Здравствуйте! Я уже полгода пытаюсь в самодеятельном порядке и на собственные средства изготовить нечто вроде БПЛА для облета заповедников. Ввязался в это дело, а теперь уже не могу все бросить - жалко потраченных денег и времени. Я 12 лет отработал, как раньше говорили "в одном из НИИ", занимался мобильной робототехникой, ушел оттуда с.н.с., ответственным исполнителем ОКР, поэтому когда брался за разработку БПЛА, воспользовался старыми связями и лично пообщался со многими разработчиками, как БПЛА различного назначения, так и более экзотических систем - управляемых и привязных дирижаблей и вертолетов.
Кое-какая информация есть у меня на сайте
www.overland-botsman.narod.ru.
Проблем действительно много. Часть из них связана с техникой - их, я уверен, удастся решить (не знаю какой ценой (в USD) и за какое конкретно время, но удастся). Часть - с обслуживающим персоналом. Если вы можете занять управлением БПЛА чемпиона России по авиамодельному пилотажу - у вас уже сегодня есть готовый комплекс, надо только поставить на покупную радиоуправляемую модель фотоаппарат.
На сегодняшний день сделать БПЛА, безаварийно эксплуатируемый инспектором природоохраны без специального образования - очень сложно (я, правда, поставил себе такую задачу- максимум, но пока не вполне уверен что добьюсь успеха
).
Совершенно очевидно, что армейские БПЛА для работы в целях природоохраны неприменимы - их стоимость весьма велика, управление достаточно сложно, возможности не вполне вписываются в задачи природоохраны.
На мой взгляд, то что реально делать сегодня - полулюбительские конструкции, опирающиеся на элементную базу авиамодельного спорта и общеупотребительные электронные блоки. Такие разработки есть и за рубежом, и даже у нас (правда, они не используются в целях природоохраны). Цена подобных комплексов относительно невысока (По моей калькуляции себестоимость гипотетического второго экземпляра моего БПЛА составит не выше 3000$ вместе с пультом управления, системой документирования и т.д.). Но здесь тоже есть проблемы - я уверен, что я сам смогу замечательно эксплуатировать такой БПЛА - вышедшие из строя блоки всегда можно заменить на функционально подобные, отвалившиеся при жесткой посадке кабели пропаять. Но при эксплуатации "чужими руками" необходимо иметь на подхвате "фаната-авиамоделиста-радиолюбителя-компьютерщика", способного разобраться в электронном нутре БПЛА и отремонтировать его "на коленке". А нутро получается не слишком простым. В моем случае - это 3 вычислительных модуля, 2 радиомодема, 4 типа датчиков, телекамеры, фотоаппарат, рулевые машинки, бесколлекторный мотор с регулятором, бортовой источник питания и еще что-нибудь я наверняка забыл. А в мозгах вычислительных модулей - автопилот с несколькими уровнями задач, навигационный модуль с планировщиком маршрутов, помехозащита радиоканала, видеонавигация, система штатной и аварийной посадки, система аврийного оповещения и еще куча всего.
Тем не менее, я намерен все же доделать БПЛА и начать его опытную эксплуатацию. Когда - не знаю. Работа движется (вот сегодня, например, купил очередные "мозги" для автопилота и новый блок акселерометров (датчиков ускорения) - предыдущие версии себя не оправдали). Но движется не слишком быстро. Если БПЛА в полуавтоматическом режиме взлетит в сентябре, а в автономном к зиме - я буду рад. Первые "рабочие" вылеты, если все сложится удачно, я скорее всего буду проводить в валдайском национальном парке, с администрацией которого у меня есть предварительная договоренность на этот счет.
О результатах испытаний сообщу (если форум к тому времени все еще будет существовать
).