Этноэкологические исследования. Вопросы и ответы

Место общения участников этноэкологических исследований, а также всех, кто заинтересован в развитии гуманитарно-экологических проектов. Есть возможность напрямую обратиться к сотрудникам Лаборатории этноэкологических исследований.

Модератор: OZa

Этноэкологические исследования. Вопросы и ответы

Сообщение OZa » Вс июл 06, 2008 11:37 am

Этноэкологические, и, шире - гуманитарно-экологические исследования - весьма интересное междисицплинарное занятие, позволяющее проследить неразрывную связь чеовесеской культры и природы, зависимость одного от другого. Именно в силу своей междисциплинарности эти исследования требуют особенного подхода, понимания и знания разных предметов. В помощь при проведении этноэкологических исследований были выпущены методические пособия, некоторые материалы размещены на сайте Этноэкология, однако они, безусловно, не отвечают на все возникающие вопросы. В этом разделе нашего форума мы хотим организовать он-лайн консультации, и предлагаем задавать различные вопросы, касающиеся гуманитарно-экологических исследований.

Изображение

С уважением
Ольга Захарова
Лаборатория Этноэкологических исследований, Лесная кампания МСоЭС
Эксперт конкурса "Малая Родина"
Аватара пользователя
OZa
Пользователь
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: Вс мар 12, 2006 9:14 pm
Откуда: Королев

Сообщение zakharov » Вс окт 12, 2008 9:07 pm

Наиболее типичные проблемы, ошибки и заблуждения, возникающие при работе с этноэкологической тематикой

При организации учебно-исследовательской деятельности по этноэкологии педагоги-руководители гуманитарно-экологических групп могут руководствоваться различными методологическими установками. Ведь руководитель группы может быть педагогом-биологом, географом-краеведом, учителем русского языка и литературы, музейным работником, руководителем фольклорного ансамбля, педагогом декоративно-прикладного направления. В смешении этих различных подходов неизбежны точки зрения, оцениваемые нами как методические ошибки в организации учебно-исследовательской деятельности по этноэкологии.

• «Наши корни»: мудрость предков или пережитки:
В этом распространенном заблуждении фольклор и традиции предстают как нечто из далекого прошлого, относящегося к «золотому веку». Это - или «корни нашего менталитета», которые «следует возрождать», или «древняя мудрость», например, «гиперборейское тайное знание», «арийские веды руссов» (неоязычество) - объект ностальгии и недоказуемых, но красивых спекуляций. В изучении реальной современной традиционной культуры этот подход расценивается как профанация, безграмотная популяризация. Разновидности подхода могут воплощаться в программах разнообразных «дней города», (псевдо)народных гуляний, ролевых (славянских, хоббитских и пр.) игр. Подход был распространен в советское время – в качестве официального «русско-народного искусства», сведшего реально живущую традиционную культуру к пережиткам или суевериям. В отдельных случаях (дошкольники, младшие школьники) данный подход допустим. Но при написании учебно-исследовательских работ такая популяризация недопустима.

• Излишняя фиксация на декоративности – фантазии:
Часто встречается у педагогов декоративно-прикладного творчества: преподавание какого-либо ремесла или искусства, восходящего к народным традициям, но без привязки к конкретно-географической традиционной культуре. Если в условиях городской культуры подобные творческие клубы и хобби, хотя и не относящиеся к традиционной культуре, безусловно полезны, то в сельских условиях, где можно найти и популяризовать естественную ремесленно-художественную традицию, занятие абстрактным “народным” искусством бессмысленно и вредно.
Поскольку привязки к конкретной традиционной культуре не происходит, то акцент с исследования реальных промыслов переносится на фантазирование «народноподобных» образов, «народных мотивов», т.е. на декоративность и художественное дарование автора. При этом, без экспедиционных исследований, также происходит профанация реальной традиционной культуры.


• Излишняя фиксация на эстрадности – фантазии:
Подобно предыдущим заблуждениям акцент ставится не на реальную, а «выдуманную» народную культуру. В интересах эстрады происходит упрощение исполнения, костюмов, обрядовых действий - до полной бессмыслицы, но с сохранением зрелищности. Также: «народные мотивы» и фантазии, профанация. В более серьезных коллективах ошибка может проявляться в тщательном, но бездумном исполнении того или иного обряда, песни: тщательность в фиксированном следовании одному из вариантов исполнения, в то время как этот вариант чужд для местных традиционных культур (взят из книги, аудиозаписи) или является усреднением существующих.

• Сведение к типажам:
Во всех вышеперечисленных заблуждениях, при отсутствии экспедиционных исследований реального многообразия традиционных форм, традиционная культура предстает в виде не существующих реально обобщенных типажей: народного костюма, народной песни, сказки «Волк и семеро козлят» и т.д. В реальной традиционной культуре каждый сюжет, мотив в росписи, исполнение персонажа в глинной игрушке не имеют фиксированного канона, но представлены, даже у одного мастера (исполнителя) многообразием вариаций, собирание которых в экспедициях и представляет главную ценность.
Для многих горожан сегодня традиционная роспись ассоциируется только с современной Хохломой и Городецкой, глиняная игрушка – только с дымкой, традиционная посуда – с тульскими самоварами, а все остальное – с матрешкой.

• «Очевидность» и «неинтересность» традиционно-культурного материала:
Для носителей традиционной культуры их культура чаще всего привычна, не представляется чем-то особенным, а интересно, соответственно, «что-то свеженькое» - культурно-экзотическое, не родственное местной традиционной культуре. Очень часто в деревнях, на фольклорных опросах информанты не хотят рассказывать «всякую чепуху» и байки. Такое ощущение неважности, пустяшности фольклорной информации хотя и устойчиво, но иллюзорно. Для представителей другой традиционной культуры, как и для исследователя, ваша «чепуха» будет ценным, удивительным материалом. Необходимо как можно точнее, со всеми кажущимися несуразицами, записать и полно запаспортизировать местный материал.

• Сенсационность традиционно-культурного материала:
Опасное заблуждение, приводящее к непониманию и профанации: элементы традиционной культуры, например былички, могут попадать на страницы «желтой» прессы и «эзотерических» изданий. Происходит неверная, фантастически-гипертрофированная или мистическая интерпретация традиционного сюжета. Вокруг случаев, излагаемых быличками (встречи с лешими, домовыми, огненными змеями и пр.), часть из которых, безусловно, реальна, создается нездоровый интерес ко всякого рода «духам, магическим силам, потусторонним проявлениям и пр.» Подобная интерпретация вредна, а интерес опасен, поскольку действительная природа сил, учитываемых или воспринимаемых традиционной культурой, неизвестна.
Вместе с тем, именно малая изученность и нежелание педагогически пояснять эти важные элементы традиционной культуры в районах области вызывает дурной ажиотаж «на запретный плод» и «сенсацию» в городе.

• Крайности религиозной интерпретации:
Реальность происходящего в быличках для многих не-горожан очевидна – по их собственному опыту. Многие относят все происходящее к нечистой силе, бесам и считают абсолютно вредными всякие записи и интерес к подобным сюжетам. К чему это приводит – написано выше. Совершенно необходимо собирать и записывать подобные случаи, но бесполезно и опасно – заигрывать с этими силами. В традиционной культуре нет ничего лишнего: если в течение тысячелетий сохранилось восприятие людьми подобных феноменов – значит это функционально, для чего-то необходимо. Природа (или Бог), скорее, обделит, чем наделит живые существа «чем-то лишним и бесполезным» но повторяющимся тысячелетиями. Полезность подобных, в чем-то опасных, мотивов для тысячелетнего существования традиционных культур, как и для отдельного человека, очевидна: человек знает свое (не главное на земле) место, не лезет на рожон, не нарушает, не ведет себя нагло и вседозволенно даже в знакомых и, тем более, в непростых местах. Важно, что подобные отрезвляющие и научающие осторожности случаи происходят не в далеких мистических сферах, а в предельно реальных лесах, домах и полях – ведь жить человеку и вести себя достойно, в первую очередь, необходимо в этом, реальном мире. Необходимо спокойное, без сенсационности собирание и педагогическое преподавание подобного материала – как реальной, естественной части традиционной культуры. Ведь преподаем же мы в школах электрический ток и ядовитые вещества, хотя они и опасны для жизни! Даже если это – действительно реально опасные силы, а не феномены коллективного мифологического бессознательного (по К.Г.Юнгу), то тем более, из соображения осторожности, о них следует помнить. Ведь если о них забыть (как в городской культуре) – ничего хорошего не будет: во-первых они от этого не исчезнут, во-вторых – примут завуалированный, новый изощренный вид (СМИ? Культ секса, денег, карьеры?). Так и получается, что традиционная культура с привычными персонажами быличек – явление более здоровое и устойчивое к порокам и кризисам.

• Отвлеченный наукообразный подход:
При этом традиционно-культурный материал в экспедициях может собираться академически грамотно, но интерпретироваться вне насущного культурно-экологического смысла, а просто – как «научное изучение» явлений культуры. Можно работать в составе каких угодно приезжих высококлассных экспедиций, но если материал не приводит к осознанию, педагогическому осмыслению и решению проблем местных традиционных культур, то ваши действия бесполезны.

• Собирание без смысла:
Такое происходит при хаотичной собирательской деятельности – когда не выработано ни ключей, ни общих принципов систематизации собираемого материала, ни целей, конкретных гипотез и решаемых задач собирательской деятельности. Часто встречается в работах, присланных на школьные конференции.

• Неграмотное собирание: отсутствие паспортов, олитературивание:
Очень серьезный недостаток многих работ, который начисто обесценивает все экспедиционно-собирательские исследования авторов. Без паспорта (полное ФИО исполнителя-информанта, место и дата рождения, место и продолжительность нынешнего проживания, образование, места работы – особенно связанные с природными объектами, нынешнее рабочее положение, дополнительные сведения информанта о рассказанной информации, полное ФИО собирателя, полная дата и полные координаты – округ, республика, область, район, село, деревня –опроса) записанная информация бесполезна. Нужно знать и правила архивирования, систематизации в беловые тетради собранного материала. Не в коем случае нельзя проводить литературную обработку собранных текстов – как-то их самому приукрашивать «на народный лад», «дополнять по смыслу». Их надо записывать так, как вам, пусть и бессвязно, поведал рассказчик. Иначе собранный материал не будет отражать какие-то возможные нюансы вашей традиционной культуры, которые вами могут посчитаться просто незначительными.

• Идеализация традиционной культуры
Ошибочна также идеализация традиционной культуры, представление о том, что в "старые добрые времена" при традиционном обществе было все хорошо, все идеально. Это может привести к двояким последствиям: либо принятию всей полученной информации как позитивной, как руководства к действию (например, увлечение "мужской" традицией может привести к попыткам воплощения принципа "женщина, твое место на кухне"). С другой стороны, идеализация традиционной культуры может привести к игнорированию и потере негативной информации, которая в ряде случаев могла бы дать ключ к пониманию тех или иных проблем региона. Например, выжигание кулиг (фактически, подсечно-огневое земледелие) вплоть до второй половины ХIХ века в определенных районах привело к потере лесов. В данном случае традиционное хозяйствование просто не успевало трансформироваться вслед за изменениями условий среды.

Захарова О.А., Доронин Д.Ю. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований
zakharov
Главный редактор
 
Сообщения: 810
Зарегистрирован: Пн мар 15, 2004 6:18 pm
Откуда: Ликино-Дулёво Московской области

Сообщение OZa » Пт мар 13, 2009 12:09 am

Получено из печати краткое учебное пособие

Топонимика в этноэкологических исследованиях

Топонимика зачастую воспринимается как одно из наиболее легких и простых краеведческих занятий. Следствием этого является возникновение совершенно фантастических версий как собственно истории возникновения названий, так и истории местности в целом. Однако топонимика — это отдельная серьёзная наука, со своими методами и законами.

http://etno.environment.ru/news.php?id=23
Аватара пользователя
OZa
Пользователь
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: Вс мар 12, 2006 9:14 pm
Откуда: Королев

Сообщение OZa » Вс апр 19, 2009 6:13 pm

Специфика этноэкологической информации

Этноэкологическая информация -сведения, отражающие аспект традиционной культуры, связанный с духовным и физическим взаимодействием человека с окружающей природной средой в форме обычая, ремесла, промысла, традиции, традиционного знания, фольклора и тд..

У этноэкологической информации есть своя специфика, которую следует учитывать при работе с ней, при подаче ее в популярном виде, в том числе, в средства массовой коммуникации.

Чисто научные статьи, обращенные к научному сообществу — при соблюдении правил научной работы и публикации — практически не несут в себе подобных проблем, так как наука и научный подход предполагает адекватное понимание темы и подход к ней.

потенциальная сенсационность
лешие, домовые — интерес, связанный с потусторонними силами, бывальщины и былички (фольклор в традиционной культуре выполняет роль СМИ, былички — криминальные истории). Во избежание конфликтов, обвинений в пропаганде, например, язычества необходимо демонстрировать исследовательский подход, религиозную и этническую нейтральность: то, что мы находим, это не хорошо и не плохо, это факт. Факт локально - специфической культуры, обусловленный конкретными природно-историческими условиями — выявление, описание этих условий — представление в популярном виде. Попытка понять, «почему мы такие». Необходимо объяснять ценность, неотъемлемость данного факта для истории и культуры конкретного места

научность (то, что касается результатов исследовательской работы — упрощение и связанные с этим проблемы
этноэкологическая информация, с одной стороны, относится к научной сфере, с другой стороны, является фактом культуры места. Будучи достоянием местной культуры, она должна быть доступна и понятна ее носителям, однако необходимо избегать примитивизации, лакировки и усреднения.

возможная конфликтность — необходима определенная деликатность в том, что может задеть национальный и религиозные чувства
этнокультурная информация определенными группами зачастую используется для доказательств мнимого превосходства или наборот — одних этнических групп перед другими

потенциал для воспитания этнической толерантности
корректно, интересно и доступно поданная информация помогает пониманию культуры и истории другого народа, формирования его отношений с окружающим миром — природой и соседними народами, особенно важно в мультиэтнических регионах

ценность для культурно-патриотического, экологического воспитания — представленная должным образом, показывает уникальность «малой родины» каждого, воспитывает любовь к ней, ей свойственны локальная специфичность, она способствует пониманию выстраивания отношений природа - человек...
Аватара пользователя
OZa
Пользователь
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: Вс мар 12, 2006 9:14 pm
Откуда: Королев

Сообщение Бригантина » Вс авг 09, 2009 9:36 pm

Я новичок в теме, но думаю, она близка к тому, что я планирую "нарыть" в Абхазии. Еду через неделю, хотела собрать информацию о влиянии войны на заповедники и экологию Абхазии. Возможно, дадите ценные рекомендации, советы. Я только с осени начну обучаться в МГУ на кафедре экологии, поэтому пока не знаю даже на какие аспекты обращать внимание.
Бригантина
Пользователь
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Вт окт 21, 2008 1:28 am
Откуда: Москва

Сообщение OZa » Пн авг 10, 2009 9:48 pm

Доброго времени суток!
Думаю, про влияние войны на заповедники надо разговаривать всё-таки с местными природоохранниками. А вот как повлияла война на традиционное прироопользование, на состояние природы и её ресурсы по мнению населения - это надо составлять опросник - и опрашивать. Грубо говоря, что и как использовалось, попадалось-встречалось до войны, и как сейчас
Аватара пользователя
OZa
Пользователь
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: Вс мар 12, 2006 9:14 pm
Откуда: Королев

Сообщение Бригантина » Пн авг 10, 2009 11:01 pm

А можете помочь с вопросником? я же еще только буду учиться, пока даже не представляю, о чем спрашивать. Хотя бы в общих чертах, а? :-)
Бригантина
Пользователь
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Вт окт 21, 2008 1:28 am
Откуда: Москва

Сообщение OZa » Вт авг 11, 2009 8:34 pm

подумаю над вопросами
Аватара пользователя
OZa
Пользователь
 
Сообщения: 83
Зарегистрирован: Вс мар 12, 2006 9:14 pm
Откуда: Королев


Вернуться в Этноэкологические исследования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron