Канд. эконом. наук В.В.Путин
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
На основании детального анализа потенциала минерально-сырьевых ресурсов определено их значение и место в стратегии развития российской экономики.
The importance and place in Russia's economy development strategy has been developed as a result of detailed analysis of the mineral - and - raw materials resources potential. ¦
Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте её составляющих и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов.
Анализ развития мировой экономики показывает, что экономический рост развитых стран составляет 2-3 % в год и достигается, как правило, за счет внедрения высоких технологий. Учитывая это, российская экономика должна иметь темп экономического роста 4-6 %. При этом заметим, что такой рост обеспечит сокращение отставания России от развитых стран по уровню ВВП на душу населения.
Экономический рост должен быть но ниже указанных выше темпов, и это может быть обеспечено за счет добычи, переработки и эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов.
Анализ экономического потенциала минерально-сырьевых ресурсов, состояния основных фондов и применяемых технологий в добывающем комплексе дает основание сделать некоторый вывод о значении и месте минерально-сырьевого комплекса в строении развития экономики страны:
1. Минерально-сырьевые ресурсы - важный потенциал для экономического развития страны.
2. Всестороннее содействие развитию отечественной перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса - главный резерв превращения России в относительно недалеком будущем в ведущую экономическую державу с высоким уровнем жизни для большинства населения.
3. Анализ экономических процессов, происходящих в мире, требует всесторонней государственной поддержки и создания на базе ресурсодобывающих предприятий крупных финансово-промышленных корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы на равных конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.
4. Развитие добывающего комплекса должно регулироваться государством чисто рыночными методами, при этом государство должно всячески способствовать развитию перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса.
5. Состояние основных фондов и применяемых технологий добывающего комплекса страны с богатейшими запасами природных ресурсов таково, что они но могут в ближайшие годы обеспечить дополнительных значительных финансовых поступлений в бюджет страны для крупных государственных инвестиций в собственную перерабатывающую промышленность.
6. Из-за низкой доли труда в себестоимости добываемого сырья и относительно высокой стоимости рабочего места о добывающих отраслях сырьевые ресурсы но могут быт ре зерном повышения жизненного уровня большинства населения страны.
Российская экономика в XXI пеке, но крайней мере в первой его половине, повидимому, сохранит свою сырьевую направленность. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс как базис устойчивого развития страны на длительную перспективу (рис.1). Наличие крупного природно-ресурсного потенциала России обуславливает ее особое место среди индустриальных стран. Ресурсный потенциал при его эффективном использовании станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику.
Обеспеченность страны природными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал. Наличие богатых и эффективных природных ресурсов даст широкий простор для экономического развития регионов.
Хозяйственное освоение природных ресурсов России создает реальные возможности привлечения крупномасштабных инвестиций, в том числе иностранного капитала; за счет экспорта природных ресурсов обеспечивается значительная часть валютных поступлений (рис.2).
Центральное место среди природных ресурсов России занимают минерально-сырьевые, что определяется следующими обстоятельствами:
- географическим положением, при котором жизнеобеспечение невозможно без значительного потребления минеральных ресурсов;
- преимущественно сырьевым укладом экономики с ориентацией на добычу, переработку и поредел минерального сырья;
- наибольшей привлекательностью ресурсов недр для иностранных инвесторов;
- огромными территориями и выполненными на них в предшествующие десятилетия геолого-разведочными работами, сделавшими ресурсы недр весьма существенным элементом национального богатства.
Суммарная ценность минерально-сырьевой базы России по разведанным и оцененным запасам всех видов полезных ископаемых составляет не менее 28 трлн.дол. США, однако оценка их рентабельной части составляет лишь 1,5 трлн.дол. США.
Российская Федерация обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов. Количество видов минерального сырья, разведанного на ее территории, является уникальным и не имеет аналогов в миро. По запасам никеля, природного газа (33 % мировых запасов) Россия занимает первое место в мире, по запасам нефти — второе после Саудовской Аравии, угля – третье после США и Китая, золота - третье после ЮАР и США и т.д. Помимо непосредственного наличия широкого спектра важнейших видов минерального сырья, данный комплекс экономики обладает развитой добывающей, перерабатывающей инфраструктурой и мощным научно-техническим потенциалом.
Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства:
• Обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевыми ресурсами. Именно развитость сырьевой отрасли способствует формированию прочной промышленной базы, которая способна удовлетворить необходимые потребности как промышленности, так и сельского хозяйства.
• Вносит весомый вклад в формирование доходной части бюджета страны; его продукция продолжает оставаться основный источником валютных поступлений. Предприятия, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, обеспечивают более 50 % валового внутреннего продукта страны. Объемы экспортных поступлений в бюджет государства, которые прямо или косвенно обеспечиваются за счет разработки минерально-сырьевых богатств страны, составляют 70 %.
• Составляет основу оборонного могущества страны. Развитая сырьевая база является необходимым условием для совершенствования военно-промышленного комплекса государства и создает необходимый стратегический запас и потенциал.
•Обеспечивает социальную стабильность. В России практически все крупные компании, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, или же связанные с ним, являются градообразующими. Таким образом, развитие данного сектора экономики будет обеспечивать повышение уровня благосостояния населения и снижение социальной напряженности.
• Способствует развитию интеграционных процессов между странами. Взаимное дополнение государств, в рамках единого экономического пространств, обеспечит обладание практически всеми видами полезных ископаемых, что будет оказывать очень большое слияние по мировом сырьевом рынке.
Стратегическим фактором экономического роста России в ближайшее время должна стать структурная перестройка национальной экономики па основе имеющихся минерально-сырьевых ресурсов страны с целью существенного повышения ее эффективности. Особая сложность этой задачи состоит в том, что необходимо перестраивать отраслевую и производственную структуры, которые складывались в условиях планово-распределительной системы и полной изоляции от мирового рынка. Указанное обстоятельство определило низкий уровень эффективности работы обрабатывающей промышленности, неконкурентоспособность большей части ее продукции на мировом рынке и, как следствие, снижение объемов производства и ликвидацию многих предприятий данного сектора экономики.
Сырьевые и, о частности, добывающие отрасли промышленности не в состоянии адсорбировать огромную массу рабочей силы, высвобождающуюся из перерабатывающих отраслей экономики. В то же время большая часть добывающих предприятий не обладает достаточным инвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и простого воспроизводства основных фондов. Так. в наиболее благополучной из отраслей МСК газовой промышленности более 60 % газопроводов эксплуатируются более .20 лет (при- нормативе 33 года), с в угольной промышленности более двух третей основных фондов находится за чертой физического износа.
В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывал огромный минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной обрабатывающей промышленности . должно производиться на основе се всесторонней интеграции с добывающими отраслями.
Наиболее перспективной формой такой интеграции должно стать создание, при всесторонней поддержке государства, крупных финансово-промышленных групп - корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.
Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей, промышленности, использование в процессе производство неконкурентоспособных технологий, отсутствие ассигнований на геолого-разведочные работы - все это заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовые средства на внутреннем и мировом рынках капитала.
Основные приоритеты государства при создании межотраслевых финансово-промышленных групп должны предусматривать:
• устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами их переработки;
• повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающий путь развития;
• дальнейшее развитие сырьевой базы;
• пoддepжaниe и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его структуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленной продукции;
• развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.
Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых групп на базе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической, нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития - объединение многоотраслевых комплексов с финансовым и коммерческими структурами.
Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономики России как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений, существенный очаг стабильности, в том числе эффективной занятости населения, как факктор формирования прорывных критических технологий, как фактор реструктуризации и модернизации базовых отраслей МСК и промышленности, %и, наконец, как фактор интеграции в пространстве России, СНГ и мирового сообщества.
Независимо от того, в чьей собственности находятся природные, н частности, минеральные ресурсы, государство оправе регулировать процесс их освоения и использования, действуя в интересах общества в целом и отдельных собственником, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом, а для достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.
В централизованно управляемой экономике природопользование находилось пне сферы рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некоторое время государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом формировавшейся и течение многих десятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Но сейчас рыночная эйфория первых лот экономических реформ постепенно уступают место более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающему необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные процессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран с развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного государственного вмешательства и долговременные проекты освоения природных ресурсов.
Современная стратегия рационального ресурсопотребления не может базироваться исключительно на возможностях рынка как токового. Это тем более относится к переходным состояниям экономического развития, а значит,, и к народному хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует — даже наши инновационные предприятия зачастую но используют ресурсосберегающие технологии.
Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности, о чём ярко свидетельствуют итоги конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. (в значительной мере отраженные в утвержденной президентским указом № 440 от 1 апреля 1996 г. правительственной концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию).
В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки последних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы: а) правового обеспечения, б) финансово-кредитной поддержки, в) инфраструктурного и информационного обеспечения, г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий. Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение — проблема комплексная и многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности. Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок в области технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешней непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется) многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым технологическим укладам. При этом у нас господствует "третий (ресурсозатратный) уклад", пройденный развитыми странами уже в конце 70-х годов, а "четвертый технологический уклад", связанный с переходом на ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК.
Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо обеспечить распространение передовых технологий из ВПК в мирные отрасли и сферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующих отечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новые разработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов предстоит прежде всего обеспечить аффективное ресурсопотребление предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.
В целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий. Рыночный механизм, как уже отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых проблем, ряд противоречий, устраняется посредством научно обоснованного государственного регулирования. Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользовании, об обеспечении чистоты биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко но всегда результативно) регулируется именно природопользование — вне зависимости от существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования.
Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта. Оно должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразовании, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров но ослопе цифровых геоинформационных систем.
В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие становится достижение оптимальных уровней воспроизводства, неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания, усиленная экономия сырья, материалов, энергий на всех стадиях производстве и потребления, создание основы для перехода к устойчивому развитию, высокая ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России. ¦ ¦
При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока являются завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования п области природопользования; формирование аффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности; развитие правовой базы о целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов п сфере природопользования; оптимизация объемов и расширенно диверсификации источников инвестиции при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов; развитие государственного регулирования экспортно-импортных операций в сфере природных ресурсов; осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов; создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны; обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования; учет региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.
На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем: совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение; углубление и совершенствование экономического механизма природопользования; уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов природопользования; разработку механизма аудита в области природопользования; расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе; создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов, формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности па природные ресурсы, а также создание федерального фонда резервных месторождении полезных ископаемых и иных видов естественных богатств и др.
ISSN 0136-3500. Записки Горного института. Том 144 (1). Санкт-Петербург, 1999.