Экологическое образование - каким ему быть?

Здесь общаемся на самые разные темы в рамках заявленной темы. В случае необходимости та или иная тема для удобства пользователей может выделяться в отдельный форум.

Модератор: OZa

Сообщение Флинт » Чт янв 12, 2006 9:16 am

Бабанин писал(а):... но главные экологические преступления мы совершаем в магазине, и это в первую очередь надо доносить до детей...


По-моему, это сражаться с ветряными мельницами.
Флинт
Активный пользователь
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: Пн дек 12, 2005 3:19 pm

Сообщение ДжуликоБандитто » Чт янв 12, 2006 9:30 am

Флинт писал(а):
Бабанин писал(а):... но главные экологические преступления мы совершаем в магазине, и это в первую очередь надо доносить до детей...

По-моему, это сражаться с ветряными мельницами.

Точно.
"Официальная" экология - это именно такие сражения.
Битиё определяет сознание.
ДжуликоБандитто
Активный пользователь
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: Пт сен 24, 2004 7:20 am
Откуда: От верблюда

Сообщение zakharov » Чт янв 12, 2006 11:29 am

Думаю, что причины низкой активности экообразователей в виртуальном пространстве могут быть разные. Можно попробовать даже их классифицировать.

Причина 1. Нечего сказать. Это отностися к тем, кто не особо интересовался данными вопросами или привык жить "по накатанной". К сожалению, к их числу можно отнести и ряд учителей. Им сказали: учите, они и учат. Сказали преподавать экологию в виде лекций - преподают. А что еще остается делать? Проявишь инициативу - задавят. Помогать никто не будет, а желающих спросить с педагогов - море. Правда, есть и здесь яркие самородки, но творчество "съедает" слишком много времени, плюс загруженность огромная, не до интернетных обсуждений. Нужно ли на них обижаться? А простые студенты, как правило, мало разбираются в вопросах экологического образования, у многих - совсем другие интересы.

Причина 2. Элитность. Немало народу из тех, кто сейчас что-то из себя представляет в экообразовании, сидят на хороших деньгах. Зачем что-то обсуждать, когда все так хорошо устоилось? Некоторое время назад попались в руки отчеты из фондов, так там такие суммы выделялись ... Не могу себе представить, чтобы кто-то из этих уважаемых людей поехал за свой счет проводить семинар в тартарары, где нет ни удобств, ни оплаты за труд. Они охотно примутся обсуждать любой вопрос о судьбе экообразования, если за это хорошо заплатят или если можно будет порекламировать свою деятельность.

Десятки лет уже мы экообразовываем детей, а есть толк?


Есть. Но только у тех, кто знает, что он делает, для чего и стремится к реальному результату, а не к абстрактному "воспитанию экологической культуры". Когда я читала лекции по экологии в школе, будучи членом ДОП МарГУ, я помню, как слушали нас дети и взрослые. И до сих пор слушают. И результат есть, примеров - множество, когда обычные дети выходили помогать природе попадая под влияние личного обаяния заинтересованного взрослого или увлеченные общим настроем. И будут дальше выходить, если в семье и школе не убьют этот огонек - стремление к добру и личному участию в решении социально значимых проблем. Только слишком мало среди нас Данко, способных вести за собой. Уж очень много желающих загребать жар чужими руками. Ты не боишься, что сейчас снова что-то создашь, а придет помочь добрый дядя или тетя и выплеснет ребенка вместе с водой?

Вот так и получается нечто посредственное, наподобие "всеобщего непрерывного экологического образования". Что касается экологии в школе, то лично я поддерживаю идею того, чтобы убрать экологию из школьного курса, по крайней мере, в старших классах. У нас в Марий Эл они ничего, кроме вреда, не принесли. Причин много: просчеты в стратегии развития экообразования (преподают в старших классах), учителя не располагают хорошими учебниками, слаба методическая база и т.д. Кстати, из школьных учебников по курсу общей экологии мне до сих пор больше всего нравится учебник "Экология России" Б.М, Миркина и Л.Г. Наумовой. Остальные чаще всего либо написаны неплохими методистами, которые, к сожалению, слабовато разбираются в современных экологических проблемах, либо написаны экологами, которые недостаточно хорошо ориентируются в вопросах методики экологии. Сюда бы встроить зарубежный опыт проблемного обучения, технику постановки вопросов, проблемные моменты - вышло бы самое то. Но, видно, пока не судьба. После поездки в Штаты у меня сложилось прочное впечатление, что в вопросах экологического образования мы отстаем от западных стран как минимум, лет на 50.


Эти разработки важны для многих.

Вот именно - разработки. Причем не только разработки "Экосистемы". Практически нет методик, адресованных для работы с детьми в летних лагерях, а ведь это очень благодатное поле деятельности. Педагоги дополнительного образования берут все, что им предлагают, потому, что почти ничего нет.
Западные методики медленно доходят до "низовых" уровней. В Ульяновске у меня даже бабушки с 18-летним стажем чуть ли не с визгом играли в детские игры на семинаре и добросовестно выполняли все задания. Важно суметь направить людей. Сейчас есть немало педагогов, работающих в дополнительном образовании, членов экоНПО, которые готовы изменить мир к лучшему. Не хватает малого - дать им нормальные методики, научить ставить конкретные достижимые цели, чтобы результат был виден. Так, чтобы любой человек, даже не имеющий специального образования, но желающий быть сопричастным к спасению природы, мог взять методики и провести занятие чтобы и польза была, и детям понравилось, и результат был. В зарубежном образовании это приветствуется. Считаю, что это вполне достижимо и у нас.

Поле экообразовательной деятельности настолько широко, что здесь могут ужиться люди, работающие в самых разных направлениях. Наука у нас хорошая, недостает малого: взять то, что она предлагает и перевести это в плоскость педагогики. Объяснить детям доступным языком, что такое экодом, органическое земледелие, экономия ресурсов, экологическая этика. Дети сейчас пошли разборчивые, запретами их не удержишь. Нужны особые подходы, тогда даже распальцованные уркаганы способны осознать, что природа нуждается в нашей защите. Нет другого способа заставить человека что-либо сделать, чем создать условия, когда он сам захочет это сделать. А мы все силой пытаемся привить любовь к природе или предлагаем в эколагерях ловить несчастных насекомых и рвать цветочки на гербарий. Давно пора назвать такие лагеря антиэкологическими, да вот почему-то никто на это не решается. Тогда, может быть, из детей перестанут выростать профессора - академики, хвастающие убитыми ради развлечения медведями и другими животными.

сообща подумать, что мы, как сообщество экологических организаций можем дать образованию

Как это ни жестко звучит, сделать счастливыми всех и сразу невозможно. Работа "на местах" очень важна, поэтому я предпочитаю именно ее. По крайней мере, виден результат, ошибки, есть к чему стремиться. Многое зависит именно от нас, а не от какого - то эксперта, который ведет работу "где-то там" и в силу многих причин не способен откликнуться на предложение о сотрудничестве.
Да и захочет ли...

...

С уважением,
Маргарита Почитаева
zakharov
Главный редактор
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2004 6:18 pm
Откуда: Ликино-Дулёво Московской области

Хотите обсуждать?

Сообщение А.С.Боголюбов » Пн янв 16, 2006 1:18 pm

Привет всем обсуждающим проблемы экологического образования! Мне кажется, обсуждать тут нечего (а может как раз есть чего?!), всё и так ясно. Лет 10-15 назад все бросились заниматься "экологией" и экологическим образованием. Причем, в основном, это были люди далекие либо от образования, либо от экологии (это были те, кто "не нашел себя" в новой стране!). И утопили все это в мутном потоке словоблудия на тему экологии (а кто из них тогда знал, что это такое?) и погони за грантовыми деньгами. Я по этому поводу всегда вспоминаю карикутуры Шукурова, где люди сидят с открытым ртом (или протянутой рукой, точно не помню) и ждут, когда им положат очередную порцию денег, чтобы сделать следующий шаг. Так вот, в результате всего этого, совсем забыли про то, что экология - это наука, и что учить этому должны профессионалы (хотя-бы биологи/географы, а не бывшие поинервожатые). В результате, у нас сейчас примерно 90% от тех, кто занимается экологическим образованием не очень хорошо себе представляет основные законы природы и науки экологии, а 10% остальных утонули в этой пене.
Что-то я разошелся. Стоп! Я как человек уверенный в том, что он делает, считаю, что нужно обратиться к опыту других стран, где экологическое образование на первых строках образовательных рейтингов. Это, в первую очередь - Англия и США (ох не любит у нас народ этих буржуев!). А зря! Есть чему поучиться. Они прошли долгий путь, который занял примерно 50 лет. Мы сейчас только на начальной стадии этого пути, но общие тенденции очень хорошо просматриваются (не очень хотелось бы, чтобы у нас это тоже на 50 лет растянулось!). Хотите поделюсь опытом? Я как-то несколько лет назад написал статью (не помню куда, но совал ее в несколько разных изданий и они печатались раза три-пять) про опыт "полевого" экологического образования в GB и US. Могу ее где-то разместить, если скажете где. Обсудим тогда конкретно, что нужно нам сделать из того, что уже сделано у других.
А.С.Боголюбов
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 12:57 pm
Откуда: Москва

Сообщение ДжуликоБандитто » Пн янв 16, 2006 1:56 pm

Дык сюда и кидайте - или очень большая?
Битиё определяет сознание.
ДжуликоБандитто
Активный пользователь
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: Пт сен 24, 2004 7:20 am
Откуда: От верблюда

Сообщение А.С.Боголюбов » Пн янв 16, 2006 4:15 pm

Нет, сюда не получится, там страниц 7-8. Речь о том, как в школах, как "вне школы", как в специализированных центрах.
А.С.Боголюбов
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 12:57 pm
Откуда: Москва

Сообщение zakharov » Пн янв 16, 2006 9:14 pm

А Вы повесьте на своём сайте, а здесь ссылочку пропишите. Интересно будет почитать.
zakharov
Главный редактор
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2004 6:18 pm
Откуда: Ликино-Дулёво Московской области

Re: Хотите обсуждать?

Сообщение Флинт » Вт янв 17, 2006 9:23 am

А.С.Боголюбов писал(а):... Лет 10-15 назад все бросились заниматься "экологией" и экологическим образованием. Причем, в основном, это были люди далекие либо от образования, либо от экологии (это были те, кто "не нашел себя" в новой стране!). И утопили все это в мутном потоке словоблудия на тему экологии (а кто из них тогда знал, что это такое?) и погони за грантовыми деньгами...


Аналогично с психологией.
Кто только у нас не психолог?!
А все от того, чтоб было не хуже чем у буржуев.
Никто толком не знает что это за нуки такие, экология, психология и иже с ними, но у буржуев есть, значит и нам тоже надо...
Что-то здесь не то и не так...
Флинт
Активный пользователь
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: Пн дек 12, 2005 3:19 pm

Уже висит!

Сообщение А.С.Боголюбов » Чт янв 19, 2006 11:37 am

zakharov писал(а):А Вы повесьте на своём сайте, а здесь ссылочку пропишите. Интересно будет почитать.


Хорошая идея! Уже повесил, адрес http://www.ecosystema.ru/01welcome/art_pol-eco.htm . Читайте, можно даже обсуждать (если будет повод). Благодарность от президента тому, кто осилит до конца. Но писал искренне, так что уже не обессудьте!
А.С.Боголюбов
Начинающий пользователь
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Пн янв 16, 2006 12:57 pm
Откуда: Москва

Сообщение zakharov » Пт янв 20, 2006 12:47 pm

Бабанин писал(а):Вообще, мне кажется большинство детей (да и взрослых) любят природу, но совершенно не понимают что их образ жизни - разрушителен для природы.

Они не понимают, поскольку любят природу абстрактно. Большинство современных школьников природу не понимают, не знают, а желание познать у них подавлено (чем - вопрос отдельный). А коли нет понимания, что говорить о понимании причинно-следственных связей.

А.С.Боголюбов писал(а):адрес http://www.ecosystema.ru/01welcome/art_pol-eco.htm . Читайте, можно даже обсуждать (если будет повод).

Мне хотелось бы затронуть вопрос зарубежного опыта. Даже поверхностное знакомство с британскими образовательными программами наводит на мысль, что вот где коммунизм победил :D .
Однако чаще мы сталкиваемся с тупым переносом, особенно американских, методик к нам.
При этом педагоги совершенно не принимают в расчёт, что у наших и американских детей абсолютное разное восприятие окружающего мира, определяющееся культурой, традициями, воспитанием и т.д.
Есть Восток, есть Запад и есть мы. Можно делить ещё детальнее...

То же и с экономикой, и с психологией. Ну, и с экологией. Беда, что экологи слабо подготовлены в области гуманитарных дисциплин. И если в каких-то достаточно узких биологических дисциплинах это не так мешает, то в случае освоения основ экологии может создавать проблемы. В первую очередь, проблемы понимания проблем и явлений.
zakharov
Главный редактор
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2004 6:18 pm
Откуда: Ликино-Дулёво Московской области

Пред.След.

Вернуться в Общие вопроcы экологического образования и просвещения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron