Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 21-22, май 2003
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Опыт Талдома

Г. Куксин

В 2002 году Россию потрясло большое количество стихийных бедствий. В разных регионах страны – от Кавказа до Дальнего Востока – одна за другой возникали чрезвычайные ситуации: наводнения, лавины, селевые потоки, массовые пожары.

Лесные и лесоторфяные пожары нынешнего года войдут в историю чрезвычайных ситуаций России наравне с пожарами лета 1972 года. Тогда, в частности, Московская область и даже Москва были объяты огнем, с которым не смогли справиться ни пожарные, ни армейские подразделения. Летом 2002 года опять только в Подмосковье горели тысячи гектаров торфяников. Задымление, возникшее в результате этих пожаров, чувствовалось даже в Восточной Европе. В Москве и Подмосковье резко ухудшилось самочувствие людей, страдающих легочными и сердечно-сосудистыми, а также другими хроническими заболеваниями. Из-за плохой видимости была крайне осложнена обстановка на дорогах. Огнем нанесен многомиллиардный ущерб сельскому и лесному хозяйствам, пострадали многие ценные природные территории, уничтожено множество домов и построек, погибли люди.

Шатурский, Дмитровский, Орехово-Зуевский, Талдомский районы Московской области были затянуты дымом вплоть до выпадения первого снега. Местами, несмотря на устойчивый снеговой покров, торфяники продолжают гореть и зимой.

Сам факт возникновения лесных и лесоторфяных пожаров не удивляет – торфяники в Подмосковье горят каждое лето. Возгорания на природных территориях в нашем регионе в подавляющем большинстве случаев возникают по вине человека. Небывалая жара и засуха создали в этом году предрасположенность к пожарам, но собственно возгорания, как правило, вызывают незатушенные костры, брошенные сигареты или даже осколок от бутылки, фокусирующий солнечные лучи на сухом торфе. Кроме того, крайне тяжелое финансовое положение предприятий сельского хозяйства приводит к применению такой противозаконной и варварской меры, как неконтролируемое выжигание сухой травы. Этот практически незатратный способ очистки сельскохозяйственных угодий от многолетних бурьянов не только значительно снижает плодородие почв и качество урожая трав, уничтожает полезных насекомых и кладки гнездящихся на земле птиц, но и приводит к возникновению лесных и лесоторфяных пожаров.

Ситуацию ухудшают реализованные еще при советской власти комплексные программы мелиорации земель. Их целью было увеличение посевных площадей, но на деле практически неконтролируемая работа мелиоративных систем привела к нарушению водного режима территорий и переосушению огромных пространств торфяных болот. Риск возникновения пожаров многократно увеличен еще и в связи с тем, что на осушенных участках торфяников в последние десятилетия разрастаются дачные поселки.

В 1972 году ценой многих человеческих жизней нам досталось понимание того, насколько опасен подземный огонь, если не остановить его вовремя. В то печально памятное лето на борьбу с огнем были брошены не только профессиональные пожарные, но и регулярная армия и мобилизованное местное население. Нередко приходилось работать по ночам, когда тлеющий торф практически не виден. В темноте и при сильном задымлении очень сложно точно сориентироваться, определить цела ли дорога, не подобрался ли к ней снизу коварный подземный огонь. В пекло торфяных прогаров проваливались машины с военнослужащими, мобилизованная тяжелая техника. Для создания заградительных полос на пути распространения огня повсеместно использовали армейских взрывотехников. Но, несмотря на самоотверженную, а подчас и героическую работу брошенных на борьбу с огнем людей, потушить пожары 1972 года удалось только после выпадения снега.

С тех пор, как правило, с огнем удавалось справиться на ранних стадиях развития пожаров. К сожалению, в последние годы ситуация катастрофически ухудшается.

Статистика показывает увеличение количества пожаров с каждым годом, но повторения кошмара 1972 года не ждал никто. В результате – десятки сгоревших домов, сотни возделанных участков земли превратились в дымящиеся котлованы. Неподготовленные жители поселков, видя приближение неминуемой беды, начинали настоящие маленькие войны за воду. В панике нередко оставляли без помощи горящих соседей, пытаясь сберечь для себя запас воды. Даже пожарные и спасатели встречали в ряде поселков сопротивление жителей при попытке заправить машины водой. Катастрофически не хватало тяжелой техники. Для того чтобы пробиться к отрезанным огнем людям, часто приходилось создавать новые дороги взамен сгоревшим и провалившимся. Привлеченная специальная авиация оказалась практически неспособной к эффективной борьбе с горящими торфяниками. Техника тушения торфа предполагает введение пожарных стволов и подачу воды глубоко под землю, что сделать даже со специального пожарного самолета невозможно.

К счастью, опыт 1972 года не пропал даром. Многие участники тушения обладали серьезным опытом, да и многие служебные правила и инструкции изменились с учетом прошлого трагического опыта. Так, приостанавливая на ночь перемещения техники и выводя личный состав с наиболее опасных участков, удалось практически избежать человеческих жертв от провалов в торфяные прогары. За все время борьбы с лесоторфяными пожарами 2002 года лишь несколько пожарных пострадали от падающих деревьев, корни которых незаметно перегорали под землей.

Система раннего обнаружения пожаров на природных территориях сейчас находится в полном упадке. Государственная противопожарная служба едва справляется с пожарами в населенных пунктах. Постоянные сокращения офицерского состава пожарных частей практически не позволяют заниматься профилактической работой с населением для уменьшения количества возгораний. Противопожарные подразделения бывших Министерства лесного хозяйства и Государственного комитета экологии, ныне вошедших в состав Министерства природных ресурсов, плохо оснащены и с трудом контролируют территорию государственного лесного фонда. В результате земли сельскохозяйственного назначения и государственного земельного запаса практически не охвачены системами обнаружения и тушения пожаров. Кроме того, несогласованность действий, потеря времени при передаче информации и недостаточная скоординированность работы различных служб при организации тушения приводят к снижению эффективности предпринимаемых мер.

Однако, несмотря на общее удручающее положение, нужно отметить, что в 2002 году от торфяных пожаров в Талдомском районе Московской области практически не пострадал заказник “Журавлиная родина” – ключевая орнитологическая территория международного значения. Заказник удалось спасти благодаря тому, что в 2000 году Талдомская администрация особо охраняемых природных территорий совместно с Дружиной по охране природы биофака МГУ и другими экологическими НГО разработала и начала реализацию комплексной модельной программы по борьбе с пожарами на природных территориях.

Одной из первых и самых эффективных мер стало создание мобильной противопожарной группы, состоящей, в основном, из студентов-энтузиастов. Работа этой группы позволила значительно снизить количество возгораний на контролируемых территориях, площадь, пройденную огнем, время реагирования на сообщения о пожарах. Как следствие – значительно снижен ущерб, причиняемый пожарами ценным природным территориям.

Существенную роль здесь сыграла необычная расстановка приоритетов. Основные силы были направлены на предупреждение и тушение травяных палов. Так, в этом году “на траву” выезжали более 150 раз. Зато бороться с последствиями палов – лесными и подземными пожарами пришлось на подконтрольных территориях значительно реже. Следует учесть, что тушение травяного пала производится группой из нескольких человек при помощи ручного инвентаря и занимает обычно не более часа, тогда как на лес или торф уже приходится загонять тяжелую технику, дорогостоящее пожарное оборудование, а работы, как правило, затягиваются на многие дни и недели, что требует обеспечения работников питанием и условиями для отдыха. Таким образом, на несколько порядков снижен не только причиняемый природным комплексам ущерб, но и затраты на обеспечение борьбы с пожарами.

В процессе реализации программы были отработаны механизмы взаимодействия заинтересованных организаций и служб (пожарная охрана, отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, лесхоз, сельхозпредприятия, администрация района) для создания систем раннего обнаружения и быстрого реагирования в случае возникновения пожаров.

Кроме того, программа предусматривала частичное восстановление водного режима территорий, включая восстановление болотных комплексов. На модельных объектах, где было проведено контролируемое подтопление, результаты превзошли все ожидания. Удалось не только свести к нулю количество возникающих торфяных пожаров, но и превратить переосушенные неудобья в богатые дичью угодья, чрезвычайно привлекательные для бобров, которые теперь завершают локальное преобразование ландшафта.

В процессе работы были созданы и опробованы новые средства агитации и пропаганды, рассчитанные на различные слои населения. Выпускались и распространялись листовки, плакаты, памятки сельхозработникам. Проведены тренинги по организации противопожарной деятельности на природных территориях для представителей различных общественных природоохранных организаций и школьников. Сняты и смонтированы учебные видеофильмы, которые планируется использовать как для проведения занятий с местными жителями, так и при подготовке новых кадров для общественного природоохранного движения.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что для успешной борьбы с пожарами на природных территориях требуется разработка и внедрение принципиально новых межведомственных программ. Необходима как профилактическая работа по снижению пожарной опасности территории, включающая регулирование стока в мелиоративных сетях, превентивное выкашивание сухой травы, так и планирование совместных действий всех заинтересованных служб. Также необходима подготовка специалистов новой формации по борьбе с пожарами и их предупреждению, разработка и создание новых средств агитации и пропаганды среди населения.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!