Конференция «Экологическая модернизация России: роль науки и гражданского общества»
Секция «Экологическое образование и просвещение»
Проект Решения
В рамках конференции «Экологическая модернизация России» проведена секция “Экологическое образование и просвещение”
Среди целей секции – выработка предложений по организации введения экологического образования в формате образования для устойчивого развития (ОУР) в систему государственных стандартов; предложение комплекса мер по эффективному выполнению поручений Госсовета России 27 мая 2010 г.; анализ существующих проблем в образовании для устойчивого развития и влияющих на него факторов; выявление и распространение лучшего опыта в данной сфере.
Ключевыми вопросами на секции стали:
• Гражданское общество и экологическое просвещение;
• смена приоритетов в содержании ОУР и методах обучения;
• источники содержания образования в интересах устойчивого развития;
• интеграция деятельности школ, учреждений дополнительного образования детей (или систем дополнительного образования внутри школы) и неформального образования (общественного экологического движения);
• обучение детей в живой природе;
• экологическая безопасность как приоритет государственной политики.
Участники секции констатировали, что:
В России накоплен уникальный опыт и разработана достаточно полная методологическая база, как, например, в Москве, где действует Межведомственный совет по экологическому образованию города, позволяющий успешно преодолевать межотраслевые разногласия при реализации задачи системного внедрения образования для устойчивого развития. Однако ни этот опыт, ни великолепные разработки российских специалистов не используются Минобрнауки России и не внедряются в систему государственных образовательных стандартов.
При этом, Минобрнауки и Минприроды России проигнорировали рекомендации парламентских слушаний в Госдуме России “Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития” (2006), не приняли участия в обсуждении проекта Национальной стратегии образования для устойчивого развития, представленного в Гособразование (2008), уклонились от исполнения Указа Президента России № 889 от 04.06.08 в части включения в государственные стандарты образования основ экологических знаний.
Россия до сих пор не присоединилась к Орхусской конвенции (Дания, 1998) “О доступе к экологической информации, участии общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды и доступе к правосудию для защиты экологических прав граждан”, что не позволяет усилить активность граждан страны в решении вопросов экологической безопасности, проведении экологической модернизации государства.
Настало время принятия политических решений, что подчеркнули итоги Госсовета России, состоявшего 27 мая 2010 г., в части необходимости включения экологического образования в государственный образовательный стандарт.
Участники секция отметили, что в России исторически сложились благоприятные предпосылки для развития ОУР, которые основаны как на предшествовавших достижениях государственной системы образования, так и на научных школах ряда выдающихся учёных:
• система классического и инженерного экологического образования, а также смежные системы географического, биологического, геологического, экономического образования;
• действующие образовательные стандарты средней и высшей школы, включающие императивы устойчивого развития;
• наличие первых элементов будущей системы институционального обеспечения образования для устойчивого развития (Учебно¬-методический совет по экологии и устойчивому развитию ¬классических университетов и др.);
• положительный опыт первых учебно–научных центров по устойчивому развитию (кафедр, лабораторий и т.п.) в вузах страны;
• практика ежегодных экологических и других олимпиад на региональном и федеральном уровне;
• активное участие представителей России в создании Стратегии образования для устойчивого развития региона ЕЭК ООН;
• разработанные интерактивные методы обучения принятия решений в интересах устойчивого развития;
• широкий спектр успешно реализуемых проектов и программ в области ОУР, осуществляемых школами, университетами и неправительственными организациями и их тесное сотрудничество;
Секция считает необходимым:
1. Признать экологическое образование приоритетным направлением национальной экологической политики России.
2. В целях совершенствования нормативно-¬правовой базы в области экологического образования населения принять закон “Об экологическом образовании для устойчивого развития в Российской Федерации”.
3. Разработать федеральную целевую программу, предусматривающую организационную, информационную, финансовую и материально-¬техническую поддержку экологически ориентированным заинтересованным организациям.
4. Создать в России общественный координационный совет по экологическому образованию в целях реализации научного, информационного и учебно-¬методического обеспечения системы всеобщего экологического образования, филиалы его в субъектах Федерации для своевременного сбора и донесения информации.
5. Включить в учебные планы вузов педагогических специальностей в блок ГСЭ (общие гуманитарные и социально¬-экономические дисциплины, федеральный компонент) дисциплины “Экологическая педагогика и психология”, которая включает в себя основы экологии, педагогики и психологии; продолжить научные исследования в области экологической педагогики и психологии на всех уровнях образования.
6. Включить в программы по повышению квалификации педагогов всех уровней основы теории и методики экологического образования для устойчивого развития.
7. Поддерживать как организационно, так и юридически применение разнообразных программ по экологическому образованию для образовательных учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования детей.
8. Проводить смотр¬-конкурс на лучшую работу в области образования для устойчивого развития среди образовательных учреждений различного уровня; в школах возродить благоустройство пришкольных участков и уголки природы в кабинетах биологии.
9. Предложить СМИ различного уровня вести постоянную информационную рубрику по формированию экологической культуры населения.
10. Рассматривать дошкольное образование как первую ступень реализации идей устойчивого развития, в том числе системы непрерывного экологического образования.
11. Отразить идеи устойчивого развития в разрабатываемых стандартах дошкольного образования, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
12. Внедрить в дошкольных учреждениях разного типа систему непрерывного экологического образования, основанную на интеграции и детской деятельности.
13. Поддержать введение в дошкольных учреждениях занятий по экологии и экологизацию всех видов детской деятельности, разрешить дошкольным учреждениям вводить ставку педагога¬-эколога (педагога дополнительного образования).
14. Распространить среди дошкольных учреждений уже имеющийся успешный опыт “Экологического паспорта детского сада”, отражающего идеи устойчивого развития, в том числе ресурсосбережения.
15. Учитывать практику ресурсосбережения при оценке работы дошкольного учреждения (выдаче лицензий и т.п.).
16. Издать серию учебно-¬методических пособий, учебных видеофильмов для педагогов, студентов, книг, фильмов, игр для детей и родителей.
17. Поддержать в дошкольных учреждениях уже существующую практику экологизации развивающей среды (создание экологических комнат, лабораторий, троп и т.п.).
18. Внедрять идеи устойчивого развития не только в дошкольных учреждениях, но в других формах дошкольного образования.
19. Разработать рекомендации по экологическому просвещению родителей, создать телепередачу, нацеленную на семейную аудиторию.
Обсудив состояние, проблемы и перспективы развития экологического образования в интересах устойчивого развития, роль России в международном сообществе, секция приняла решение:
1. Просить Правительство России
1.1. Принять постановление, включающее экологическое образование для устойчивого развития в число вопросов, за которые отвечает Минобрнауки России, записав п. 5.2.7. Положения о Министерстве (Постановление Правительства России от 15 мая 2010 г. N 337) в следующей редакции: “федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе в части подготовки кадров для сферы нанотехнологий, экологического образования для устойчивого развития, федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования …” и далее – по тексту.
1.2. Назначить Минобрнауки России ответственным за исполнение указаний и поручений Президента и Правительства России о введении экологического образования для устойчивого развития в систему государственных образовательных стандартов и создании государственной системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития.
1.3. Подписать Конвенцию ЕЭК ООН “О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды” (Орхус, 1998)
1.4. Поручить Минобрнауки России образовать межведомственную комиссию для разработки комплекса мер по созданию государственной системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития, включающего в т.ч.:
• разработку при участии всех заинтересованных ведомств и общественных организаций национальной стратегии образования, просвещения и воспитания в интересах устойчивого развития, а также национального плана реализации Стратегии ЕЭК ООН в интересах устойчивого развития;
• дополнение разрабатываемого законопроекта “Об образовании в Российской Федерации” статьёй (пунктом) об экологическом образовании в интересах устойчивого развития (глава 2. Система образования);
• предусмотрение в Федеральной целевой программе “Развитие образования” направление “Формирование системы экологического образования, просвещения и воспитания в интересах устойчивого развития”;
• включение в Государственный образовательный стандарт среднего и высшего профессионального образования обязательного минимума содержания в области профессиональной экологии, который может быть реализован в рамках соответствующего курса для будущих специалистов;
• введение в учебные планы педагогических вузов специального предмета, обеспечивающего подготовку будущих педагогов в области экологического образования в интересах устойчивого развития;
• создание в инвариантном компоненте Базисного образовательного плана общеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс образовательной области “Экология, устойчивое развитие и безопасность жизни”, с обязательным обобщающим мировоззренческим (надпредметным) курсом в 9 и 10 (11) классах;
• введение в федеральный компонент базисного учебного плана общеобразовательной школы предмета “Экология и устойчивое развитие”, интегрирующего все составляющие образования, имеющие значение для реализации концепции устойчивого развития; разработку с привлечением учёных и специалистов образовательного стандарта этой учебной дисциплины;
• проведение инвентаризации инициатив (в том числе общественных) в области образования для устойчивого развития и подготовку аналитического доклада о состоянии этого направления деятельности в субъектах Федерации;
• разработку и реализацию системы дополнительных образовательных программ, элективных курсов на базе учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ;
• организацию ежегодных смотров¬-конкурсов образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в области экологии, здоровья и безопасности жизни в интересах устойчивого развития;
• формирование программы поддержки научных исследований и разработок, а также их своевременное распространение среди всех участников процесса на местном, региональном и международном уровнях для использования на различных ступенях системы образования;
• создание всероссийского банка данных, включающего образцы учебных программ, учебников, учебно-¬методических пособий, справочников, журналов, опыт проведения теоретических и практических занятий, в том числе в летних лагерях, дворцах молодёжи и других образовательных учреждениях;
• сохранение экологии в перечне предметов Всероссийской олимпиады школьников, принимая во внимание не только её большое социальное значение, но и роль Олимпиады как фактора модернизации образования в интересах устойчивого развития;
• разработку системы поощрений педагогов за достижения в области экологического образования в интересах устойчивого развития.
В состав этой комиссии могли бы войти ведущие учёные, специалисты из разных учреждений и общественных организаций (по аналогии с Межведомственным советом по экологическому образованию в г. Москве). Предложения по составу Комиссии прилагаются.
2. Обратиться к органам управления образованием субъектов Федерации о необходимости:
• организовать федеральные экспериментальные площадки по реализации системы непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития;
• создать инновационные эколого¬образовательные центры для обучения всех возрастных групп населения основам экологической грамотности, практическим действиям в повседневной жизни;
3. Предложить Общественному совету ЦФО (в сотрудничестве с заинтересованными организациями) на основе концепции экологического образования для устойчивого развития разработать Комплексную программу непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития в России до 2020 г.
4. Направить настоящее решение в Администрацию Президента, Правительство, Госдуму, Минобрнауки и другие высшие органы государственной власти России, а также в общественные экологические организации.