Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 25, сентябрь 2004
Обложка номера Cледующая статья

Лесные реформы против традиционной культуры

О. Захарова

Грядущие «лесные реформы» уже вызвали бурную реакцию людей, возможно, даже неожиданно бурную, с точки зрения реформаторов. Однако неожиданной она может казаться только на первый и непросвещенный взгляд. На самом деле, острая реакция на попытки приватизации леса (что является для большинства главным вопросом) заложена в самой культуре людей, живущих на территории России. И не принимать культурно–психологические аспекты отношения людей к лесу в нашей стране – большая ошибка со стороны авторов реформ, знакомых только с западной экономической теорией.

Мы не случайно говорим не о русской культуре по отношению к лесу, а о культуре вообще всех этносов, живущих в непосредственном контакте с лесом на территории России. Дело в том, что при всей уникальности культуры каждого народа, в отношениях с лесом у всех у них есть общие черты – возможно, именно потому, что с лесом связан один из древнейших пластов человеческой культуры вообще.

Важнейшей чертой этого отношения является восприятие леса как некоего иного пространства, не принадлежащего человеку, но принадлежащего другим силам – Богу, духам–хозяевам леса и т. д. То есть лес никогда не мог принадлежать кому–либо из людей, никогда человек не был там полновластным хозяином. Он мог лишь, с «разрешения» самого леса и его высших сил, пользоваться плодами леса – сбор ягод и грибов, охота, необходимое количестов древесины. Само пользование лесом было строго нормировано тем или иным образом у различных групп, живущих рядом с лесом. В каждой местности существовал свод правил и договоренностей, который позволял устойчиво, неистощительно использовать лес каждому члену общины.

И с точки зрения этой культуры, частная собственность на лес как минимум не этична, аморальна. Мы здесь, безусловно, не пытаемся идеализировать отношения человека и леса в прошлом, равно как не отрицаем необходимости нормирования и контроля за природопользованием со стороны государства. Мы говорим о том, что необходимо принять во внимание те аспекты, которые так или иначе заложены у большинства людей, независимо от того, житель это села или города. А в данном случае, попытаться лишить людей леса, сделав его собственностью немногих – всё равно, что пытаться сделать кочевников оседлыми.

Неучёт данных реалий может привести к плачевным последствиям. В качестве параллели хочется привести знаменитую столыпинскую реформу, которая была проведена жёстко, без учета культурных особенностей народа, а, скорее, с презрением к «косности и темноте народной». Да, эта реформа в короткие сроки позволила увеличить сельхозпроизводство (так и хочется сказать – удвоить ВВП), однако стали ли от этого жить лучше сами крестьяне, ведь повысилась–то общая проивзодительность, а не устойчивость каждого отдельного хозяйства? Ценными, с точки зрения реформатора, были только наиболее предприимчивые, стремящиеся к увеличению производства и благосостояния. Остальные оказывались нежелательным мусором, отбросами. Именно против этого и бунтовали, и умирали – со «столыпинским галстуком» на шее.

И если выступающие от лица государства реформаторы выступают за подобную же реформу (в таком же стиле) в лесной отрасли, то следует открыто признать, что отношение к людям как некой массе с полезными или вредными свойствами за сто с лишним лет не изменилось, и что потенциально реформаторы готовы заставить страну заплатить за лесную реформу ту же цену, что и за столыпинскую.

В данном случае если мы и преувеличиваем, то немного, так как лесом – не только и не столько древесиной, в нашей стране пользуется значительная часть населения.

Возможно, с точки зрения западной экономической теории, для государства бабушка с корзиной лисичек значительно менее экономически эффективна, чем хорошо проданная древесина с той же территории. Однако в конечном итоге, при таком подходе государство становится менее устойчивым, так как значительная часть населения просто лишается возможности обеспечивать себя самостоятельно в меру собственной необходимости, в то время как небольшая часть людей получает прибыль. И данная ситуация не может быть исправлена с помощью налогообложения – и не только потому, что деньги нельзя есть.

Нельзя реформами отправлять «в отбросы» людей только по признаку их несопособности к бизнесу или по несоответствию господствующей на данный момент идее. В конце концов, люди имеют право не стремиться быть богатыми в соответствии с навязываемым стереотипом – наличие дорогого средства передвижения, строения за высоким забором и прочими атрибутами «счастья». Культура, сложившаяся на территории нашей страны, в плане пользования землей и лесом, позволяет обеспечить устойчивость и самодостаточность значительной части людей. При этом данная культура допускает как возможность личного обогащения – но, все же, при соблюдении некоторых норм общественного приличия, так и возможность просто обеспечивать потребности свои и своей семьи, посвящая оставшуюся часть времени не приумножению капитала, а собственному развитию – будь то ремесло, изобретательство или что–то ещё. Другими словами, вести «качественную», полноценную, здоровую жизнь в здоровой окружающей природной среде.

Очевидно, что приватизация лесов пойдёт так же, как и приватизация производственных мощностей – немногие получат многое. Как огораживают значительные участки формально общественного леса вокруг элитных коттеджей, тоже всем известно. Именно поэтому всё, что связано в нашей стране с земельным и лесным вопросом, воспринимается очень остро. И люди не просто не хотят «отдать буржую» лес или землю. Они защищают своё право на самостоятельность, самодостаточность и устойчивость своей жизни. И не учитывать это – значит не понимать и презирать страну, в которой живёшь.


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!