Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 24, май 2004
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Прозрачность – залог социальной и экологической ответственности бизнеса

А. Мартынов

Оборотной стороной медали, которую можно было бы вручить российской экономике за успехи последних лет, безусловно, является рост воздействия производства на окружающую среду и здоровье населения. Посткризисный рост экономики всегда чреват резким обострением экологической ситуации. Подъём после Великой депрессии в США поставил на грань гибели экосистемы Великих озёр. Восстановление послевоенной Европы превратило Рейн в сточную канаву, очистка которой впоследствии потребовала колоссальных затрат. При обострении экологической ситуации и снижении социально-экономической напряжённости, закономерно возрастает внимание общественности к охране окружающей среды. Это естественный процесс, который также отмечался и в США и в послевоенной Европе.

В условиях, когда угроза экологической деградации России становится всё более реальной, столь же реальными стали возможности повышения капитализации тех компаний, которые проводят эффективную социальную и экологическую политику. Эта тенденция вызвана повышенной ролью экологических факторов в конкурентной борьбе на наиболее выгодных европейском и североамериканском рынках. Наряду с прозрачностью корпоративного управления социально-экологическая ответственность оказалась своеобразным «входным билетом» в международное деловое сообщество.

Сокрытие или непродуманная подача информации об экологических или социальных проблемах производства вызывают острую реакцию населения и заинтересованных общественных организаций, в том числе в форме демонстраций «красных» и «зеленых» или судебных исков. Намерения или действия сторон в таких конфликтах всегда вызывали ответные контрдействия и кампании в прессе, которые в массе поглощали интеллектуальные и финансовые ресурсы, а главное – ресурсы общественного внимания. Сопоставление затрат на взаимные обвинения и достигнутых результатов показало неэффективность подобных средств согласования интересов. Пока бизнес не уделяет должного внимания взаимодействию с гражданским обществом, будет идти накопление субъективного груза прошлых конфликтов, которое блокирует даже порой очевидное разрешение проблем. Именно поэтому встала задача оптимизации способов информирования общества об экологических и социальных последствиях производства.

Следует отметить, что многие российские компании уже довольно продолжительное время вкладывают большие средства в модернизацию производства, строят новейшие очистные сооружения, финансируют множество социальных и экологических программ. Однако, как правило, попытки довести информацию об этом до публики воспринимаются в лучшем случае как рекламные акции, если не как способ завуалировать какие-нибудь «грехи». Именно неспособность российского бизнеса общаться с населением имел ввиду М. Ходорковский, когда написал в своей статье: «Мы действительно реанимировали раздавленные последними годами советской власти производства, создали (в общей сложности) более 2 млн высокооплачиваемых рабочих мест. Но мы не смогли убедить в этом страну».

Такая ситуация способствует консервации социальной напряженности и мешает конструктивному взаимодействию общества, бизнеса и власти в том числе и в сфере охраны окружающей среды. До последнего времени ответственность за углубление экологического кризиса вместе с бизнесом разделяло и общество в целом, поскольку оно больше полагалось на эмоциональное восприятие действительности. Людям необходимо освоить методы воздействия на бизнес своим кошельком, предпочитая тех производителей, кто менее других разрушает природу.

Трезво оценив ситуацию экологические организации вместо прямого противостояния с голиафами бизнеса начали использовать энергию их собственных конкурентных отношений. Экологи не способны к масштабному финансированию PR-кампаний, которые заказывают нефтяные и алюминиевые бароны. Однако им по силам обеспечить российское и евро-американское сообщество, СМИ и конкурентов по бизнесу информацией, в которой разные компании, корпорации и предприятия сопоставляются друг с другом по показателям социальной и экологической неэффективности. При этом населению, журналистам и самим производственникам был предложен простой и надежный способ сравнения социальных достижений и «экологичности» не только заводов, выпускающих одну и ту же продукцию, но и разных по специализации компаний, отраслей и регионов.

Опираясь на поддержку Московского представительства Всемирного Банка, Союза промышленников и предпринимателей, объединений изготовителей рекламы и Министерства экономического развития Международный социально-экологический союз (МСоЭС) и АНО «НЭРА» обратились к российским компаниям и предприятиям с призывом обнародовать свои экологические и социальные параметры. Все запрошенные для банковского справочника данные входят в официальную статотчетность и не являются хоть в чём-то секретными или методически сложными. По нашему запросу экологическую часть информации уже представили компании разных типов – нефтяная «Славнефть», горнодобывающая «Алроса», цветной металлургии «Норильский никель», черной металлургии «Северсталь», «Магнитогорский МК» и «Мечел», машиностроительные КАМАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ. Это показывает, что представление обществу социальной и экологической отчётности зависит лишь от доброй воли руководства компаний.

