Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

На пути к ответственной шведской торговле лесом?

Исследование участников и источников происхождения древесины из России и стран Балтии

Сара Ллойд, 2000

Резюме

Сетью спасении тайги и ВВФ-Швеция опубликован доклад, посвященный роли шведских компаний в торговле российской древесиной "На пути к ответственной шведской торговли лесом? Исследование участников и источников происхождения древесины из России и стран Балтии" (Sarah Lloyd. "Towards responsible Swedish timber trade? A survey of actors and origin of timber from Russia and the Baltic States", 2000). Во многом - это продолжение известного исследования 1997 г., проведенного в рамках Сети спасения тайги, Шведским обществом охраны природы, Социально-экологическим союзом и Центром охраны дикой природы "Шведская лесная промышленность идёт на Восток" (K. Lindahl, A. Grigoriev and D. Aksenov. "Swedish forest industry goes East").

Общий объем импорта древесины и продуктов из нее в Швецию составил в 1999 г. более 11 млн. м3; ожидается, что в 2000 г. он еще больше возрастет.

За 1995-1999 гг. импорт древесины из России и стран Балтии вырос на 70%, превысив 9 млн. м3 в 1999 г. (это больше 80% импорта древесины и продуктов из нее в Швецию).

Исследование охватило четыре основных группы: лесопромышленные корпорации, независимые лесозаводы, ассоциации лесовладельцев и импортные агентства. Главные действующие лица - корпорации и импортные агентства. Импортные агентства оценили ежегодные объемы своих закупок в России и Балтии в 4,1 млн. м3, лесопромышленные корпорации - почти в 7 млн. м3, независимые лесозаводы - почти в 1,1 млн. м3.

Наиболее крупные импортные агентства, Lemo Agencies AB и Thomesto Sverige AB, владеют собственными лесозаготовительными и закупочными компаниями соответственно в России и странах Балтии. Свои закупочные компании в странах Балтии есть и у многих лесопромышленных корпораций, а Korsnas, Holmen и StoraEnso, помимо закупочных компаний, также содержат собственные лесозаготовительные компании. Независимые лесозаводы импортируют древесину через агентства, лесопромышленные корпорации и SODRA. Многие небольшие шведские лесозаводы объединяют свои закупочные операции в общем подразделении. Некоторые из последних являются относительно крупными импортерами леса из России и стран Балтии.

Количество участников торговли, особенно посредников, сильно сократилось за последние три года. Изменился и сам характер их участия. Те шведские компании, которые ранее пытались самостоятельно заготавливать и перерабатывать лес в России, практически полностью вытеснены из страны и теперь вывозят российскую древесину через импортные агентства. Наоборот, шведские лесопромышленные корпорации, а также SODRA и импортное агентство "Thomesto Sverige AB" смогли закрепиться в странах Балтии, особенно в Латвии и Эстонии.

На шведский рынок российская древесина поступает в основном из Вологодской и Ленинградской областей. Небольшие партии древесины также импортируются из Новгородской, Псковской, Архангельской, Тверской областей, а также Коми и Карелии.

Крупнейшим поставщиком древесины и древесной продукции в странах Балтии является Латвия (3,4 млн. м3 в 1999 г., на втором месте Эстония с 2.2 млн. м3). Торговля с Литвой составила в 1999 г. менее 0,5 млн. м3. Источники шведского импорта в этих странах, видимо, непостоянны.

На пути к "ответственной торговли" древесиной компании должны последовательно достичь двух уровней знания. Сначала они должны владеть информацией об источниках происхождения древесины и иметь систему контроля за ними. Затем они должны быть в курсе последствий управления лесом импортерами и иметь систему контроля за ними. В настоящий момент большинство участников торговли находится на первом уровне знания - они знают географическое место происхождения древесины, - но даже оно неодинаково у разных компаний. Импортные агентства и большинство лесопромышленных корпораций могут сообщить точное место заготовки, и эта информация доступна их шведским потребителям. Крупные опрошенные импортные агентства имеют разные внутренние системы отслеживания и контроля источников происхождения. Они намного хуже развиты у небольших компаний. Некоторые компании обладают очень плохо знают источники происхождения импортируемой древесины или вообще не знают ничего - хотя, видимо, доля таких компаний в торговле невелика.

Шведские офисы опрошенных компаний имеют смутное представление как о свойствах лесов, из которых поступает древесина, так и об экологических и социальных последствиях лесозаготовок - и в России, и в странах Балтии. Те компании, которые желают лучше знать источники происхождения своей древесины и последствия импорта, достигают этого несколькими способами.

Многие компании доверяют качеству национального лесного законодательства, полагают, что оно соблюдается лесопользователями, а государство эффективно контролирует его соблюдение. Такое возможно при высоком качестве лесного законодательства и законопослушности лесопользователей. Однако местные неправительственные природоохранные организации (НПО) и в России, и в странах Балтии сомневаются в качестве лесного законодательства, степени соблюдения его положений и эффективности государственного контроля.

Некоторые компании имеют специальные системы проверки источников происхождения древесины вплоть до конкретной делянки. Другие же полагаются на полевой контроль мест лесозаготовок, письменные контракты, ограничивают количество поставщиков, сотрудничают с НПО, учат местных партнеров и работников шведским стандартам экологически ответственного управления лесами, используя местные лесозаготовительные компании и участвуя в процессах сертификации для усиления контроля за импортом. Такие способы могут помочь компаниям достичь второго уровня знания последствий их деятельности. Вместе с тем, их недостаточно, чтобы полностью исключить отрицательные экологические и социальные последствия.

Часть шведских компаний добровольно объявила мораторий на использование древесины из малонарушенных лесов Карелии и Мурманской области, но надо отметить, что большинство шведский компаний в настоящий момент действует вне зоны моратория. Это, однако, не значит, что шведский импорт не оказывает влияния на малонарушенные и другие ценные в природоохранном отношении леса. В Ленинградской и Вологодской областях многие леса, которые сложно назвать "мало нарушенными" в традиционном понимании этого термина, достаточно высоко продуктивны, биологически разнообразны, обладают высокой природоохранной ценностью. Нынешний уровень знания о ценности этих лесов, формирующих ядро шведского импорта, намного ниже, чем для лесов Карелии и в целом Русского Севера, для которых доступны детальные карты. Поэтому сейчас представляется невозможным оценить экологические последствия лесозаготовок в этих регионах. Некоторые шведские компании все-таки покупают древесину в регионах с высокой долей малонарушенных лесов, например, Карелии, Коми и Архангельской области. Для оценки воздействия лесозаготовок на малонарушенные и другие ценные леса, компаниям требуются дополнительные исследования и опросы. Очевидно, что пока невозможно полностью исключить негативные последствия лесозаготовок для таких лесов в России и Прибалтики.

Нынешний уровень знания компаний об источниках импорта не позволяет им в достаточной мере оценить экологические и социальные последствия их деятельности. Хотя за последние годы ситуация в этой сфере значительно улучшилась, этого пока недостаточно для того, чтобы шведские компании были полностью уверенны в том, что заготовки древесины не наносят вреда ни лесу, ни местным жителям. Сертификация - это механизм, который может позволить шведским компаниям решить проблему контроля за последствиями их деятельности в странах происхождения древесины. Однако в настоящий момент степень развития процесса сертификации в России и странах Балтии еще не позволяет рассматривать ее как на механизм, способный полностью контролировать последствия импорта. Лесной попечительский совет (Forest Stewardship Council) уже выдал несколько сертификатов в России и Эстонии, и их количество, вероятно, будет расти. Шведские компании могли бы значительно ускорить этот процесс, действуя согласованно с основными заинтересованными сторонами и требуя сертифицированной древесины. Компании, не достигшие первого уровня знания - источников происхождения их импорта, - должны как можно скорее достичь его, чтобы двигаться по направлению к более ответственной торговле.



Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!