Страница 1 из 2

Школьные лесничества - для решения природоохранных проблем

СообщениеДобавлено: Сб апр 08, 2006 1:29 pm
zakharov
Несколько десятилетий у нас существует такая форма работы со школьниками, как школьные лесничества. Как показывает практика, в настоящее время данная форма вполне востребована, однако, на мой взгляд, серьёзно отстаёт наполнение деятельности (методическое обеспечение, мотивация учащихся и руководителей и т.д.)

Многое делается по накатанному, по традиции. Большинство мероприятий существуют, поскольку лесное хозяйство даёт денег. Честь им и хвала!

В то же время, сети школьных лесничеств могут стать серьёзной силой для решения практических природоохранных проблем (в дополнение к профориентации и трудовому обучению).

Отрадно, что появляются и такие книги:

Как создать школьное лесничество. Вышегородских Н.В., Вышегородских Н.В., Кочетаева Т.Н.
В книге рассмотрены основные вопросы создания и организации работы школьных лесничеств. Приведен расширенный раздел по лесоведению и лесоводству, имеется большое количество полезного справочного материала. Большое внимание уделено современным подходам к изучению и сохранению биологического разнообразия, а также анализу некоторых ошибок, встречающихся в практической работе лесного сектора.

Чертополох писал(а):Я знаю что существует такое понятие как школьное лесничество. Но мне не удоалось пока найти ни одного сайта, описывающего работу таких лесничеств.
Есть подозрение, что эти формирования существуют в основном на бумаге, а на практике представляют собой "добровольно-принудительный" актив школьников, а не постоянные группы реально заинтересованной молодежи.
Если кто то может разубедить меня реальными примерами, лучьше с контактами, буду очень рад и благодарен. Если же я прав, предлагаю вместе подумать, как эту ситуацию изменить.

Сайтов действительно нет, работаем над этим. По системе школьных лесничеств есть масса материалов, в том числе контактной. Несколько десятков килограммов отчётов о работе у меня лежат сейчас, как у члена жюри конкурса "Подрост". Со многими знаком лично.

СообщениеДобавлено: Сб апр 08, 2006 6:18 pm
Чертополох
ДЛЯ НАЧАЛА РАЗГОВОРА ХОТЕЛ БЫ УТОЧНИТЬ:

КАК ОБСТАЯТ ДЕЛА У ЛЕСНИЧЕСТВ, ЗАПОВЕДНИКОВ И ЗАКАЗНИКОВ С ТАКОЙ СФЕРОЙ КАК:
1. ОСВЕЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ, В ЧАСТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТОЯННОДЕЙСТВУЮЩИХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП.

Я знаю что существует такое понятие как школьное лесничество. Но мне не удоалось пока найти ни одного сайта, описывающего работу таких лесничеств.
Есть подозрение, что эти формирования существуют в основном на бумаге, а на практике представляют собой "добровольно-принудительный" актив школьников, а не постоянные группы реально заинтересованной молодежи.

Если кто то может разубедить меня реальными примерами, лучьше с контактами, буду очень рад и благодарен. Если же я прав, предлагаю вместе подумать, как эту ситуацию изменить.

СообщениеДобавлено: Пн апр 10, 2006 8:42 am
Флинт
Чертополох писал(а):ДЛЯ НАЧАЛА РАЗГОВОРА ХОТЕЛ БЫ УТОЧНИТЬ:

КАК ОБСТАЯТ ДЕЛА У ЛЕСНИЧЕСТВ, ЗАПОВЕДНИКОВ И ЗАКАЗНИКОВ С ТАКОЙ СФЕРОЙ КАК:
1. ОСВЕЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ, В ЧАСТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТОЯННОДЕЙСТВУЮЩИХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП.

На сайте "дикой природы" есть список электонных адресов заповедников, нацпарков, заказников.
Почему бы этот вопрос не адресовать непосредственно на их эл. адреса "ДЛЯ НАЧАЛА РАЗГОВОРА"?

СообщениеДобавлено: Пн апр 10, 2006 8:53 am
Флинт
Чертополох писал(а):А вот если бы вы указали хотябы пяток адресов московских или подмосковных школьных лесничеств, были бы вам очень благодарны.

По этому вопросу легче всего обратиться в АЛХ по Московской области.
Адреса есть на сайте МПР.

СообщениеДобавлено: Пн апр 10, 2006 8:23 pm
zakharov
Чисто практические вопросы:
Чертополох писал(а):Насчет школьных лесничеств знаю, что кое где это сугубо протокольное дело, существующее на бумаге. На деле же это "добровольно-принудительное" участие школьников, которых либо "выводят" на хозяйственные работы учителя, либо "заманивают" они же. Часто эти лесничества просто административным порядком закрепляются за каким-то классом, или несколькими классами - и вся недолга.


У вас есть конкретные примеры? Хотя бы с точностью до региона. Никто не отрицает, что есть и показуха в отчётности, но сейчас активно развивается процесс возрождения этого движения.

"Добровольно-принудительные", как вы пишете, работы оплачиваются по нормативам оплаты труда, установленным в лесхозам, и для многих детей являются серьёзным делом. Как вариант, оплата в летний период через фонд занятости. А есть примеры, когда члены школьных лесничеств фактически содержат свои семьи.

По определению, школьное лесничество - это форма организации деятельности молодёжи, которая реализуется на основании договора между лесхозом и образовательным учреждением. Так что ничего страшного в административном порядке нет. Без педагогов всё равно не обойдётесь, ибо кто-то должен отвечать за школьников.

Чертополох писал(а):Мы же хотели бы поучавствовать в создании молодежных групп, которые не по распоряжению учителей сотрудничали бы с лесным хозяйством, а по тому, что им самим это было бы нужно и интересно.

Что вы предлагаете в качестве деятельности для таких групп? Чем планируете заинтересовать? Сейчас обсуждаются вопросы, связанные с новым положением, так что любые идеи приветствуются.

СообщениеДобавлено: Пн апр 10, 2006 9:02 pm
Чертополох
zakharov,

примеры конечно же есть, но я не хотел бы начинать с того, что бы кого-то "закладыать".
Регион? Ну, к примеру Москва.
Поверте, я рад что ребята, котрые помогают лесному хозяйству получают за это деньги, да еще такие, что могут содержать на них семью. Мы и сами в своей деятельности всячески стараемся найти способы оплатить труд наших ребят, порой не менее квалифицированный чем у многих взрослых.

Но помимо этого хотелось бы подключить к этому, наряду с имущественными стимулами, еще и духовные. Хотелось бы видеть такие группы, которые работали бы не только на субботниках и не только за деньги.

Может быть для кого-то это сегодня смешно, но я помню своё детство и наше более чем серьезное отношение к своему "зеленому патрулю". И ни кто нам тогда денег не платил. Наоборот от всяческого хулиганья можно было еще и натерпеться. Но была настоящая романтика, был истенная озобоченность жизнью деревьев, трав, лис, зайцев, кобанов, бабочек. Была и есть. И не толко у меня, но и у той молодежи, котороя рядом.
Хочется возрадить то "лесное братство", тех "лесных тимуровцев", котрые не за рубль, а за совесть. И не по команде, а по желанию, каждый день. Или когда есть свободное время.
А если за это еще будут и платить, ну чтож - замечательно, поддержим ребят, они еще и в общее дело вложения делать станут. Наши, наример, из своих зарплат регулярно чего ни будь вкладывают, хотя их никто об этом не просит.
Почему бы не создать что-то типа особой общественной организации. Причем не гнать в нее приказно, наоборот, так ее организовать, что бы туда еще попасть нужно было суметь, после испытания на верность и чистоту. Мы готовы включится в создание такой организации.

А за переход на конкретику искреннее большое спасибо. :)
А то уже утомили эти разговоры вокруг да около.

СообщениеДобавлено: Пн апр 10, 2006 10:01 pm
zakharov
Чертополох писал(а):примеры конечно же есть, но я не хотел бы начинать с того, что бы кого-то "закладыать".
Регион? Ну, к примеру Москва.

Можно уточнить - в Москве есть школьные лесничества? При каких структурах лесного хозяйства они созданы? Или просто название взяли и работают в парках?

Это не "закладывать", просто нужно понимать всё многообразие. На конкурсах крайне редко фигурируют московские работы - школьные лесничества - не для московских детей по сути своей.

СообщениеДобавлено: Вт апр 11, 2006 12:29 am
Чертополох
На конкурсах крайне редко фигурируют московские работы - школьные лесничества - не для московских детей по сути своей.


Не знаю, поверите ли, но мне горько читать такую информацию. Тем более горько, что она исходит от человека, который, похоже, отвечает за свои слова.
Вот на преодоление этой проблемы я лично и направлю достаточно большую часть своих усилий.
Москва имеет достаточно большое "зеленое хозяйство", оно вполне может стать базой для создания системы школьных лесничеств столицы. Я знаю, что сейчас в стадии создания школьное лесничество на базе 126 школы и ландшафтного заказника "Теплый стан". Есть и уже действующие.
Давайте вернемся к этому вопросу тогда, когда я смогу назвать вам адрес ресурса, на котором будут опубликованы успехи этих самых столичных школьных лесничеств. Хотя бы первые серьезные успехи.
Хочу надеяться, что тот же Битцевский лес станет методическим центром этого движения в Москве.

СообщениеДобавлено: Вт апр 11, 2006 5:58 pm
Ксения К.
Не знаю, насколько Битцевский лес может стать методическим центром в отношении школьных лесничеств. Все московские ООПТ сейчас переориентрируются больше на экопросвещение, на создание клубов друзей, лесному хозяйству и школьным лесничествам уделяется меньше внимания. То же касается и нашего парка. На мой взгляд, школьные лесничества должны существовать в Москве не на базе ООПТ, а на базе школ. Детям достаточно проблематично ездить куда-то, порой на достаточно далекие расстояния от дома, проще до школы дойти или заниматься в рамках уроков биологии или какого-то факультатива. А какие-то мероприятия, акции, посадки, экскурсии должны быть разовыми и конечно уже на территории оопт.
Идею школьных лесничеств активно продвигает Елена Богородская в Московском управлении оопт. Под ее руководством было разработано положение о школьном лесничестве и какие-то методические материалы к их созданию. но насколько я помню, тоже на базе школ. Возможно именно управление оопт должно стать методическим центром. Вам стоит с ней пообщаться на эту тему.
Насколько я знаю, школьные лесничества существуют или организуются в настоящее время при многих подмосковных лесхозах.
Вопрос еще в том, что Вы подразумеваете под школьным лесничеством? что это за структура, какие у него цели и задачи? чем там дети должны заниматься? и как их заинтересовать в такой деятельности?

СообщениеДобавлено: Вт апр 11, 2006 7:45 pm
Чертополох
Ксения К.

Ну меня-то школьные лесничества, в основном, интересуют как субъекты для сотрудничества (уж очень мне эта идея до души пришлась). Сам-то я не в школе работаю, а потому не могу напрямую этим заниматься. Сотрудничать могу и сотрудничаю уже, и планирую это сотрудничество развивать. Хотя бы в области всестороннего освещения их позитивных наработок.
Прямой же мой интерес, это как раз экологическое воспитане. Вот тут я хотел бы напрямую работать с оопт. И идея создания специализированных общественных организаций мне представляется достаточно перспективной. К тому же в направлении развития отошений власти с общественными организациями у нас есть положительные наработки, которые можно использовать для пользы такого благородного дела, как экологическое воспитание и поддержка "зеленого хозяйства" Москвы (а в будующем может быть и не только Москвы).

А вообще огромное искреннее спасибо за конкретную информацию.