Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 23, декабрь 2003
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

От редакции. Значительную долю аудитории нашего бюллетеня составляют организации и специалисты, работающие с детьми. От них поступают просьбы и предложения о включении в бюллетень методических материалов по экологическому образованию.
В этом номере мы предлагаем вашему вниманию разработки Маргариты Почитаевой и информацию об одной из программ Лесной кампании Международного социально-экологического союза. Образовательных методик на наших страницах еще не было, поэтому просим читателей прислать нам свои отзывы по поводу такого нововведения. Считаете ли вы это полезным? Какие публикации вы хотели бы видеть в следующих выпусках? Приглашаем к сотрудничеству авторов методик и руководителей образовательных проектов.

Тайны старого дерева

М. Почитаева

Это задание могут выполнять все, кто молод душой, неважно сколько Вам лет: 5 или за 90. Если вы – человек взрослый, то мне хочется искренне пожелать, чтобы Вы ненадолго забыли, что вокруг нас в лесу растут деревья. Мы, взрослые, люди практичные и когда говорим о лесе, то для одних он представляется как запас древесины, для других – как место, где можно совершить прогулку или приятно посидеть у костра. Ну, а если вокруг горы мусора, то мы с возмущением ругаем нерадивых отдыхающих, забывая про то, что сами потребляем богатства леса (в том числе и как отдыхающие) и редко стремимся отдать что-либо взамен.

Отправившись на прогулку, Вы даже в центре своего родного города можете встретить деревья-исполины, способные внушить уважение к себе уже благодаря своему почтенному возрасту и величественной наружности. Каждое из них – это целый мир, связанный невидимыми нитями с десятками других живых существ, в том числе и с нами – людьми. Давайте попробуем приоткрыть для себя мир старого дерева. Уверена, вы сможете узнать очень много интересного. Для этого Вам потребуется: лупа (желательно), блокнот, ручка (не обязательно), альбом и краски, фломастеры или карандаши (для дальнейшего развития темы в классе). Проследите, чтобы одежда детей соответствовала времени года. Маленькие дети, особенно жители городов, неохотно совершают дальние прогулки, поэтому во время экскурсии желательно предусмотреть какие-нибудь игры, а также (при необходимости) запастись водой.

Место проведения: лучше всего – лесной массив при монастыре или старом родовом поместье, где есть деревья-исполины; участок леса (зеленая зона заповедника, лесной массив заказника, памятника природы или национального парка) со старыми деревьями. Однако такое занятие можно с успехом провести и в обычном городском парке.

Время проведения занятия: значения не имеет. Вы можете очень многое узнать о жизни старого дерева зимой, особенно, если повесите рядом кормушку. В этом случае можно понаблюдать за стайками зимующих птиц, провести их учет, получить интересные фотографии или сделать рисунки. Ранней весной старое дерево пробуждается к жизни. Попробуйте послушать биение его «сердца» при помощи фонендоскопа или просто прислонив ухо к стволу старого великана. Рассмотрите, как разворачиваются навстречу солнцу нежные клейкие листья. Ранним утром или поздним вечером можно прийти сюда, чтобы послушать несмолкаемый птичий хор. В летнюю жару одиноко стоящее старое дерево дарит путнику прохладу и отдых. А если в лесу Вас застал дождь, то, укрывшись под старым дубом, можно провести увлекательнейшие минуты за изучением жизни насекомых. И даже осенью, когда опали листья и хмурые облака навевают грусть, можно увидеть в старом дереве целый мир со своими сложными взаимосвязями.

Методика проведения занятия

Если дети не устали и расположены поиграть, сыграйте с ними в любую подвижную игру. Когда они немного устанут и захотят отдохнуть, переключите их на исследовательское задание. Если есть возможность, то лучше проводить исследование при помощи лупы. При этом можно обследовать не только живое дерево, но и упавшее.

Любознательность детей и их исследовательский интерес гораздо выше, чем у взрослых. Разбейте детей на пары и предложите провести исследование – кого (или чего) можно найти в трещинах коры старого дерева. Очень интересен вариант, когда в паре работают малыши (5–7 лет) и школьники постарше, в этом случае можно вести запись находок. Вот примерный список вопросов, которые можно задать детям:

  1. Прислонитесь щекой к коре дерева. Какая она: теплая или холодная? Влажная или сухая?

  2. Кто прячется в трещинах коры дерева? Каких насекомых вы видите? Какого они цвета? Что они делают?

    * Имейте ввиду, что понятие «вид» для некоторых детей еще незнакомо, поэтому мы вводим понятие о «разных» пауках, насекомых, животных. Однако если вы проводите занятие со школьниками постарше, то, возможно, имеет смысл познакомить их с понятиями «вид» и «критерии вида».

  3. Есть ли там паутинки? (Если да, то дайте детям возможность обнаружить ее раньше, чем вы зададите этот вопрос.) Сколько разных (видов*) паучков можно найти в трещинах коры? Какого они цвета? Что они делают? Кого они поймали в свои сети?

  4. Что еще можно обнаружить в трещинах коры дерева (старые листики, семена, крылышки насекомых, веточки и т.д.)?

  5. Покажите лишайники и мхи, которые могут поселиться на стволе дерева. Пусть дети попробуют объяснить, зачем они здесь живут.

  6. Предложите детям обхватить дерево. Сколько человек для этого потребуется?

  7. Предложите помочь дереву: соберите вокруг мусор, попросите детей не трогать тех, кто живет рядом: вылетевших из гнезда птенцов, насекомых, живущих в коре, и иных обитателей природы, требующих нашей защиты.

Дальнейшее развитие темы

Подведите итог занятия. Пусть все, кто желает, расскажут, каким они смогли увидеть дерево. Спросите детей, интересно ли им было бы исследовать дерево, если бы на нем нельзя было найти всех тех «обитателей», которых они видели. Какой вывод можно из этого сделать? (Разные животные и растения живут не сами по себе, они нужны друг другу.)

Зарисуйте дерево таким, каким дети смогли его увидеть. Сочините сказки и проведите конкурс сказок. Проведите праздник дерева в вашей группе, классе, детском саду или в школе.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!