Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Итоги деятельности государственной лесной службы России в 2000 году

Доклад Первого заместителя министра природных ресурсов Ю.А.Кукуева на Всероссийском совещании "Итоги работы государственной лесной службы в 2000 году и задачи на 2001 год" 1 февраля 2001 г.

Приводится по тексту доклада Ю.А.Кукуева, полученному непосредственно сразу после прочтения доклада. Некоторые моменты, вычеркнутые докладчиком, не приводятся.

Уважаемые коллеги !

Общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации по данным государственного учета лесов по состоянию на 01.01.2001 года (по лесам бывшего Рослесхоза) составила 1113 млн. га, в том числе покрытых лесной растительностью земель - 722 млн. га с запасом 75 млрд. куб. м. В сравнении с данными на 01.01.2000 года произошло увеличение покрытых лесной растительностью земель на 2,7 млн. га, произошло увеличение на 1,2 млн. га площади хвойных лесов.

Положительным фактором является сокращение не покрытых лесной растительностью землей на 0,9 млн. га с 105,3 млн. га до 104,4 млн. га.

Уточнение и обновление информации о состоянии лесов проводится L Российской Федерации постоянно. Однако в связи со значительным снижением размеров бюджетного финансирования объемы работ, выполненных 13 государственными лесоустроительными предприятиями (состоят из 37 экспедиций и около 400 партий), в 2000 году по сравнению с 1999 годом снизились и составили: полевые лесоустроительные работы 22,0 млн. га (только 56% от потребного уровня согласно Федеральной целевой программе "Леса России"), лесоинвентаризационные работы по устройству резервных лесов Дальневосточного региона на основе космических съемок 4.0 млн. га лесопатологическое обследование 4.4 млн. га, комплексная оценка кедровых насаждений в Сибирском и Дальневосточном регионах 0.5 млн. га, учет и выявление текущих изменений в лесном фонде, вызванных хозяйственной деятельностью и стихийными бедствиями, 3.1 млн. га, освидетельствование мест рубок главного пользования с использованием крупномасштабных аэрофотоснимков в многолесных районах севера Европейской части и Восточной Сибири 33 тыс. га; в двух лесхозах Брянской и Ивановской областей осуществлен авторский надзор за внедрением лесоустроительных проектов. На основании договоров с подрядчиками аэрофотосъемочные работы выполнены на площади 31,2 млн. га.

В настоящее время все государственные лесоустроительные предприятия перешли на изготовление материалов лесоустройства с использованием ГИС-технологий.

Потребность в ежегодном проведении лесоустроительных работ составляет около 40 млн. га, выполнение которых в современных условиях реально по двум направлениям. В первую очередь, это дифференциация объектов лесоустройства на отдельные экономические зоны по интенсивности лесопользования и методам таксации, что приводит к снижению трудозатрат и себестоимости лесоустроительных работ. Во-вторых, увеличение финансирования. Поскольку в лесоустройстве заинтересованы не только КПР в субъектах РФ или лесхозы, но и органы государственной власти, муниципальные образования, лесопромышленный комплекс - выделение средств на его проведение также необходимо изыскивать в разных источниках.

Перед лесоустроителями на сегодняшний день стоит задача повышения востребованности лесоустроительной информации, которая должна предлагать такие проектные решения, реализация которых позволит более оптимально регулировать лесопользование, увеличит эффективность и доходность лесной отрасли.

Для создания оптимальных условий для деятельности лесопользователей на едином товарном рынке Российской Федерации, повышения конкурентоспособности лесной продукции в 6 субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Алтайский и Приморский край, Ленинградская, Новгородская и Архангельская области) Центрами по лесной сертификации, созданными в основном при лесоустроительных предприятиях, проведена апробация Временных Правил обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов, при которой объем сертифицированной древесины по 16 лесопользователям составил 1236,3 тыс. куб. м. Получены положительные отзывы об апробируемой системе обязательной лесной сертификации от глав администраций указанных регионов. С учетом результатов апробации разработано Положение о Системе обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов, которое в настоящее время находится на согласовании с заинтересованными ведомствами и утверждении.

Важной проблемой является совершенствование путей интенсификации лесопользования в условиях развития в лесном комплексе рыночных отношений.

В 2000 году расчетная лесосека в лесах Российской Федерации составляла 550 млн. куб. м, в том числе в лесах, находящихся в ведении лесхозов МПР России, - 513 млн. куб. м

По оперативным данным в 2000 году в лесах, находящихся в ведении лесхозов МПР России, o объем заготовки древесины по рубкам главного пользования увеличился на 5,7 млн. куб. м и составил 117 млн. куб. метров. Расчетная лесосека в целом использована на 23%.

Наиболее существенное увеличение объемов лесозаготовок достигнуто в Иркутской области (2 млн. куб. м), Республике Коми (1 млн. куб. м), Красноярском (636.7 тыс. куб. м).

Объем заготовки древесины по рубкам промежуточного пользования и прочим рубкам в лесах, находящихся в ведении лесхозов МПР России, по сравнению с прошедшим годом существенно не изменился и составил соответственно 19 и 11 млн. куб. метров.

В целом выполнено задание по рубкам ухода в молодняках, установленное Федеральной целевой программой "Леса России". Средний уровень механизации рубок ухода в молодняках по сравнению с прошлым годом возрос на 4% и составил 37%. Следует отметить хорошую работу в этом направлении руководителей лесной службы в Республике Карелия, Ивановской, Калужской, Костромской, Липецкой, Московской, Тверской. Рязанской, Тамбовской, Ярославской, Пермской, Оренбургской областей, Краснодарского края, опытных хозяйств "Русский лес" и "Бузулукский бор", уровень механизации этих рубок в которых значительно выше общероссийского.

В прошедшем году продолжается работа по внедрению рыночных форм организации лесопользования. По сравнению с 1999 годом площадь арендуемых участков лесного фонда увеличилась на 12.4 млн. га (18%).

Значительное увеличение площадей арендуемых участков лесного фонда за прошедший год произошло в Республиках Карелия (на 6.5 млн. га ) и Коми (1,0 млн. га ) и Архангельской области (1,5 млн. га).

Вместе с тем, из-за недостаточной работы органов управлений лесным хозяйством, значительно сократились площади арендуемых участков лесного фонда в Иркутской области (1,5 млн. га), прекращены арендные отношения по заготовке древесины в Республиках Алтай, Марий Эл, Башкортостан и Алтайском крае.

Фактическая заготовка древесины на арендуемых участках лесного фонда осталась на уровне 1999 года и составила 51 млн. куб. метров.

Стоимость обезличенного кубометра древесины на арендуемых участках лесного фонда возросла по сравнению с 1999 годом (11.3 руб.) на 49 % и составила около 17 рублей.

Наиболее высокие уровни превышения арендной платы над минимальными ставками платы за древесину, отпускаемую на корню, на арендуемых участках лесного фонда достигнуты в Рязанской области - в 3 раза, Брянской, Новгородской и Сахалинской областях - в 2.5 раза. В Пермской, Иркутской и Амурской областях и Ханты-Мансийском автономном округе установленные платежи за древесину на корню остались практически на уровне минимальных ставок.

Сложившийся уровень развития отношений еще слабо влияет на интенсификацию и повышение эффективного лесопользования. Сдерживающим фактором развития рыночных форм в лесопользовании является сохранение практики выделения участков лесного фонда в аренду по решению органов государственной власти, а не на конкурсной основе, низкая обеспеченность арендаторов планами и проектами рубок, недостаточная требовательность со стороны органов управления лесным хозяйством по выполнению арендатором обязательств по лесовосстановлению, строительству лесовозных дорог, развитию инфраструктуры районов.

Крайне слабо ведется работа в субъектах Российской Федерации по организации передачи в аренду участков лесного фонда для осуществления других видов лесопользования.

На лесных аукционах в 2000 году продано около 30 млн. куб. метров древесины на корню, что на 8% больше по сравнению с прошлым годом (27.8 млн. куб. м). При этом аукционная цена проданной древесины возросла на 66% и составила 1 млрд. 789 млн. рублей. Наибольший объем древесины на корню продан в Республике Коми, Красноярском крае, Вологодской, Свердловской и Иркутской областях.

Вместе с тем при значительном недоиспользовании расчетных лесосек в Республиках Башкортостан, Мордовия, Марий Эл лесные аукционы в этих республиках не получили развития, объем ежегодных продаж древесины не превышает 100 тыс. куб. метров древесины.

Аукционная цена обезличенного кубометра древесины на корню по сравнению с 1999 годом (39,9 руб.) возросла на 50 % и составила 59,9 рубля.

Наиболее высокая стоимость одного кубометра хвойной древесины на лесных аукционах достигнута в Пензенской (264 руб.), Калужской (237 руб.), Владимирской (223 руб.) областях. Наиболее высокая стоимость одного куб. метра твердолиственной и мягколиственной древесины достигнута в Калининградской области (соответственно 435 руб. и. 130 руб.)

Сегодня в области лесопользования и ведения лесного хозяйства накопилось много проблем, требующих решения. В их перечень входят вопросы интенсификации лесопользования древесных ресурсов в доступных уже освоенных лесах Центрального региона России, реконструкции древостоев с преобладанием лиственных пород, сформировавшихся, в результате сплошных рубок на месте елово-пихтовых и сосновых насаждений в Европейско-Уральской части России (площадь их достигла нескольких млн. гектаров, возможный ежегодный объем реконструктивных рубок составляет около 7 млн. куб. метров.)

В этой области необходимо пересмотреть подходы к выделению лесов в категорию защитности с более строгим режимом ведения лесного хозяйства, особенно в Европейско-Уральской части России и организации в них лесопользования, обеспечить наращивание объемов реконструктивных рубок в уже сформировавшихся насаждениях.

В связи с переходом рыночным отношениям постоянно ставится задача выяснения экономически доступной части ресурсного потенциала лесов России, в основу которого должен быть положен рентный подход.

В целях обеспечения более полного освоения расчетной лесосеки органами лесного хозяйства необходимо осуществить целенаправленную работу с органами государственной власти в районах и субъектах Российской Федерации по вопросам повышения их заинтересованности в увеличении ставок лесных податей и арендной платы. Принять необходимые организационные меры по полному обеспечению заявок арендаторов и своевременной разработке планов и проектов рубок главного пользования.

Не менее важной задачей является, также повышение эффективности рубок промежуточного пользования. При этом в лесах II и III групп с низким использованием расчетной лесосеки, а также в многолесной зоне их объемы должны быть резко сокращены, проведение их в указанных лесах должно определяться только лесоводственной целесообразностью.

В целях ужесточения государственного контроля за заготовкой древесины, снижения количества правонарушений и объемов незаконной заготовки древесины необходимо усилить контроль за деятельностью лесхозов, выдающих лицензии на право заниматься государственной деятельностью, качеством отвода и освидетельствования лесосек, исключив тем самым создание неучтенных запасов древесины на них.

Серьезной проблемой, требующей своего решения, является' предпосылки ухудшения возрастной структуры лесов в малолесных областях России в связи с запрещением рубок главного пользования. Восстановление нормальной возрастной структуры рубками промежуточного пользования невозможно, поскольку с их помощью используется 10-20 % ежегодного среднего прироста, что способствует старению насаждений, накоплению сухостоя, отпада, снижению древесного прироста. В этой связи Центральному лесоустроительному предприятию (Потапов И.М.) совместно с ВНИИЦлесресурсом (Страхов В.В.) требуется провести детальный анализ лесного фонда с прогнозом на перспективу в малолесных областях и подготовить предложения по оздоровлению, омоложению и повышению устойчивости лесонасаждений

Экономическая и правовая нестабильность не позволила улучшить складывающуюся лесопожарную обстановку в прошедшем сезоне, в результате чего, в лесах находящихся в ведении МПР России, возникло более 18 тысяч лесных пожаров, что в 1,6 раза меньше чем в 1999 году, но площадь пройденная пожарами возросла в 1,8 раза и составила около двух млн. га, в связи с чем, ущерб причиненный лесному хозяйству увеличился с 1,8 млрд. руб. в 1999 г. до 3,7 млрд. рублей.

Однако анализ хода подготовки к пожароопасному сезону показывает о значительных упущениях и недостатках в работе отдельных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации - это Читинское и Архангельское управления лесами, Минлесхоз Республики Бурятия и комитет по лесу Республики Коми, только в этих четырех субъектах Российской Федерации возникло 20% лесных пожаров, при этом пройденная огнем площадь составила 46% от общего количества, это еще раз подтверждает то, что проводимая работа органами лесного хозяйства на местах по агитации и пропаганде мало эффективна и не достигает поставленной цели, а отдельные руководители (В.Д.Пручкин) при возникновении штатной ситуации с пожарами принимают малоэффективные неотработанные решения в результате чего, бессмысленно

тратятся денежные средства, бесполезным остается труд людей и работа техники. Такие руководители чаще всего ставят один и тот же вопрос - "Дайте денег, даже не спросив себя, а что же сами сделали для ликвидации лесных пожаров, почему не взыскиваем с нарушителей за причиненный ущерб лесному хозяйству". В решении данной проблемы они видят только казну государства для покрытия своей, мягко говоря, нерадивости и нерасторопности.

Следует отметить также, ослабление эффективности работы авиалесоохранных служб, снижается процент обнаружения пожаров авиацией, уменьшается кратность патрулирования и количество пожаров потушенных авиацией, так в Северной и Западно-Сибирской авиабазах нет четкого взаимодействия наземных и авиационных сил и средств.

Учитывая условия недостаточного финансирования, мы должны сосредоточить свои усилия в первоочередном порядке на проведении профилактических противопожарных мероприятий, усилении государственного пожарного надзора в лесном фонде, а также совместно с органами местных администраций разработать действенные мобилизационные планы по тушению лесных пожаров. Более, настойчивее и целеустремленнее работайте с местными органами, добивайтесь принятия таких решений, которые, в конечном счете, служили бы сохранению лесного фонда, и в этой связи должен постоянно звучать голос лесоводов, руководителей органов управления и учреждений в печати, по радио, телевидению.

В 2000 году очаги вредителей и болезней леса действовали в лесах России на площади 2,6 млн. га. С целью предотвращения повреждения лесов России вредными насекомыми в течение 2000 года были проведены истребительные мероприятия в очагах вредителей леса на площади 339,7 тыс. га в 21 субъекте Российской Федерации. В целом ожидаемый защитный эффект был достигнут, средняя эффективность проведенных истребительных мероприятий составила 80%. Запланированные на 2000 год экспедиционные лесопатологические обследования и работы по лесопатологическому мониторингу проведены в полном объеме.

Необходимо отметить, что имеет место несвоевременное выявление очагов и отсутствует достоверный прогноз масштабов распространения вредных насекомых. Так, например, в лиственничных насаждениях Республики Саха (Якутия) в течение 2000 года выявлены очаги сибирского шелкопряда на площади сразу свыше 6 млн. га, в Томской области не был выявлен очаг сибирского шелкопряда, в котором на площади 172 га уже требовалось проведение мер борьбы.

В течение 2000 года лесопатологическая ситуация в лесах России ухудшилась силу влияния различных факторов ослабления. Это в первую очередь объясняется объективно происходящими процессами (увеличение доли перестойных насаждений из-за снижения размеров лесопользования, климатическими условиями, способствующими усилению влияния вредных насекомых и болезней, повреждение пожарами и ветром)

Наблюдался значительный подъем численности и расширение площади действующих очагов вредителей и болезней леса во многих субъектах Российской Федерации. К концу 2000 года эта площадь увеличилась на - 220% или на - 160% по отношению к средней многолетней и составила - 8,4 млн. га. Особую угрозу лесам России представляет сибирский шелкопряд, стремительно наращивающий свою численность по всему ареалу. Не меньшую опасность составляю'1 последствия массового размножения шелкопряда-монашенки, сосновых пилильщиков, непарного шелкопряда, действующие на значительной территории лесного фонда России. В ельниках европейской части страны идет интенсивное распространение короеда-типографа.

Для стабилизации лесопатологической ситуации в 2001 году необходимо выполнить комплекс лесозащитных работ в полном объеме. Истребительные мероприятия должны быть осуществлены на площади около 714,6 тыс. га, это в 2 раза превышает площадь борьбы 2000 года. Санитарно-оздоровительные мероприятия следует провести в насаждениях, поврежденных ветром, пожарами, гнилями и стволовыми вредителями.

Особое внимание необходимо обратить на выполнение работ по лесопатологическому мониторингу и экспедиционных лесопатологических обследований с целью своевременного выявления очагов вредителей и болезней леса и надежного прогнозирования изменения лесопатологической ситуации и планирования на этой основе лесозащитных работ.

Государственная лесная охрана Российской Федерации, исходя из основных задач МПР России проводит постоянную работу по выявлению нарушений законодательства РФ об охране животного мира и среды их обитания.

В целях повышения эффективности работы введен патрульный метод охраны животного мира, в 86 субъектах Российской Федерации сформировано 3415 мобильных патрульных групп, в составе которых действуют 12408 должностных лиц гослесоохраны.

За отчетный период отмечен рост выявляемости нарушений природоохранительного законодательства, повысилось качество подготовки первичных материалов по делам об административных правонарушениях, что является результатом работы по повышению квалификации должностных лиц ГЛО, проводимых учебными центрами, в учебные программы которых были включены вопросы охраны объектов животного мира и среды их обитания.

В целом за 2000 год гослесоохраной выявлено около 6 тысяч нарушений законодательства о животном мире.

Наиболее хорошо организована и осуществляется охрана объектов животного мира и среды их обитания органами управления лесным хозяйством в Красноярском крае и Московской области.

Обращаю внимание на слабую организацию охраны животного мира в ряде органов управления лесным хозяйством, особенно, на Дальнем Востоке, где, по данным специалистов, незаконное использование объектов животного мира и незаконный оборот добытой продукции оценивается в 2,5 млрд. долларов. В то же время гослесоохраной в Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровском крае, Магаданской области, на Чукотке и Камчатке в общей сложности за 2000 год выявлено 8 нарушений законодательства о животном мире. Думаю, руководство названных органов управления лесным хозяйством сделает выводы и примет меры, адекватные убыткам Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, иначе делать выводы и принимать меры будут другие.

В решении задач обеспечения устойчивого развития лесов России важная роль принадлежит лесовосстановлению. В большинстве субъектов Российской Федерации и в целом по МПР России предусмотренные лесовосстановительные мероприятия выполнены, при этом в 2000 году объемы посадки и посева леса превысили прошлогодние на 8 тыс. га или 3,5 процента.

Не обеспечили выполнение намеченных на 2000 год объемов работ по лесовосстановлению комитеты природных ресурсов по Челябинской области (97%) и Еврейской автономной области (89%). Второй год подряд не выполняют установленные задания лесхозы Оренбургской области (52%).

Комитеты природных ресурсов по Красноярскому краю. Камчатской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, выполнив общие объемы лесовосстановления, не справились с запланированными объемами посадки и посева леса, выполнив задания, соответственно, на 87, 83 и 75 процентов.

Вегетационный период прошлого года был благоприятен для искусственного лесовосстановления, за счет чего/площади погибших лесных культур, не переведенных в покрытые лесом земли, по сравнению с 1999 годом сократились в два раза. Тем не менее, значительное их списание допущено в Воронежской области (1,7 тыс. га), Республике Алтай (1,5 тыс. га), Ханты-Мансийскому автономному округу (1,3 тыс. га).

Одной из основных причин списания культур, наряду с лесными пожарами и неблагоприятными природными условиями, является нарушение агротехники и технологии лесокультурного производства. В ряде регионов в отчетном году не

проведена в необходимых объемах подготовка почвы для закладки культур весной этого года. Так, в Республике Карелия, Вологодской, Архангельской областях, Приморском крае эти работы обеспечены подготовленной почвой менее чем на 50 процентов.

В десяти субъектах Российской Федерации предстоящие весенние лесокультурные работы не полностью обеспечены посадочным материалом (Орловская, Ярославская, Московская и Сахалинская области).

Многие комитеты природных ресурсов вносят предложения по снижению объемов работ по лесовосстановлению в 2001 году, из них по 24 регионам - на 20 и более процентов. Зачастую для этого нет достаточных оснований и Министерство не может с этим согласиться. Да, в ряде областей наблюдается снижение не покрытых лесом площадей, отнесенных к фонду лесовосстановления, но основным аргументом снижения объемов является недостаточное финансирование этих работ из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2000 году закончился срок действия Федеральной целевой программы "Леса России". Принято постановление Правительства Российской Федерации о продлении срока ее реализации на 2001 год. Одной из задач руководителей лесной службы в регионах и субъектах Российской Федерации в наметившихся условиях роста объемов заготовки древесины по главному пользованию является обеспечение закладки лесных культур и других основных показателей по лесовосстановлению не ниже достигнутого уровня прошлого года и наращиванием их в последующие годы.

В настоящее время совершенствование системы организации работ по воспроизводству лесов является одной из главных задач лесного хозяйства. Необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы на федеральном и местном уровнях, в том числе разработать проект специального закона "О лесовосстановлении в Российской Федерации".

В рамках реализации федеральной комплексной программы "Повышения плодородия почв России" в 2000 году лесхозами создано 25,2 тысяч гектаров защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в целях поддержания в рабочем состоянии ранее созданной сети гидромелиоративных систем, такие работы проведены на площади более 100 тыс. гектарах.

В свете требований лесного законодательства по качественному и своевременному выполнению комплекса лесохозяйственных мероприятий особого внимания требует строительство дорог лесохозяйственного назначения, объемы строительства которых продолжают ежегодно сокращаться и в 2000 году составили всего 300 километров. Учитывая, что лесохозяйственные дороги служат не только нормальному функционированию и охране лесного фонда, но и одновременно решают социальные вопросы регионального и местного уровней необходимо принимать меры по привлечению на эти цели инвестиций, как со стороны местных органов власти, так и непосредственно со стороны лесопользователей и арендаторов.

Несколько слов о побочном пользовании лесными ресурсами. Многие регионы Российской Федерации имеют значительные запасы экологически чистых пищевых продуктов леса и лекарственного сырья, однако, в последние годы прослеживается устойчивая тенденция сокращения объемов заготовок, а соответственно и переработки даров леса при наличии значительных запасов сырья и необходимых трудовых ресурсов. В определенной мере можно согласиться с тем, что сказывается недостаток оборотных средств, отсутствие льготного кредитования, неплатежеспособность потребителей, высокие ставки железнодорожных тарифов на перевозку продукции, а также отсутствие инвестиций в развитие плодоперерабатывающего производства. Однако чаще всего указанные трудности служат оправданием для тех, кто не желает работать.

В этих же условиях лесоводы отдельных регионов успешно решают поставленную задачу, по освоению недревесных ресурсов леса, находя в условиях рынка новые формы и методы работы. Примером этому могут быть в Алтайском крае в Бийский лесхоз-техникум, который организовал производство по выработке облепихового концентрата. Успешно ведутся заготовки папоротника-орляка.

Лесхозы Республики Алтай, обеспечивающие наращивание объемов заготовок, переработке и поставке на экспорт папоротника-орляка.

Значительно оживилась работа по освоению даров леса в Минлесхозах Башкирии, Татарии и других регионах.

Основная задача лесной отрасли - совершенствование принципов и методов ведения лесного хозяйства, исходя из условий устойчивого управления лесами и повышения" доходности лесопользования. Для этих целей подготовлены и утверждены Указания по составу затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, Методика экономической оценки лесов, а также подготовлены и внесены на утверждение в Правительство РФ проект постановления "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" и проект постановления "Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации", одобрена на коллегии Концепция платежей за пользование участками лесного фонда, в которой изложен принципиально новый механизм формирования и реализации эффективной государственной лесной политики, направленной на повышение доходности лесопользования.

Платежи за древесину, отпускаемую на корню, в доходах федерального бюджета составляют около 793 млн. рублей, что на 77,5% выше уровня 1999 года. Средняя ставка лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, возросла с 21 руб/кбм в 1999 году до 31 руб/кбм.

В целом по отрасли средний рост конкретных ставок над минимальными составил 2,1 раза. Наиболее высокий уровень достигнут в Брянской (3,6 раза), Владимирской (3,0 раза), Ивановской (3,0 раза), Калужской (3,4 раза) областях.

Чрезвычайно низкий уровень платы за древесину на корню и ее удельного веса в рыночной цене за лесоматериалы не обеспечивает простого воспроизводства данного ресурса. Поступление платежей за пользование участками лесного фонда в размере минимальных ставок ожидается в сумме 2129,5 млн.рублей, что на 21, 5% выше уровня 1999 года. При этом в федеральный бюджет - 794 млн.руб (177% к 1999 году), в бюджет субъектов РФ -1229, млн.руб (94% к 1999 году).

Изменение лесного дохода характеризуется следующими данными. За 2000 г. лесной доход по документам, предъявленным к оплате, должен составить, 3900 млн. руб., или 123 % к 1999 году, из него сумма лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню - 33 15 млн. руб. Лесных податей и арендной платы ожидается поступление на счета лесхозов в сумме 1502 млн. руб. (43 % от суммы поступления лесного дохода) при 1051 млн. руб. (37 %) в 1999 году. Дифференциация уровня платежей, поступивших на счета лесхозов, в общей сумме лесного дохода составляет от 21-30% (Республика Мордовия, Ульяновская, Пермская области) до 60-80% (Алтайский край, Московская, Нижегородская, Самарская области).

Анализ обеспеченности расходов на воспроизводство лесных ресурсов источниками финансирования за счет платежей за пользование лесным фондом, направляемых в субъекты РФ за 9 месяцев 2000 года показывает, что этот уровень от фактических затрат на воспроизводство (825 млн. руб) составил 58%, от минимально-нормативных - 40%.

Эффективность деятельности государственной лесной службы МПР РФ в конечном итоге должна и будет измеряться не просто величиной лесного дохода, а способностью перевода лесного хозяйства из дотационного, каким оно до сих пор оставалось, в рентабельное, обеспечивающего не только самоокупаемость, но и значительный вклад в национальную экономику.

Общие затраты на ведение лесного хозяйства в 2000 году составили около 7604,4 млн. рублей, без учета затрат по тушению лесных пожаров. В общих затратах средства федерального бюджета составляют 24,0%, бюджетов субъектов Российской Федерации соответственно 8%, платежей за пользование лесным фондом - 17,4% и внебюджетных источников - 50,6 процента.

Необходимо отметить, что государственной лесной службой в ряде субъектов Российской Федерации допускалось не целевое использование бюджетных средств, установленное контролирующими органами. В результате Минфин России снял 1061,0 тыс. рублей с общего объема финансирования. Не целевое использование бюджетных средств допустили Комитет лесного хозяйства Республики Дагестан, управление лесами по Ханты Мансийскому автономному округу, Новосибирское управление лесами, Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", Хвалынский национальный парк Саратовского управления лесами.

По состоянию на 01.01.2001 года государственные инвестиции профинансированы на 100% и направлены на строительство лесохозяйственных объектов и приобретение техники и оборудования не входящего в смету строек.

Кроме того, за счет дополнительных доходов федерального бюджета выделено 17000,0 тыс. рублей государственных инвестиций.

За счет государственных инвестиций в прошедшем году осуществлялось строительство более 90 пожарно-химических (пожарно-лесных) станций и около 50 пожарно-наблюдательных вышек.

Бюджетные средства, предусмотренные проектом федерального бюджета на 2001 год по разделу 09 подразделу 02 в сумме 2685100,0 тыс. рублей, будут направлены на покрытие затрат по ведению лесного хозяйства, покрытие затрат по тушению лесных пожаров, авиационную охрану лесов от пожаров, выполнение лесоустроительных работ, проведение лесопатологических обследований, авиационной химической борьбы с вредителями леса, проведение радиационного контроля в лесах загрязненных радионуклидами, проведение проектно-изыскательских работ, содержание национальных парков и лесохозяйственного аппарата.

Государственные инвестиции, предусмотренные проектом федерального бюджета на 2001 год по разделу 07 подразделу 07 в сумме 100000,0 тыс. рублей будут направлены на завершение строительства и ввод начатых в 2000 году лесохозяйственных объектов, на капитальный ремонт комплекса сооружений аэропорта "Пески" Северо-Западной авиабазы, на оснащение противопожарной техникой и оборудование наземных лесопожарных служб.

Научное обеспечение лесного хозяйства осуществляется 10 научно-исследовательскими учреждениями лесного хозяйства. Все они относятся к государственной (федеральной) форме собственности и аккредитованы Миннауки России. Кроме того, к решению проблем в лесном хозяйстве на договорной основе привлекаются научные учреждения других ведомств, РАСХН, ВУЗы.

Общая численность специалистов занятых в научной деятельности около 1700 человек, из них докторов наук - 59, кандидатов наук - 239 человека. Научные исследования охватывают практически весь комплекс проблем лесного хозяйства.

Тематикой НИОКР на 2000 год было предусмотрено выполнение 122 тем в соответствии с перечнем НИОКР на 1996-2000 год, приоритетными являлись проекты ФЦП "Леса России", ФЦП "Охрана лесов от пожаров", ФЦП "Государственная поддержка государственных природных заповедников и национальных парков".

Несмотря на сложное финансовое положение НИУ лесного хозяйства, запланированные программы НИОКР выполнены практически в полном объеме.

В 2000 г. продолжалось активное участие России в межправительственном переговорном процессе по лесам в рамках ООН, а также в рамках многочисленных региональных инициатив, осуществлялись двусторонние связи с зарубежными лесохозяйственными ведомствами, развивалось сотрудничество с донорскими и кредитными организациями по подготовке и осуществлению лесных проектов. За истекший год в области лесного международного сотрудничества произошло много событий и мероприятий.

На уровне регулярных совещаний экспертов последовательно осуществлялась работа, связанная с Монреальским и Общеевропейским переговорными процессами по критериям и индикаторам устойчивого управления лесами.

Серьезное развитие получило сотрудничество в области лесного хозяйства в рамках "большой восьмерки". К саммиту высокого уровня, проходившему в июле 2000 года на Окинаве (Япония), Россия представила национальный отчет, который стал разделом доклада о реализации Программы действий по лесам, подготовленного лесными экспертами стран "восьмерки".

Российские эксперты приняли участие в разработке новой лесной стратегии Всемирного банка. Продолжалась подготовка Пилотного проекта по устойчивому лесопользованию в Российской Федерации, предполагаемого к осуществлению за счет средств займа Всемирного банка. В мае 2000 года он был одобрен Советом директоров и в настоящее время готовится к запуску. Одновременно при участии МПР России завершена подготовка Гарантийной линии Всемирного банка для угольного и лесного секторов.

Подготовку кадров для лесного хозяйства ведут 22 ведомственных техникума, в которых по очной и заочной формам обучаются 15 тысяч студентов. 60 процентов студентов дневных отделений учатся по целевым контрактам с лесхозами. В 2000 году учебные заведения приняли 3450 студентов за счет средств федерального бюджета и 1455 с оплатой стоимости обучения. Конкурс при поступлении составил 1,7 человека на место. 66 процентов поступавших заключили контракты с учреждениями лесного хозяйства.

В 2000 году техникумы подготовили 3600 специалистов , в том числе 455 на платной основе. 73 процента выпускников дневного отделения получили направления на работу в лесное хозяйство, 193 человека (10% от выпуска) продолжают обучение в вузах, 254 человека (12%) - призваны в ряды Вооруженных сил.

Внимание к нуждам учебных заведений со стороны государственной лесной службы не должно ослабевать и впредь. Совместными усилиями мы должны выполнить ранее намеченную программу по капитальному ремонту техникумов. Очень важно в связи с происшедшими структурными изменениями не разрушить существующие связи техникумов с территориальными органами управления, лесхозами, предприятиями и организациями лесного хозяйства.

Учебным заведениям необходимо активнее работать по формированию рынка труда в регионах, расширять перечень образовательных услуг, эффективнее взаимодействовать с организациями лесного хозяйства, школами по вопросам профессиональной ориентации молодежи.

В 2000 году в институтах повышения квалификации прошли обучение более 3 тыс. специалистов лесного хозяйства. 36 руководителей государственной лесной службы прошли профессиональную переподготовку в ВИПКЛХ по программе "Государственное строительство и управление". Для этой категории обучающихся организованы занятия с приглашением зарубежных ученых и специалистов и 10-дневная стажировка в Эстонии и Швеции.



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!