|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Дерево и лес как культурная ценностьО. Захарова В настоящее время в экологическом образовании важным компонентом становится не только естественнонаучное направление, но и гуманитарное, как наиболее способствующее формированию чувственного, «сердечного» восприятия окружающей природы. Таким образом, воспитание в детях и подростках активного природолюбия – задача многосторонняя и отнюдь не только естественнонаучная или трудовая, но ещё и культурно–гуманитарная. Мы считаем, что она как нельзя лучше достигается через изучение традиционной культуры и её непосредственной связи с окружающей природой, так как именно культура собственного народа может быть тем проводником, который позволит увидеть в природе собеседника, а не только объект для изучения. То, что сейчас мы называем традиционной культурой, возникло из взаимодействия человека и природы, из его понимания способов «договориться», жить в ладу с окружающим его миром природы. Таким образом, важнейшее для традиционной культуры понятие «лада» идёт из глубокой древности. Все вышесказанное, безусловно, относится и к знакомству людей с лесом. Молодое поколение (и не только молодое) должно знать не только о средообразующей роли леса, но и о той тысячелетней культурной традиции, которая связывает человека и лес. Лес – это не только совокупность брёвен или экосистема. Лес – это еще и культурная ценность для значительной части этносов, в том числе, населяющих территорию Евразии. С отступлением ледника 12 тыс. лет назад и кормильцем, и храмом значительной части человечества становится лес.
Лес, с точки зрения традиционной культуры – это пространство, которое не принадлежит человеку, оно принадлежит иным существам, добрым и не очень, и поэтому к лесу необходимо было относиться с осторожностью и почтением. Места в лесу, отмеченные особой благодатью, были священными и принадлежали Богу. Об особенности пространства леса свидетельствовал опыт многих поколений – лес мог одарить, а мог и погубить, если относиться к нему без должного почтения, потребительски. В народе до сих пор бытуют былички о том, как кого–нибудь «водило» в лесу, или о скорой смерти того, кто покушался на священные деревья. На бессмысленное, избыточное уничтожение леса, его обитателей и плодов существовал культурный запрет, который, однако, размывался с развитием производства. В пользу особого почитания леса можно также привести представление людей о рае, зафиксированном в священных текстах – речь идет не о дворце, а именном о райском саде. Райский сад был источником всего необходимого – как и лес на заре человечества. Часть исследователей видит в таком изображении рая воспоминание о далёком детстве человечества, когда люди в основном жили собирательством – пользовались плодами Земли. Мы же можем подчеркнуть, что и данное представление говорит о том, что лес принадлежит не человеку, а Богу, высшей силе, которая может изгнать из леса – райского сада (что, как мы помним, и произошло). Лес, как священное пространство, обладал особыми, трансформирующими, превращающими свойствами. Поэтому он был местом для испытаний молодых членов общества на зрелость, местом инициации. Об этом свидетельствуют сюжеты сказок, в которых герой проходит ряд испытаний в дремучем лесу, и где на помощь ему приходят различные представители сверхъестественных сил или связанные с этими силами представители животного мира, например, Иван Царевич и Серый волк. В конце концов, пройдя через пространство леса, человек как будто бы рождался заново, с новыми качествами. В данном случае лес еще и обладал свойствами «того света». Человечество хранит память о том, что леса были и местом упокоения предков, и, в связке с этим, местом обитания духов–покровителей (например, Баба–Яга в ее доброй ипостаси – это благожелательный предок). И сейчас можно в лесах обнаружить захоронения далеких предков. Однако «тот свет» был населён не только благожелательными по отношению к человеку персонажами, поэтому и в лесу, повторимся, надо было вести себя осторожно, а в некоторые места лучше было и не заглядывать. При возможности, проведите занятие в лесу, обсудите с группой, что в лесу, с точки зрения традиционной культуры, делать можно, что нельзя, и почему, чем должны сопровождаться различные действия. То есть, как видим, связь между мирами – это ещё одна сакральная функция леса вообще и отдельных деревьев в частности. Через деревья в традиционном сознании осуществлялась связь с иным миром, миром ушедших предков, а также с миром небесным. Верования, мифы, обычаи и традиции с этим связанные, чрезвычайно многообразны. Отражения этого можно увидеть, например, в сказках, в которых по стволу дерева попадают на небо, или, проползая под корнем дерева, попадают в мир иной. Согласно поверьям, оборотни также пользовались корнями деревьев в качестве «ворот» – проползая под корнем дерева в ту или иную сторону, человек мог превратиться в волка или медведя и наоборот. Понять, почему именно дерево связывало миры, можно, обратив внимание на то, как дерево растёт – его корни находятся в подземном мире, то есть там, где покоятся усопшие, его ствол находится в мире людей, а крона уходит в небо. Именно поэтому возникло представление о мировом древе как о стержне мира, который проходит через все его области – видимые и невидимые. Очень ярко об этом говорит скандинавская мифология, в которой мировым древом является ясень Иггдрасиль. «Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень – у асов, другой – у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем – поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, – источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость... Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд... Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами... В ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир. Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву... И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом... норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. Росу, выпадающую при этом на землю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд, их называют лебедями, и отсюда пошла вся порода птиц, что так называется». Эта довольно длинная цитата из «Младшей эдды» весьма хорошо отражает общие представления о священном древе, священных животных и птицах, да и традиционную картину мира вообще. Изображения мирового древа мы можем найти на различных предметах народного искусства – от археологических находок до современных этнографических предметов материальной культуры. Сюда входят такие ритуальные предметы, как писанки (особым образом расписанные яйца, использовавшиеся в весеннем цикле календарной обрядности), вышитые рушники, вышивка на одежде, имевшая сакрально–оберегающее значение, орнаменты на прялках, других предметах утвари. В народных промыслах, например, деревянной и глиняной игрушке, дерево также играет не последнюю роль. Мастерицы глиняной хлудневской игрушки (Калужская область) лепят такое дерево из глины, мотив дерева может использоваться в орнаментации игрушки, а также в качестве основного материала.
Были ли и существуют ли теперь какие–либо промыслы в вашей местности? Дайте задание по поиску этих сведений, рассмотрите и обсудите то, что удалось обнаружить. У народов Прибалтики существует представление о солнечном древе и древе зари – в этом варианте считается, что для восхода на небо солнце использует высокое дерево. Здесь же мы встречаемся с небесным деревом, на ветвях которого располагаются и солнце, и месяц, и звезды. Рассмотрите с группой, как растут деревья, как выглядит крона, кто живет на дереве, на стволе, у корней. При возможности, рассмотрите предметы народного быта и искусства с изображением мирового древа. Предложите группе самим нарисовать мировое древо. Обсудите изображенное на рисунках.
Плодоносящее дерево было символом благополучия и плодовитости, именно поэтому на обрядовом праздничном хлебе (особенно свадебном) размещались «деревья счастья» – на их ветках могли размещаться плоды, животные, птицы, дети и т.д. В Архангельской губернии в качестве обрядового печения лепили из теста оленей и козуль с мировым древом на голове.
Кроме того, дерево похоже на огромного человека, в мифологии и сказках мы видим отражение этого – превращение людей в деревья (превращения в греческой мифологии, например). При том, что дерево похоже на человека, живет оно значительно дольше, а значит, хранит в себе память о том, что было с поколениями людей. Считалось, что души предков–покровителей живут внутри деревьев, например, яблонька в «Крошечке–хаврошечке». Функция дерева–связника между мирами и вместилища душ умерших хорошо видна в весеннем обрядовом цикле славян. Особенным считался период с наступления весны и до Троицких праздников, когда открываются (вместе с весенним «открытием» земли) ворота «того света», и вместе с листьями, первыми цветами и травой души умерших приходят на землю (Данные сведения могут быть использованы как аргумент, почему нельзя рвать первоцветы – в традиционной культуре был запрет на первую зелень именно из опасения принести домой душу умершего). Считалось, что от Пасхи и до Троицы на листьях или ветвях деревьев сидят души умерших людей, в том числе, русалки. С этим, в частности, связан Троицкий обычай завивания берёз – делание «русалочьих качелей», обычай наряжания берёзы, так как именно берёза имела особую связь с русалками – молодыми, умершими до замужества, девушками.
Такое значительное положение дерева и леса в традиционной культуре предопределило и особую символику деревьев различных пород. Лидером в этом плане можно считать дуб, в силу его видовых особенностей он наиболее часто становился объектом поклонения, деревом наиболее могучих богов, (в основном – богов–громовиков) у разных народов. От бесов охраняла посаженная у дома рябина, так как её ягоды были отмечены крестом. В зависимости от символики дерева, в память о людях сажались соответствующие породы деревьев – например, в память о молодой незамужней девушке сажалась берёзка. Возможно именно отсюда и пошёл обычай сажать памятные деревья. Памятные или замечательные деревья являются благодатным предметом для использования в воспитательной и просветительной практике. Такими обычно являются деревья–старожилы, деревья необычной формы – в обоих случаях такие деревья могли почитаться святыми у народов Прибалтики, Поволжья, Средней Азии. В этих регионах такая традиция дожила до наших дней. Однако в прежние времена традиция почитания деревьев была распространена повсеместно. Этому есть как летописные свидетельства – «древам ... жряху», так и археологические. Так, в стволах деревьев, почитавшихся священными, были обнаружены кабаньи клыки.
Деревья–старожилы также получают уважение в силу того, что они «помнят» иные времена или замечательных людей.
Можно задать вопрос учащимся, в честь какого события или в честь кого они хотели бы посадить дерево, и провести вместе с учениками посадку деревьев. Как видим, значительная часть почитания деревьев в древности была связана именно с уважением к памяти предков, то есть на одной из базовых составляющих человеческой культуры. Здесь мы лишь наметили направления возможной образовательно–исследовательской работы – от поиска и сохранения священных лесных мест до исследования и сбора традиций, фольклора и изобразительного материала. В процессе работы с вопросами, выделенными курсивом, вы, кроме лесной темы, обнаружите в обрядах, традициях и промыслах огромное количество природной тематики. Все это может быть (и должно) изучено и использовано в дальнейшей эколого-просветительской, воспитательной и природоохранной работе. Работая с литературными источниками по культуре и этнографии, вы обнаружите, что собственно связи культуры и природы, отражению природы в культуре посвящено весьма немного. Как и в жизни, природа служит само собой разумеющимся фоном, на котором и разворачивается действо. По нашему мнению, такой подход не даёт понять сути культуры народа, которая зарождается, формируется и развивается в постоянном решении различных задач взаимодействия – материального и духовного – с окружающей природой. Таким образом, используя ли сведения по культуре и этнографии, или рассматривая предметы быта, многие выводы придётся делать самостоятельно, вам и вашим ученикам. Но в этом–то и есть радость изучения, познания, общения с родной природой и культурой.
Обсудить статью вы можете на нашем форуме.
| |||||||||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|