Тур, благородный олень, серна, зубр - в Красную книгу

Обсуждение проблем сохранения редких видов: современное состояние популяций,
причины сокращения численности, охрана местообитаний и т.д.

Модератор: Нелли

Тур, благородный олень, серна, зубр - в Красную книгу

Сообщение zakharov » Вт апр 25, 2006 9:59 am

Вот, из рассылки по Северному Кавказу:

Некоторые соображения по вопросу включения охотничьих видов (западнокавказский тур, благородный олень, серна, зубр) в Красную книгу Краснодарского края.

1.Инспекционный контроль (кроме территорий ООПТ федерального значения)

В настоящее время на территории РФ действуют два основных нормативных правовых акта, сколько-нибудь регулирующие организацию и осуществление охот: постановление Совета Министров РСФСР от 10.10.60 1548 "Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" и Приказ Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.88 "Типовые правила охоты в РСФСР". Документы действующие (см. Письмо МПР РФ от 12.08.96 12-02-16).

В соответствии с п.3 постановления 1548 охотничьими угодьями признаны ВСЕ земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания животных и могут быть использованы (МОГУТ БЫТЬ, но не обязательно используются - Примечание мое) для ведения охотничьего хозяйства.

В соответствии с п.10 того же постановления охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц (без уточнения их отношения к охотничьим видам, т.е. ВСЕХ - Примечание мое), а также нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами и другими орудиями лова либо с добытой продукцией.

Понятие "незаконная охота" подразумевает охоту, проведенную без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами, или в отношении животных, охота на которых полностью запрещена.

Охотничьи виды, занесенные в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ, исключаются из общего перечня используемых охотничьих видов (постановление Правительства РФ от 26.12.95 1289), т.е переходят в категорию животных, добыча которых допускается по разрешениям, на основании требований и в целях, устанавливаемым соответствующими природоохранными органами.

Добыча данных видов, произведенная с нарушением установленных требований, исходя из вышеозначенного, может трактоваться как незаконная охота.

На основе вышесказанного можно отметить, что утверждение заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю О.В.Сизонова о том, что включение в Красную книгу Краснодарского края отдельных видов охотничьих животных лишает Россельхознадзор права осуществлять контрольно-надзорные функции по данным видам в корне неверно. Для нарушений по данным видам остаются по-прежнему в силе ст.8.37 ч.1, ч.3 КоАП РФ, правом применять которую располагают органы охотконтроля и ОВД (ч.1), и ст.258 УК РФ, уголовное дело по которой могут инициировать эти же органы.

Полномочия Россельхознадзора распространяются на все природные территории, включая ООПТ федерального и регионального значения.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует законодательно установленное разграничение федеральной и субъектовой собственности на объекты животного мира. Основной федеральный закон, регулирующий отношения по животному миру - "О животном мире", разделяет ПРАВА федеральных и региональных структур на выполнение тех или иных функций в отношении тех или иных объектов животного мира. Иными словами, разграничены не виды животных, а функции.

Глава V Федерального закона от 24.04.95 52-ФЗ "О животном мире" устанавливает порядок пользования объектами животного мира. Ст.35 гласит, что пользование животным миром осуществляется на основании разрешений (лицензий).

Посредством включения отдельных видов в Красную книгу субъекта РФ региональная власть получает полное право регулировать использование этих видов, в том числе выдавать разрешения на добычу (отлов), утвердив данное право, порядок добычи и ответственность за его нарушение собственными нормативными правовыми актами.

Так как при этом единовременно действует и норматив об обязательности наличия такого разрешения в федеральном законе, инспектора Росприроднадзора сохраняют право в отношении видов, включенных в Красную книгу региона, применять меры в соответствии со ст.8.37, ч.3 КоАП РФ.

Региональная ответственность за незаконное использование объектов животного мира, занесенных в КК, в настоящее время предусмотрена исключительно ст.7.3 Закона Краснодарского края от 23.07.03 608-КЗ "Об административных правонарушениях".

Исходя из данного закона полномочиями составлять протоколы по данной статье располагают некие абстрактные должностные лица органов местного самоуправления, а также должностные лица ОВД. Инспекционный контроль в составе краевого управления природными ресурсами и территориями, к сожалению, пока отсутствует.

Полномочиями рассматривать протоколы, составленные по ст.7.3, согласно тому же закону, располагают довольно абстрактные административные комиссии. Таким образом, при включении некоторых охотничьих видов в КК инспекционная охрана в соответствии с требованиями регионального законодательства на практике будет осуществляться исключительного ОВД.

При отказе Россельхознадзора выполнять свои обязанности в отношении видов, исключенных региональной Красной книгой КК из перечня охотничьих, что вполне возможно, и воздействовать на них будет проблематично, такой контроль вряд ли можно будет считать достаточно действенным. Скорее всего, его не будет вообще, т.к. у ОВД края отсутствует стимул для реализации имеющихся полномочий. Возможности Росприроднадзора ввиду малочисленности инспекционного состава весьма ограничены.

Охрана и регулирование численности

Охрана подразумевает не только предотвращение браконьерства, но и обеспечение биотехнических мероприятий. Биотехнические мероприятия по сути - это искусственная компенсация недостаточных природных условий для благополучного существования популяций на определенной территории.

