Концепция экополитики Петрозавод-го гор.округа на 2011-2020г

Форум для участников научно-практической Конференции "Экологическая модернизация России: роль науки и гражданского общества" (октябрь 2010 г.) - предлагаем темы, обсуждаем проектыитоговых документов (обращений, резолюций и т.п.).

Модератор: Kate777

Концепция экополитики Петрозавод-го гор.округа на 2011-2020г

Сообщение Kate777 » Вт июл 13, 2010 5:58 pm

Редакция Д.С. Рыбакова,
альтернативный проект

Подготовлен с учётом проекта
Отдела экологии Комитета по
вопросам здравоохранения,
экологии и социальной защиты
Администрации Петрозаводского
городского округа при его
существенной переработке,
дополнении и структурировании,
а также обсуждения с
общественными экологическими
организациями Петрозаводска
и Республики Карелия


Концепция экологической политики Петрозаводского городского округа на 2011-2020 годы

Введение

Концепция экологической политики Петрозаводского городского округа на 2011-2020 годы – это совокупность принципов, целей и направлений для совершенствования деятельности в сфере сохранения и улучшения состояния окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения городского округа.
Концепция экологической политики Петрозаводского городского округа (далее – муниципальной экологической политики) определяет участие органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа в пределах своей компетенции в определении, принятии и реализации стратегических направлений охраны окружающей среды, в том числе как важнейшего фактора сохранения здоровья населения на территории Петрозаводского городского округа.
Муниципальная экологическая политика предполагает безотлагательную необходимость перехода от современного состояния внесистемного «точечного» и неэффективного решения экологических проблем к полной экологизации муниципального управления, хозяйственной деятельности и образования.
Муниципальная экологическая политика базируется:
• на законодательстве и иных правовых актах федерального, регионального и местного уровня в области охраны окружающей среды, неистощительного и рационального использования природных ресурсов, а также полномочиях органов местного самоуправления, определенных законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами;
• на условиях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, поощрении деятельности, способствующей экологическому благополучию;
• на распространении достоверной информации о состоянии окружающей среды, предотвращении сокрытия должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;
• на недопущении действий собственников, арендаторов земли и других природных ресурсов, наносящих ущерб окружающей среде и нарушающих права граждан на благоприятную окружающую среду;
• на гарантии возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическими правонарушениями, направлении средств на прекращение и устранение последствий экологических инцидентов (аварий, катастроф, масштабных загрязнений окружающей среды и т.д.), сопоставимых с нанесенным ущербом и улучшающим экологическую ситуацию по сравнению с первоначальным состоянием;
• на безусловном применении принципа «загрязнитель – платит» при компенсации оправданных расходов бюджета на устранение последствий экологических инцидентов и возмещение ущерба городской окружающей среде и здоровью граждан;
• на оценке современного состояния компонентов окружающей среды города и воздействия экологических факторов на здоровье и качество жизни городского населения;
• на учете местных особенностей окружающей среды и степени антропогенного воздействия в результате хозяйственной и иной деятельности на территории города.


Актуальность разработки и реализации муниципальной экологической политики
Главным источником экологических проблем, как правило, является состояние территорий городов, где человек кардинально видоизменил окружающую среду, сосредоточив на ограниченной площади мощные социально-экономические комплексы. Актуальность вопросов управления природопользованием и охраной окружающей среды городов постоянно возрастает в связи с неуклонным ростом антропогенной нагрузки на городскую территорию.
Отсутствие ясной закрепленной официальным решением городской политики, направленной на сохранение окружающей среды, рациональное использование и постоянное восполнение городских природных ресурсов, приводит к тому, что разрешение важнейших экологических проблем часто откладывается, а их профилактике не уделяется должного внимания.
Наш город не является исключением.
Петрозаводск расположен на берегу Петрозаводской губы Онежского озера – главного источника водоснабжения города. Основными факторами её загрязнения являются недостаточно очищенные канализационные стоки, стоки предприятий города, загрязненные стоки ливневой канализации, а также насыщенные органикой и загрязненные нефтепродуктами воды реки Шуя, водосбор которой, особенно на протяжении последних километров до устья, значительно освоен в хозяйственном отношении, и атмосферные выпадения. Кроме того, опасность представляют единовременные разливы нефтепродуктов, попадающих в акваторию Петрозаводской губы Онежского озера из различных промышленных и городских источников (аварийные ситуации).
Значительному загрязнению и засорению подвергаются городские реки Неглинка, Лососинка, Сельгская речка, а также ручьи – Студенец и другие. Серьезная антропогенная нагрузка оказывается на обводненный карьер «Каменный бор». Отдыхающие вблизи этого рукотворного водоема жгут костры, моют машины, выбрасывают мусор. Кроме того, по соседству от карьера ведется жилое строительство. Состояние многих небольших водных объектов в Петрозаводске не изучено.
Особое беспокойство вызывает состояние, в том числе качество воды, родников, находящихся в пределах границ городского округа. Из-за близкого к дневной поверхности расположения подземных вод может происходить загрязнение вредными веществами воды родников, что требует постоянного контроля, вокруг них создаются несанкционированные свалки, а некоторые исчезают в результате экологически неоправданной, в том числе уплотнительной, застройки территории.
В течение 2000-х годов уровень загрязненности воздуха на территории Петрозаводска (пост наблюдений на пересечении ул. Ленинградской и пр. Октябрьского) из-за присутствия высоких концентраций формальдегида, часто – бенз-а-пирена, оценивался, согласно ИЗА (индексу загрязнения атмосферы, рассчитываемому по среднемесячным концентрациям пяти загрязняющих веществ – бенз-а-пирену, формальдегиду, фенолу, взвешенным веществам и диоксиду азота): как очень высокий (2000, 2003 гг.), высокий (2004-2007 гг.) и повышенный (2001, 2002 гг.). В указанный период отмечаются периодические (в течение календарного года) повышения концентраций в воздухе фенола и, особенно, бенз-а-пирена. В 2008 году, уровень загрязнения воздуха в городе был высоким – в январе, апреле и июне, низким – в сентябре и повышенным – в остальные месяцы. Рекомендации по размещению дополнительных постов наблюдения не разработаны.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников с 1992 по 2008 гг. уменьшились более чем в 10 раз – с 42,3 до 3,971 т, выбросы от автотранспорта с 1993 по 2003 гг. увеличились почти в 1,5 раза – с 12,5 до 18,43 т.
Важными факторами в снижении промышленных выбросов явились оснащение предприятий очистным оборудованием и осуществление перевода котельных ряда предприятий города на природный газ, закрытие ряда котельных. Существенное увеличение вклада выбросов от передвижных источников в общее загрязнение атмосферы города происходит ввиду роста количества индивидуального и маршрутного транспорта. К 2010 году в Петрозаводске зарегистрировано порядка 90 тыс автотранспортных средств. На загруженных автотранспортом городских магистралях значения предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе превышаются в несколько раз.
Перед Петрозаводском остро стоит проблема негативного влияния твердых бытовых отходов. В результате многолетней эксплуатации городская свалка в местечке Орзега не отвечает санитарным требованиям. В городе только-только зарождается система раздельного сбора хозяйственно-бытовых отходов, их безопасной переработки и утилизации. Не исчезают с городских территорий несанкционированные свалки, являющиеся дополнительным источником химического и биологического загрязнения окружающей среды и негативно влияющие на эстетическое восприятие городского ландшафта. Общее замусоривание территории города бытовыми отходами является следствием как низкой экологической культуры отдельных групп жителей, так и состоянием муниципальной системы управления отходами.
В границах городского округа загрязнение почв пестицидами сверх максимально допустимого уровня не отмечалось. Загрязнение земель нефтепродуктами имеет место на территориях промышленных предприятий и вдоль железных дорог. Загрязнение свинцом и цинком сверх ПДК отмечается в верхних слоях почвы вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей, а состояние почв около некоторых промышленных площадок по отдельным научным публикациям предварительно может оцениваться как опасное и чрезвычайно опасное.
В Петрозаводском городском округе необходимо разработать эффективную систему управления зелеными насаждениями, в том числе естественного (городские леса и лесопарки) и искусственного (парки, скверы, бульвары, аллеи, сады, рядовые посадки, уличные газоны и т.д.)_происхождения. Учет сохранения ценных в природном и рекреационном отношении озелененных территорий должен иметь приоритетное значение при ведении градостроительной деятельности. Должны быть выработаны и приняты специальные механизмы для сохранения, возобновления и содержания зеленых насаждений и озелененных территорий. Изучение и сохранение биологического разнообразия на территории городского округа будут способствовать целостности экологических систем, сохранению редких и исчезающих видов живых организмов.
Управление городской фауной является одной из приоритетных составных частей муниципальной экологической политики. Положение бездомных животных беспокоит жителей Петрозаводска. Популяция безнадзорных животных в городе по-прежнему велика, несмотря на их многолетний отлов и жестокое умерщвление. Прежние методы не работают с должным долгосрочным эффектом и неприемлемы с гуманных позиций. Решение проблемы сводится к повышению культуры содержания животных, строительству многофункциональных приютов для безнадзорных животных, их стерилизации и другим действиям, определенным Долгосрочной муниципальной целевой программой «Городские животные».
Проблемой для эффективного экологического управления является отсутствие информации о связях состояния окружающей среды (среды обитания) и здоровья населения города (экологических рисках).
Экологические риски являются частью системы рисков, определяемых на территории городского округа (рис.).






Рис. Принципиальная модель взаимосвязи разнообразных рисков на территории городского округа
Прежде всего, выделяются так называемые базовые риски. К ним относятся градостроительные, социально-экономические и прочие риски, возникающие из-за недостатка научных, технических и технологических решений, центростремительного бюджетного законодательства, слабости культурных и производственных отношений, отсутствия взаимоприемлемых договоренностей с общественностью и населением по социальным, экологическим и другим вопросам развития. Таким образом, уровень базовых рисков обусловлен суммой научных знаний, качеством и честностью экспертных оценок при подготовке градостроительных и иных хозяйственных решений, социально-политическими отношениями в обществе.
Наличие указанных рисков влечет за собой последовательное возникновение других рисков, разрушительных для природы и общества. К важнейшим из них относятся риски воздействия на окружающую среду (среду обитания) природных и антропогенных факторов, а также экологические риски, включая риски здоровью человека, формирующиеся в результате воздействия измененной среды на биоту, включая человека (рис.).
Сбор и использование информации об экологических рисках будет способствовать их снижению (нейтрализации) для биоты, в том числе человека (жителей города).


Цели муниципальной экологической политики

Достижение благоприятных условий и высокого качества жизни населения – это цель общей политики органов местного самоуправления.
Цель муниципальной экологической политики – создание и сохранение благоприятной окружающей среды в Петрозаводском городском округе, предотвращение вредных последствий хозяйственной деятельности в интересах обеспечения здоровья и активного долголетия настоящих и будущих поколений и, в конечном итоге, достижение экологической безопасности населения Петрозаводского городского округа.



