Президенту Р.Ф. Медведеву Д.А. Об управлении лесами.

Форум для участников научно-практической Конференции "Экологическая модернизация России: роль науки и гражданского общества" (октябрь 2010 г.) - предлагаем темы, обсуждаем проектыитоговых документов (обращений, резолюций и т.п.).

Модератор: Kate777

Президенту Р.Ф. Медведеву Д.А. Об управлении лесами.

Сообщение Kate777 » Пт июл 23, 2010 12:12 am

Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А.

Об управлении лесами.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Россия - лесная страна и ее леса, как важнейший возобновляемый ресурс и регулятор глобальных биосферных циклов, имеют огромное экологическое, экономическое и социальное значение планетарного масштаба. Огромный ресурсный потенциал Российских лесов может и должен стать базой устойчивого социально-экономического развития страны, однако до настоящего времени он используется крайне слабо и малоэффективно.
На долю России, располагающих почти четвертью мировых лесных ресурсов, приходится лишь 3% мировой лесной продукции, а вклад лесного сектора в ВВП составляет не более 4%. Затраты на охрану и воспроизводство лесов из средств федерального бюджета в несколько раз превышают размеры лесного дохода. Основными причинами неудовлетворительного использования ресурсного и экологического потенциала лесов являются отсутствие внятной государственной лесной политики, несовершенство лесного законодательства, низкая эффективность государственного управления лесами и недостаточная государственная поддержка лесной промышленности.
Речь идет не об отсутствии национальной лесной политики как таковой, а об отсутствии последовательной и законодательно оформленной лесной политики, отражающей намерения и обязанности правительства в отношении лесов. Одобренные на правительственном уровне документы недостаточно взаимосвязаны между собой, носят декларативный характер и не обеспечивают решения проблем, накопившихся в лесном секторе.
Национальная лесная политика должна быть основополагающим документом, на основе которого принимается адекватное ему лесное законодательство, разрабатываются национальные лесные программы (планы), как ориентиры для деятельности всех субъектов лесных отношений с учетом определенных в них “правил поведения”. Именно такой порядок установления лесных отношений стал нормой для многих промышленно развитых стран, обеспечив им стратегический прорыв в развитии лесного сектора экономики, улучшении самих лесов и резком повышении их ресурсно-экологического потенциала.
Ядром национальной лесной политики могла бы служить «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Министерствам сельского хозяйства и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, однако до настоящего времени она не рассмотрена на правительственном уровне и не имеет должного правового статуса.
Принципиальными недостатками действующего лесного законодательства Российской Федерации являются его нестабильность, крайне опасная для лесов с их вековой длительностью жизненного цикла, и несоответствие условиям рыночной экономики. За последние пятнадцать лет принимается уже третья редакция Лесного кодекса Российской Федерации, которая по Вашему заявлению на конференции Высшего арбитражного суда 25.04.2007 является «образцом некачественного законотворчества». В действующем Лесном кодексе не найдены удовлетворительные решения по ряду принципиальных вопросов, связанных с правами собственности на леса, разграничением полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, разграничением функций государственного управления лесами и управлением хозяйственной деятельностью, источниками и механизмом финансирования лесного хозяйства.
Органы государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений не наделены полномочиями владения, пользования и распоряжения лесами, находящимися в федеральной собственности. На федеральном уровне функции государственного управления лесами распределены между шестью различными ведомствами: Минсельхозом России, Минпромторгом России, Минприродой России, Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом), Россельхознадзором и Росприроднадзором. В результате многократной реорганизации Государственная лесная служба, отметившая свое двухсотлетие, лишилось юридической и экономической самостоятельности, растеряла кадры квалифицированных лесных специалистов. Разрушено низовое звено государственного управления лесами - лесхозы, которые преобразованы в лесничества - территориальные единицы управления, не имеющие правового статуса органов управления.
Ваши, уважаемый Дмитрий Анатольевич, экологические инициативы и поручение правительству представить предложения по совершенствованию правового регулирования в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, стимулированию эффективного управления лесами различных категорий, свидетельствуют об усилении внимания к лесам и дают основание надеяться на решение неотложных проблем, стоящих перед лесным сектором страны. Эти проблемы сформулированы в «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» в разработке которой мы принимали активное участие и рассмотрены в нашей работе «Актуальные проблемы национальной лесной политики».
Важнейшими проблемами, требующими неотложного решения, по нашему мнению, как ученых и специалистов лесного хозяйства, являются:
1. Создание трехуровневой системы государственного управления лесами, соответствующей существующему административно-территориальному делению страны с образованием единого федерального органа исполнительной власти в области лесных отношений.
2. Наделение органов государственного управления лесами всеми полномочиями, необходимыми для эффективного выполнения управленческих функций на федеральном, региональном и местном уровнях.
3. Сосредоточение правоустанавливающей и правоприменительной практики, а также контрольно-надзорной деятельности в одном ведомстве - едином федеральном органе исполнительной власти в области лесных отношений.
4. Признание разработки и реализации национальной лесной политики обязательным элементом государственного управления лесами. Доработка и одобрение на уровне Правительства Российской Федерации «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до2020 года», утвержденной Минсельхозом России и Минпромторгом России.
5. Возложение на единый федеральный орган исполнительной власти в области лесных отношений разработки концепции (проекта) нового Лесного кодекса, обеспечивающего возможность реализации «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», повышение эффективности управления лесами и доходности лесного хозяйства.
6. Повышение правового статуса лесов как особого объекта, тесно связанного с землей и определяющего режим использования земель, на которых они произрастают. Возвращение леса в категорию недвижимого имущества с обязательной государственной регистрацией сделок по лесам и ведением государственного лесного кадастра.

Только самостоятельное лесное ведомство, наделенное необходимыми полномочиями, и укомплектованное квалифицированными лесными специалистами, может обеспечить устойчивое управление лесами, как сложным биологическим объектом с огромными пространственными масштабами и длительными характерными временами протекающих процессов.
Лесное ведомство, наделенное всеми полномочиями, необходимыми для эффективного управления лесами и реализации национальной лесной политики существовало в России, начиная с XVIII века, и обеспечило нашей стране статус крупнейшей лесной державы. Воссоздание такого ведомства предусматривается «Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».
Организацию единого федерального органа исполнительной власти в области лесных отношений целесообразно осуществлять путем интеграции Федерального агентства лесного хозяйства (ФАЛХ), его территориальных органов и подведомственных организаций, а также лесохозяйственных подразделений Минсельхоза России. Формируемому лесному ведомству необходимо передать все функции ФАЛХ, а также нормотворческие и надзорные функции в области регулирования лесных отношений, возложенные на Минсельхоз России.
Мы, как и другие ученые РАН и специалисты лесного хозяйства, готовы принять участие в обсуждении и реализации предложений Правительства Российской Федерации по совершенствованию лесного законодательства и повышению эффективности управления лесами. Надеемся, что успешное осуществление предлагаемых мероприятий будет содействовать выходу лесного сектора из кризисного состояния и способствовать повышению ресурсного и экологического потенциала наших лесов.

Академик РАН А.С.Исаев
Член-корреспондент РАН Г.Н.Коровин
Kate777
Пользователь
 
Сообщения: 34
Зарегистрирован: Пт апр 30, 2010 2:02 pm

Re: Президенту Р.Ф. Медведеву Д.А. Об управлении лесами.

Сообщение Петрович » Сб сен 04, 2010 3:07 pm

Формально независимое ведомство, наделенное функциями выработки лесной политики получили. Однако пока, судя из публичных заявлений нового руководства, не планируется серьёзных изменений и в лесном законодательстве, и в системе управления.

Все благие предложения общественности и науки будут разбиваться об административную стену, если не будет реальных механизмов донесения этих самых предложений до ответственных госструктур. Такого катализатора, как масштабные пожары, не будет еще месяцев девять. Нужны другие механизмы.
Аватара пользователя
Петрович
Обитатель ForestRU
 
Сообщения: 233
Зарегистрирован: Вт дек 29, 2009 7:57 pm
Откуда: Московская область


Вернуться в Экологическая модернизация России: роль науки и гражданского общества

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron