|
||||
| ||||
Общая информация о российских лесах Российское лесное законодательство Устойчивое лесопользование в России Периодические издания и рассылки Пресс-релизы и другие материалы для СМИ
|
Лесной фонд и проблемы лесного рынка Читинской областиИ. Зиновьева, экологический центр "Даурия"
I. История проблемы. Положение дел сегодня Площадь земель лесного фонда Читинской области, по данным государственного учёта на 1 января 2000 года, составила 33417,5 тыс. га. Из них 28692 тыс. га - покрытые лесной растительностью земли (за исключением гарей, вырубок, прогалин). Покрытые лесом земли занимают 68,4% территории Читинской области. Начиная с 1943 г. лесной фонд области разделен на 3 группы:
К самым существенным факторам экологического риска для лесов Читинской области относятся пожары. В 2000 году, в разгар пожароопасного сезона возникло 1638 лесных пожаров, пройдено огнем более 250 тыс. га, уничтожено верховыми пожарами до прекращения роста более 40 тыс. га леса. Другой существенный фактор - сложившаяся практика истощительного лесопользования. Расчетная лесосека Читинской области составляет около 16 млн. кубометров и осваивается сегодня на 7%. Самые крупные освоения пришлись на конец 80-х гг., когда вырубалось до 5-6 млн. м3 в год. Сегодня - чуть больше 1 млн. Но, как и 30 лет назад, рубки осуществляются всё на тех же территориях - там, где расположены леса 1 и 2 группы, в том числе леса зоны бассейна озера Байкал. К настоящему времени освоено около 20% лесов центрального пояса Читинской области от юго-запада до востока. Незаконные рубки характерны также в лесах 1 и 2 группы, как в наиболее освоенных районах области. На территории Читинской области традиционными были следующие виды лесопользования: охота в лесах, заготовка древесины, сенокошение (побочное пользование), пастьба скота, заготовка кедрового ореха и лекарственных трав. Организованное освоение лесов началось с момента принятия Государем Императором Указа "Об образовании лесной части Нерчинского округа" (XVII век). В то время не было расчетов и норм, было одно "повеление царя к лесу относиться бережно и рубить его с умом". Этот наказ строго исполнялся. Освоение велось вдоль рек, по которым лес и сплавлялся к месту его потребления, также заготавливался рядом с населенными пунктами для нужд населения. По косвенным данным в год заготавливалось около 110-150 тыс. м3. Сто лет назад, при строительстве железной дороги значительно увеличились объёмы заготовки древесины в лесах - 550-700 тыс. м3 в год. Постепенно росли объемы лесозагото-вок с развитием горнорудного дела. Основной объем заготовленной древесины шел для изготовления шпал. После завершения строительства железной дороги объем заготовок сократился на 30% и возобновился в 30-е годы, когда началось интенсивное освоение лесов, прилегающих к рекам Хилок, Ингода, Чита, Нерча, Онон, Оленгуй с дальнейшим выходом на железную дорогу. В 1957 г. впервые была определена расчетная лесосека по области с объемом заготовки древесины 9,6 млн. м3 в год. В этот период времени получила бурное развитие лесная промышленность, особенно в западных и центральных районах области. Объем заготовок древесины стал достигать 2,3 млн. м3 в год. Получило развитие лесопиление и строительство лесоперерабатывающих предприятий. Заготавливаемая древесина использовалась на нужды области, кроме того, начались ее поставки в безлесные районы СССР, в первую очередь в Среднюю Азию и Казахстан. Этот рынок древесины и пиломатериалов в основном сохранялся до 1991 г. За последние 10-12 лет лесной рынок в Читинской области претерпел значительные изменения в сторону переориентации на внешнего потребителя, преимущественно КНР. Началом торговли древесиной области с Китаем можно считать 1989 г. В 1987 г. на площади 2,1 млн. га было уничтожено огнём 1 млн. га лесов с общим запасом 643,0 млн. м3. Для ликвидации последствий пожаров все лесозаготовители были переведены на заготовку древесины в этих лесах. Учитывая, что в год все лесозаготовители области имели возможность вырубить горельники на площади не более чем 76,0 тыс. га, а последствия лесных пожаров при благоприятных погодных условиях могли привести к массовой вспышке вредителей леса, органы лесного хозяйства начали активно работать по привлечению китайских лесозаготовительных предприятий для уборки горельников и заготовки древесины на гарях с дальнейшей их поставкой в КНР. В период с 1989 по 1991 гг. силами рабочих из КНР было заготовлено и отгружено в Китай 416,0 тыс. м3 древесины. Все затраты по заготовке и вывозке древесины, посадке леса на этих площадях несла китайская сторона. По мнению некоторых экспертов, в этот период КНР увидела выгоду и возможность по низкой цене закупать древесину у области, тогда как это богатство не особенно ценили власть, лесные и природоохранные структуры. В 90-х годах лесная торговля с Китаем поддерживалась, китайский рынок стал по-треблять лучшую древесину определенных пород в круглом виде, большего диаметра. С 1997 г. после обвала рубля в России, торговля древесиной на внешнем рынке резко возросла. Так, по данным Восточно-Сибирского таможенного управления, за период с 1997 по 1999 гг. суммарный объем экспорта древесины "лесоматериалы необработанные" составил 677329,7 м3 из них 676371,42 - Китай. То есть 99,86% экспорта приходится на Китай, и лишь 0,07% - на Азербайджан, 0,05% - на Узбекистан, и 0,03% - на Казахстан. В 1998 г. необработанные лесоматериалы кроме Китая никуда не поставлялись. Рынок лесоматериалов распиленных, обработанных, несмотря на то, что география экспорта здесь более обширна, выглядит аналогично. Начиная с 1998 г. происходит резкое увеличение объема экспорта древесины и изделий из нее. Специалисты это связывают с девальвацией рубля в III квартале 1998 г. Свои убытки, связанные с падением цен на лесоматериалы, экспортеры покрывают увеличением объема экспорта. Доля экспорта древесины в общем объеме экспорта увеличилась с 3,9% в III квартале 1998 г. до 10,8% в IV квартале 1998 г. и до 40,3% уже в I квартале 1999 г. Наблюдающееся резкое увеличение экспорта в I-II кварталах 1999 г. может быть связано с запретом рубок в Северном Китае, а также с неготовностью органов власти регулировать быстро возросшие как спрос, так и предложение. Предприниматели, которые никогда не работали с лесом, быстро сориентировались на торговлю лесом с КНР. Так, в одном только Петровск-Забайкальском районе Читинской области за три последних месяца 1998 г. было зарегистрировано 128 предпринимателей, у которых в уставных документах было закреплено право вести заготовку и торговлю древесиной, которые начали скупать лучшую, большего диаметра древесину, в том числе незаконно заготовленную. Следует отметить, что к такому давлению со стороны китайского рынка оказались не готовы ни власть, ни общественность. II. Существующие проблемы Попытаемся систематизировать существующие на сегодня проблемы управления лесными ресурсами и регулирования рынка древесины. 1. Получение и систематизация информации Оперативную и корректную информацию о лесе и лесопользовании сегодня предложить не может никто. К примеру, расчетная лесосека составляется сегодня на основании данных 17-20-летней давности и не включает текущую информацию о пожарах. Читинское Управление лесами, органы таможенного контроля, комитет по статистике оперируют разными цифрами - объемы рубок и экспорта не совпадают. В области нет оперативной и сла;енной системы контроля за несанкционированными рубками. Управление лесами сегодня в состоянии контролировать только "официальных" лесопользователей. Чтобы эффективно осуществлять контроль за самовольными рубками, нужны дополнительные ресурсы, главный из которых общественный контроль. В связи с этим, интересно сопоставить данные таможенного управления по экспорту с официальными данными по отпуску древесины Управления лесами. Так, в 1999 г. при законном отпуске древесины 766,4 тыс. м3, 445,6 тыс. м3 - заготовлено населением, бюджетными и сельскохозяйственными организациями для собственных нужд. По данным таможенного управления, на экспорт ушло 546,9 тыс. м3. Это может означать, что часть экспорта обеспечена древесиной по незаконным рубкам, а часть транзитной через посредников. Либо бюджетные организации Читинской области действуют через организации-посредников. 2. Участники рынка Большую часть леса на рынок поставляют мелкие лесозаготовители. Весь рынок лесных материалов мелких лесозаготовителей ориентирован на Китай и на экспорт крупномер-ной круглой древесины. В 1999 г. при объеме экспорта в 546,9 тыс. м3 доля лесоматериалов распиленных, обработанных составила лишь 13,2 тыс. м3. Интересен разброс цен - круглый пиловочник продается ими по цене от 18,4 до 47 долларов США. В 1999 году средняя цена на круглый лес у мелких заготовителей составляла 28,8 долларов США, а у крупных - 32,7 долларов США. Эти факторы способствовали тому, что лесной рынок Читинской области практически полностью подчинен интересам КНР. В настоящее время число мелких лесопользователей приближается к 700. Заинтересованные в получении скорой прибыли (сверхприбыли), они не ориентированы на социальные и экономические вопросы развития Читинской области, охотно идут на поводу у покупателей. Мелкие лесопользователи меньше защищены законодательно, как правило, временные на участке леса, потому заинтересованы взять древесину, не участвуя в охране лесов и лесовосстановлении. Большая часть их сотрудничает с криминальными структурами, чтобы уклоняться от налогов. Число крупных лесопромышленных компаний в Читинской области составляет около 10. Они арендуют участки по договорам на основе конкурсного отбора. Часть этих компаний ориентирована на поэтапное внедрение глубокой переработки древесины, социальную направленность и вопросы занятости населения. Так, компания "Эпос", на основе соглашения с Администрацией Читинской области обязана до 2003 года предложить 75% всех рабочих мест населению Улётовского района Читинской области. Предусмотрен рост повышения заработной платы работникам компании не ниже банковской ставки рефинансирования. Компания "Рассвет" с годовым объемом заготовок 7,5 тыс. м3 в 1997 г. при численности рабочих 50 человек сейчас вышла на объем лесозаготовок 50 тыс. м3 в год при численности рабочих около 600 человек. Развивает социальную инфраструктуру (детский сад, школа, гостиница, магазины, кафе, СТО). Заработная плата в компании в 3,2 раза превышает сложившуюся среднюю по району. Крупные лесопромышленные компании начинают развивать глубокую переработку древесины. Компания "Рассвет" к концу 2000 г. подвергает глубокой переработке 60% своей продукции, сориентирована на европейский и японский рынки. Крупные лесопромышленные компании эффективней ведут охрану лесов от пожаров, осуществляют воспроизводство лесов, применяют щадящие технологии в производстве. Деятельность этих компаний легко контролируется, по договорам они несут определенные обязательства, развивают налогооблагаемую базу. Государственная политика сегодня направлена на поддержку скорее мелких предпринимателей. В области пока не существует программы стимулирования успешных предприятий лесного комплекса, хотя существует ряд апробированных способов стимулирования предприятий различных отраслей, в том числе предприятий ЛПК. 3. Незаконные рубки и незаконная торговля древесиной С деятельностью мелких лесопользователей и вопросами регулирования лесного рынка связаны также незаконные вырубки и перерубы. Причем, первое проконтролировать сложнее.Таблица 1.
|
Год |
Число зафиксированных нарушений |
Объемы в кубометрах. |
Выявлено нарушителей |
Санкции |
Объемы невыявленных нарушений
в м3 |
1996 |
159 случаев |
5838,00 |
12 |
Адм./53 |
908,00 |
1997 |
168 случаев |
5835,00 |
136 |
Адм./23 |
1118,00 |
1998 |
293 случая |
6770,00 |
223 |
Адм./6 Угол./3 |
2831,00 |
1999 |
570 случаев |
23200,00 |
405 |
Адм./165 Угол./39 |
6052,00 |
2000 |
370 случаев |
15136,00 |
292 |
Адм./156 Угол./9 |
6573,00 |
За последние 5 лет прослеживается рост объема незаконных рубок, что связано с активизацией торговли древесиной и неэффективным государственным контролем. Реальные цифры, по всей видимости, выше, т.к. в таблице 1 приведено число только зафиксированных нарушений. Экспортировать ворованный лес может практически любой предприниматель, в том числе, не занимающийся лесозаготовительной деятельностью, так как основанием для экспорта леса является контракт, а не лесорубочный билет. Это привело в последнее время к неконтролируемому росту приемочных пунктов древесины. В одном только Петровск-Забайкальском районе Читинской области таких пунктов более 40. Причем, лесхозы, правоохранительные органы, местные администрации не имеют каких-либо законных оснований для проверки и предъявления санкций в случае обнаружения в приемочных пунктах незаконно добытой древесины.
Сложная социально-экономическая ситуация в Читинской области "провоцирует" местных жителей, зачастую "прибыль", полученная от незаконных рубок является их единственным источником существования. Это активно используется многочисленными предпринимателями и мелкими лесозаготовителями. Незаконно добытую древесину скупают у населения от 450 до 800 рублей за кубометр.
Мелкие лесопользователи и местное население дают 96% объема лесонарушений. Известны случаи, когда все жители поселка воруют лес, которые скупают предприниматели (пос. Подволок Читинского района).
4. Несогласованность федерального и местного законодательства
Отсутствие должного взаимодействия органов государственного контроля (Управления лесами, Госкомэкологии, Администраций разного уровня, органов таможенного контроля, природоохранной прокуратуры, Управления внутренних дел) базируется на несовершенстве нормативно-правовой базы. Лесной закон и подзаконные акты, регулирующие лесные отношения, не согласуется с Гражданским, Уголовным, Административным, Налоговым кодексом. Каждое ведомство действует в рамках своего правового пространства. Необходимы дополнительные нормативно-правовые акты субъекта Федерации, регулирующие лесные отношения (лицензирование, сертификация, порядок вывоза древесины за пределы области, разработка критериев эффективного лесопользования и др.)
Небольшой опыт в этом направлении в области есть. К примеру, в 1999 г. действовало Постановление Администрации Читинской области "О мерах по упорядочению деятельности по заготовкам, перевозкам и реализации древесины в Читинской области". По данному Постановлению на торгово-промышленную палату были возложены функции предоставления таможенным органам инспекционного отчета о законном происхождении, качестве, количестве и стоимости древесины. Однако Постановление действовало лишь в течение нескольких месяцев, и за несоответствием федеральному законодательству было отменено.
Отсутствие необходимой нормативно-правовой базы и, как следствие, отсутствие должного государственного контроля привели в настоящее время к чрезвычайной криминализации лесной отрасли. К настоящему времени в области незаконно заготавливают древесину не только одиночки, но действуют технически оснащенные и вооруженные бригады, способные за одну ночь добыть и вывезти до 250 м3 древесины. Деятельность таких бригад успешно покрывается отдельными представителями правоохранительных органов, чему был свидетель и автор данной статьи.
Наконец, государственная политика России в области природопользования, а именно, реорганизация органов государственного контроля и передача их функций природопользователю - Министерству природных ресурсов. Последствия такой политики мы ощущаем уже сейчас. Возросло количество правонарушений, специалисты прогнозируют рост объема незаконно срубленной древесины в 2-3 раза. Доля теневого сектора в лесопользовании, по оценке Забайкальского центра эколого-экономических исследований, в 1999 г. составила не менее 80%.
По всей видимости, в ближайшее время следует ожидать пересмотра природоохранного законодательства, благоприятного для хищнического и неконтролируемого использования природных ресурсов.
В целом на рынке лесных товаров наблюдается стойкая тенденция увеличения заготовок древесины, в том числе незаконных. В 2000 году увеличилось количество арендаторов леса. Расширяется спрос на древесину других пород. Возрастает спрос на древесину в КНР, есть предложение о возможности передачи лесов Читинской области в концессию КНР.
III. Что делать?
1. Информация для принятия решений. Необходима оперативная и системная работа всех соответствующих учреждений и ведомств по сбору и анализу лесной информации: Лесная служба, Таможенные органы, Статистическое управление, Управление внутренних дел, Управление внешнеэкономических связей, налоговая инспекция и налоговая полиция, подразделения Администрации Читинской области, общественные экологические организации. Речь идет о создании отдельной структуры при Администрации области с соответствующим статусом, полномочиями, финансированием.
2. Развитие нормативно-правовой базы. Региональное и федеральное природоохранное законодательство "запаздывает" по отношению к реальной ситуации в регионе, в этом одна из причин отсутствия должного государственного контроля за использованием, сохранением и воспроизводством лесных ресурсов. На региональном уровне требуются решения и нормативные акты, которые входят сегодня в противоречие с федеральным законодательством. Нужна инициатива местной власти и общественности на региональном и федеральном уровнях.
3. Развитие системы общественного контроля - едва ли не самая актуальная задача сегодня. Когда проблема становится фокусом общественного внимания, власти вынуждены предпринимать действия для ее решения. Главные инструменты - открытая информация о лесе, о примерах коррупции и демонстрация успешного опыта участия общественности в принятии экологически значимых решениях.
4. Развитие международного сотрудничества в вопросах регулирования лесного рынка. Зарубежные организации имеют соответствующий опыт, который может быть применен в регионе (формирование экологически чувствительных рынков, общественные рыночные кампании, системы сертификаций и др.)
5. Расширение сети особо охраняемых природных территорий, в том числе через их резервирование. Законом Читинской области 1997 г. "Об особо охраняемых и резервных территориях" определено понятие резервных территорий, введен регламент их выделения, охраны и ответственности.
Лесная политика. Таковой сегодня не имеет Россия, тем более регионы. Между тем назревшие проблемы уже невозможно решать с помощью лишь одних природоохранных мер. В настоящее время мы все еще ориентируемся на получение скорой прибыли. Традиционно стоимостная оценка лесов основывается на стоимости древесины без учета других полезных функций леса: биологическое разнообразие, вода, воздух, туризм и пр. Читинская область нуждается сегодня в сбалансированной, долгосрочной программе, основанной на совершенно иных принципах лесопользования (природопользования), разработанной на основе общности интересов всех слоев общества и развивающей современную экономическую инфраструктуру территории.
Материал опубликован на сайте общественного экологического центра "Даурия"
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России
К началу этой страницы | На входную страницу
|
Напишите нам!
|
|