|
||||
| ||||
Периодические издания и рассылки |
Возвращение к истокамО. ЗахароваТрадиционно экологическое образование ассоциируется с биологией: изучением взаимоотношений между видами живых организмов (человек тоже часто рассматривается как биологический вид), полевыми исследованиями, природоохранными акциями и т.п. Однако для решения экологических проблем необходимо также осознание связи между окружающей природой и процессами в ней и формированием человеческой культуры и традиций с древнейших времен и до наших дней.
Программа «Возвращение к истокам» ориентирована по временной оси в обе стороны. С одной стороны, стоит задача – выявить, собрать и обобщить то ценное, что было в отношениях природы и человека от «начала дней» до недавнего времени. С другой стороны, необходимо понять, что можно и нужно сохранить в качестве памятников и образцов таких отношений. И, наконец, как это можно использовать для будущего – в образовательном и природоохранном плане. Восстановленные, реконструируемые, сохраненные и объединённые в систему историко-культурные ландшафты, объекты, знания будут служить одновременно и делу сохранения равновесия в экосистеме, и делу образования и воспитания активных, сознательных, любящих Родину – родную природу и историю - людей. Работа со студентами и школьниками – один из основных моментов программы. В основе традиционной культуры лежит несколько понятий, важнейшими из которых для на является понятие Лада – то есть, согласия в мире, согласия между человеком и окружающим его миром. Лада стремились достичь всеми возможными способами ради благополучия, устойчивости, с этим было связаны фактически все моменты духовной и повседневной жизни. Связано с ним также и понятие о небезвоздмездности природных благ – ущерб природе необходимо было возмещать. Фактически, без живости этих двух понятий даже существующие на сегодняшний день так называемые традиционные культуры не могут считаться таковыми, так как без смыслового наполнения они являются лишь формой.
Изучение развития взаимоотношений человека и природы в истории цивилизации необходима для осознания себя в культуре и природе, то есть в окружающем мире. При этом без понимания взаимосвязей между природой и формированием культуры, без осмысления положительного и отрицательного в этих взаимоотношениях – невозможно дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Таким образом, изучение и работа с культурным наследием в отрыве от рассмотрения окружающей природы, выявления причинно-следственных связей между культурой и природой являются менее продуктивными, чем комплексный подход к данной теме. Мы предлагаем рассматривать все ступени развития взаимоотношений – от древнейших времен до наших дней. Пока наиболее разработана тема традиционной культуры и усадебно-парковой культуры. Изучение садово-парковых ансамблей, с нашей точки зрения, это есть изучение сотворчества человека и природы. Существуют еще огромные пласты истории взаимоотношений человека и природы, которые ждут изучения. В данный момент в разных местах существуют попытки разной степени успешности объединения природно-культурной тематики. Однако пока это замечательные, но единичные инициативы. Хотелось бы большей системности и большего распространения подобных работ.
| ||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|