Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 4, июнь 1997
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Трудно переоценить важность нового Лесного кодекса для всего лесного сектора. Жаль, что во время работы над ним не было обеспечено широкое обсуждение проектов закона, и поэтому кодекс получился, на наш взгляд, хуже, чем он мог бы быть. Однако, практическая работа в лесу в очень большой степени зависит от ведомственных нормативов и других подзаконных актов, работа над которыми только начинается.

На пресс-коференции по Лесному кодексу в феврале 1997 года, руководитель Рослесхоза В.А.Шубин пригласил всех желающих участвовать в этом процессе. Хотелось бы надеяться, что разработка хотя бы основополагающих нормативов и положений действительно будет сопровождаться широким обсуждением этих вопросов и учетом мнений всех заинтересованных сторон. Ведь российские леса принадлежат всему населению страны, и лесное законодательство так или иначе затрагивает интересы практически всех граждан.

Широкое обсуждение и совместная работа над нормативной базой позволила бы "подкорректировать" некоторые недоработки Лесного кодекса.

Мы предлагаем Вашему вниманию перечень основных нормативов, которые должны быть утверждены Правительством РФ в 1997 году. Большинство из этих нормативов разрабатывается Рослесхозом. За бортом этого списка отстался целый ряд законодательных актов, принимаемых субъектами Федерации, и чисто ведомственные нормативы, например Санитарные правила, которые уже пересматриваются или будут пересмотрены в ближайшее время.

Дискуссия вокруг действующих и разрабатываемых нормативов уже началась. Предлагаемый вниманию читателей материал отражает одну из точек зрения на нормативные документы лесного хояйства.


Спасение утопающих - дело рук самих утопающих


В.А.Шамшин, лесовод, Петропавловск-Камчатский

Р 1992 году коллективу садоводческого товарищества "Яшма" Уральской государственной юридической академии был выделен земельный участок в районе станции Перебор Свердловской железной дороги. И весной 1993 года, когда преподаватели стали ездить на свои дачи, они обнаружили, что вдоль железнодорожного полотна начали вырубать лес. Дачникам это явно не понравилось, кроме того, они, будучи юристами, понимали, что вырубка лесов I группы может проводиться только в исключительных случаях.

В Администрацию Каменского района была отправлена делегация.

Глава Администрации С.М.Чемезов (сейчас, кстати, являющийся вторым лицом в правительстве области) сообщил преподавателям, что в районе станции Перебор (пос. Первомайский) будет строиться асфальто-бетонный завод с установкой для приготовления черной смеси производительностью 40 тонн в час, с битумохранилищем на 2000 тонн, складом ГСМ на 300 тонн. В ответ на вопрос о законности строительства, глава администрации посоветовал не волноваться и не суетиться, так завод все равно будет построен.

Сегодня много говорится о несовершенстве наших законов. Дело в том, что законы можно совершенствовать сколько угодно, они всегда будут. Но для юристов, не существует законов плохих или хороших. Закон - есть закон. И если он действительно закон, то он должен исполняться.

После неудачного разговора с главой районной администрации, мы решили использовать официальные пути и обратились с письменным заявлением с просьбой предоставить копию решения, на основании которого все же строится завод. В соответствии с Конституцией РФ мы имеем право получать любую информацию, интересующую организацию или затрагивающую интересы граждан. Кроме того, существует Указ Президента "О государственной дисциплине", где прямо говорится о том, что должностные лица, чиновники обязаны выдавать информацию. В этом Указе очень подробно описывается ответственность, вплоть до уголовной (в УК существует статья 140 об ответственности за отказ в предоставлении информации и за искажение информации). Этим можно пользоваться, требуя информацию от любых государственных органов, от любых должностных лиц.

Поскольку Глава Администрации так и не ответил на заявление, мы вынуждены были обратиться в суд. Как раз только вышел Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Дело рассматривалось очень долго, и впоследствии мы имели возможность ссылаться также на статью 46-ю новой Конституции, дающей право обжаловать действия и решения должностных лиц и коллегиальных органов.

Железнодорожным судом г.Екатеринбурга жалоба на неправомерные действия Главы Администрации Каменского района была отправлена в Администрацию. В ответ на это Глава Администрации прислал письмо в суд (#203 от 23.08.93), такого содержания: "Постановлением Правительства Свердловской области N24-П от 27.01.93 г. "Об отводе участка Каменскому ДРСУ" изъято из земель лесного фонда и предоставлено Каменскому ДРСУ для строительства асфальтно-бетонного завода из лесов I группы Каменского лесхоза квартала 43 Покровского лесничества земельный участок площадью 4 га.

Постановлением Правительства области # 232-П от 15.07.93 г. Каменскому ДРСУ в постоянное пользование с правом вырубки леса под строительство асфальто-бетонного завода дополнительно в кв.43 Покровского лесничества выделить земельный участок площадью 1,6 га..." Далее он говорит, что Каменская Администрация не имеет к этому решению абсолютно никакого отношения, что они ни о чем не просили и никакого согласия не давали. Постановление правительства области даже не поступало в адрес администрации. Это довольно интересное заявление, поскольку всем прекрасно известно, что в то время действовал Земельный кодекс, согласно которому такая передача земли должна была произойти только с согласования районной администрации.

Итак, 23 августа 1993 года С.М.Чемезов пишет в суд, что "главой администрации Каменского района постановлений по отводу земельных участков под строительство завода не принималось", так как вопрос находится в компетенции областного Совета. А, например, тремя месяцами раньше, 25 мая, он подписал Постановление #418: "Просить Правительство Свердловской области изъять из землепользования Каменск-Уральского лесхоза 1,6 га лесной площади в лесах I группы и предоставить их в бессрочное пользование Каменскому ДРСУ под строительство асфальто-бетонного завода с правом вырубки леса." Конечно, "просить изъять" и "принять постановление по отводу" это разные вещи, но суду глава администрации района о своих постановлениях сообщить забыл.

Удалось раздобыть также заключение Председателя по экологии, где говорилось, что на заводе предусматривалось производство черной смеси в объеме 40 тонн в час, основными вредными веществами, выбрасываемыми в атмосферный воздух являются: пыль неорганическая, окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид, углеводороды." Хотелось бы отметить, что данный участок расположен рядом с сельскими населенными пунктами, зерноскладом и крупнейшим элеватором. И вот такой завод должен был быть построен по соседству с ними.

Суд затребовал Постановления Администрации области. В этих постановлениях авторы ссылались на "Временное положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков во владение, пользование, а также передачи их в собственность и аренду". Это временное положение было выработано Малым советом области. В нем говорилось, что глава Администрации области по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими, районными администрациями предоставляет земельные участки для строительства объектов, имеющих республиканское, межрайонное, областное значение не связанные с сельскохозяйственным производством и земельные участки для любых целей, связанных с вырубкой лесов I группы. Т.е., этим временным положением была подведена законодательная база под незаконные действия.

Были в этих Постановлениях области и другие интересные моменты. Так, по постановлению 24-П от 27.01.93 ДРСУ должно было возместить К.Уральскому лесхозу убытки, наносимые лесному хозяйству в размере 373250 руб. и столько же внести во внебюджетный фонд. По обоим Постановлениям (24-П и 232-П) вся вырубаемая древесина должна была реализовываться по согласованию с администрацией Каменского района.

В округе было выделено довольно много участков для жителей г.Екатеринбурга и г.Каменск-Уральский. Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча", Каменск-Уральский был отнесен к зоне экологического бедствия. Естественно, что построить в 20-ти километрах от города, среди садовых участков, такой завод было с нашей точки зрения преступлением.

Очень долго суд наше дело не рассматривал, приходилось неоднократно обращаться в вышестоящие органы и в управление юстиции. В конечном итоге, районный суд передал дело на рассмотрение областного суда. Причем, прежде, чем дело было рассмотрено, мы обращались непосредственно в те организации, которые могли бы разрешить этот вопрос, в частности, в Санэпиднадзор, межрайонный комитет по охране природы. Однако никакой поддержки там не получили. Везде, куда бы мы не обращались, везде получали ответы такого типа:"Согласно вашего обращения в Екатеринбургский межрайонный комитет по охране природы, Каменск-Уральский городской комитет по охране природы провел проверку Каменского ДРСУ. Нарушений законодательства, норм и правил об охране окружающей природной среды на момент проверки не выявлено." Был получен ответ и из Свердловского областного комитета по охране природы (24.01.94 г., еще до рассмотрения дела судом): "Нарушений законодательства, норм и правил об охранен окружающей природной среды не выявлено."

Решением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 7 декабря 1994 года оба постановления правительства Свердловской области признаны незаконными и недействующими с момента принятия. В решении суда указано на нарушение правительством Свердловской области лесного и земельного законодательства, отсутствие законных оснований для изъятия и отвода земельных участков из земель лесного фонда лесов первой группы.

Это решение не было обжаловано и вступило в законную силу. Исполнительный лист был направлен к судебному исполнителю, но тем не менее, суд его не исполнил. В то время ДРСУ начало интенсивно строить, стараясь вложить как можно больше средств, чтобы не было обратного хода.

Поскольку решение не выполнялось, мы направили письма Главному государственному инспектору по охране и использованию земель Российской Федерации, Заместителю министра охраны окружающей природной среды и природных ресурсов Российской Федерации, в Роскомсанэпиднадзор и в Рослесхоз. Т.е. тем лицам, которые имели право приостановить это строительство сами. Тем не менее, никто из этих должностных лиц ничего не предпринял. Все они направили письма в местные свои органы, и все они ответили, но эти ответы свидетельствуют о том, что эти высокопоставленные чиновники не потрудились использовать возможности, предоставленные им законом. Хочу обратить ваше внимание на те ответы , которые мы получили.

"Федеральная служба лесного хозяйства России рассмотрела Ваше письмо, поступившее из аппарата правительства РФ (мы написали и В.С.Черномырдину, поскольку понимали, что может начаться процесс оформления перевода земель задним числом) и поддерживает решение судебной коллегии о признании незаконными постановления правительства Свердловской области об отводе из лесов первой группы земельных участков под строительство асфальто-бетонного завода. Если решение не выполняется, вам следует обратиться в соответствующие органы прокуратуры. Рослесхоз направил в Правительство Свердловской области письмо с просьбой о выполнении лесного законодательства и указанного решения суда." (#ПБ-20/6к875 от 22.06.95).

Минприроды ответило почти тоже самое: "По Вашему письму...сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством принудительное исполнение решений по гражданским делам осуществляется судебным исполнителем. Действия (или бездействие) судебного исполнителя могут быть обжалованы в соответствующем судебном органе при котором состоит указанный судебный исполнитель." (#28-25-к-311/116 от 14.06.95).

Аналогично ответил Главный санитарный врач РФ. Несколько более широкий ответ мы получили от Комитета по землеустройству (#169-17-К309/350 от 21.06.95): "...Учитывая, что данным постановлением Правительства Свердловской области одновременно были нарушены и продолжают нарушаться Основы лесного законодательства Российской Федерации, Гражданского законодательства (ст.222 ч.1. ГК РФ), рекомендуем Вам одновременно с установленным порядком исполнения судебных решений, потребовать от органов службы лесного хозяйства, органов Минприроды, органов госархконтроля (постановление Правительства РФ от 27.07.93 #729 "Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов в области строительства") также исполнения решения коллегии областного суда."

Все государственные органы, к которым мы обращались, отметили, что исполнение решений суда возлагается на судебного исполнителя. И никто не использовал возможностей, данных им законом.

На имя прокурора Свердловской области была направлена жалоба с просьбой о привлечении виновных к уголовной ответственности по статьям 188-2 и ст. 169 ч.1 Уголовного кодекса, поскольку такие меры предусмотрены за неисполнение судебного решения и за незаконную порубку лесов первой группы. На это письмо нам ответили: "По фактам, изложенным в вашей жалобе о строительстве асфальто-бетонного завода на территории Каменск-Уральского лесхоза прокуратурой проведена проверка. В ходе проверки выявлен ряд нарушений порядков выделения земель, занятых лесами первой группы под строительство промышленных объектов, в связи с чем прокуратурой принимаются меры прокурорского реагирования по устранению подобных нарушений." Эти меры прокурорского реагирования продолжаются и по сей день. Прокуратура до сих пор реагирует.

Пока дело рассматривалось в суде, и затем шла эта переписка, ДРСУ и Правительство Свердловской области не теряли времени. Сведловское управление лесами направило в Федеральную лесную службу для утверждения в Правительстве РФ земельное дело по отводу участка Каменскому ДРСУ, о чем и доложило администрации области (#02-85/320 от 25.11.94). И на очередное обращение в суд Комитет по лесу Правительства Сведловской области сообщил (#0443-22/2 от 18.03.96), что есть решение Правительства РФ (#110-р от 24.01.95) об изъятии участка 1.6 га из земель лесного фонда лесов первой группы, а землеустроительное дело на участок 4.0 га находится на рассмотрении Правительства РФ. К этому моменту лес уже давно был вырублен, и строительство на всей площади (5.6 га.) шло полным ходом, хотя ДРСУ даже не получило свидетельство на право пользования данной землей (справка Комитета по земельным ресурсам и землеустройству #108 от 14.03.96). В тоже время Правительство Свердловской области заявило, что "не усматривает нарушений существующего законодательства в процедуре подготовки и прохождения документов по изъятию земель в лесах первой группы Каменского лесхоза..." (#436-4804 от 24.01.96).

В итоге 01.05.96 Постановлением #700-р, Правительство РФ разрешило изъятие 4.0 га. Это произошло спустя более трех лет после начала освоения участка.

Что же получается? С одной стороны, Правительство РФ своим постановлением от 15 апреля 1996 года предусматривает мероприятия по оздоровлению окружающей среды и населения города Каменск-Уральского Свердловской области на период до 1998 года, выделяет средства из бюджета, в том числе на строительство автомобильной дороги с объездом г.Каменск-Уральского.

С другой, по Распоряжению того же Правительства под боком у того же самого г.Каменск-Уральского строится асфальто-бетонный завод. Вероятно правая рука Правительства России не знает, что делает левая.

Так "оздоровляется" окружающая среда и население г.Каменск-Уральского.

А федеральные природоохранные органы и органы прокуратуры, которым были известны все документы, касаемые незаконного перевода лесных земель в нелесные для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства - строительства асфальто-бетонного завода, бездействовали.

Несмотря на то, что лес вырублен, и спасти его уже нельзя, коллегия адвокатов не оставляет надежду добиться прекращения строительства завода и привлечения виновных к ответственности.

Примечание редакции. Нас особенно заинтересовала позиция лесного ведомства. Интересно, при оформлении землеотводного дела, Свердловское управление лесами информировало вышестоящие организации (в частности Рослесхоз) о наличии судебного решения по этой территории? Другой вопрос - какова была позиция Федеральной лесной службы при рассмотрении в Правительстве РФ вопроса об отводе 4 га из лесов первой группы, если еще за год до этого в ФСЛХ "ознакомились" с ситуацией и даже направляли "письмо Правительству Свердловской области с просьбой о выполнении требований лесного законодательства и указанного решения суда". Совсем грустно, если Рослесхоз не способен отслеживать даже свои собственные решения по землеотводным вопросам, а региональные управления лесами не считают нужным сообщать полную и достоверную информацию в вышестоящие инстанции.




Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!