Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 23, декабрь 2003
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Как меняли Лесной кодекс

В. Захаров

В конце июня Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект №324740-3 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации», внесенный депутатом Г.В. Куликом. Этот законопроект:

  • упрощает процедуры отвода участков, занятых лесами первой группы (имеющими особое природоохранное значение) для коттеджного строительства и тому подобных целей;
  • устанавливает в качестве оснований изъятия земель лесного фонда «утрату средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов» и «прекращение нужд лесного хозяйства»;
  • готовит почву для «изъятия земель государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, заповедных лесных участков».

За последние полтора десятилетия леса густонаселенных регионов России (в частности, вокруг Москвы и Санкт-Петербурга, в Краснодарском крае, вокруг озера Байкал, по берегам рек и водохранилищ) оказались поражены раковой опухолью коттеджного строительства. Значительные площади лесов, несущих большую санитарную и рекреационную нагрузку, были изъяты из состава лесного фонда и застроены «престижными» поселками. Выступления общественности и некоторых государственных органов (Счетная палата, Мосводоканал), громкие судебные дела по отмене актов федерального и местного уровней привели к тому, что темп раздачи лесов снизился, однако продолжает оставаться высоким.

Не последнюю роль в этом сыграло несовершенство законодательства, в котором оказалось немало лазеек для желающих присвоить публичные лесные земли.

Но даже эти лазейки оказались слишком узки для коммерческих структур, специализирующихся на «элитной загородной недвижимости». Вне всякого сомнения, они пролоббировали внесение этого законопроекта с целью узаконить полукриминальный захват лесных земель, произведенный в последнее десятилетие, и продолжить движение по пути дальнейшей скупки лесных участков. Аргументы авторов законопроекта о необходимости и полезности предлагаемых новшеств не выдерживают никакой критики.

Депутат А.С. Беляков (председатель Комитета по природным ресурсам): «Но, понимаете, когда годами люди не могут решить вопрос, все равно он решается, если нет закона и нормальной схемы, он решается незаконно, незаконно! Он все равно решается, потому что нужно, например, прокладывать трассу для кабеля телефонного» (стенограмма заседаний Государственной Думы от 21 июня 2003 года).

Прокладывать телефонные кабели можно и по действующему законодательству. Действующая редакция Лесного кодекса предусматривает возможность и устанавливает порядок изъятия земель лесного фонда для различных нужд. В лесах первой группы изъятие (перевод в другую категорию земель) производится решением Правительства Российской Федерации, в лесах второй и третьей групп – решением органов власти субъектов РФ.

В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса РФ «к лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий».

Существуют определенные ограничения на изъятие земель, занятых лесами первой группы, связанные с их назначением. Они могут изыматься лишь для выполнения международных обязательств Российской Федерации и размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения объекта (то есть для прокладки линий связи, электропередачи, дорог, трубопроводов и т.д.). В год распоряжениями Правительства РФ для этих целей изымается из лесного фонда (и/или переводится в нелесные земли) в лесах первой группы несколько тысяч гектаров.

Следовательно, вносимые поправки нужны только для того, чтобы разрешить перевод земель, занятых лесами первой группы, для других целей, например, того же коттеджного строительства. Депутат Г.В. Кулик: «Я очень убедительно вас прошу отбросить в сторону всякие политические взгляды, защитить ту землю которая дает хлеб, мясо и молоко …76 миллионов гектаров переведено из сельхозугодий в леса, верните и стройте там что хотите. Ни лезьте больше ни в пашню, ни в сельхозугодья! ... Я вот и предлагаю: то, что заросло и пропало, 76 миллионов гектаров, и отдайте для строительства культурных, спортивных, дачных – любых…»

Во-первых, слухи о наступлении лесов сильно преувеличены. Аналитическая записка Счетной палаты «Эффективность использования лесных ресурсов Российской Федерации» (Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 4 (52) (2002 г.). Электронная версия на http://www.ach.gov.ru/bulletins/2002/4-9.shtml):

«За период с 1997 по 2000 год в Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации в лесах I группы переведено 32,4 тыс. гектаров лесных земель в нелесные…

По данным государственного учета лесного фонда на 1.01.2001 г., общая площадь земель лесного фонда по сравнению с данными на 1.01.2000 г. увеличилась на 0,4 млн. гектаров, покрытые лесной растительностью земли – на 0,1 млн. гектаров, однако запас насаждений уменьшился на 27 млн. куб. метров. Произошло ухудшение породного состава и возрастной структуры лесов. Площадь хвойных насаждений уменьшилась на 1 млн. гектаров, запас древесины в хвойных насаждениях уменьшился на 131 млн. куб. метров. Ухудшение качественных характеристик лесного фонда произошло в результате перевода лесных земель в нелесные и передачи их другим землепользователям, вырубки спелых насаждений, уничтожения леса пожарами и вредителями. Указанные факты свидетельствуют о неэффективном управлении в области охраны и воспроизводства лесных ресурсов, осуществляемом МПР России».

Во-вторых, строят коттеджные поселки и развлекательные комплексы, как правило, не на зарастающих полях, а в наиболее ценных и живописных уголках леса, о чем свидетельствуют результаты другой проверки Счетной палаты РФ (Отчет «О результатах проверки правильности взимания, поступления и использования платы за участки лесного фонда при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, в Московском управлении лесами»: Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 7 (31) (2000 г.), электронная версия доступна на http://www.ach.gov.ru/bulletins/2000/7-3.shtml):

«Участки, изъятые из лесного фонда в Московской области, расположены преимущественно в лесопарковой части зеленой зоны, из них 81% представлен покрытой лесом площадью, часть из них относятся к 1 и 2 поясам зон санитарной охраны водоснабжения, имеют 1–2 классы эстетической ценности, высокую санитарно-гигиеническую оценку, в большинстве это участки леса с преобладанием сосны и ели. 46% земель, подлежащих изъятию из лесного фонда Московского управления лесами, представлены землями лесного фонда Звенигородского и Наро-Фоминского пригородных лесхозов, а также Подольского районного управления лесами».

Такие понятия, как «утрата средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов» и «прекращение нужд лесного хозяйства» в качестве оснований для изъятия земель лесного фонда могут трактоваться очень широко, что приведет к использованию этих предлогов для выведения земель из состава лесного фонда во всех случаях, когда это будет кому-то нужно. Кроме того, возможность перевода земель лесного фонда в другие категории земель в результате «утраты средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов» не будет стимулировать принятие мер по предотвращению негативных процессов природного и техногенного характера (пожаров, болезней леса, деградации почв и пр.), лесовосстановлению и оздоровлению лесов. В ряде случаев это может повлечь умышленные действия, направленные на уничтожение и повреждение лесов, со стороны лиц, заинтересованных в изменении категории земель, подобно тому как сейчас производятся поджоги лесов с целью получить разрешение на «санитарную» рубку поврежденных угодий.

«Прекращение нужд лесного хозяйства» также не должно служить самостоятельным основанием для перевода земель лесного фонда в иные категории земель, поскольку наряду с обеспечением ведения лесного хозяйства, лес выполняет множество других функций. Так, в соответствии с преамбулой Лесного кодекса РФ «регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение».

Акция у здания Государственной Думы перед началом второго чтения. Фото партии «Яблоко».
Акция у здания Государственной Думы перед началом второго чтения. Фото партии «Яблоко».

В день своего принятия законопроект был дважды отклонен депутатами. Через некоторое время сторонники законопроекта вынудили председательствующего поставить законопроект на голосование в третий раз, мотивируя это тем, что некоторых депутатов не было в зале на момент голосования, а теперь они пришли (что является нарушением требований Регламента Государственной Думы). В результате он был принят в первом чтении с перевесом в 1%. 6 октября (перед вторым чтением) российские общественные экологические организации – Гринпис, Социально-экологический союз, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Центр экологической политики России, Центр охраны дикой природы – направили всем депутатам Госдумы письмо с просьбой отклонить поправки. Утром 8 октября акцию перед Думой проводили партия «Яблоко» и «Хранители радуги».

Во втором чтении ситуация повторилась – голосование фактически по одному вопросу производилось 8 раз и только в последний раз законопроекту удалось набрать требуемое большинство голосов.

Голосовали: солидарно «За» – «Единство», «Отечество», «СПС», «ЛДПР», «Народный депутат» (кроме Юревича), «Регионы России» (кроме Сафиуллина, Грешневикова). Солидарно «Против» – «Яблоко», «Агропромышленная группа» (кроме Семигина), КПРФ (кроме Корнеева, Шурчанова). 21 ноября в Госдуме проходило третье чтение по внесению измений в Лесной кодекс. На утреннем заседании депутатам удалось провалить голосование. Однако через несколько часов депутат Слиска попросила председательствующего депутата Бугера с голоса переголосовать третье чтение, и Бугера поставил на голосование. В результате поправка была принята (с результатами поименного голосования можно ознакомиться на интернет-сайте http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/).

Совет Федерации одобрил при повторном голосовании 26 ноября 2003 года поправки в Лесной кодекс РФ, предусматривающие облегчение процедуры перевода лесных земель в нелесные категории. «За» законопроект высказались 116 сенаторов.

Активисты партии «Яблоко» провели у Совета Федерации акцию протеста против принятия сенаторами законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс РФ». Ровно в 13.00 более ста пятидесяти человек выстроились перед зданием Совета Федерации и, облачившись в «яблочные» накидки, развернули флаги с партийной символикой и плакаты: «Сенаторы! Не будьте пнями!», «Нам нужен лес, а не пни!» и «Нам нужен чистый воздух». Последний лозунг был также написан на респрираторах, которые были у каждого участника акции.

В 13.20 законопроект был отклонен. В его поддержку высказались 87 членов Совета Федерации при необходимом минимуме в 91 голос. 26 проголосовали против и 9 воздержались. Однако через некоторое время вопрос был поставлен на повторное голосование и «за» законопроект высказались уже 116 сенаторов.

«Членам Совета Федерации буквально выкрутили руки», – заявил по окончании голосования присутствовавший на заседании верхней палаты парламента депутат Государственной Думы Сергей Митрохин (фракция «Яблоко»). На сенаторов оказывалось колоссальное давление. Один из них заявил: «такого давления на Совет Федерации еще никогда не было». Несмотря на официальную просьбу, С. Митрохину было отказано в предоставлении слова для представления позиции по законопроекту. «Это одно из самых позорных голосований в истории российского парламентаризма», – заявил депутат.

По словам С. Митрохина главным лоббистом принятия поправок в Лесной Кодекс был председатель Правительства России Михаил Касьянов. «По моим сведениям, премьер-министр звонил председателю Совета Федерации с требованием как можно скорее одобрить законопроект», – сообщил парламентарий журналистам.

Президент не внял многочисленным обращениям общественности и 10 декабря подписал законопроект. «Необходимо прекратить разбазаривание природных ресурсов России», – неделей позже скажет В.В. Путин во время телевизионного обращения. Как будет воспринят этот знак идеологами реформы лесного законодательства, покажет процесс принятия нового Лесного кодекса.

Пути развития российского лесного хозяйства определяют лесозаготовители

В прошлом году накануне дня работника леса я с грустью поздравил лесоводов и лесорубов с канувшим в Лету профессиональным праздником. Ретроспективно пожурил одних за бесхозяйственное и нерациональное использование лесосечного фонда в хвойных лесах, других за бездумное и формальное ведение лесного хозяйства по параграфам инструкций и наставлений, составленных чиновниками от власти, видевшим в лесе не мощный живительный экологический фактор, а только кубометры товарной древесины.

Одновременно с нарастанием лесопромышленного пресса разрабатывались научные обоснования и сотворялся миф о лесных богатствах и неистощимости лесных ресурсов. Розовые очки и зашоренность привели к тому, что самоликвидация леспромхозов произошла по причине истощения (выработки) запасов товарной древесины в сырьевых базах, а не из-за смены экономического курса в стране. В настоящее время и в обозримом будущем профессии лесоводов и лесорубов будут «вымываться» среди жителей лесных поселков. Жизнь в них будет возрождаться (если не угаснет) на занятии населения другими видами промыслов, так как лесозаготовители быстро «съедают» основной капитал, для восстановления которого требуется не менее полутора столетий. За это время происходит смена 4–5 поколений, которые тоже должны чем-то заниматься.

Разумом я понимаю, что для изменений в лесном хозяйстве к лучшему нет предпосылок. Чтобы не огорчать себя и коллег я не хотел писать на лесные темы, но за полувековой стаж профессия лесовода стала второй натурой и всякая информация о лесе вызывает отклик в душе, к сожалению, не всегда радостный.

Из СМИ, от работников управления лесами и от Президента во время поездки его в Петрозаводск я слышал, что заканчивается разработка нового Лесного кодекса, так как действующий устарел. (И правду сказать, что написан он был архикоряво, большинство статей разъяснялось подзаконными актами, написанными теми же авторами Кодекса.) Почему-то всегда хочется надеяться, что жизнь должна меняться к лучшему, хотя на деле так получается не всегда, а иногда даже прямо наоборот. Коллеги-лесоводы надеются, что с выходом нового Лесного кодекса закончится период реорганизации, что лесное хозяйство обретет статус отрасли, поскольку леса остаются федеральной собственностью, и что Правительство не на словах, а на деле проявит заботу о живом лесе, а не об извлечении из него деревянной прибыли. Также думал и я пока не ознакомился с официальным документом, именуемым «Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003–2010 годы», одобренным распоряжением Правительства РФ №69-Р от 18 января 2003 года и опубликованным в приложении к «Российской лесной газете».

Концепция, очевидно, составлялась в духе нового Лесного кодекса, но по содержанию написана под диктовку лесопромышленного «лобби». В Концепции сказано, что стратегическим направлением развития лесного хозяйства является «увеличение объемов лесопользования» путем вовлечения в эксплуатацию новых лесных территорий и передачи участков лесного фонда в аренду на срок 49 лет. Это, так сказать, политика дальнего прицела, а в «современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является повышение интенсивности лесопользования в освоенных лесах европейской части, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, отстает в лесной торговле от ведущих стран мира» и необходимо «обеспечить соответствующее ее потенциалу место в мировом товарообороте лесной продукции путем вовлечения в эксплуатацию всех участков лесного фонда с наличием рентабельных для промышленной заготовки лесных ресурсов». (Рентабельность лесозаготовок требует, чтобы выход деловой древесины был не ниже 50 кубометров с гектара.)

Пока ученые и госчиновники «обсасывают» Концепцию нового Лесного кодекса и как будет развиваться лесное хозяйство, лесопромышленники всех форм собственности по старому Лесному кодексу скупают на лесных аукционах и зачищают рентабельные недорубы в освоенных лесах и «дожевывают» рощи и урочища естественных лесов, сохранившихся из-за удаленности и труднодоступности. Их надо бы сохранить как резервации для восстановления хвойных лесов естественным путем, но лесная служба не разработала и не утвердила в установленном прядке соответствующие документы.

В Концепции лесоводам дается другая установка о том, что необходимо «принять ряд дополнительных мер по совершенствованию организации лесного хозяйства с целью обеспечения благоприятных условий для развития российской лесной промышленности». Профессионалам понятно, что речь может идти о снижении возраста рубки основных лесообразующих пород и о снятии ограничений на проведение рубок главного пользования в лесах всех категорий защитности. Лесоустраителям рекомендуется планировать все виды работ в лесном хозяйстве на кадастровой оценке земель, которой нет, поскольку затраты на разработку земельного кадастра велики, а процесс работы над ним долог и тернист.

Составители Концепции своеобразно понимают экологическое значение лесов. «Леса России являются одним из важнейших природных возобновляемых ресурсов, что позволяет организовать их неистощительное пользование».

На основе оценки экологического и ресурсного потенциала лесов предполагается изменить разделение лесов на группы, уточнить и пересмотреть режим пользования в них (в какую сторону будет изменяться режим и величина лесопользования пояснять не надо). Предлагается изменить существующее разделение лесов на группы и дать им следующие названия: «леса хозяйственного значения, включая доступные для экономического использования в ближайшие 20 лет и лесные территории, возможные для освоения в 50-летней перспективе; леса, выполняющие защитные функции; резервные леса». На первое место поставлено значение леса, как источника получения товарной древесины. Группа лесов, выполняющих защитные функции, пока осталась, но принципы выделения их предстоит еще разработать. Будут уточняться и пересматриваться ограничения на проведение в них рубок главного пользования, естественно, в желаемую сторону.

Россия по величине выгораемой ежегодно площади лесов занимает рекордное место среди цивилизованных стран. В Концепции предлагаются следующие мероприятия по борьбе с этим злом:

  • регулярно повышать квалификацию должностных лиц лесной охраны (ученые и чиновники жаждут передавать новые знания и старый опыт о пользе живого леса и какие доходы из него можно извлечь);
  • завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов (лесхозы не имеют средств, чтобы поправить дорогу или построить мостик, а в столице думают масштабнее);
  • продолжать развитие центров космического мониторинга лесных пожаров на всей территории России (оказывается, такие работы ведутся и продолжаются, а лесхозы просто отстали и не ведают);
  • осуществлять мониторинг лесных пожаров на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений (главное держать ситуацию под контролем);
  • переходить от методов организации тушения всех лесных пожаров к научно обоснованному управлению огнем (в Якутии удаленные в горах пожары уже не тушат, официально объявляют о бесперспективности тушения их наземными средствами и оставляют на самоликвидацию естественным путем осадками или выгоранием).

Предлагаются и другие мероприятия, которые красиво звучат, емкие по расходам, но не влияющие прямо на снижение горимости.

После прочтения лесопожарного раздела у меня возникает недоумение – почему лесхозы мечтают об обновлении лесопожарного и таборного имущества для лесопожарных станций, а в Концепции раскручивается другой перечень расходов.

Раздел о восстановлении лесов написан приземленно и кратко. Главная мысль сосредоточена на том, за чей счет будут проводиться эти работы. Об этом сказано однозначно, что «в рассматриваемом периоде будет действовать принцип «лесопользователь» платит за восстановление вырубленных площадей». Он (принцип) должен стать основой лесной политики (остается только узнать, кому будет платить лесопользователь и будет ли от этого легче лесу).

Концепция состоит из 6 разделов и 10 подразделов с указанием ответственных: исполнителем является Минприродресурсы, по лесам земфонда Минсельхоз, по госземзаказу органы государственной власти субьектов РФ. В числе соисполнителей четыре раза упоминается Минобороны, три раза Миннауки, по два раза Минфин и Минэкономразвития и один раз Госстандарт. Коллеги лесоводы должны знать, что развитию лесного хозяйства будут помогать солидные ведомства, которым за помощь надо и платить соответственно. Если деньги не доходят до лесхозов, значит ушли на оплату соисполнителям за помощь. «Живые» деньги надо искать в собственных лесных закромах. По данным учета лесного фонда в них много кубометров древесины. «Ищите и обрящете», но не забывайте, что лесная нива долго выздоравливает. Подорванное неумеренным прессом лососевое стадо долго восстанавливается при обороте поколений в 5 лет. В лесу смена поколений происходит через 140–150 лет. Уже сейчас несколько поколений камчадалов будут испытывать дефицит в деловой древесине.

В. А. Шамшин



Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!