Принципы муниципальной экологической политики:
• признание невозможности устойчивого развития городского округа при деградации окружающей природной среды;
• равноправный доступ жителей города к жизненно важным городским природным ресурсам, социально-справедливое распределение доходов от использования общегородских (не находящихся в частной собственности) природных ресурсов;
• приоритет сохранения жизнеобеспечивающих функций экосистем по отношению к хозяйственному использованию природных ресурсов;
• профилактика текущих негативных для города экологических последствий хозяйственной и иной деятельности, учет отдаленных негативных экологических последствий на принципах научной предосторожности и отказ от проектов, реализация которых непредсказуема по своему воздействию на окружающую среду;
• приоритет обеспечения здоровья населения при принятии всех политических и экономических решений;
• возмещение ущерба, наносимого окружающей среде и населению города нарушениями природоохранного законодательства;
• учет при принятии управленческих решений об организации хозяйственной деятельности жизненного цикла производимой продукции, возможностей безопасной и экономически эффективной утилизации отходов производства и потребления;
• организация хозяйственной деятельности на принципах применения наиболее энерго- и экологически эффективных из существующих технологий, экологических инновационных подходов и экологической модернизации экономики;
• постоянное взаимодействие и координация действий с региональными и федеральными органами власти и специально уполномоченными органами, ответственными в области охраны окружающей среды;
• открытость и доступность для жителей города экологической информации;
• обеспечение широкого участия организаций гражданского общества, деловых кругов и населения в подготовке, обсуждении и реализации городских решений в области охраны окружающей среды, неистощительного и рационального природопользования.


Главные экологические проблемы города
В Петрозаводском городском округе с учетом его специфики выделяются следующие экологические проблемы:
• слабая подготовка лиц, принимающих управленческие решения, в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, неготовность управленцев к совмещению экономических и экологических приоритетов городской политики;
• отказ от привлечения к подготовке и принятию экологически значимых решений экспертов – специалистов в соответствующих областях экологических знаний и экологической общественности;
• слабость экологического управления, недостаток функциональных полномочий и специалистов (консультантов) по различным экологическим направлениям в структуре Администрации Петрозаводского городского округа;
• низкий уровень финансирования мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и восстановлению природно-ресурсного потенциала городского округа, не достигающий научно обоснованных 4-5 % расходной части бюджета городского округа;
• высокий процент предприятий, сконцентрированных на городской территории на водосборах в непосредственной близости от открытых водоемов и водотоков;
• высокая степень изношенности основных фондов объектов городской коммунальной инфраструктуры;
• нарастающее загрязнение атмосферного воздуха на городских магистралях, связанное с увеличивающимся движением автотранспорта;
• продолжающееся интенсивное загрязнение открытых водных объектов в результате сброса неочищенных ливневых и недостаточно очищенных канализационных стоков;
• отсутствие городской стратегии в части использования городских природных ресурсов, особенно зеленых насаждений;
• отсутствие городской стратегии обращения с нарастающим объёмом бытовых и приравненных к ним отходов;
• слабое изучение проблем в области экологических рисков на территории городского округа;
• низкий уровень экологической культуры горожан;
• отсутствие необходимой поддержки общественным организациям и народным дружинам в организации общественного экологического контроля, пресечении и профилактике экологических правонарушений и нарушений Правил благоустройства, соблюдения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе.


