Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 21-22, май 2003
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Юридические основы работы по палам

М. Крейндлин

Палы – выжигание сухой растительности на полях весной и осенью – стали традиционными для российского сельского хозяйства. Огонь, пущенный на поля «во благо» сельхозугодий, часто оборачивается трагедией. Палы часто являются причиной лесных и торфяных пожаров, выгорания тростниковых крепей и оленьих пастбищ на огромных территориях. Они приводят к гибели большого количества животных и птиц, нарушению мест их обитания.

При этом большинство хозяйствующих субъектов – работников и руководителей сельскохозяйственных предприятий, а также местное население, чаще всего даже не знают, что палы запрещены (или ограничены) целым рядом нормативных правовых актов. Поэтому для эффективной работы по предотвращению и пресечению палов важно информирование их об этом. Это могут сделать как общественные организации (права их см. ниже), так и государственные природоохранные органы и органы местного самоуправления (например, в форме издания постановлений или распоряжений по этому поводу).

Ст. 28 Федерального закона «О животном мире» запрещает выжигание растительности, хранение и применение… опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, а также ухудшения среды их обитания. Аналогичная норма содержится в «Требованиях по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.96 №997. Однако совершенно естественно, что такие меры почти никогда не принимаются (а часто и не могут быть приняты), то есть проводимые палы прямо нарушают действующее законодательство.

«Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.09.93 №886, в пункте 6 устанавливают, что предприятиям, организациям, учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам запрещается выжигание травы на лесных полянах, прогалинах, лугах и стерни на полях (в том числе проведение сельскохозяйственных палов), на землях лесного фонда и на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, а также защитным и озеленительным лесонасаждениям. То есть вводится прямой запрет на проведение палов (без каких-либо исключений) на перечисленных землях.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 42. «Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения»), при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Кроме того, в соответствии с «Земельным кодексом Российской Федерации» (ст. 42), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. То есть Земельный кодекс обязывает соблюдать требования охраны окружающей среды, к которым относятся приведенные выше нормативные акты.

Особо строгие ограничения накладываются на природопользование в местах обитания видов животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 60), в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (ст. 24), действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Особенно стоит подчеркнуть слово «могут». Это означает, что для применения указанного положения не обязательно доказывать, что палы нанесут вред животным и птицам, занесенным в красные книги.

Ответственность, которой могут быть привлечены граждане, юридические и физические лица, виновные в проведении палов

Несмотря на имеющиеся запреты, законодательством прямо не предусмотрена какая-либо ответственность за проведение палов. Тем не менее, лица, совершившие или допустившие палы могут быть привлечены к любой из предусмотренных законодательством видов ответственности – административной, уголовной и (или) гражданско-правовой.

Административная ответственность

Административная ответственность в настоящее время устанавливается Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) и теоретически соответствующими законами субъектов РФ (хотя таких прецедентов неизвестно).

К лицам, проводящим палы, могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные несколькими статьями КоАП.

Ст. 8.29. Уничтожение мест обитания животных. Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья может быть применена, если в результате проведения палов уничтожены указанные в ней объекты. Однако этот факт должен быть доказан.

Ст. 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья может быть применена в случае нарушений правил пожарной безопасности в лесах (см. выше), то есть, когда пал проведен на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам или защитным лесным насаждениям. К ответственности могут быть привлечены не только граждане, но и должностные лица, и юридические лица, что особенно важно, поскольку часто палы проводятся по указанию руководителей сельхозпредприятий.

Ст. 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Данная статья может быть применена в случае нарушения правил охраны среды обитания животных. К сожалению, на федеральном уровне такие правила не разработаны, но могут быть утверждены органами власти различных субъектов Федерации.

Ст. 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц – от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

Данная статья может применяться в случае проведения палов в местах обитания редких видов. При этом под ними в данной статье понимаются виды, занесенные в Красную книгу РФ (виды, включенные в красные книги субъектов Федерации не подпадают под действие этой статьи), а также виды, подпадающие под действие международных договоров (к таким договорам, например, относятся конвенция СИТЕС, Рамсарская конвенция; если палы проведены на территориях, включенных в список водно-болотных угодий, имеющих международное значение как местообитания водоплавающих птиц – учитываются двусторонние соглашения об охране отдельных видов птиц). Особенно важно, что правонарушением согласно этой статье являются действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных. То есть, если на землях какого-либо сельхозпредприятия обитают (гнездятся, кормятся, отдыхают) птицы, подпадающие под юрисдикцию указанной статьи, и на данных землях проведен пал, руководитель предприятия (или само предприятие) могут быть привлечены к ответственности не только за его проведение, но и за непринятие мер по его ликвидации.

Ст. 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц – от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Данная статья может быть применена в случае проведения палов на особо охраняемых природных территориях.

Однако для применения административной ответственности нужно знать, какие органы могут возбуждать и рассматривать дела по указанным статьям КоАП.

К сожалению, новый КоАП четко разграничивает полномочия различных органов по привлечению к административной ответственности.

Так, рассматривать дела (и соответственно составлять протоколы, проводить производство и накладывать штрафы) об административной ответственности, предусмотренной статьями 8.29, 8.32, могут органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда (в настоящее время существующие в составе МПР РФ и его территориальных органов), статьями 8.33, 8.35 – органы, уполномоченные в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания (руководители территориальных органов Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России и районные охотоведы), статьями 8.33, 8.35, 8.39 – органы, осуществляющие государственный экологический контроль (входят в состав МПР России). Кроме того, дела о нарушениях статьи 8.39 могут рассматривать директоры государственных природных заповедников и национальных парков.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает в случае совершения преступлений – то есть противоправных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Однако Уголовный кодекс РФ не содержит статей, предусматривающих прямую уголовную ответственность за проведение палов. Тем не менее, некоторые статьи Уголовного кодекса РФ могут быть применены в случае проведения палов, если последние привели к тяжким последствиям для окружающей среды.

Ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ. Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья может быть применена только в случае доказанного умысла со стороны руководителя сельхозпредприятия, если в результате проведения пала произошла массовая гибель животных (при этом понятие массовой гибели не разъясняется, поэтому доказать ее будет очень сложно).

Ст. 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов, наказывается ограничением свободы до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Данная статья может быть применена только в случаях, когда в результате пала уничтожена популяция вида организмов, занесенных только в Красную книгу РФ (птицы, растения, грибы, насекомые, млекопитающие). Однако должно быть доказано, что уничтожена именно целая популяция (притом, что никаких юридических определений популяции не существует).

Ст. 261. Уничтожение или повреждение лесов.

1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом, либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами наказывается лишением свободы от трех до восьми лет.

Статья может быть применена, если в результате пала (даже на сельхозземлях) были уничтожены или повреждены леса или насаждения, не входящие в лесной фонд. Однако должно быть доказано, что именно пал послужил причиной гибели лесов.

Ст. 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Данная статья может быть применена, если в результате пала, прямо запрещенного режимом ООПТ (то есть в положении или паспорте о данном ООПТ должен быть прямо прописан запрет на проведение палов), природным комплексам был причинен значительный ущерб. При этом размер значительного ущерба в данной статье не определен, поэтому доказать это очень сложно.

Следует отметить, что расследованием уголовных дел по указанным статьям могут заниматься только следственные органы МВД и прокуратуры, поэтому материалы по делу нужно направлять только им. В то же время, в соответствии новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован в суде.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении вреда, причиненного в результате каких-либо действий или бездействия. В данном случае речь идет о причинении вреда окружающей среде в результате проведения палов.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Указанные таксы существуют для отдельных видов природных ресурсов (в данном случае в первую очередь это касается объектов животного мира), поэтому для привлечения виновных в проведении палов к гражданско-правовой ответственности необходимо доказать, что в результате пала произошла гибель животных, птиц или их гнезд.

Иски о возмещении вреда окружающей среде рассматриваются судами или арбитражными судами.

Права граждан и общественных объединений

Граждане и общественные объединения обладают определенными правами, предусмотренными действующим законодательством, которые могут быть использованы при работе по предупреждению и пресечению палов.

В частности, в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 12), граждане имеют право:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В соответствии со ст. 12 общественные объединения имеют право:

  • разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
  • за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
  • оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
  • рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
  • подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Важным новшеством этого закона является право граждан и общественных объединений предъявлять в суды иски о возмещении вреда окружающей среде, что, безусловно, касается и возмещения вреда, причиненного в результате палов.

В работе по палам эффективно создание дружин (команд) добровольных пожарных, предусмотренное ст. 13 Федерального закона «О пожарной безопасности». Опыт работы в Талдомском районе Московской области показывает, что именно такие общественные организации наиболее эффективно борются с палами, поскольку государственные противопожарные службы в основном заняты работой на других объектах.

Необходимо также упомянуть такую форму общественного влияния на состояние окружающей среды, как общественный экологический контроль, проводимый в соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Наиболее важным моментом является обязательность рассмотрения органами государственной власти и органами местного самоуправления результатов общественного контроля.

Это особо важно с учетом того, что в соответствии со ст. 28.1 КоАП, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, заявление общественного объединения, осуществляющего общественный экологический контроль, о проведении палов, в результате которых может быть причинен ущерб окружающей природной среде, должно быть обязательно рассмотрено и является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении (а в случаях, когда имеются признаки составов преступлений, предусмотренных указанными выше статьями Уголовного кодекса РФ – и уголовного дела).

Граждане также могут влиять на состояние окружающей среды через органы местного самоуправления.

В соответствии с Законом РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (ст. 55, 66) органы местного самоуправления на основании заключения государственных органов по охране природы могут ограничивать, приостанавливать и прекращать любую хозяйственную деятельность, которая может повлечь причинение вреда окружающей природной среде и здоровью населения.

В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» (ст. 8) и Лесным кодексом РФ (ст. 49) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 7) полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, определяются в соответствии с федеральными законами.

Кроме того, в ст. 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено право органов местного самоуправления осуществлять муниципальный экологический контроль:

  • Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
  • Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!