Предложения российских неправительственных природоохранных организаций для формирования Национального плана действий по преодолению проблем правоприменения и управления в лесном секторе
Проект от 19 октября 2005 г.
Российские неправительственные организации (НПО) особое значение придают тщательной разработке формирования Национального плана действий по преодолению проблем правоприменения и управления в лесном секторе. План должен содержать однозначно сформулированные, реально выполнимые и эффективные меры, поддержанные четко определенным и достаточным финансированием.
Данные предложения являются обобщением заявленных ранее позиций и тревований (Предложения российских НПО к подготовительной конференции ФЛЕГ, обращения межрегиональных конференций и совещаний, состоявшихся с июня по сентябрь 2005 года в Москве, Ивантеевке, Волгограде, Хабаровске, Приморском крае и др.).
Комментарии и предложения принимаются до 15 ноября на мой адрес или через форум. Финальный фариант предложений будет доведён до участников министерской конференции в Петербурге. Структура предложений подготовлена в соответствии со структурой документов министерской конференции.
Российские НПО считают, что успешное выполнение Плана возможно только при полной открытости процесса, участии в выработке решений и возможности контроля выполнения решений со стороны природоохранных НПО и иных общественных организаций.
Основываясь на положениях Министерской декларации, План должен учитывать социальные, экономические, политические особенности российской действительности и экологическую роль российских лесов и должен включать следующие положения:
Политические аспекты
· Провести анализ потенциальной и коррупционной опасности действующей нормативной базы лесного хозяйства, системы управления лесами, ограничений и назначаемых мероприятий.
· Дать старт обсуждению и обеспечить полноценное участие всех слоёв общества для формулирования положений национальной лесной программы России.
· Обеспечить интеграцию национального плана действий с такими международными процессами и инициативами, как программа «Большой восьмерки» (G8), Цели развития тысячелетия (MDG), Форум ООН по лесам (UNFF) и План действий EU FLEGT.
· Провести в 2007 году оценку эффективности пунктов плана действий и их воздействия на решение проблем правоприменения и управления в лесном секторе.
Законодательство и судебная система
· Привести действующее лесное законодательство в соответствие с принципами устойчивого управления лесами.
- разработать методическое руководство об организации и проведении экологической оценки в сфере управления лесопользованием (ОВОС и государственной экологической экспертизы)
- переработать Методику составления планов рубок (1989г.) и Схему типового проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда (1994г.) в целях обеспечения соответствия планов и проектов действующему законодательству в области экологической экспертизы
- закрепить на уровне федерального закона определения термина «незаконная порубка», с учетом Постановления Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения"
- внести дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части введения административного приостановления деятельности как основного вида административного наказания по следующим составам административных правонарушений: статьи 8.1., 8.4., 8.25., 8.26., 8.27., 8.28. , 8.31., 8.32., 8.33., 8.39.
- обеспечить практическую реализацию требований законодательства по охране мест обитания и произрастания редких и исчезающих видов животных и растений, а также ключевых для их выживания территорий, которые могут быть нарушены при лесопользовании.
· Исключить из действующего законодательства устаревшие ограничения и нормы, противоречащие современным представлениям об экологии леса:
- переработать лесохозяйственные нормативно-технические и инструктивно-методические документы, например «Правила рубок», чтобы привести их в соответствие с требованиями к ведению устойчивого и экологически грамотного лесопользования, и представить на государственную экологическую экспертизу. Процесс переработки данных документов должен быть открытым и идти с активным привлечением общестественности и бизнеса.
- лесопользователям должно быть дано право не рубить участки древостоя (с соответствующими исключением из расчета главного пользования и сокращением арендной платы), если может быть обосновано, что их рубка по экономическим и экологическим соображениям нецелесообразны
· Усилить роль общественности в управлении лесами и лесопользовании
- обратиться к Правительству Российской Федерации как к субъекту законодательной инициативы о внесении дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях о наделении представителей общественных объединений специальными полномочиями в области инспектирования хозяйствующих субъектов при осуществлении общественного экологического контроля – правом составления от своего имени протоколов, актов и т.п.
- разработать Положение об общественной лесной инспекции (О внештатных лесных инспекторах)
- переработать Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде России (1994г.), предусмотрев участие общественности на всех этапах проектирования, включая самые ранние, в т.ч. планирование.
Создание институциональной основы и потенциала
· создать действенную структуру государственной лесной охраны, уровень территориальной организации и количественный состав которой позволяют осуществлять своевременный и адекватный контроль над лесопользованием, в частности через сохранение государственных органов лесной охраны на уровне административных районов
· обеспечить открытость для широких слоев общественности информации о состоянии лесов, управлении лесами и лесопользовании (в том числе о времени и месте проведения конкурсов и аукционов по предоставлении лесов в аренду и т.д.). Для этого, в частности, придать на уровне федерального закона статуса государственных информационных ресурсов информации о лесном фонде и лесопользовании.
· в целях обеспечения информационной прозрачности в сфере управления лесопользованием придать на уровне федерального закона статуса государственных информационных ресурсов информации о лесном фонде и лесопользовании
· включить системы опросов и другие технологии выяснения общественного мнения как механизмы обеспечения сотрудничества с гражданским обществом.