Основные направления муниципальной экологической политики
Вытекающие из перечисленных выше целей и принципов основные направления муниципальной экологической политики должны быть закреплены специальными постановлениями главы Петрозаводского городского округа и решениями Петрозаводского городского Совета.
1. Повышение эффективности экологического управления городским округом
Оценка эффективности реализации: количество управленцев, получивших экологические сертификаты соответствия; доля вновь намечаемых к строительству предприятий, прошедших общественную экологическую экспертизу; соответствие экологического управления масштабам и характеру экологических проблем в городе (статус подразделения исполнительного органа местного самоуправления, ответственного за реализацию муниципальной экологической политики, наличие специалистов-консультантов по ключевым направлениям).
Для повышения эффективности экологического управления, прежде всего, необходимы:
• организация экологических курсов для руководителей структурных и функциональных подразделений Администрации Петрозаводского городского округа, депутатов Петрозаводского городского Совета с последующей выдачей сертификатов соответствия;
• организация проведения общественных экологических экспертиз по планируемым объектам, введение которых может повлечь за собой негативные экологические последствия;
• структурное усиление экологического управления;
• доведение финансирования экологических мероприятий и мероприятий по восстановлению природного потенциала природных объектов и экосистем до 4-5 % расходной части бюджета городского округа.
2. Защита здоровья населения от опасных антропогенных влияний
Оценка эффективности реализации: уменьшение экологически зависимой заболеваемости и увеличение продолжительности жизни граждан.
Для более эффективной защиты здоровья населения от опасных антропогенных влияний, в первую очередь, необходимы:
• оценка и последовательное снижение экологических рисков для здоровья населения; разработка мер по защите от неблагоприятных экологических воздействий, ведущих к увеличению экологически зависимой заболеваемости и смертности населения;
• определение порядка возмещения вреда гражданам и городскому округу, причиненного экологическими правонарушениями;
• определение порядка переселения граждан из санитарно-защитных зон (СЗЗ) и, в перспективе, ликвидации СЗЗ;
• обеспечение нормативного качества питьевой воды и атмосферного воздуха городской территории;
• обеспечение экологической безопасности продуктов питания и их компонентов, в том числе полученных из их генетически модифицированных форм;
• обеспечение санитарно-экологической безопасности жилья;
• обеспечение санитарно-экологической безопасности источников электромагнитного излучения.
3. Обеспечение неистощительного, рационального природопользования
Оценка эффективности реализации: организация сохранения и воспроизводства в полном объеме возобновляемых природных ресурсов и рационального использования невозобновляемых природных ресурсов (с их постепенным замещением возобновляемыми).
Для организации неистощительного и рационального природопользования в первую очередь необходимы:
• комплексный подход к природопользованию, экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных и других городских ресурсов;
• развитие природосберегающих высокотехнологичных биосферосовместимых технологий и производств;
• поддержание способности городских биологических ресурсов к саморегулированию и самовоспроизводству;
• минимизация отходов, в том числе при их переработке;
• минимизацию ущерба, наносимого городской природе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• предотвращение и пресечение всех видов незаконного использования городских природных ресурсов;
• снижение загрязнения окружающей среды;
• обеспечение эффективного муниципального контроля и надзора использования лесных ресурсов, поддержка лесовосстановления, использования городских лесов и лесопарков в рекреационных целях;
• создание финансово-экономических механизмов сохранения природных ресурсов.

4. Экологизация жилищно-коммунального комплекса и энергообеспечения
Оценка эффективности реализации: сокращение затрат энергии и других ресурсов на единицу оказания услуг и производимой продукции.
Для экологизации жилищно-коммунального комплекса и энергообеспечения, в первую очередь, необходимы:
• создание и реализация муниципальных программ энерго- и ресурсосбережения;
• создание условий для внедрения энерго-, ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах городского хозяйства;
• поддержка децентрализации производства энергии, внедрение экологически чистых возобновляемых источников энергии, в том числе собственных;
• снижение загрязнения от объектов жилищно-коммунального комплекса и энергетики, развитие экологически безопасных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

5. Экологизация транспорта
Оценка эффективности реализации: доля транспорта в загрязнении атмосферы, доля населения, пользующаяся общественным транспортом, количественные показатели развитости инфраструктуры велодвижения.
Для экологизации транспортной политики, в первую очередь, необходимы:
• поддержка преимущественного развития комфортабельного общественного транспорта;
• развитие оптимальной дорожной сети, включающей инфраструктуру велодвижения (велодорожки, велопарковки), устройство качественных пешеходных дорожек;
• предотвращение нелегальной мойки автотранспорта (организация постов, ограничение подъездов к берегам рек и водоемам и т.д.);
• разработка и использование технологии замены песочно-соляной смеси, используемой для борьбы с гололедицей, на альтернативную нерадиоактивную каменную крошку;
• прекращение установки транспортных средств на газонах;
• защита населения от загрязнения и шумого воздействия авто- и железнодорожного транспорта;
• повышение надежности и экологической безопасности трубопроводного транспорта.
6. Политика в области сохранения водных ресурсов и снижения хозяйственной нагрузки на водные объекты
Оценка эффективности реализации:
 уровни потребления свежей воды и объёмы сброса загрязнённых и недостаточно очищенных сточных вод конкретными предприятиями, в том числе на единицу выпускаемой продукции (там, где это возможно, проблема решается устройством замкнутых систем водооборота);
 уровни содержания вредных компонентов в сбросах в водные объекты от промышленных, коммунальных и других сосредоточенных источников загрязнения (на первоначальном этапе контролируется по нормативам, разработанным с учётом суммирования по различным объектам, других способов попадания вредных веществ в водные объекты, природных условий в данной местности и т. д.);
 уровни экологического воздействия на водные объекты и водосборы вредных выбросов предприятий, транспорта, а также трансграничных и межрегиональных переносов по различным показателям (рассредоточенные источники загрязнения);
 площадь экологически нарушенной части водосбора (рассредоточенные источники) по отношению к общей площади водосбора (то же самое – водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы). Объекты классифицируются по степени экологической опасности (несанкционированные свалки, места незаконной мойки автотранспорта, экологически неустойчивые объекты сельскохозяйственного назначения, водонепроницаемые поверхности и т. д.) и удалённости от водоёмов и водотоков;
 площадь, занимаемая естественными и восстановленными (рукотворными) водозащитными объектами, классифицируемыми по виду, то есть по степени эффективности защиты водных объектов.
Для оптимизации политики в области сохранения водных ресурсов и снижения хозяйственной нагрузки на водные объекты, прежде всего, необходимы:
• обеспечение соответствия качества воды в городе нормативным требованиям;
• обеспечение эффективной санитарной защиты городского водозабора на Петрозаводской губе Онежского озера;
• охрана вод и побережья Петрозаводской губы Онежского озера;
• формирование охранных зон агропромышленных предприятий в бассейне реки Шуи и восстановление лесных водозащитных полос на её берегах (совместно с органами местного самоуправления Прионежского муниципального района, государственными органами власти и специально уполномоченными органами);
• полное исключение сброса неочищенных ливневых, промышленных и других стоков в Петрозаводскую губу Онежского озера, реки Лососинку, Неглинку, Томицу и другие водотоки, обеспечение санитарно-токсикологической защиты их вод;
• учёт, снижение и оптимизация коммунального, промышленного и сельскохозяйственного водопользования, сокращение загрязнения от водного, железнодорожного и автомобильного транспорта;
• создание и сохранение локальных источников питьевой воды и обеспечение их санитарной защиты.
7. Политика в области сохранения и восстановления зелёных насаждений
Оценка эффективности реализации: достижение нормативов площади зелёных насаждений, сохранение ценных в природном и рекреационном отношении территорий.
Для улучшения политики в области сохранения и восстановления зелёных насаждений, поддержки саморегулирующих и ассимиляционных способностей экосистем, компенсирующих негативные последствия антропогенной деятельности, прежде всего, необходимы:
• инвентаризация зелёных насаждений;
• определение статуса городских лесов и лесопарков;
• создание нормативно-правовой базу по вопросам сохранения, использования, воспроизводства и защиты зелёных насаждений;
• соблюдение нормативов озеленённых территорий, корректировка размера восстановительной стоимости вынужденно сносимых (уничтожаемых) зелёных насаждений по районам городского округа в зависимости от этих показателей;
• расширение охраняемых зелёных и лесопарковых зон внутри и вокруг городского округа;
• пересмотр градостроительной политики городского округа в пользу сохранения ценных в природном и рекреационном отношении территорий;
• предотвращение фрагментации экологического каркаса города в процессе хозяйственной и иной деятельности;
• совершенствование природно-паркового хозяйства города;
• подготовка и реализация программ по сохранению и восстановлению биоразнообразия в городских экосистемах.
8. Управление городской фауной
Оценка эффективности реализации: стабильное долгосрочное сокращение численности безнадзорных животных до безопасных показателей с использованием только гуманных методов ее регулирования; сокращения числа конфликтных ситуаций с участием животных.
Для этого, в первую очередь, необходимы:
• выполнение Долгосрочной муниципальной целевой программой «Городские животные»;
• поддержка муниципальных, общественных и частных приютов для безнадзорных животных;
• мероприятия по повышению культуры содержания животных.
9. Формирование экологической культуры
Оценка эффективности реализации: могут быть использованы специальные методы анкетирования для оценки эффективности мероприятий в области экологической культуры.
Для формирования экологической культуры, в первую очередь, необходимы:
• содействие организации муниципальных, общественных и частных систем непрерывного экологического образования и просвещения;
• включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в целевые муниципальные программы развития территорий;
• создание в контролируемых органами местного самоуправления СМИ программ (рубрик, разделов) по экологическому воспитанию и просвещению;
• повышение экологической грамотности всех управленческих звеньев городского округа;
• поддержка экологических общественных движений и объединений и благотворительной деятельности в области охраны окружающей среды и экологической культуры.


Пути и механизмы реализации муниципальной экологической политики
Реализация муниципальной экологической политики требует взаимодействия всех участников действий в области охраны окружающей среды, неистощительного и рационального природопользования, использования разнообразных, в том числе экономических и финансовых путей и механизмов экологической политики. Среди них:
• обеспечение исполнения обязанностей органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, неистощительного и рационального использования всего комплекса природных ресурсов;
• укрепление и усиление экологического управления городского округа;
• координация усилий органов местного самоуправления, всех городских организаций, хозяйствующих субъектов и населения;
• устранение противоречий между экономическими и экологическими приоритетами развития городского округа;
• совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления, подготовка законодательных инициатив и внесение их на региональный уровень государственной власти;
• введение экономических и финансовых механизмов сохранения и рационального использования природных ресурсов на территории городского округа;
• разработка и реализация экологической Программы Петрозаводского городского округа на 2011-2015 гг.;
• достаточное финансовое обеспечение природоохранных мероприятий;
• инвентаризация городской территории с целью выявления и сохранения природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих рекреационно-оздоровительным значением;
• создание и развитие системы мониторинга окружающей среды города и контроль многолетней динамики изменения её параметров;
• рациональная организация в городе сбора, вывоза и переработки бытовых и промышленных отходов;
• контроль качества атмосферного воздуха и воды в городе;
• обеспечение в городе постоянного санитарно-эпидемиологического контроля продуктов и объектов питания;
• поддержка общественного экологического контроля;
• обеспечение открытости и доступности для жителей города информации о состоянии городской окружающей среды и возможных экологических угрозах;
• повышение уровня экологической культуры городского населения и власти.


Список литературы

1. Водная политика Петрозаводска. Общественный доклад / Ред. и сост. Д.С. Рыбаков. – Петрозаводск: КРОО «Ассоциация зелёных Карелии», 2005. 50с.
2. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Карелия в 2000 году / Государственный комитет природных ресурсов по Республике Карелия. Петрозаводск, 2001. 248 с.
3. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Карелия в 2001 году / Комитет природных ресурсов по Республике Карелия. Петрозаводск: Издательский дом «Карелия», 2002. 240 с.
4. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Карелия в 2002 году / Упр. природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия. Петрозаводск: Издательский дом «Карелия», 2003. 256 с.
5. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Карелия в 2003 году / Упр. природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Карелия. Петрозаводск, 2004. 313 с.
6. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Карелия в 2004 году / Мин-во сельского, рыбного хоз-ва и продовольствия РК; сост. А. Д. Волков. Петрозаводск, 2005. 335 с.
7. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2005 году / Мин-во сел., рыб. хоз-ва и экологии РК. Петрозаводск: ПетроПресс, 2006. 344 с.
8. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2006 году / Мин-во сел., рыб. хоз-ва и экологии РК. Петрозаводск: ГУ РК «Издательский дом «Карелия», 2007. 308 с.
9. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2007 году / Мин-во сел., рыб. хоз-ва и экологии РК. Петрозаводск: «Карелия», 2008. 304 с.
10. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2008 году / Мин-во сел., рыб. хоз-ва и экологии РК. Петрозаводск: «Карелия», 2009. 288 с.
11. Рыбаков Д.С. Критерии оценки экологических рисков на примере Республики Карелия / Отчет о НИР по теме № 148. Петрозаводск: Институт геологии Кар. НЦ РАН, 2008. 73 с.
12. Рыбаков Д.С., Юшкова Г.В., Оленичев М.В. Экологические и социальные проблемы Петрозаводска. Результаты опроса населения и предложения общественности / Под ред. Д.С.Рыбакова. Петрозаводск: КРОО «Ассоциация зеленых Карелии».
13. Транспорт и местная экологическая политика на примере города Петрозаводска. Раздел 1. Автомобильный транспорт. Отчет по проекту / сост. Д.С.Рыбаков и др. Петрозаводска: «Скандинавия», 2004. 32 с.
14. Федорец Н.Г., Медведева М.В. Эколого-микробиологическая оценка состояния почв г. Петрозаводска. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2005. 96 с.
15. Шкиперова Г.Т. Финансовые инструменты реализации экологической политики / Прблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов. Мат-лы 8-й научн.-практич. конф. (16-18 июня 2008 г.). Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2008: http://openbudget.karelia.ru/conf8/conf8_tezis.pdf
16. Яблоков А.В. Россия: здоровье природы и людей / Серия «Экологическая политика». М.: РОДП «ЯБЛОКО», фракция «Зеленая
Kate777
Пользователь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Пт апр 30, 2010 2:02 pm

Re: Концепция экополитики Петрозавод-го гор.округа на 2011-2020г

Сообщение Водяник » Пт июл 16, 2010 11:54 am

"В Петрозаводском городском округе необходимо разработать эффективную систему управления зелеными насаждениями..."

По роду своей профессиональной деятельности ( 15 лет в сфере управления именно зелеными насаждениями Ростова, 1.5 мил.жителей)все указанные вопросы хорошо известны.Поэтому есть ряд вопросов:

- в Вашем городе нет Правил создания, содержания и эксплуатации зеленых насаждений? Включающих весь спектр вопросов, озвученных и не озвученных Вами в программе?Т.е. нет структуры (хоть на уровне отдела в сфере городского ЖКХ....)

- в Вашем городе нет Плана(системы) зеленых насаждений города? Это работа городской архитектуры и университета(кстати, весьма известного)....

- в Вашем городе нет структуры , исполняющей функции по созданию, сохранению и эксплуатации зеленых насаждений?
- для расширения зеленых зон Вами или кем то представлены экономические основы функционирования системы зеленых насаждений? Или все эти затраты Вы предполагаете навесить на горбюджет?

"....уровень базовых рисков обусловлен суммой научных знаний, качеством и честностью экспертных оценок при подготовке градостроительных и иных хозяйственных решений, социально-политическими отношениями в обществе."

А это уже совсем интересно.Особенно с учетом наличия крупного университета и серьезного, известного ботсада.Это их функции, вытекающие из роли и месте региональных университетов .Т.е. не просто участие, а разработка всего этого механизма.И власти тут выступаю только как потребители, а инициатором должен выступать имеющийся вуз(университет).

Исходя из даже этого, можно сказать, что все проблемы Вами описанные носят сугубо прнинципиальный характер, и свидетельствует о отрыве университета от сферы деятельности городской администрации.Не говоря уж об отсутствии системы экологического образования и просвещения, которая и должна решать большинство вопросов , озвученных Вами.

И это несмотря на очень интересные разработки общественных организаций.

Поэтому п.9 просто не выдерживает никакой критики..он заранее неэффективен.

Ну и последнее..исходя из текста основным и практически единственным актором всех предлагаемых Вами мероприятий и процессов выступает городская администрация.Это совершенно неверный подход, и он понятен, так как в тексте политики совершенно не проанализированы все участники этого процесса.Их задачи, их функции.Участие всех участников на принципах коопераци...этого не просматривается.Просматривается только одно: дайте, сделайте, Вы должны....
Водяник
Пользователь
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: Вт июн 01, 2010 7:14 pm


Вернуться в Экологическая модернизация России: роль науки и гражданского общества

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron