Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 21-22, май 2003
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Как мы начали сажать лес в Рязанской области

Е. Шишкина

Раньше – несколько веков назад – лесостепная зона России представляла собой мозаику больших полян, лугов, степных территорий, перемежающихся участками лесов. На открытых местах люди возделывали землю. Со временем под поля стали расчищать от лесов все больше и больше земли. Вырубки шли постепенно, и негативные последствия стали проявляться не сразу, но чем дальше, тем острее.

И вот, что мы видим сегодня: бескрайние поля на протяжении нескольких (иногда десятков) километров, полностью лишенные леса. Лесополосы – рукотворные посадки последних десятилетий – единственное, что прерывает череду нескончаемых полей. Естественных лесов в этих регионах не осталось совсем... На огромных распаханных территориях, ничем не защищенных ни от ветров, ни от потоков дождевой и талой воды, образовались овраги, которые растут каждый год и по сей день, разрушая все больше плодородной, пригодной для сельского хозяйства земли.

Что можно сделать

Овраги в основном непригодны для сельского хозяйства. Это деградировавшие под воздействием сильнейшей водной эрозии земли. Причем эрозия и деградация земель продолжаются из года в год – все больше плодородной почвы уносится с полей при весеннем снеготаянии и сильных дождях в овраги и дальше, загрязняя и заиливая ручьи и реки. По одной Рязанской области прирост оврагов составляет 200 га ежегодно. Только лес, высаженный в верховьях и по краю оврагов может остановить или существенно уменьшить их рост и предотвратить дальнейшую деградацию земель. Но самому лесу в овраге появиться очень сложно. Деревья распространяются семенами, которые разлетаются от дерева на различные расстояния – чем дальше от дерева, тем меньше семян долетает. Там, где растет высокая трава, семенам деревьев очень трудно закрепиться в почве, но даже если это удалось, трава, как правило, «забивает» молодые ростки. Еще одна проблема – это скот, который пасется в оврагах и съедает молодые побеги деревьев. Поэтому лесу трудно вырасти в овраге, который образовался посреди поля (а таких оврагов большинство).

Вот и получается, что хорошо бы человеку исправить собственные ошибки и помочь лесу восстановиться в тех местах, где он рос раньше и был вырублен. Но вернуться к старому невозможно, нельзя половину полей засадить лесом только потому, что так было когда-то. А вот что можно и нужно сделать, так это посадить лес на тех землях, которые в сельском хозяйстве уже не используются и использоваться не могут – это, в первую очередь, овраги, заброшенные земли (так называемые «неудобья»), места бывших и окраины существующих населенных пунктов и т.д. Мест много, вопрос в том, кто будет сажать деревья в южных малолесных регионах?

Сейчас так сложилось, что восстановление лесов на «бросовых» землях силами государственных организаций практически не проводится и еще долго проводиться не будет. Можно надеяться только на местных жителей, которые лучше всех знают о проблемах этих мест и больше других страдают от последствий исчезновения лесов. Очень хорошо восстанавливать леса вместе со школьниками – важно учить детей любить природу не на словах, а на деле. Дело за малым – надо, чтобы школы сами захотели заниматься посадками лесов у себя в районе.

Как все начиналось

На огромных распаханных территориях, ничем не защищенных ни от ветров, ни от потоков дождевой и талой воды, образовались овраги, которые растут каждый год и по сей день, разрушая все больше плодородной, пригодной для сельского хозяйства земли. Фото Е.Шишкиной Была идея проекта – выращивать леса в южных регионах вместе со школьниками. Что делать дальше и как – было не очень понятно. Решили начать с Рязанской области, потому что в южных районах области лесов совсем мало, и она расположена сравнительно близко от Москвы, что для первого этапа работы было очень кстати. К тому же в Рязани нашлись люди, которые предложили нам помощь.

И вот холодным февральским утром мы отправились на встречу с заместителем начальника Управления образования Рязанской области. Эта встреча значила для нас очень много. Нам очень нужны были союзники. Главное, что нам было нужно, чтобы не сказали «нет» проекту и дали координаты сельских школ, а то ведь их ни в одном справочнике не найдешь.

