До чего мы опустились... (об экологическом образовании)

Здесь общаемся на самые разные темы в рамках заявленной темы. В случае необходимости та или иная тема для удобства пользователей может выделяться в отдельный форум.

Модератор: OZa

До чего мы опустились... (об экологическом образовании)

Сообщение kmet » Ср фев 03, 2010 10:38 pm

Это, одна из моих старых статей, которая отражает часть ретроспективного исследование истории зоозащиты.
Случайно сегодня попалась на глаза.

Мысль одна: "Великий Боже! До какого примитива мы опустились!"

Некоторые моменты
по организации общественной природоохраны в СССР.
(цикл статей)

1. Организация природоохранного воспитания молодежи.

1.1. Организация природоохранного воспитания школьников в процессе получения среднего образования.

Что бы не, писали сегодня о системе образования в СССР, но если отмести идеологическую составляющую образовательного процесса, то - система обязательного среднего школьного образования в СССР – была одной из лучших в мире.

Проведение природоохранного (понятия «зоозащитного», «экологического» – тогда имели малое хождение) воспитания школьников было внесено, как в общеобразовательные школьные программы, так повсеместно широко проводилось и на внешкольном уровне.
При этом, вся система преподавания и практической подготовки была организованна на серьезном педагогическом уровне.
Одним из главных достоинств, природоохранного образования было строго научный подход к нему. Ни в коем случае, к изложению аудитории, не допускались непроверенные утверждения и субъективные мнения, основанные на личных чувствах, эмоциях и предпочтениях.
Так же, стоит отметить широкий, комплексный подход, к природоохранному образованию; ни в коем случае, не подавалась информация о предпочтительной охране конкретных видов животных или растений – разговор всегда велся о системной природоохране. Этот принцип, на мой взгляд, является большим достоинством тогдашней образовательной схемы.

Весьма возможно, что некоторые педагоги в школе, по личным мотивам (к примеру, – считая вопрос маловажным) не уделяли должного внимания именно акцентированию вопросов природоохраны, при преподавании таких предметов, как «природоведение», «ботаника», «зоология», «биология», но в любом случае заложенный в школьные программы материал излагался школьникам.

Система природоохранного образования велась по двум основным направлениям:
- общее школьное (в рамках утвержденной школьной программы);
- внешкольное, (факультативное, более глубокое и специализированное);

Школьное образование знакомило молодежь с основами природоохраны двумя параллельными направлениями: теоретическим и практическим.
Теоретические основы природоохраны, в рамках программ соответствующих уроков, обучали молодежь основам и принципам биологических процессов, основам и принципам сохранения и охраны природы. Авторитет учителя (который в младших классах непререкаем и очень высок) располагал к безоговорочному пониманию необходимости защиты и охраны природы.
Практические основы вкладывались в сознание молодежи при непосредственном общении и работе с животными и растениями. Для этого, в большинстве школ, были организованны живые уголки, участки по выращиванию цветов, деревьев и других растений; при некоторых сельских школах были мини-фермы и мини-лесопитомники.
Такая форма школьного образования закладывала прочный фундамент знаний в понимание природных процессов, утверждала в сознании школьников необходимость природоохраны, для сохранения окружающей среды и животного мира, как естественную норму.

Внешкольное (факультативное), более углубленное и специализированное, природоохранное образование велось на базе различных общественных образований внешкольной занятости учащихся, как:

- кружки: натуралистов, ботаников, зоологов и т.д;
- станции юных натуралистов;
- секции, типа «Зеленый патруль», «Голубой патруль» (ни как не связан с больными педерастией), «Друг птиц» и т.п;
- молодежные отделения Государственных природоохранных инспекций – типа «Юный лесник», «Юный рыбинспектор» и т.п;
- молодежные отделы, при предприятиях – типа «Юный лесовод», «Юный рыбовод»;
- и др.

Как видно, из перечисленного выше, образование и формирование научного взгляда молодежи на природоохрану, во времена СССР – велось комплексно и системно.
Базовые знания закладывались в процессе школьного образования, а заинтересованная в их углублении, часть молодежи, имела возможность продолжить изучение знаний о природоохране, вступая в перечисленные выше общественные образования внешкольной занятости.
Необходимо отметить, что участие и подготовка в кружках биологии, на станциях юных натуралистов, в «Зеленом патруле» и т.п. – в последствии определило выбор дальнейшего жизненного пути многих школьников. Из этих «объединений по-интересам», в жизнь вышли многие, широко известные в мире науки и природоохраны, биологи, экологи, натуралисты и т.п.

Так же, не возможно не оценить, ту громадную работу, по защите природы и животных, что была проделана слабыми детскими руками советских школьников!

Не будем касаться пришкольной деятельности, которая, по сути, была практическим ознакомлением с формами и методами природоохраны, и не несла в себе значительной прикладной пользы, кроме как образовательной, а основным направлением пришкольной деятельности являлось практическое закрепление знаний, полученных на уроках «природоведения», «биологии» и т.д.

Другое дело являла внешкольная деятельность! Замечательно, что форма ее организации в той, или иной степени охватывала, как городские, так и сельские школы.
Нужно отдать должное педагогам, которые вели в эту внешкольную работу, и удивится их профессионализму и всесторонне комплексному подходу к делу. Природоохранной деятельностью, с их подачи, были охвачены все реально доступные школьникам направления.
Невозможно не отметить и существующую тогда государственную поддержку.

Рассмотрим кратко, мероприятия и деятельность по природоохране, которую осуществляли школьники в свое свободное время, участвуя в различных профильных образованиях внешкольной занятости:
- озеленение: в населенных пунктах (высадка деревьев и кустарников) и природных территорий (лесоразведение);
- сбор семян деревьев для лесоразведения;
- участие в закладке дендропитомников;
- уборка мусора в лесах и на берегах водоемов;
- охрана древостоев от самовольных порубок;
- лечение деревьев в городах;
- участие в профилактике лесных пожаров;
- наблюдением за лесными массивами для раннего выявления пожаров;
- охрана редких видов животных;
- изготовление и развешивание искусственных гнездовий для птиц (скворечники, синичники);
- охрана и учет гнездовий редких птиц;
- спасение раненых животных;
- профилактика браконьерства в охоте и рыболовстве;
- проводили учет животных в населенных пунктах;
- заготовка и передача зоопаркам, лесным хозяйствам дикорастущих кормов для животных (желуди и т.п.);
- активное участие в исследованиях по проблемам охраны природы;.
- борьба с загрязнением водоемов;
- спасение икры рыб и земноводных, мальков и головастиков из пересыхающих временных водоемов;
- борьба с заморами рыбы;
- участие в рыборазведении и зарыблении водоемов;
- участие в природоохранных мероприятиях Государственной лесной охраны и рыбнадзора;
- и многое другое.

Польза, которую школьники безвозмездно, затратив свободное время, силы и инициативу, пронесли делу охраны природы – не оценима!
В разных регионах СССР эта работа имела свои, многочисленные особенности и, конечно же, велась с различной интенсивностью. Но, в любом случае объемы, принесенной делу природоохраны пользы, – колоссальны!

К сожалению, по распаду СССР, в странах-наследниках эта работа угасла, и можно смело сказать нигде уже не имеет прежних объемов.
Так же, очень сильно пострадала и организация природоохранного воспитания школьников - ослаблена педагогическая база, закрыты и разрушены большинство образований внешкольной занятости природоохранного и биологического профиля.
Как результат – ослабла природоохранная грамотность молодых людей (или, сказать современнее – экологическая грамотность ), обучавшихся позднее 1991 года.
С этого периода, система обязательного среднего школьного образования до сих пор является испытательным полигоном, для обкатки всевозможных «современных технологий» обучения, которые постоянно меняют свою направленность, как погода на экваторе.
Понятно, что не о какой системности и комплексности экологического образования школьников, когда через класс меняется школьная программа – сейчас говорить не приходится.
Эти плачевные последствия упущений, ставших обыденными, при получении современного среднего школьного образования, сейчас можно в ярких красках узреть, наблюдая за работой вчерашних выпускников школ во многих зоозащитных организаций:


Кметь (kmetv@yandex.ru)
kmet
Пользователь
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: Сб дек 26, 2009 8:48 pm

Вернуться в Общие вопроcы экологического образования и просвещения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron