Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 23, декабрь 2003
Обложка номера Cледующая статья

Лесной кодекс быстрого приготовления

В. Захаров

В конце 2003 года в России чётче обозначились признаки революции в лесном секторе. В течение многих месяцев Министерство природных ресурсов и Министерство экономического развития занимаются разработкой проекта нового Лесного кодекса. По замыслу разработчиков, новый Лесной кодекс должен быть принят уже в ближайшие месяцы взамен действующего, принятого в 1997 году (то есть всего шесть лет назад). Планировалось, что официально подготовленный проект будет представлен Правительству РФ в начале ноября 2003 года, но пока это представление не состоялось.

Различные версии нового Кодекса существенно отличаются друг от друга. Объединяет их, прежде всего, низкое качество проработки – внутренняя противоречивость, наличие совершенно невыполнимых и бесполезных требований, сохранение большинства явных недостатков, существующих в ныне действующем Кодексе. В разных версиях Кодекса содержатся разные нововведения, частью полезные и разумные, но большей частью – крайне непродуманные и опасные. К числу таких опасных и непродуманных нововведений можно отнести следующие:

  1. Введение частной собственности на леса. Все последние версии Кодекса предусматривают возможность приватизации большей части (примерно 90% по площади) российских лесов с целью заготовки древесины. При этом порядок приватизации, обязанности собственника, права других граждан на посещение частных лесов и пользование их благами практически никак не определяются. Фактически, создается задел для криминальных и полукриминальных схем приватизации лесов – аналогичных тем, что действовали при приватизации промышленных предприятий в начале и середине девяностых. Эти схемы, в свою очередь, способны разрушить сложившуюся систему правовых отношений в лесной отрасли и привести к новым криминальным войнам за собственность.

  2. Отсутствие определенной системы управления лесами на уровне субъекта Федерации и ниже. Фактически это создает задел для ликвидации системы лесхозов – основных звеньев в современной системе управления лесами. В настоящее время, благодаря трем годам хаотических реформ федерального органа управления лесами, здравомыслящие и профессионально подготовленные специалисты лесного хозяйства остались только в лесхозах и их подразделениях. Ликвидация этих структур приведет к потере профессиональных кадров и последней работоспособной части лесной службы – а такие потери практически невосполнимы.

  3. Отсутствие каких-либо прав у общественных организаций и местного населения влиять на принятие значимых для них решений, касающихся управления лесами. Согласно проекту нового Лесного кодекса, общественность наделяется лишь правом «помогать государственным органам в тушении лесных пожаров». Правда по этой части новый Лесной кодекс не сильно отличается от действующего.

Параллельно с разработкой нового Кодекса, продолжается процесс изменения действующего. В последние недели своей работы Государственная Дума в спешном порядке приняла поправки в Кодекс, последствия применения которых для наших лесов могут быть очень неприятными. Подписав законопроект (несмотря на многочисленные обращения общественности и специалистов и потому что «неудобно отказать Премьеру»), Президент Путин фактически задал вектор реформе российского лесного законодательства. Последовавшее через неделю публичное заявление: «Нужно прекратить разбазаривание природных ресурсов», – стоит скорее отнести к предвыборным обещаниям политиков, цена которых уже давно известна.

Для того, чтобы не допустить принятия непродуманного и плохо подготовленного нового Лесного кодекса, исключить криминальную приватизацию лесов и новый передел лесной отрасли, дальнейшее разрушение системы управления лесным хозяйством России, необходимо привлечь к разработке проекта Кодекса широкие слои лесных специалистов и общественности. В первую очередь – специалистов-практиков, повседневно работающих с лесом и знающих его проекты не понаслышке и не из лукавых министерских отчетов. И готовить такой важный для России документ надо не в спешке, стараясь «протолкнуть» его в смутное предвыборное время, а тщательно и аккуратно.


Процесс разработки нового Лесного кодекса отслеживает интернет-сайт Forest.RU. Варианты законопроекта, мнения специалистов, дискуссии: http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!