий продолжает возрастать.
Напомню, что полное истребление волков на некоторых территориях, удавалось лишь после многих лет последовательно проводимых мероприятий, с использование средств типа "на войне все средства хороши": - капканов, ядов, охоты с воздуха, что сегодня не осуществляется и запрещено.
К тому же, волки уже сами осуществили свою реинтродукцию, на большинство территорий, где их ранее уничтожили, как вид.
На сегодняшний день охота на волка - мало привлекательна для основной массы охотников, по причине своей высокой себестоимости, сложности организации и физический тяжести исполнения, - потому желающих сделать волка трофеем масса, а вот практически это осуществить, зная все тяготы - единицы!
Потому, беспокоится о судьбе волка, пока, Слава Богу - нам не стоит, наоборот следует принимать меры по ограничению его численности, в научно обоснованных границах.
А, волк?.. - волк сам неплохо заботится о своем благополучии, да и еще по-прежнему медленно, но уверено наращивает свою численность...
Волк, не только по традиции живет в сказках; не только отрицательный герой в литературе и жизни, но и древний житель леса, имеющий там свое место, но и несущий там определенную службу во благо.
kmet
Пользователь
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Сб дек 26, 2009 8:48 pm

Re: Волк - страж леса!

Сообщение Петрович » Чт июл 22, 2010 10:27 pm

коллеги, обращаю ваше внимание, что в недавно выпущенном нами втором номере за 2010 г. Гуманитарного экологического журнала (электронная версия на сайте http://www.ecoethics.ru ) опубликована большая подборка в защиту волков. Особый интерес представляют письма сопредседателя МСОЭС В.Бриниха руководству России, Украины и Беларуси в защиту волков, статья российского зоолога В.Кочеткова об ущербе животноводству от волков (автор показывает, что это ущерб едва составляет 1 процент, а не 20-40 процентов, как утверждалось раньше), статья Л.Беккера с соавторами, где предлагается ввести строго ограниченный сезон охоты на волка в России. Кроме этого в номере имеется большая подборка переводных статей о деятельности различных национальных ассоциаций противников спортивной охоты.
Вл.Борейко


Один из текстов этого номера журнала публикуем:

Canis Lupus — Homo Sapiens: экологическая
история взаимной любви и ненависти

Каропа Г.Н., заведующий кафедрой географии УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»,
кандидат педагогических наук, доцент, г. Гомель


Важнейшим условием этического отношения к живой природе является требование видеть животное именно как животное, но не как некий одушевленный объект, наделенный человеческими качествами и свойствами. Подобный антропоморфизм никогда не приносил положительных результатов в биологии, экологии и экологической этике.
Отношение человека к животным детерминировано многими факторами и условиями: фольклором, мифами, житейским опытом, средствами массовый информации, доминирующими системами ценностей и приоритетов. Отношение человека к живой природе изменяется в той мере, в какой расширяется и обобщается его реальный опыт взаимодействия с дикими и домашними животными. История взаимодействия Человека и Волка наполнена как трагическими событиями, так и примерами взаимной любви, ненависти, ответственности и уважения.
Canis Lupus — первое дикое животное, прирученное человеком. Благодаря волку первобытный человек заметно улучшил условия своей жизни, повысив эффективность охоты на диких зверей и защиты от врагов. Начало приручения волка относится к эпохе мезолита (около 12 тыс. лет назад).

В Средневековой Европе волк чаще всего воспринимался как олицетворение зла и враждебности. Слепая вера в способность некоторых людей превращаться в волков была весьма распространенным явлением в Западной и Восточной Европе. В те далекие годы волки олицетворялись с ворами и прочими преступниками. Назвать кого-либо «волчьей головой» — означало предать человека смерти. Человек с прозвищем «Волчья голова» мог быть убит где угодно и как угодно, то есть без всяких юридических санкций и наказаний.

В «Божественной комедии» Данте Волк (более точно — старая Волчица) появляется как символ жадности и обмана, как предсказатель всего дурного и негативного. По мере развития сюжета комедии многие отрицательные герои и персонажи (лицемеры, колдуны, воры и т.д.) выступают как зловещие знаки, предсказанные Волчицей. Важно заметить, что Волчица только предсказывает все возможные беды и несчастия, но сама не творит зла и коварства. Средневековые крестьяне в Западной Европе называли жадных и злых помещиков и феодалов «волками».
В старых европейских сказках, поэмах и фольклоре волк не является абсолютно негативным персонажем. В многочисленных народных сказках и песнях, поэмах и легендах волк представляется чаще всего как злобный, способный к большому злу и насилию персонаж. Значительно реже волк изображается как доброжелательный, преданный и способный к самопожертвованию герой. Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый Волк» — выдающийся пример народной экологической этики и гуманизма. В этой чудесной сказке Волк, съевший коня Ивана-царевича, помогает впоследствии ему не только добыть Жар-Птицу и Елену Прекрасную, но и избежать несчастной участи быть убитым родными братьями. «Это я, Иван-Царевич, твоего коня съел...- спокойно говорит Волк. — Жалко мне тебя! ... Не печалься, я тебе помогу». В заключительных разделах этой поучительной истории сказано: «Иван-царевич поклонился Серому Волку и простился с ним навечно». Феномен русской духовности поистине неисчерпаем! Однако подтекст сказки не оставляет сомнений в том, что прощание не было долгим. За актом прощания, вероятно, последовал акт приручения.

В известной французской сказке «Красная Шапочка» волк предстает перед нами как соблазнитель легкомысленной девочки и в целом выступает как олицетворение безнравственных моделей поведения алчных и похотливых людей. В сказке Волк «съедает» не только Красную Шапочку, но и ее старую бабушку. «Добрые» лесорубы убивают «злого» Волка, рассекают ему брюхо и спасают Красную Шапочку и ее бабушку от суровой участи. Несомненно, в сказках — все аллегория и символ!! Вспоминая эту волшебную сказку, впервые услышанную в раннем детстве, мы задаем себе вопрос: «Многие ли мальчики и девочки действительно были испуганы ужасным образом коварного Волка?» Полагаю, что нет.

Недостаток объективной информации и соответствующих представлений о волках всегда с избытком восполнялся всевозможными искажениями, антропоморфизмом и переносом отрицательных человеческих качеств и отношений на нелюбимое живое существо.

Вполне вероятно, что человеческое стремление наделять незнакомые племена, группы людей или животных негативными свойствами является в некоторой мере врожденным качеством. Поэтому неудивительно, что долгое время люди воспринимали волков точно в таком же свете, в каком встречали чуждые им народы и племена. Вместе с тем люди наделяли волков теми же качествами, которые ненавидели в себе и от которых неистово стремились избавиться. Стремление к этическому прогрессу всегда создавало предпосылки для культурного, технического и экономического развития любого сообщества разумных индивидов.

В Средневековой Европе католическая церковь, регламентировавшая каждый шаг простого мирянина, усердно эксплуатировала образ воющего в ночной мгле волка как символ дьявола, искушающего и убивающего людей. Более того, различные направления христианской религии насаждали идею возможности превращения некоторых людей в волков. Идея оборотней, берущая свое начало в истории и философии Древней Греции, стала символом зла в Средневековой Европе, где тысячи мужчин, женщин и детей, обвиненные в этом грехе, были заживо сожжены на костре. В ранее упоминавшейся русской народной сказке Волк претерпевает ряд чудесных превращений и это воспринимается действующими лицами как обычный факт.

Наделяя волков человеческими качествами, и, тем самым, приравнивая человека к волку, люди вместе с ненавистью, питаемой к этим созданиям, могли видеть себя в более выгодном свете. Подобно тому, как Иисус Христос, изгнав бесов, загнал их в стадо свиней, добропорядочный крестьянин Средневековой Европы неустанно очищал свой внутренний («духовный») мир тем, что наделял волков теми качествами и свойствами, которые ненавидел в себе.
Видение волка самого по себе и без телеологических предрассудков, то есть восприятие волка как одушевленного объекта, обладающего своим собственным смыслом, не было характерной чертой средневекового человека. К сожалению, такое восприятие волка иногда встречается и в наши дни.

В мировой художественной и философской литературе существует великолепная история о том, что Святой Франциск Ассизский, демонстрируя гуманное отношение ко всему живому, заключил в городке Губбио (Италия) с Волком договор, согласно которому Волк не должен был пугать местных крестьян и нападать на их скот, а крестьяне, со своей стороны, должны были исправно кормить Волка, позволяя ему свободно гулять по улицам их городка. Обеими сторонами соглашение «строго» соблюдалось. Замечательная история, рассказанная английским писателем Г. Честертоном, не лишена художественного вымысла. Однако она может служить некоторой идеальной моделью гуманных взаимоотношений человека и живой природы.

Древний человек и волк на протяжении многих веков делили общие пищевые ресурсы, что часто усиливало чувства вражды и ненависти между ними. Вместе с тем такое взаимодействие формировало понимание необходимости сотрудничества и мирного сосуществования.

Взрослые особи вида Canis Lupus весят обычно 35-40 кг. Вес некоторых самцов может достигать 80 кг, что сопоставимо с весом взрослого человека. Волки — чрезвычайно мобильные, подвижные существа. В сутки они способны преодолевать расстояния до 100 км и более. Высокая мобильность позволяет крупным хищникам избегать своих естественных врагов и улучшать условия питания.

В системе сложных пищевых отношений волки находятся на верху пищевой пирамиды. Около 50 % их рациона составляют такие крупные звери, как бобр, олень, лось, кабан и овца. В недалеком историческом прошлом именно эти животные были главными объектами охотничьих интересов людей. В условиях дефицита пищи волки не пренебрегают и мелкими млекопитающими: зайцами, кротами, землеройками, мышевидными грызунами и др. Волки, избегающие прямых контактов с представителями Homo Sapiens, исключительно редко нападают на человека.
Важно отметить, что самое уважительное отношение к волку демонстрируют те народы, жизнь которых всегда была тесно связана с дикой природой: индейцы Северной Америки, ненцы, эскимосы, коряки, якуты и др. Народы Севера никогда особенно не жаловались на волка и умели жить с ним в относительной гармонии.

Однако не только разные народы, но и отдельные люди питают к волкам самые разные чувства, отношения и настроения. Вот только два примера принципиально различных типов отношений, но оба — из современной научной литературы.

Пример первый. Не совсем опытный охотник и его сын двигались к пастбищу оленей. Вдруг несколько молодых волчат, поджидавших возвращения с охоты всей стаи, ошибочно приняв людей за волков, радостно виляя хвостами, издавая приветственные звуки, выбежали навстречу людям. Отец и сын, с ужасом обнаружив несущихся им навстречу волков, припав на колени, открыли по волчьей стае беспорядочную стрельбу. В результате этой стрельбы 5 волков было убито, остальные спаслись бегством.

Пример второй. Несколько позже в аналогичной ситуации оказались доктор Дэвид Меч (США) и его аспирант. Они также двигались к оленьему пастбищу. Несколько молодых волчат и совсем еще маленьких щенков с лаем выбежали им навстречу, ошибочно принимая людей за возвращающуюся с охоты стаю. Зная повадки волков, доктор Меч сказал своему напарнику: «Давай немного подождем и посмотрим, как много времени понадобится волчатам, чтобы выяснить, что мы не волки, а люди». Волчата подбежали к людям на расстояния всего лишь нескольких метров, а затем, невероятно испугавшись, рассеялись в соседнем кустарнике. Никто не погиб, никто не пострадал. И в мире не пролилась невинная кровь. Это было бы просто замечательно, если бы каждый человек мог знать о волках то, что знал о них доктор Меч!

Несомненно, мы можем сожалеть о гибели невинных щенков. Но можем ли мы обвинять отца и сына за то, что они открыли стрельбу, ошибочно полагая, что волки собираются на них напасть? Вопрос риторический, относящийся скорее к области экологической этики, нежели к научному естествознанию. Людям, живущим в тесном контакте с природой, присуще в целом достаточно позитивное отношение к волкам.

Американский ученый и писатель Лорец рассказывает несколько историй, в которых волк представляется в весьма выгодном, позитивном свете. В одном из его рассказов — «Черный Волк и его отец» — рассказывается следующее.
Больной и обессилевший мужчина, оставленный двумя женщинами умирать в глубокой яме, оказывается спасенным двумя волками. Один из них — Белый, второй -Черный. В течение долгой дороги в Долину Волков Белый охраняет и спасает обессилевшего человека. С помощью Белого человеку удается приспособиться к жизни в волчьей стае и стать равноправным ее участником. Окрепнув, избавившись от болезней, человек возвращается в свое родное племя. Он убивает обеих предавших его женщин и их тела предлагает волкам. Потрясающая история, которая рассказывает больше о сущности человека, нежели о повадках волков.

В мировой художественной, научной и философской литературе есть немало других позитивных историй о волках. Одна из них — история Киплинга о мальчике Маугли, воспитанном волчьей стаей. Но лучше всех, пожалуй, о волках сказал бессмертный Джек Лондон.

Когда-то волк был одним из самых распространенных на Земле млекопитающих, заселявшим все Северное полушарие Старого и Нового Света. В наши дни популяция волка оказалась в значительной степени подорванной. На протяжении большей части своего первоначального ареала волки теперь не встречаются. Они полностью отсутствуют в большинстве стран Западной Европы, в большей части США, Мексике и Японии. Исчезновение волка в Западной Европе и Северной Америке представляет собой прямой результат человеческой жестокости и экологического невежества.

В США, например, в течение многих лет реализовывалась специальная государственная программа, направленная на истребление волков посредством использования авиации и изощренных капканов, разбрасывания отравленной пищи и всемерного поощрения охоты. Эта программа предусматривала повсеместное уничтожение волков на всей территории страны, в том числе в национальных парках.

В Евразии столетия кровавой охоты и биологического геноцида привели к уничтожению волков во многих странах и регионах. Например, уже к 1700 г. волки были полностью уничтожены в Великобритании, к 1750 г. — в Ирландии, к 1847 г. — в Германии, к 1905 г. — в Японии. Последний волк на территории Франции был убит в 1935 г..
В Европе волк всегда считался главной угрозой для домашнего скота и людей. Люди постоянно «игнорировали» тот факт, что главную угрозу для человека представляет другой человек, но далеко не Canis Lupus.

В Древнем Риме волк был символом города, так как основатели города Ром и Рэмус, согласно древней легенде, были вскормлены и воспитаны мудрой волчицей. Во многом благодаря этой легенде, волки выжили в Италии. Небольшая популяция Canis Lupus, насчитывающая около 100 особей, обитает сегодня в национальном парке Абруззи, недалеко от итальянской столицы. С развитием городов и сокращением численности сельских жителей эта популяция становится более многочисленной и постепенно распространяется по всей территории Апеннинского полуострова. В 1993 г. она достигла франко-итальянской границы и пересекла ее. 1993 г. считается датой возвращения волка серого во Францию.

Сегодня во Франции волки заселяют горные альпийские районы с богатыми традициями овцеводства, где их естественной пищевой базой служат серна и косуля, а иногда и домашние овцы. Реставрация традиционных способов защиты овечьих стад (укрытие овец в загоны на ночь, разведение специальных пород собак и др.) сократила потери овцеводов и привела к некоторому снижению численности волков, что стало основой для формирования нового экологического баланса в системе «хищник — жертва».

Первое серьезное научное исследование отношений «хищник — жертва» было проведено в 1940–1941 гг. в национальном парке Мак-Кинли (США, штат Аляска). В этом исследовании наблюдались волки, охотившиеся на большерогую овцу. Исследование впервые зафиксировало тот сейчас широко известный факт, что крупные хищники (в том числе волки) выбирают в качестве жертвы старых или ослабленных болезнями животных.

Изучение костных остатков животных, ставших жертвами волков, обнаружило то, что все они страдали кариесом, тяжелыми заболеваниями суставов и костей. Почти для всех жертв было также характерно поражение костного мозга. Каким-то особым чутьем волки определяют больных животных и отделяют их от общего стада, препятствуя распространению инфекций и способствуя таким образом более эффективному воспроизводству популяции. Дальнейшие исследования показали, что волки отбирают для своей охоты животных не в пропорции к их общей численности, а в пропорции к уязвимости (ослабленности) жертв.

Любая предполагаемая жертва имеет множество способов избежать печальной участи и спастись бегством. Северные олени, например, в течение периода размножения мигрируют далеко на Север, где их телята в меньшей степени подвержены опасностям, исходящим со стороны волков. Волки же, будучи связанными потомством, не имеют возможности удаляться на большие расстояния от своего логова.

Большерогая овца, обитающая в Северной Америке, избегая волков, часто перемещается на крутые отвесные утесы, где чувствует себя в относительной безопасности. Взрослый лось может успешно сражаться с целой стаей волков или же просто спастись бегством при условии, что своевременно обнаружит приближение своих естественных врагов.
Все эти обобщения были подтверждены в ходе специального научного исследования, проведенного в 1966 г. в США. На одном из островов, расположенных в средней части озера Верхнее (Великие Американские озера), наблюдались около 20 волков и 600 лосей. Исследования, проводимые с помощью авиации, показали, что в течение зимы волки уничтожили всего около 4 % лосей. Важно заметить, что большинство убитых лосей имело возможность избежать волков или же отбиться от их атаки. Изучение костных остатков обнаружило тот факт, что все жертвы страдали тяжелыми неизлечимыми болезнями.

Европейские волки располагают более богатой кормовой базой, чем их американские собратья. Например, в национальном парке «Беловежская пуща», расположенном в приграничных районах Польши и Беларуси, волки имеют возможность охотиться на косулю, благородного оленя, лося, дикого кабана и даже на зубра. Однако чаще всего они нападают на косулю и оленя. Дикие кабаны, лоси и зубры остаются почти неуязвимыми. В этом лесном районе, чрезвычайно богатом разнообразными млекопитающими и другими дикими животными, волки редко нападают на домашний скот: лошадей, коров, овец, коз и др.

Из всех домашних животных именно овцы в первую очередь привлекают внимание волков. Это объясняется тем, что овцы, во-первых, имеют как раз те размеры, которые больше всего «подходят» волкам; во-вторых, овцы часто оказываются весьма инертными и поэтому легко уязвимыми. В районах, где обитает мало диких копытных зверей и господствуют безответственные формы животноводства, именно овцы чаще всего становятся легкой добычей волков.
Обычно волки охотятся в стаях. Подобная охота на крупных зверей (олень, лось, кабан, зубр) требует высочайшей кооперации и координации действий, что предполагает высочайший уровень развития социальных взаимодействий между членами стаи. Как правило, крупные хищники (волки, львы, гиены и др.) охотятся на тех животных, которые соответствуют их собственным размерам. В своем охотничьем поведении волки представляют собой как бы «сухопутный» аналог дельфинов-касаток, также добывающих себе пищу в больших стаях.

В настоящее время во многих странах мира обсуждается вопрос о реинтродукции (возвращении) волков в исторические места их естественного обитания. При этом всегда возникает вопрос о том ущербе, который они могут принести домашнему скоту. В указанной связи опыт Иеллоустоунского национального парка (США) может оказаться весьма поучительным.

В 1995 г. после весьма продолжительных научных и общественных дискуссий в этот природный резерват было переселено 14 волков, отловленных в Канаде. Год спустя, в 1996 г., к ним было добавлено еще 17 голов. Несмотря на различные дорожные инциденты, а также на нелегальную и легальную охоту (отстрел волков разрешался в случае пересечения ими границ парка), численность волков неуклонно росла и к 2003 г. стабилизировалась на уровне 120 особей, сконцентрированных в 12 — 14 стаях. Положительными следствиями интродукции волка стало не только то, что волки установили естественный контроль за некоторыми копытными животными, являющимися излюбленными объектами охоты американцев (лось, олень вапити и др.), но и существенно сократили численность койотов, которые, по мнению американских фермеров, представляют самое большое зло для домашних животных.
Изображение
Аватара пользователя
Петрович
Обитатель ForestRU
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: Вт дек 29, 2009 7:57 pm
Откуда: Московская область

Re: Волк - страж леса!

Сообщение sklady » Сб ноя 13, 2010 9:32 am

Разве только волка можно назвать санитаром?
Тот же медведь или росомаха разве меньше делают?
Каждый зверек нужен, окромя комаров...
"Сотри пыль будней с зеркала души."
Аватара пользователя
sklady
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Сб ноя 13, 2010 9:19 am
Откуда: Донецк

Re: Волк - страж леса!

Сообщение VladaNovik » Чт дек 02, 2010 12:12 am

а если в некоторых странах волки на поселения выходят, тогда что?
VladaNovik
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Чт дек 02, 2010 12:10 am

Re: Волк - страж леса!

Сообщение maxim4eck » Вс дек 05, 2010 1:53 am

Отличная идея!
maxim4eck
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вс дек 05, 2010 1:50 am
Откуда: Ногинск

Re: Волк - страж леса!

Сообщение sandazh » Сб дек 25, 2010 5:41 pm

красивый зверь
sandazh
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Сб дек 25, 2010 5:33 pm
Откуда: Kiev

Re: Волк - страж леса!

Сообщение worldwar87 » Пн янв 03, 2011 10:07 pm

да не только волк) много кто стражем леса назвать можно.
worldwar87
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пн янв 03, 2011 10:02 pm

Re: Волк - страж леса!

Сообщение acino » Пт янв 07, 2011 9:56 am

Красивый. Но встречаться с ним не хочется... :(
acino
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пт янв 07, 2011 9:51 am

Re: Волк - страж леса!

Сообщение gamer » Вт янв 11, 2011 3:29 pm

когда то про ежиков читал, что если они исчезнут - всему конец. Но думаю так можно про любой вид сказать, все связано.
А волк таки красавец
gamer
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вт янв 11, 2011 3:25 pm
Откуда: Тула

Re: Волк - страж леса!

Сообщение sergodanilov » Пт фев 11, 2011 1:26 am

все взаимосвязано,, не будет волка будет много зайцев, будет много зайцев будут страдать деревья и так по цепочке
sergodanilov
Пользователь
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пт фев 11, 2011 1:13 am
Откуда: Чай-на-таун

След.

Вернуться в Обсуждаем проблемы охраны природы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

cron