Fire » Чт дек 21, 2006 8:49 am
Персонально Smokejumperу
Ниже приводится текст из отчетов об организации охраны лесов в США:
.....
Нормативными документами предусмотрены обязательное повышение квалификации всех 170 профессий лесных пожарных. Это и руководители тушения пожаров всех типов, и члены команды управления тушением лесных пожаров, воздушные координаторы тушения, воздушные наблюдатели, парашютисты и десантники-пожарные, пожарные хот-шота (группа пожарных из 20 человек на двух пожарных автомобилях и высокопроходимом автобусе), работники диспетчерских служб.
Высший допуск имеет «Area commander» – командир района. Таких специалистов в США всего четыре. Это координаторы тушения нескольких крупных пожаров, действующих на небольшом удалении друг от друга. Территориальный признак (границы лесхозов, штатов) значения не имеют. Такое руководство позволяет оперативно маневрировать техникой, авиацией, снабжением. Группа управления районом состоит из 6 человек: командир группы, начальник планирования, начальник обеспечения, авиационный координатор и 2 стажера.
На ступень ниже находится командир “Incident commander type 1” (ICI-1) – это руководитель тушения пожаров первого типа (высшая степень сложности пожара). Чтобы получить такой допуск, командир ICI-1 проходит всю служебную лестницу: рядовой пожарный, десантник, руководитель группы, дивизиона, командир тушения пожара третьего типа (ICI-3), затем ICI-2. Каждая квалификационная ступень регламентирована количеством пожарных сезонов, поэтому подъем до высшей степени пожарного мастерства занимает 18-20 лет службы. К сожалению, уход на пенсию почти совпадает со временем получения высших допусков, а сотрудники государственной лесной службы как правило, не задерживаются на работе.
Большое количество должностей в лесхозах и четкое распределение функций не перегружают людей излишними обязанностями, что не затягивает производственный процесс и позволяет работать с высокой эффективностью. Так, воздушный наблюдатель имеет низкую степень подготовки и он не может быть руководителем тушения пожаров, не может быть выпускающим, не доставляет к месту пожара десантников или парашютистов. Для этого нужна более высокая квалификация. При кажущейся на первый взгляд абсурдности такого положения обнаружение и тушение пожаров в США находится на высоком уровне: наблюдатель, патрулируя леса на небольшом самолёте, не отвлекается на высадку десантников, а сообщает о загорании в диспетчерский пункт и уже через 15-20 минут вертолет с десантниками прибывает к месту пожара. При необходимости количество десантников может быть многократно увеличено в кратчайшее время при помощи того же десантного вертолёта. А наблюдатель в это время продолжает дальнейший осмотр территории. С группой тушения устанавливается устойчивая радиосвязь и при необходимости воздушное судно с другим наблюдателем будет находиться над пожаром все светлое время для корректировки работы авиатанкеров и предупреждения возможных опасностей, поддержание постоянной радиосвязи с диспетчерским пунктом лесхоза, передающим сообщения о состоянии пожара.
....
То что сейчас происходит с охраной лесов у нас в России - децентрализация охраны, управления, изолирование источников финансирования, все это подталкивает к формированию некой проамериканской схемы. Беда в том, что российская система сломана, а значит строить что-то новое придеться с нуля. Только вот американская схема хоть и доведена до совершенства, но она не оптимальна. Более того на доведении ее до совершенства ушло полвека! И схема эта неадекватно дорогостоющая.
Не надо слепо обращатся к зарубежному опыту организации охраны. Везде свой путь, основанный на наличии определенных возможностей (денег и законов).
При наших НИЩЕНСКИХ субвенциях на тушение и авиапатрулирование (похоже с 2008 года Государство вообще хочет заныкать патрульные денежки, да так это по тихому провернуть, что Субъекты даже и не сообразят, как их накололи) ни какую проамериканскую схему Вы у себя в Субъекте не сформируете.
Какие "бабки" - такие и работники, обязанности, профессии!