Запланированное издание (в перспективе справочник-ежегодник) на русском и английском языках в значительной мере будет основываться на информации, предоставленной наиболее заинтересованными предприятиями и объединениями. Мы убеждены, что в России найдётся достаточное число компаний, заинтересованных в объективном освещении своей деятельности и демонстрации инвесторам прозрачности своей экологической и социальной отчётности. Очевидно, что такой обзор позволит системно формировать позицию банков и общественное внимание к социально-экологическим аспектам деятельности отдельных компаний, минимизирует влияние на рынки случайных, а иногда и предвзято поданных событий и фактов.

Режим подготовки, объём и система распространения обзора будут зависеть от степени участия в этой работе самих компаний. Пока в справочнике планируется разместить информацию о 50-ти крупнейших компаниях. При этом мы подчеркиваем, что экологические и социальные рейтинги компаний – это не списки «самых грязных» или «самых безответственных». Это будет список «самых крупных», а кто из них окажется «экологичней» или «социальней» покажет сравнение. В то же время надо понимать, что рейтинги будут как минимум двух типов, и тот кто окажется в отстающих по эффективности, может быть в лидерах по темпам изменения ситуации к лучшему. Помимо тяжеловесов российского бизнеса мы готовы разместить в справочнике информацию тех компаний, которые инициативно предоставят необходимые сведения о себе. Крупные компании способны обратить в конкурентное преимущество даже внимание общества к социальному и экологическому имиджу. Многие зарубежные системы социальной отчётности и экологической сертификации настолько сложны и дороги, что совершенно недоступны даже среднему бизнесу. В этих условиях владельцы сертификатов систем менеджмента образуют клубы избранных. Предложенная МСоЭС и АНО «НЭРА» система показателей позволяет преодолеть «элитарность» покупаемых за большие деньги международных сертификатов сравнивая по социальной и экологической эффективности холдинги калибра «Илим Палпа» и рядовые деревообрабатывающие комбинаты.

Простота и доступность предложенного способа сравнений открывает широкую дорогу к их массовому использованию в регионах России. Уверены, что в социально ориентированных регионах бывшего «красного пояса» и власти, и население, и местные банки с вниманием отнесутся к социально-экологическим рейтингам своих предприятий. Не зря за обидно низкое место в экологическом рейтинге пришлось оправдываться именно Западно-Сибирскому металлургическому комбинату, который расположен в Кемеровской области, губернатор которой Аман Тулеев известен своим вниманием к социальным проблемам региона.

Доверие к разного рода рейтингам, наводнившим деловые и массовые издания, определяется двумя главными факторами. Первый – это авторитет того, кто рейтинги считает. Хорошо если этот авторитет базируется на столетней незапятнанной репутации. Однако недавние перипетии, связанные с банкротством крупнейших американских холдингов, высветили недобросовестность солидных аудиторских компаний при подтверждении финансовой отчетности и дутых рейтингов этих холдингов. Коррупционные скандалы и другие события вызвали сомнение в беспристрастности даже очень авторитетных евро-американских агентств. В России же доверие к авторитету и независимости оценщиков еще меньше. Наши рейтинговые агентства еще слишком молоды, а зарубежные всем обществом подозреваются в протекционизме западным компаниям.

В этих условиях более важным становится второй фактор формирования доверия. Рейтинг и его информационная основа должны быть просты и понятны, как «дважды два». Именно этот путь избран МСоЭС и АНО «НЭРА». Вместо загадочных «надежность на уровне ААА++» мы показываем совершенно простые показатели – сколько сточных вод сливает в реки один работающий в компании сотрудник, на сколько больше земли требуется ему по сравнению со средним россиянином, какую зарплату официально платят людям (конверты не в счёт), скольким инвалидам и другим социально уязвимым группам людей нашлось место в компании. Все эти цифры можно будет проверить, а те кто владеет четырьмя действиями арифметики, смогут повторить расчёт среднего арифметического значения и вывести рейтинг каждой представленной в справочнике компании.

Мы надеемся, что ведущие российские производители поддержат издание аналитического обзора с информацией о своих социальных и экологических проектах. Именно поэтому помимо собственно рейтинговой информации справочник дополнит анализ рисков и барьеров, связанных с открытием социально-экологической информации в России. Поскольку аналитический обзор «Социально-экологическая ответственность и рейтинги российского бизнеса» будет выполнять функцию справочника для банков и инвесторов, мы предполагаем публикацию в нём и материалов об успешно завершенных или планируемых социальных и экологических проектах отдельных компаний.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!