Есть что совершенствовать. Об организации заключительного (очного) этапа окружного лесного конкурса «Подрост»
С.В. Спирина, руководитель школьного лесничества, Мегион
Юниорский лесной конкурс «Подрост», наряду с окружным слетом школьных лесничеств, - главное событие года для школьников автономного округа, интересующихся исследовательской и природоохранной деятельностью, а также для их наставников, для которых школьные лесничества стали не дополнительной нагрузкой к школьным урокам, а любимым делом, делом, в котором они, как и их воспитанники, реализуют свои профессиональные и личностные качества.
Замечательно, что в сложной экономической ситуации, а также в условиях работы в условиях новой структуры, Департамент лесного хозяйства Югры взял на себя ответственность за проведение регионального этапа конкурса. Хотелось бы, чтобы и окружной Департамент образования работал более активно, чтобы его представители вошли в жюри конкурса.
Ведь на Всероссийском уровне Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) являются равноправными организаторами этого конкурса, который, кстати, имеет прямое отношение и к приоритетному национальному проекту «Образование». Большинство школьных лесничеств действуют при образовательных учреждениях округа, в них осуществляют образовательный процесс, в них обучают, воспитывают и развивают детей. Я как педагог убеждена, что анализировать образовательные программы, оценивать методы и формы экологического образования в школьных лесничествах, следует педагогам и психологам, в том числе, имеющим ученые степени и звания.
Неверным, на мой взгляд, было и то, что председатель жюри очного этапа конкурса не значился в составе жюри, изучавшего представленные на конкурс работы. Сложилось впечатление, что с самими-то работами председатель не знаком, что его суждения основаны только на анализе защиты этих работ. Кроме того, судя по рекомендациям о доработке допущенных на участие в следующем этапе работ, которые председатель жюри дал участникам, он не был знаком и с положением о Всероссийском конкурсе. Не было обращено внимания на то, что некоторые работы не соответствуют требованиям, предъявляемым к работам – участницам Всероссийского конкурса ни по содержанию, ни по оформлению, ни по объему, что времени на эту доработку остается минимум – 10 дней! Зато было предложено, обратиться за помощью по доработке к преподавателям УГЛТУ. Реально ли это было сделать в такие сроки и с учетом тех расстояний, которые нас отделяют от УГЛТУ? Мне лично не представляется возможным даже доставка доработанной версии в Департамент лесного хозяйства округа.
Я очень высоко ценю профессиональные качества А.В. Капралова, его заинтересованность в развитии движения школьных лесничеств нашего округа, помощь, которую он оказывает этому движению, и его такое отношение к судейству на окружном этапе конкурса мне непонятно.
Непонятны мне и отступления от Положения окружного этапа конкурса. Если согласно Положению в номинации «Практическая природоохранная деятельность» должны были участвовать только учащиеся, то почему в финал наравне с ними попали педагоги? И им были присуждены призовые места...
Отчеты (а иначе представленные работы назвать нельзя) этих педагогов ничего нового нам не открыли, они в той же редакции были представлены на другом форуме – Семинаре руководителей школьных лесничеств в ноябре 2008 г. в Лангепасе, который и был организован для заслушивания этих отчетов. Причем «Добрые дела школьного лесничества «Родник» МОУ СОШ № 7 п. Талинка, были отмечены по итогам семинара специальным призом. Безусловно, не следует по несколько раз отмечать одну и ту же работу.
В Положении о Всероссийском юниорском конкурсе «Подрост» в пункте 3.8 прописано, что работы, ранее получившие одно из призовых мест на других конкурсах всероссийского уровня в текущем и предыдущих годах, на конкурс не принимаются. Почему бы организаторам окружного этапа не взять за правило идентичные условия?
Почему бы в округе не перенять условия, которые приняты и при проведении очного тура Всероссийского конкурса. Ведь на него не отбирают 3 работы (предполагаемых призеров) в каждой номинации, а приглашают авторов 15-20 работ. Если бы на итоговой конференции в Ханты-Мансийске представляли свои работы авторы, допустим, пяти лучших работ по каждой номинации, то конференция бы получилась намного интереснее, и не оказались бы ребята из нижневартовского «Бурундучка» единственными в своих номинациях. А кто знает, может, получивший при предварительном подведении итогов обладатель 4 – 5 места так бы представил свою работу, что перешел бы в разряд призеров.
В связи со сказанным выше, предлагаю:
1. При составлении Положения об окружном этапе юниорского лесного конкурса «Подрост» руководствоваться идентичным положением о Всероссийском конкурсе по максимуму (номинации, содержание работ, требования к их оформлению, условия приема работ на конкурс).
2. При рассмотрении работ, представленных на конкурс, четко придерживаться установок Положения.
3. При оценке работ рецензировать их, указывать на недостатки, сведения о которых доводить до участника, приглашаемого на очный этап.
4. Включать в очный этап большее число участников, например, авторов работ, вошедших в первую пятерку.
5. Очный этап конкурса проводить в сроки, позволяющие сделать качественную доработку работ, рекомендуемых на Всероссийский конкурс, например во второй половине декабря.
6. Доводить до участников положение о Всероссийском конкурсе в период подготовки работ к окружному этапу.
7. Более тщательно подходить при формировании состава жюри, включая в него наряду со специалистами Департамента лесного хозяйства, других департаментов Правительства автономного округа также ученых в области лесного хозяйства и представителей педагогической науки и общественности.
8. Расширить возрастные рамки участников конкурса, включив детей с 12 лет вне основного конкурса. Это обеспечит преемственность, ребята будут иметь возможность приобретать опыт на примере старших товарищей, а возможно в чем-то станут для них и примером.
9. Рассылать Положения об окружном и Всероссийском конкурсах потенциальным участникам заблаговременно (хотя бы за полгода).
Но не зависимо от всего, что было изложено выше (мнение это субъективное, с ним вольны не согласиться другие участники!), мы очень благодарны Департаменту лесного хозяйства Югры, руководителю этого Департамента Евгению Петровичу Платонову за поддержку движения школьных лесничеств, за организацию немалого числа мероприятий на уровне округа, в которых наши воспитанники имеют возможность проявить себя, за то, что заняты они серьезными и интересными делами.
Источник: Департамент Лесного хозяйства ХМАО-Югры