Нас встретил помощник заместителя начальника областного Управления образования, очень внимательно нас выслушал и сказал: «Знаете, были уже тут из какой-то экологической организации, учебник привозили, о планируемой работе рассказывали. Наобещали много, а потом пропали на полгода, потом снова объявились, но уже с просьбой – дайте характеристику проделанной нами работы. А что я им могу дать – работы-то никакой не было. Откуда же я знаю, может и вы также пообещаете чего-то, люди поверят вам, а вы исчезнете? Что вы конкретно хотите делать? Есть ли у вас план работы на год хотя бы?» Мы немного растерялись. У нас были представления о том, что мы должны делать этой весной, но только в общих чертах. Что конкретно делать и как, и что из этого получится, мы не знали, а уж дальше весны и предполагать было трудно, так как все зависело от результатов весенней работы. Но одно мы знали точно – раз пообещав что-то людям, мы не исчезнем, и данные нами обещания сдержим.

Нам дали адреса школ и координаты районных Управлений образования, через которые мы могли выйти на школы. Под конец нашей беседы после короткого совещания с заместителем начальника Управления его помощник сказал нам: «В общем, так, ваш проект мы одобряем, дело это хорошее, а дальше посмотрим, что получится».

Итак, цель нашей поездки была достигнута, и теперь можно было начинать действовать.

Наш план

Весь проект был рассчитан исключительно на инициативу сельских школ, которые сами хотели бы заниматься посадками лесов в своем районе. Мы не знали, насколько такая работа может быть им интересна и сколько из них откликнется на наше предложение. Нужно было найти энтузиастов-учителей и директоров, которые хотели бы выращивать с ребятами новые леса. Именно таким людям мы и хотели помочь.

На селе жизнь тяжелая, денег не хватает даже на самое необходимое, что говорить о покупке саженцев деревьев, уж точно не являющихся предметом первой необходимости. В оврагах и на заброшенных полях лучше всего сажать достаточно большие саженцы деревьев (от 40 до 70 см), чтобы их не «забила» трава. Саженцы хвойных пород (сосна, лиственница) такого размера достигают в возрасте 3–4 лет. Такие саженцы стоят дорого, да и не под силу школе каждый год ездить за ними в лесхоз (а во многих районах и лесхозов нет, потому что лесов нет). Поэтому самым реальным представляется путь, когда школьники сами бы выращивали для себя посадочный материал из семян. Тогда мы могли бы закупать семена различных деревьев для достаточно большого количества школ и рассылать им по почте.

Весной этого года мы собирались приехать в те школы, которые захотят принять участие в нашем проекте, и вместе с ребятами и учителями заложить маленький лесной питомник около их школы. В питомнике должно быть 2 отделения: посевное, куда весной ежегодно сеются семена, и «школьное», где доращиваются всходы прошлого года и часть всходов позапрошлого года, которые уже можно высаживать на постоянное место. Когда налажен такой трехлетний «конвейер» смены поколений деревьев в питомнике, работа становится гораздо интересней.

Но так как деревья растут долго и ребятам будет не интересно ждать первые несколько лет пока из семян вырастут маленькие саженцы (детям очень важно видеть результаты своей работы, и чем быстрее, тем лучше), на первом этапе проекта мы решили помимо семян привозить в школы двухлетние саженцы. Год или два они будут дорастать в питомнике до нужного размера и потом будут высажены на постоянное место, то есть в ближайший овраг или пустырь. Одновременно подросли бы всходы, выросшие из семян, которые уже следующей весной можно пересаживать в «школьное» отделение питомника для того, чтобы им было просторней расти. Таким образом, при удачном стечении обстоятельств, уже через год у ребят получился бы питомник с разновозрастным составом деревьев.

Мы планировали привезти семена сосны и лиственницы и двухлетние саженцы сосны и лиственницы для того, чтобы вместе с ребятами высадить их в питомник. Перед закладкой питомников мы хотели немного рассказать про экологические организации и про то, чем они занимаются, про глобальные экологические проблемы и возможные пути их решения – чтобы было хоть немножко понятно, кто мы такие, откуда приехали и зачем.

Первые звонки

Пришкольный питомник. Фото Е.Шишкиной Итак, у нас были координаты районных Управлений образования Рязанской области тех районов, где было мало лесов. В основном это были районы, расположенные южнее р. Оки.

Мы стали звонить в районные Управления, объясняя коротко суть проекта, с просьбой дать нам телефоны сельских школ района (с городскими школами работать не получалось, так как у них нет пришкольной территории, где можно было бы что-то выращивать). Прежде всего, мы ориентировались на средние школы – там больше ребят и у школ больше возможностей, но оказалось, что многие основные школы (где обучение идет только до 9 класса) тоже захотели заниматься посадками, и это было очень приятно.

В разных районах все складывалось по-разному. Где-то мы встречали активную поддержку – нам помогали в поиске школ, готовых участвовать в проекте, брали на себя организацию наших поездок и встреч. Но это были единичные случаи. Как правило, у нас в руках оказывался список школ района, и мы начали планомерно обзванивать их все подряд, рассказывать про проект и предлагать принять в нем участие.

Работа кипит

Помимо звонков по школам и параллельно с ними нам нужно было сделать очень много разных дел.

Во-первых, нужно было разослать письма и методические пособия «Как вырастить лес» учителям школ. Мы решили сделать рассылку по всем школам Рязанской области, чтобы они с его помощью могли сами создать питомник у себя на пришкольном участке и выращивать леса в своем районе.

Во-вторых, сделать грамоты, дипломы и значки для ребят – нельзя же приехать в школу с пустыми руками. С грамотами и дипломами все удалось довольно быстро, а вот со значком было сложнее всего. Он должен был стать неким символом проекта, по крайней мере, на весну, должен был нравиться и нам, и детям. Дебаты по поводу дизайна значка шли долго и горячо, и с большим трудом макет значка был утвержден и пущен в печать.

Кроме того, надо было решить массу организационных вопросов: найти транспорт для поездок по области; найти и подготовить добровольцев, которые смогли бы ездить с нами по школам и помогать закладывать питомники. Сроки посадок маленькие (с того момента, как сошел снег и земля оттаяла, и до тех пор, пока деревья не тронулись в рост), школ много (при этом в большинстве случаев на каждую школу уходит целый день), а нас мало (штатных сотрудников, которые могли весь апрель ездить по школам, только двое), поэтому нужно было искать помощников и обучать их – мы планировали формировать группы по два человека.

Помимо множества других дел, еще оставалась такая «мелочь», как достать семена и двухлетние саженцы сосны и лиственницы. При этом, нам кажется, для сельских школ лиственница лучше сосны, так как зимой она не привлекательна в качестве новогодней елки, а устойчивость к травяным пожарам, которых по весне очень много на полях, у них одинакова.

С сосной все сложилось более-менее удачно, а вот с лиственницей нас ждали сюрпризы.

Проблемы с посадочным материалом

Сеянцы можно выращивать и в горшках. Фото В.Кантора Обзвонив все лесхозы Рязанской области и большую часть лесхозов Московской области, мы обнаружили, что семян и саженцев лиственницы мы не можем достать в принципе – их нет. Ни один лесхоз Рязанской области не выращивает эту породу. Правда, в одном лесхозе Московской области нам пообещали саженцы, но в последний момент сказали, что всю лиственницу забрали по разнорядке и ничего не осталось.

Даже с саженцами сосны не все было гладко, хотя сосна, не в пример лиственнице, в лесхозах была. Очень многие лесхозы выращивают саженцы только для себя, многие не могли ничего точно сказать по поводу их продажи до середины апреля, а нам первые саженцы были нужны на две недели раньше. Но когда положение кажется совсем безвыходным, всегда находятся люди, которые протянут руку помощи. Нас несколько раз выручал Ряжский лесхоз Рязанской области, за что хочется его еще раз поблагодарить. Общими усилиями на протяжении всего апреля нужное количество саженцев оказывалось там, где оно и должно было быть по плану.

Что мы наделали

На протяжении нескольких недель, пока шла подготовка, мы звонили по школам, предлагая им участвовать в проекте. Когда проект был на стадии зарождения, было очень трудно предположить насколько идея создания лесного питомника и проведение регулярных ежегодных посадок деревьев с детьми будет интересна школам. Это был эксперимент. У нас был условный критерий, что если согласятся участвовать в проекте 6 школ и меньше, то проект считается неудавшимся. Если будет 15–20 школ – это хороший результат – проект будет продолжен.

В процессе звонков стало ясно, что процент соглашающихся школ на удивление велик. И хотя мы обзвонили всего лишь чуть больше половины запланированных районов, школ, выразивших готовность к участию в проекте было около 30, а если согласятся те школы, которые «думали» – их будет около 40! Это была немыслимая цифра! И это ведь были еще не все малолесные районы Рязанской области! Мы поняли, что пора прекращать звонить, и теперь надо думать, как нам успеть доехать до всех этих школ в течение будних дней второй половины апреля. Задачка была не из легких.

Последние приготовления и первые поездки

Итак, когда все школы приняли окончательное решение, у нас получилось 38 школ в 10 районах. Мы взяли большую карту Рязанской области и отметили на ней все «наши» школы. Расстояния получились очень значительные (а мы до последнего момента не могли найти водителя, который согласился бы ездить с нами 3 недели по Рязанской области, но, в конце концов, и это нам удалось).

На составление графика поездок и его согласование у нас ушло больше недели (надо было договориться с очень многими людьми). Мы решили группировать поездки по неделям, то есть группа, состоящая из двух человек (сотрудник Гринпис и добровольный помощник или оба добровольца) должна была выезжать в воскресенье днем из Москвы, чтобы к вечеру уже быть на месте и с раннего утра в понедельник взяться за работу – в школах все птички ранние. А вечером надо было добраться до следующей школы, чтобы с утра снова начать закладывать питомник. И так всю неделю до пятницы, а на выходные – в Москву. Со следующей недели все с начала. Сменялись только группы добровольцев – у ребят было не так много свободного времени.

И вот наступил тот день, когда мы собрались в наш первый выезд. Нагрузив две огромные сумки саженцами сосны и прихватив с собой все необходимые материалы, мы отправились пока еще без машины, своим ходом, на электричках и автобусах в школы Пронского района Рязанской области. Переночевав в Рязани, на утреннем 6-часовом автобусе мы отправились в первую школу… Дальнейшее в общих чертах повторялось в течение апреля в других «наших» школах.

Мы рассказывали ребятам и их учителям о Гринпис, об экологических проблемах, показывали им слайды, объясняли идею и дальнейшие планы проекта. Потом мы все вместе закладывали питомник (в среднем это стало занимать от 2 до 4 часов, в зависимости от условий). Дальше наступала торжественная часть, где мы вручали ребятам значки, наклейки и именные дипломы, грамоту для школы и учебные материалы для школьной библиотеки. И все-таки в каждой школе все было по-разному, каждая запомнилась чем-то своим.

Ударная неделя

Вторая неделя должна была быть самой «горячей». К этому времени мы подготовили 5 групп по 2 человека из добровольцев и сотрудников нашей организации, которые должны были одновременно работать в четырех районах Рязанской области. За эту неделю планировалось заложить питомники в 23 школах. Поскольку работа должна была идти одновременно и независимо друг от друга, то все было подготовлено для групп заранее: расфасованы все необходимые информационные материалы, подготовлены наборы слайдов и 5 слайд-проекторов для лекций, упакованы семена и сеянцы (последние из расчета по 300–500 штук на школу, иногда до 1000), собраны значки, грамоты, дипломы, карты и многое другое.

Как говорят, новичкам везет. У нас действительно все шло как по маслу, и в эту неделю бывали дни, когда за один день питомники были заложены в 6 школах.

Все школы были разные. Где-то училось 700 человек в две смены, а где-то 36. Школы были большие и маленькие, но все очень уютные. Все школы, от мала до велика, объединяло то, с какой заботой и любовью они были оформлены. В одних школах все было посвящено проводимым спортивным соревнованиям, в других были картинные галереи, в третьих – краеведческие музеи, потрясающе оформленные кабинеты биологии с детскими плакатами об охраняемых видах района и с живыми уголками. Всюду талантливые детские работы: и рисунки, и вышивки, и поделки из дерева – чего только не было.

Мы работали с ребятами разного возраста от 4 до 11 классов. Иногда это были один или два класса, иногда была задействована вся школа. Мы пришли к выводу, что лучше всего для подобной работы подходят 5–6–7 классы, так как с одной стороны, они уже достаточно большие, чтобы ухаживать за питомником, а с другой стороны, они будут в школе еще достаточно долго и смогут увидеть плоды своего труда. Вообще создание питомников проходило весело, дружно, на одном дыхании. И так было практически в каждой школе – где-то более активно и весело, где-то более торжественно, но везде очень тепло и по-доброму. Сначала ребята иногда стеснялись, боялись задавать вопросы, но стоило только выйти на участок и начать копать, полоть и сажать, всю их скованность как рукой снимало.

Лагерь

Кроме работы в школах 20 и 21 апреля, накануне Дня Земли, в Рязанской области был проведен экологический лагерь Гринпис по посадке деревьев. Мы выбрали огромный овраг, который растянулся на несколько километров посреди полей, для посадки леса вдоль его кромки. В работе лагеря принимали участие 10 сотрудников Гринпис и 30 добровольцев и сторонников Гринпис, каждый день нам приезжали помогать 20 школьников из Рязани. Все вместе за два дня мы посадили около 6 тысяч деревьев. Лагерь хорошо показал, что, собираясь вместе, мы можем очень многое сделать.

Ура! Мы это сделали!

Вот и остались позади три недели апреля, за которые мы общими усилиями заложили 43 маленьких лесных питомника в сельских школах Рязанской области. Школ получилось даже больше, чем мы запланировали – кто-то ответил на нашу рассылку, кто-то узнал о проекте от директоров соседних школ и тоже захотел принять участие. На протяжении апреля в школьных питомниках и в экологическом лагере было высажено около 25 тысяч саженцев сосны, посчитать количество высеянных семян довольно сложно – их было несколько килограмм. В проекте приняли участие более тысячи школьников.

Наши выводы, или чему мы научились

В конце мая мы еще раз объехали все школы, где были заложены питомники. Мы хотели подвести итоги первого этапа проекта, а для этого нужны были наглядные результаты. На этот раз мы проводили в каждой школе по 30–40 минут – этого было достаточно, чтобы посмотреть в каком состоянии находится питомник, ответить на вопросы учителей, а вопросы возникают неизбежно, когда дело новое, и дать рекомендации и советы на будущее. За 5 дней мы должны были объехать 43 школы, поэтому работать приходилось по 14–15 часов в день, но это была единственная возможность получить полную картину, на основании которой можно делать выводы и строить планы на будущее.

Нас ждало много приятных сюрпризов. Большинство школ нас очень порадовало. Собственно, две вещи являются главным залогом успеха при работе с таким маленьким лесным питомником: регулярный полив и тщательные прополки.

В сельских школах есть еще одно большое преимущество перед городскими, с точки зрения работы с лесным питомником, – это наличие своего большого участка, на котором выращиваются различные овощи. У ребят устанавливается график летней практики по уходу за участком. Получается, что все лето на участке кто-то есть, большинство ребят ведь никуда не уезжает. Таким образом, у сельских школ есть возможность регулярно ухаживать за питомником в течение всего лета.

Также очень важно – да это, пожалуй, самое главное – есть ли в школе учитель, который будет следить за питомником и организовывать работу школьников. Когда есть заинтересованный учитель, увлекающий детей, это в большинстве случаев – ключ к успеху. Если в работе по восстановлению лесов со школьниками заинтересован еще и директор, то успех гарантирован. Такие преподаватели и руководители оказались в большинстве школ, и это было приятно.

В 2002 году весна была трудной для молодых саженцев и семян – было очень сухо, семена требовали практически каждодневного полива. Саженцы оказались на редкость удачными – они обладали уникальной живучестью. Даже там, где их практически не поливали, приживаемость саженцев была 60–70%, а там, где полив был регулярным – от 80% до почти 100% приживаемости.

В какой-то мере индикатором ухода за питомником стала всхожесть семян. В тех школах, где питомник хорошо и часто поливали, были хорошие всходы сосны. Они были в 80% всех «наших» школ, это очень хороший результат, учитывая засуху. Конечно, отсутствие или наличие всходов – достаточно необъективный показатель, так как где-то были дожди, а в каких-то районах дождей не было совсем и даже были суховеи (там наличие всходов – исключительная заслуга учителей и ребят). В каких-то школах на участках нет воды и носить ее довольно далеко, поэтому поливать каждый день и даже через день дети просто не могли. Это, к сожалению, явилось критическим фактором – при такой сухой весне полив один раз в неделю недостаточен, древесные всходы погибли.

Школ, результаты в которых нас расстраивали, было очень мало (так не бывает, чтобы абсолютно везде все шло хорошо). Причины первых неудач были самыми разными, часто не зависящими от людей, поэтому в школах, где не было всходов, мы оставили еще семян для посадки (с семенами сроки не такие жесткие). В целом результаты нас очень обрадовали, удачных питомников оказалось преобладающее большинство. В одной школе учитель разработал свою методику, которая оказалась очень эффективной в условиях засухи. Мы рекомендовали ее использовать учителям в других школах. Грядки с семенами он тщательно проливал и на неделю закрывал пленкой, через неделю открывал, пропалывал, снова поливал и закрывал еще на неделю. У него всходы появились через 10–14 дней, после этого он снял пленку и поливал их каждый день. Его грядка со всходами была похожа на зеленую щетку.

В некоторых школах к питомникам подошли творчески: их огородили специальным заборчиком. В одной школе забор сделали на редкость внушительным – по четырем углам вбили по бревну почти в человеческий рост с заостренными верхними концами, как на частоколе. Зрелище, надо сказать, внушающее уважение. Во многих школах грядки с семенами укрывали ветками от кур (вот уж таких сложностей мы никак не ожидали, сидя в Москве) или натягивали ниточки над грядкой. В одной школе поставили аккуратно сделанные таблички с надписями: «Выращивание рассады древесных культур» – у семенных грядок и «Школа» – около грядок с саженцами. Везде добавлялось что-то свое, вкладывалась частичка души, и питомник уже становился не нашим детищем, а их. Это было очень трогательно и приятно. Это как раз и была главная цель проекта, чтобы выращивание лесов стало их делом и их радостью.

P.S. Учитывая успешное начало весной, осенью 2002 года проект был продолжен и расширен. С рязанскими ребятами, которые все лето (такое засушливое) терпеливо ухаживали за своими питомниками, мы встретились осенью. Мы провели с ними 6 однодневных полевых лагерей в разных районах (так как все школы расположены очень далеко друг от друга), в которых все вместе высаживали подросшие и окрепшие саженцы на постоянное место – в основном в оврагах или вдоль прудов. Всего в лагерях было высажено около 10 тысяч саженцев сосны. Между участниками лагерей был объявлен конкурс рисунков.

Была продолжена работа по созданию лесных питомников, и осенью питомники были заложены еще в 19 школах Рязанской области (в тех районах, куда мы не успели доехать весной). Также были заложены 2 питомника в Тульской области, 2 – в Орловской и 1 – в Липецкой. За осень в питомниках было высажено около 12 тысяч саженцев.

Все только начинается…


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!