Разница между целями биотехнических мероприятий, проводимых по редким животным и по промышляемым охотничьим видам, заключается в том, что численность редких видов доводится до отметки устойчивого существования популяции, а численность охотничьих - до избыточного количества, позволяющего осуществлять безболезненное для популяции изъятие. Причем изъятие селективное, т.е. в целях обеспечения постоянного прироста численности.

Естественно, что на выполнение данных мероприятий закладываются определенное финансирование. Достаточное или нет - отдельная тема. Вопрос в данном случае касается эффективного или хотя бы просто достаточного освоения выделенных средств. И данное освоение подразумевает наличие развитой структуры. Если про такую структуру на территориях региональных ООПТ еще может идти речь (что, впрочем, исходя из имеющегося порядка управления региональными ООПТ, вызывает у меня большие сомнения), то как быть с остальными территориями, которые, не относясь ООПТ, тем не менее являются приписанными охотугодьями? И уж тем более угодьями, свободными для общего посещения? Какая структура на данных территориях будет обеспечивать поддержание популяций и мест их обитания? Иными словами: если не охотники и охотустроители, то кто?

Можно утверждать, что в соответствии со ст.24 Федерального закона "О животном мире" лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях, где обитают виды, занесенные в различные Красные книги, т.е. охотники и охотустроители, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов. Но для кого и когда это служило веским основанием для выполнения возлагаеых обязанностей? Предполагаю, что в данной ситуации охрана, в том числе и инспекционная, таки будет осуществляться пользователями охотугодий и Россельхознадзором, но ровно в пределах того, чтобы обеспечить безопасность собственной задницы от прокурорского гнева. По причине отсутствия заинтересованности в конечном результате.

Таким образом, внесение некоторых охотничьих видов в региональную Красную книгу не только не обеспечит необходимую охрану данных видов, а напротив - существенно ее подорвет. Одно дело - охрана ресурса, приносящего прибыль. И совсем другое - охрана эфемерной государственной собственности с копеечным финансированием. Как говорится, "что не мое, то ничье", а ничье не жалко.

Таким образом, критерий редкости на территории региона при общем благополучии вида не может являться определяющим для его включения в региональную Красную книгу, если это не решает вопроса его охраны и восстановления. И уж тем более, если это может ухудшить состояние вида.

Предлагаемый вариант решения вопроса

Какова реальная численность охотничьих копытных животных, предлагаемых для включения в Красную книгу Краснодарского края, мне неизвестно. Как и неизвестно, каким образом распределяются популяции данных животных по территории края и какова численность каждой из них. Не могу также сравнить благополучие популяций на территориях федеральных, региональных ООПТ и используемых охотугодий (со скидкой на лимитирующие факторы). Собственно, все это должно быть в первую очередь оценено для выработки стратегии сохранения данных видов. Но речь сейчас не о том.

В том случае, если нет явных признаков способствования браконьерству со стороны охотустроителей, предлагаю рассмотреть компромиссный вариант, заключающийся в возможности включения означенных видов не в основной текст Красной книги, а в приложение к ней под условным названием "Список животных (можно также и растений), не занесенных в Красную книгу Краснодарского края, но нуждающихся на территории Краснодарского края в постоянном контроле и наблюдении". Фактический аналог Приложении 3 согласно Положению о Красной книге Краснодарского края, с той только разницей, что виды из Приложения 3 сейчас рассматриваются как включенные в Красную книгу (т.е. или изменить статус Приложения 3, или добавить Приложение 4).

Таким образом, животные не будут исключены из списка охотничьих видов, но при этом условия регулирования их использования значительно расширяются. Т.е. вид как бы в Красной книге, но как бы и не в ней. Требования к охране и регулированию использования видов, внесенных в данное приложение, могут быть внесены в Положение о Красной книге КК, а также в планируемые к разработке нормативные правовые акты, указанные в постановлении Главы Администрации КК от 09.10.05 843.

Приказом Россельхознадзора РФ от 24.01.05 4 "О создании территориальных органов Россельхознадзора" установлены основные требования к проектам Положений о них. Одним из обязательных пунктов Положения является пункт о функции территориального органа осуществлять контроль и надзор за "выполнением юридическими лицами и гражданами требований федерального законодательства и ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РФ в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания" (к сожалению, утвержденного Положения о территориальном органе Россельхознадзора по Краснодарскому краю при всем старании мне найти не удалось). Т.е. Россельхознадзор не только обязан учитывать требования регионального законодательства, но и следить за его выполнением.

Так как при вынесении предложений по лимитам добычи так или иначе должны будут учитываться интересы региона, не следует особо настаивать на прекращение охоты на данные виды. Хотя, конечно, учитывая, как проводится нынешняя федеральная экспертиза лимитов+ В конце концов существует прецедент запрета охоты на отдельные виды животных, вынесенный постановлением Главы Администрации КК от 28.08.02 996, которым на 2 года было наложено вето на добычу кавказского благородного оленя, кабана и косуль. Повторение при необходимости вполне возможно..

И, наконец, хотелось бы обратить внимание на то, что развитие охоты и охотничьих хозяйств в сторону осуществления рационального природопользования давно пора расценивать не как противоположность охране биоразнообразия, а как одно из его направлений. И соответствующим образом выстраивать взаимоотношения методов охраны.

С наилучшими пожеланиями
Шершнева Ольга
zakharov
Главный редактор
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2004 6:18 pm
Откуда: Ликино-Дулёво Московской области

Вернуться в Охрана редких видов млекопитающих

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron