Основы проведения школьниками исследовательских работ

В этом форуме желающие могут поделиться методиками своей работы, а также обратиться за помощью к коллегам. Размещаем информацию о новинках литературы или просто об интересных и полезных публикациях.

Модератор: OZa

Основы проведения школьниками исследовательских работ

Сообщение zakharov » Сб сен 20, 2008 1:25 am

Фрагменты из брошюры Харитонов Н.П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.: Лесная страна, 2008. — 28 с. — ISBN 978-5-91505-010-4

Как оформить результаты исследования?

Научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, его тезисы – все это различные формы изложения исследовательских работ. Пишутся они приблизительно по одному и тому же плану. В изложении материала всегда следует добиваться точности и общедоступности. Умение грамотно и понятно подавать материал приходит с опытом.

Покажите, что у Вас получилось Вашим коллегам, обсудите с ними полученные результаты и подумайте, как представить для ознакомления окружающим. Ну а способов представления результатов для широкой аудитории тоже много. Это и устный доклад или стендовое сообщение, листовка, плакат или стенгазета, выпуск информационного бюллетеня или передача по школьному радио. И в подготовке этих представлений Вам и вашим ученикам всегда поможет оформленный по всем правилам отчет о проделанной работе.


ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая исследовательская работа по их актуальным вопросам.

Наука включает в себя как деятельность, направленную на получение знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний. Таким образом, наука – это процесс получения новых знаний, с учетом систематизации уже полученных результатов. Практикой многократно доказано, что научиться грамотно проводить исследования может каждый нормальный человек.

Биология – наука, в которой многие области доступны для работы в них школьников.



Классификация письменных работ учащихся

Можно выделить следующие группы письменных работ учащихся:

1. «Творческие работы». Сюда можно отнести сочинения, описания на заданную тему, критические заметки и т.п. Эта группа работ часто встречается в работах естественнонаучного цикла, выполняемая младшими школьниками (например: «Жизнь моего хомячка»). Подобные работы не подпадают под понятия учебно-исследовательских или исследовательских работ, если в них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала, и в связи с не научностью изложения.

2. Реферативные работы (литературные обзоры). Подготовка хорошего литературного обзора по любой теме - задача очень сложная для начинающих. При написании реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и статей, в которых содержится материал по интересующей его теме. Так как для учащихся возможность работы в хороших научных библиотеках ограничена, то обычно при написании реферата используется несколько статей и т.п. имеющихся в наличии у самого учащегося или его руководителя.

Хороший реферат – тоже научная работа. Но если он составлен как простой информационный обзор по теме, и в нем не присутствует анализ и обработка представленного материала, то его нельзя отнести к научной работе. В этом случае он скорее попадет в категорию «творческих работ».

Литературный обзор по теме исследования обычно предусматривается в исследовательских работах, как отдельная глава.

/В последние годы, с развитием новых информационных технологий, появилась возможность, с помощью Интернета, пользоваться электронными библиотеками и сайтами, где помещены журналы, монографии и другие литературные источники по различным проблемам микробиологии, генетики и биохимии, что существенно облегчает начинающим исследователям поиск необходимой литературы при подготовке рефератов по указанным наукам/.

3. Отчеты об экспедициях и поездках. В работах этой группы может содержаться интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Но собранный материал излагается в виде перечисления увиденного или представляет собой текст, переписанный из дневников походов, без какого-либо обобщения, систематизации и обработки собранных данных.

4. Исследовательские работы. Этот тип работ существенно отличается от описанных выше. В нем содержатся обязательные элементы научного исследования - постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

Различия же между учебно-исследовательской и исследовательской работами мало существенны и на наш взгляд, они представлены в основном тем, что учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и контролем со стороны преподавателей, и часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе выполнения таких работ, часто известны руководителям заранее. Таким образом, эти работы являются как бы упражнением на заданную тему, когда учащийся оттачивает преподнесенные ему умения и знания, необходимые для выполнения, в будущем, самостоятельного исследования.

Исследовательские же работы подразумевают большую самостоятельность учащихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Естественно такие работы выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности, а руководители выступают при этом как консультанты, и, при необходимости, помогают на разных этапах ее выполнения. Для выполнения исследовательских работ требуется хорошая техническая база и организация методически правильного руководства.

К этой же группе можно отнести некоторые курсовые и дипломные работы студентов.

И еще одно отличие. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает, в первую очередь ознакомление учащихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты. При проведении же исследовательских работ подразумевается, что учащийся уже познакомился с основными принципами и методами сбора и обработки данных, освоил их, и в состоянии сам оценить свои возможности в выполнении темы. Да и результаты, которые могут получиться часто неизвестны даже преподавателям.

5. Комплексные работы. Часто, во время экспедиций и других поездок, школьники, под руководством преподавателей, осуществляют на определенной территории различные исследования по многим направлениям. Это и зоология и ботаника, география и геология, топонимика и этнография, и другие. Обычно по каждому разделу работает два-три или группа учащихся. Выполненные исследовательские работы объединяются в общий отчет, где они представлены в виде отдельных разделов.

И если отчет имеет общую цель и выделенные задачи для всего исследования, а также проработанные методические вопросы, общие выводы или заключение, то такую работу можно назвать комплексным исследованием, осуществленным группой учащихся.

Если же каждый раздел имеет собственную цель и задачи, методику, выводы или заключение, то следует говорить не о комплексной работе, а об отчете экспедиции, практики и т.п. И руководителям таких работ следует посоветовать - не делать «сборную солянку» из не связанных между собой материалов, а помочь учащимся оформить свои исследования в виде индивидуальных или групповых исследовательских работ.

Рассмотрим основные правила подготовки и проведения исследовательской работы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Обычно в исследовательской работе треть времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, и выбор или отработка методики проведения исследования; еще одна треть времени затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов; и не менее трети времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому, в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для исследования и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому исследованию должно предшествовать, возможно полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия, или отсутствие объективных данных. Разработка научной темы представляет собой разрешение противоречия, ведущее к развитию наших умений и к получению новых знаний.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель исследования и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Нельзя, например, наблюдать за водными беспозвоночными вообще, но можно выяснить, к примеру, какие виды водных ракообразных или моллюсков водятся в конкретном пруду.

Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. «Гигантизм» в выборе темы и цели исследования – наиболее распространенная ошибка начинающих исследователей. Как пример, остановимся на предполагаемом исследовании – «Водные беспозвоночные Липецкой области». Данная тема подразумевает работу большого коллектива исследователей, которые в различные сезоны года, в течение ряда лет, должны объехать большинство водоемов области для сбора материала. Если же предполагается изучить водоемы окрестностей какого-либо населенного пункта в течение нескольких дней, то название темы явно не будет отражать характера проводимой работы. Кроме этого данная тема подразумевает изучение большого аспекта возможных задач, как изучение видового состава различных систематических групп, их экологических особенностей, мест обитания и др. А изучение, например, видового состава и мест обитания водных моллюсков и насекомых, не даст достаточного объема материала, чтобы ответить на главный вопрос, подразумеваемый в приведенном исследовании – выяснить все, касающееся видового состава и особенностей распространения всех групп водных беспозвоночных Липецкой области.

Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоемкое занятие. При их постановке исследователь должен четко сформулировать для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно подразделить возможные задачи (по задаваемым вопросам) на следующие типы (по Г.М. Длусскому и А.П. Букину, 1986, с изменениями):

1. Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»).

Пример: «Выяснить, сколько времени живет губка?».

2. Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»).

Пример: «Выявить связь между распределением зоопланктона и растительностью водоема?».

3. Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»).

Пример: «Установить, зависит ли количество видов водных ракообразных от температуры воды в водоеме?».

4. Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»).

Пример: «Изучить, для чего паук - серебрянка строит купол под водой?».

5. Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»).

Пример: «Выяснить, как зависит видовое разнообразие зоопланктона от сезона и времени суток?».

6. Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).

Пример: «Установить, почему в течение суток изменяется распределение фитопланктона по акватории водоема?».

Планирование работы подразумевает также необходимость в выборе методов работы, и в определении методики проведения исследования. Очевидно, что истину дают не предположения, а точно и правильно подобранные факты, и их объяснения. Поэтому очень важна разработка методики сбора этих фактов. Хорошо продуманный и подобранный метод исследования часто создает основу его успеха.

Установление любых закономерностей начинается со сбора фактов, относящихся к теме исследования. Факты эти могут быть получены из опубликованной литературы и любых других источников. Но первоисточником, а нередко и единственным источником их получения, в биологии служат непосредственные наблюдения в природе, или эксперименты, проводимые в лабораторных условиях.

Сбор научных фактов требует выполнения некоторых, многократно проверенных практикой, правил:

1. Записи наблюдений должны делаться в специальных журналах наблюдений или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель ни надеялся на свою память. В записях допустимы общепринятые в науке сокращения и условные знаки. В остальном, чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными.

2. Всякое исследование должно, по возможности, документироваться не только записями, но и вещественными образцами, служащими для доказательства открытий, для контрольной проверки или для проведения более тщательного исследования в лабораторных условиях. Таковыми являются: гербарий, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности, и др. В последнее время, с развитием фото и видео техники, доказательством может являться и фото или видео изображения.

3. Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны быть получены сходные результаты. Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и в повторностях. И если результаты их несколько отличаются, следует оценить их с помощью методов статистики.

4. Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Если работа основана на выявлении видового состава, то это надо делать очень тщательно, чтобы обнаружить и учесть не только массовые, но и редкие виды.

Результаты любой работы зависят от числа проведенных опытов, наблюдений и их обработки. Поэтому, при выборе методики, необходимо оценить, сколько необходимо провести однотипных измерений, наблюдений и т.п., и какие использовать способы обработки первичных данных.

СБОР МАТЕРИАЛА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С НИМ

Основной метод получения научных выводов – сравнение наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать результаты наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, называется контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть. Между опытом и наблюдениями в природе нет резкого рубежа. Исследователь должен всегда искать ответы на интересующие его вопросы во множестве опытов, стихийно возникших в природе или проводимых в лабораторных условиях.

Зачастую материал или площадь исследуемого объекта настолько велики, что исследовать их сплошь невозможно. В таких случаях пользуются методом проб или выборки материала для точного изучения из отдельных частей целого. Пробами могут быть отдельные участки местности (площадки, трансекты и т.п.), отрезки времени, отдельные части объекта и др.

Любые научные материалы должны быть достоверными, то есть должны отражать истинную картину имеющихся в природе закономерностей, численных соотношений и процессов. Поскольку различные закономерности могут взаимно затушевывать друг друга, очень малочисленные наблюдения и пробы могут давать данные, искаженные случайным взаимодействием каких-либо неучтенных обстоятельств. Так же искажает истину и неосознанная предвзятость подбора проб. Для того чтобы выбор проб не был предвзятым, он должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинен математической закономерности.

В первом случае, например, изучающий видовой состав и особенности произрастания травянистых растений на лугу бросает, не глядя, палку за спину и там, где она падает, закладывает пробные площадки (и так 5–10 раз). Математическое размещение проб – это размещение их в строго геометрическом порядке (в шахматном или через равные промежутки по прямой); либо проведение наблюдений через равные промежутки времени, или выбор каждой пятой, десятой и т.д. пробы для обследования. Вместе с тем, если пространство неоднородно, то, например площадки, нужно разместить так, чтобы они характеризовали участки с разными свойствами.

При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.п.) и изложении результатов работы необходимо, как можно более полно сравнить результаты опытов, учетов или наблюдений. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

Переписывание данных из дневника наблюдений без какой-либо обработки и осмысления – недопустимая вещь.

Обработку результатов проводят после окончания наблюдений или учетов на основании записей в полевых дневниках. Ее можно проводить различными способами. Например, записи полевых наблюдений, ежевечернее, систематизируют и группируют по видам в специальном дневнике (общей тетради). Или на каждую встречу заполняют «Карточку регистрации встреч», которая является основой картотеки, и т.п. Систематизированный фактический материал должен быть максимально достоверен, полноценен и охватывать весь период наблюдений. Стиль изложения максимально сжатый, главное внимание уделяется сводным таблицам, картам, рисункам.

После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть, ответил ли исследователь на поставленные в них вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы необходимо помнить, что отрицательный результат - тоже результат. И он тоже должен присутствовать в выводах как бы автору не хотелось его скрыть.
zakharov
Главный редактор
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2004 6:18 pm
Откуда: Ликино-Дулёво Московской области

Вернуться в Обмениваемся методиками и литературой

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron