Комментарии к материалам Р.И.и Б.И. Нигматулиных
«Кризис и модернизация России – тринадцать теорем»
В.Г. Сафонов
гл. научный сотр. ВНИИОЗ, чл.-корр. РАСХН
Полностью соглашаясь с оценкой авторами социально-экономических проблем современной России и поддерживая предложения по их решению, считаю необходимым осветить и эколого-экономические аспекты модернизации России. Ежедневно обостряющаяся проблема оптимизации природопользования становится самой актуальной в современном мире.
1. В самом начале перестройки было ясно, что в рыночных условиях наша страна неизбежно окажется в числе отстающих среди развитых стран мира в области многих новейших промышленных технологий. Поэтому базой для выживания в новых условиях и грядущего подъёма экономики будет природный капитал (исчерпаемые минеральные и возобновляемые природные ресурсы). Отсутствие официально признанной государственной концепции комплексного развития всех отраслей природопользования в условиях становления рыночной экономики (несмотря на наличие достойных внимания проектов), преждевременное самоустранение государства от решения принципиальных проблем в той сфере, которая оказалась важнейшей в экономике страны (освоение и экспорт природных ресурсов), не позволили своевременно создать действенную законодательную базу и избежать многих ошибок. «Броуново движение» в области управления природопользованием, бесконечная ликвидация, реорганизация и восстановление отраслевых штабов, передача их из одного ведомства в другое привели к тому, что Россия стала экологически деградирующей страной. Резолюция конференции «Зелёное движение России и экологические вызовы» (пос. Дубровский, Московская обл., 21-22 марта 2009 г.) констатирует: «В последние 10 лет в России происходит тотальная деэкологизация государства и общества».
2.Экологически расточительное развитие экономики прекратится только в том случае, если восторжествует признание неизмеримо более высокой ценности природных ресурсов по сравнению с рукотворной продукцией (Боске, 2002). Необходим перенос бремени налогообложения из сферы получаемых «благ» (зарплата, прибыль) на сферу наносимого ущерба природе путём изъятия природно-ресурсной ренты. «Рыночная экономика может погубить окружающую среду и себя, если не позволит ценам говорить экологическую правду» (А.А. Жученко). Экологической доктриной РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ 31.08. 2002 г. № 1225-р, провозглашен принцип: «Справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним». Однако фактически он не соблюдается. В странах сырьевой ориентации (Канаде, Кувейте, Арабских Эмиратах, Норвегии) создаётся резервный кредитный фонд за счёт отчислений от доходов добывающей промышленности, прежде всего нефтяной. На Аляске он служит источником ежегодной выплаты местному населению депозитных процентов с основного капитала (Сидоров, Волков, 2008). Так положительно решаются демографические, социально-экономические, экологические и культурные проблемы коренного населения. 3.Устойчивое общественное развитие возможно только в условиях комплексного природопользования, межотраслевой согласованности применяемых технологий, направленной на поддержание и восстановление нарушенных экосистем ради сохранения экологического баланса в биосфере. Учитывая необходимость исправления допущенных ошибок и восстановления утраченных звеньев в механизме естественной саморегуляции (гомеостаза), правильнее, вслед за К.С. Лосевым (2010), применять термин не «устойчивое», а «поддерживаемое» развитие. К выводу о необходимости создания надведомственных структур управления в сфере природопользования пришли создатели «Европейской Хартии охоты и биоразнообразия», одобренной Европейским Союзом в 2008 г., а в США значительно раньше осуществили эту идею, создав независимое от Кабинета Министров Агенство по защите среды. Этот исполнительный орган приравнен в правах к Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства и Комиссии по атомной энергии. В нашей стране функционально единый природный комплекс разобщён и подвержен одностороннему деформирующему воздействию.
4.Международный опыт свидетельствует о том, что по мере развития цивилизации необходимость сохранения значительных площадей «дикой природы» диктуется не только стремлением обеспечить глобальный экологический баланс, но и удовлетворять возрастающий интерес к ним человека. Рекреационная ценность таких участков в США позволяет получать, по мнению американских специалистов, 183 млрд. долларов ежегодно. Здесь 38% населения старше 16 лет занимается экологическим туризмом, наблюдениями в природе, рыболовством и охотой. В сфере обслуживания этого контингента заняты сотни тысяч специалистов, инструкторов, проводников, работников бытового обслуживания. В ряде удалённых от промышленных центров регионов таким путём успешно решается проблема занятости местного населения. Сохранение обширных площадей первозданной и мало изменённой деятельностью человека природы, где процессы саморегуляции (экосистемного гомеостаза) протекают естественным путём или поддерживаются не деструктивной, а восстановительной деятельностью человека, открывает широкие перспективы хозяйствования как в форме традиционного (экологически безвредного) природопользования, так и очаговой интенсификации, ориентированной прежде всего на прибыль – неизбежный стимул рыночной экономики. И в той и другой форме инвестиционная привлекательность комплексного природопользования будет со временем возрастать. В России этот характерный для других стран рост будет происходить по мере ликвидации нищеты и улучшения благосостояния всего народа, большая часть которого будет в состоянии оплачивать своё увлечение.