Страница 1 из 1

Подрост-2008. Финал

СообщениеДобавлено: Чт май 29, 2008 11:09 pm
zakharov
Так исторически сложилось, что на протяжении нескольких лет мне выпадает приятная обязанность судить юниорский лесной конкурс «Подрост». За последние годы конкурс становится всё более престижным. "Подрост" уже третий год включен в перечень олимпиад и конкурсных мероприятий, по итогам которых Рособразованием присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи.

Однако очевидно, что и перспективы развития у конкурса обширные. Комментирует Клавдия Васильевна Сенчилова, заместитель директора по учебно-методической работе Федерального детского эколого-биологического центра: «Знания школьников, а в "Подросте" участвуют учащиеся из 8-х - 11-х классов, можно сравнить со знаниями студентов 1-2 курсов специализированных факультетов вузов. Чтобы заинтересовать конкурсантов, можно, например, заключить договоры о совместной деятельности с ведущими вузами страны о поступлении на лесные или экологические факультеты без экзаменов или на льготных условиях. Такая практика у Рособразования уже есть, но пока она, к сожалению, не касается "Подроста".»

Однако вернёмся к конкурсу, а, точнее, к номинации «Практическая природоохранная деятельность», с работами которой мне довелось знакомиться сначала на заочном этапе, а потом и во время защиты на финале. Согласно Положению, в рамках этой номинации рассматриваются работы, отражающие личное действие в решении проблемы сохранения природы – охрана лесов от пожаров; организация и проведение разнообразных природоохранных акций; защита леса от вредителей и болезней, включая биологические способы - привлечение птиц, расселение муравьев, пропаганда знаний о лесе и др. Можно сказать, что тематика работ значительно отличалась как от других номинаций, так и от большинства других конкурсов, на которых соревнуются авторы исследовательских работ.

У нас же требовалось говорить о практической работе. Что может быть проще? Школьные лесничества и другие объединения школьников ведут огромную практическую работу по сохранению и восстановлению природных комплексов, организуют просветительскую работу среди своих сверстников и взрослых людей.

Однако кажущаяся простота задачи и оказалась для большинства участников самым сложным препятствием на пути к победе в конкурсе. Безусловно, основная «заслуга» в этом принадлежит руководителям работ, педагогам. Наших учителей так долго и упорно обучали на различных курсах организации исследовательской деятельности учащихся, «прививают» схемы представления результатов работ, что вместо интересного сообщения о проделанной работе и полученных интереснейших результатах мы получаем скучный наукообразный отчет. Да и сами ребята постепенно привыкают к «псевдонаучному» стилю изложения, так, что даже при личной беседе их достаточно сложно переключить на нормальный разговор и обсуждение. (Кстати, раскроем небольшой секрет, именно способность свободно и уверенно поддержать разговор о предмете своей работы, умение грамотно отвечать на любые самые неожиданные вопросы - являются одними из основных критериев оценки конкурсантов на очном туре.)

Но это когда есть возможность задать вопрос. А вот на заочном туре всё гораздо сложнее. Иногда лишь только несколько размещенных в приложениях фотографий и пара абзацев текста из многостраничной работы перевешивают голос в пользу того или иного конкурсанта. Удивительным образом наши участники умудряются о самом главном умолчать. Не нужно скромничать, коллеги! Вы ведь делаете удивительные вещи, вполне достойные быть представленными на всероссийском конкурсе.

О каждой из работ, представленных на конкурсе в Пушкино, можно рассказывать подробно и долго. Вместо этого позволю себе еще несколько размышлений о конкурсе «Подрост». Собираясь на финал, ребята со всех уголков России помимо настроя победить, достойно представив и своих товарищей, и свой регион, надеются встретить новых друзей, узнать что-то новое. Что уж говорить о педагогах, жадно впитывающих идеи и опыт своих коллег из других регионов.

К сожалению, на мой взгляд, именно этой составляющей очень не хватает на конкурсе. Не хватает обсуждения докладов участников (непонятно, почему вопросы докладчику могут задавать только члены жюри), не хватает мастер-классов педагогов и специалистов лесного хозяйства. Другими словами, маловато живого рабочего общения участников.

Хочется верить, что следующие конкурсы будут не только праздником движения юных лесоводов и экологов, но и профессиональной школой и площадкой для общения разных поколений людей, работающих на благо леса.