Проблемы Авиалесоохраны кроются, прежде всего, в непонимании многими людьми в высоких сферах, что же такое лесные пожары и как должна вестись борьба с ними, в незнании для выполнения каких задач существует Авиалесоохрана.
Пожары это, прежде всего природное явление. Они возникали и до появления человека на земле, и будут происходить после него. В сознании многих людей лесные пожары - это, прежде всего стихийное бедствие. Видимо здесь и заключается корень проблемы непонимания. В отличии от всевозможных землетрясений, цунами, наводнений и т.п. – это стихия имеет не эпизодический (случайный), а постоянный (естественный, закономерный, прогнозируемый) характер. Определенная пожарная напряженность в природе присутствует всегда, а хозяйственная деятельность людей лишь усиливает ее.
Авиалесоохрана – система, направленная на недопущение развития пожарной ситуации до критического уровня путем оперативного обнаружения и подавления пожаров. Другими словами главная задача этой службы предотвращение пожарного кризиса, а не борьба с этим кризисом. Задачи лесхозов шире – это борьба со всеми лесными пожарами при любой пожарной ситуации, лесхозы принимают на себя основное бремя пожаротушения, когда пожары принимают катастрофический характер. Можно сказать, что Авиалесоохрана некий малочисленный дорогостоящий «спецназ» которой обеспечивает успех огромной «лесной армии» в «войне с огнем». Чем эффективнее работает Авиалесоохрана, тем меньше у Лесхозов пожарной работы и затрат на тушение, ущерб для лесного хозяйства и экологии сводится к мизеру.
В основе технологического процесса Авиалесоохраны положен принцип - «скорость реакции» на возникший пожар. Пространственная структура размещения авиабаз и отделений, которая словно «паутина» охватывает лесной фонд, дает службе «вездесущность» и возможности для «тактической и стратегической мобильности» ресурсами и персоналом в любом регионе страны.
Что же происходило с Авиалесоохраной в последние годы?
Последние годы постоянно происходит снижение финансирования. Из года в год повторяется одна и та же картина!
Снижается кратность авиапатрулирования лесов, а эта норма научно обоснована и не должна опускаться ниже определенного минимального уровня и во многих районах она уже прошла его. Утрачивается основной принцип – «скорость реакции». Положительный эффект в борьбе с пожарами может быть достигнут только при строгом выполнении технологического процесса в полном объеме! Выполнение технологии на половину, из-за недостаточного или запоздалого финансирования, приводит лишь неэффективной и колоссальной трате финансовых средств на тушение лесных пожаров всей лесной службой, а также службами МЧС, МВД, лесопользователями.
Практически в настоящее время скудные ресурсы Авиалесохраны расходуются в основном на поддержание приемлемого уровня охраны только ценных лесов и лесосырьевых баз.
В авиабазах происходит постоянное сокращение численности персонала, фактически во многих районах численность авиапожарных в 3-4 раза меньше чем минимально необходимый расчетный уровень для выполнения требуемого объема работ.
Дефицит средств усиливает кадровой кризис. Программы подготовки и обучения персонала уменьшены в два раза, что в свою очередь сказывается на профессионализме персонала. Опытные пожарные уходят, так как со своей квалификацией они способны найти более высокооплачиваемую работу. Низкая зарплата не позволяет привлекать в систему грамотных молодых людей, особенно это остро для районов, где в последнее время наблюдается экономический подъем.
Что же предлагается сейчас?
Предлагается разделить обязанности по финансированию Авиалесоохранных работ между тремя структурами, при этом совершенно неясно как будет разделена ответственность за выполнение плана по борьбе с пожарами. Фактически это способно привести к финансовой безответственности, у каждой структуры появляется соблазн «свалить» свои обязанности на другого. Надо признать, что финансирование борьбы с пожарами из разных источников закономерно и может «работать» при наличии отлаженных механизмов. Наибольшая опасность кроется в другом, предлагается раздробить сам технологический процесс по разным финансовым источникам. Для того чтобы самолет с парашютистами произвел патрульный полет, вовлекается все большее число различных организаций, не имеющих к выполнению технологического процесса никакого отношения.
Следующая опасность - эта схема финансирования будет раздроблена по субъектам РФ. В каждом субъекте (и у местных органов власти и лесных служб) появляется соблазн сэкономить пожарные денежки за счет других субъектов, урезая до мизера численность своих лесных пожарных служб. Авиалесоохрана утратит еще один основной принцип эффективности - «тактическая и стратегическая мобильность».
Фактически, Авиалесоохрана превращается в заложника внутри- и межведомственных взаимоотношений, более того в случае провала плана по борьбе с пожарами ответственность будет возложена на нее.