Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Каталог ссылок | Опросы | Форумы | Карта сайта | Поиск
English version

Новости

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и пресс-конференции

Проекты и кампании

Отправь SMS - поддержи наш сайт

Лесной бюллетень
 Номер 25, сентябрь 2004
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Дерево и лес как культурная ценность

О. Захарова

В настоящее время в экологическом образовании важным компонентом становится не только естественнонаучное направление, но и гуманитарное, как наиболее способствующее формированию чувственного, «сердечного» восприятия окружающей природы.

Таким образом, воспитание в детях и подростках активного природолюбия – задача многосторонняя и отнюдь не только естественнонаучная или трудовая, но ещё и культурно–гуманитарная. Мы считаем, что она как нельзя лучше достигается через изучение традиционной культуры и её непосредственной связи с окружающей природой, так как именно культура собственного народа может быть тем проводником, который позволит увидеть в природе собеседника, а не только объект для изучения.

То, что сейчас мы называем традиционной культурой, возникло из взаимодействия человека и природы, из его понимания способов «договориться», жить в ладу с окружающим его миром природы. Таким образом, важнейшее для традиционной культуры понятие «лада» идёт из глубокой древности.

Все вышесказанное, безусловно, относится и к знакомству людей с лесом. Молодое поколение (и не только молодое) должно знать не только о средообразующей роли леса, но и о той тысячелетней культурной традиции, которая связывает человека и лес.

Лес – это не только совокупность брёвен или экосистема. Лес – это еще и культурная ценность для значительной части этносов, в том числе, населяющих территорию Евразии.

С отступлением ледника 12 тыс. лет назад и кормильцем, и храмом значительной части человечества становится лес.

Белокаменный собор в Суздале – деревья-колонны

Белокаменный собор в Суздале – деревья-колонны. Фото О.Захаровой

О сакральности леса напоминает и архитектура храмов, дошедшая до наших дней – от колоннад Древнего Египта до христианских церквей и соборов, изображающих деревья священного леса, и традиция почитания священных рощ и отдельных деревьев, также дошедшая до наших дней. Вспомните, есть ли в вашей местности рощи или другие места, считавшиеся особенными, и какие именно свойства им приписывались. Проведите, при возможности, экскурсию и эколого–культурное занятие на этом месте.

Лес, с точки зрения традиционной культуры – это пространство, которое не принадлежит человеку, оно принадлежит иным существам, добрым и не очень, и поэтому к лесу необходимо было относиться с осторожностью и почтением. Места в лесу, отмеченные особой благодатью, были священными и принадлежали Богу.

Об особенности пространства леса свидетельствовал опыт многих поколений – лес мог одарить, а мог и погубить, если относиться к нему без должного почтения, потребительски. В народе до сих пор бытуют былички о том, как кого–нибудь «водило» в лесу, или о скорой смерти того, кто покушался на священные деревья. На бессмысленное, избыточное уничтожение леса, его обитателей и плодов существовал культурный запрет, который, однако, размывался с развитием производства.

Существуют ли такие былички и предания в вашей местности? Дайте учащимся задание по сбору таких историй, проанализируйте собранный материал – какие именно традиции и представления об отношениях человека и природы отражают эти истории.

В пользу особого почитания леса можно также привести представление людей о рае, зафиксированном в священных текстах – речь идет не о дворце, а именном о райском саде. Райский сад был источником всего необходимого – как и лес на заре человечества. Часть исследователей видит в таком изображении рая воспоминание о далёком детстве человечества, когда люди в основном жили собирательством – пользовались плодами Земли. Мы же можем подчеркнуть, что и данное представление говорит о том, что лес принадлежит не человеку, а Богу, высшей силе, которая может изгнать из леса – райского сада (что, как мы помним, и произошло). Лес, как священное пространство, обладал особыми, трансформирующими, превращающими свойствами. Поэтому он был местом для испытаний молодых членов общества на зрелость, местом инициации. Об этом свидетельствуют сюжеты сказок, в которых герой проходит ряд испытаний в дремучем лесу, и где на помощь ему приходят различные представители сверхъестественных сил или связанные с этими силами представители животного мира, например, Иван Царевич и Серый волк.

Наверняка вы сможете вспомнить сказки со схожими сюжетами и рассмотреть их с точки зрения отношения человека и природы. Стоит помнить, что многие сказки претерпели литературную обработку. Однако в каждой местности бытуют и собственные варианты сказок, возможно, вы сумеете найти их.

В конце концов, пройдя через пространство леса, человек как будто бы рождался заново, с новыми качествами.

В данном случае лес еще и обладал свойствами «того света». Человечество хранит память о том, что леса были и местом упокоения предков, и, в связке с этим, местом обитания духов–покровителей (например, Баба–Яга в ее доброй ипостаси – это благожелательный предок).

И сейчас можно в лесах обнаружить захоронения далеких предков. Однако «тот свет» был населён не только благожелательными по отношению к человеку персонажами, поэтому и в лесу, повторимся, надо было вести себя осторожно, а в некоторые места лучше было и не заглядывать. При возможности, проведите занятие в лесу, обсудите с группой, что в лесу, с точки зрения традиционной культуры, делать можно, что нельзя, и почему, чем должны сопровождаться различные действия.

То есть, как видим, связь между мирами – это ещё одна сакральная функция леса вообще и отдельных деревьев в частности. Через деревья в традиционном сознании осуществлялась связь с иным миром, миром ушедших предков, а также с миром небесным. Верования, мифы, обычаи и традиции с этим связанные, чрезвычайно многообразны.

Отражения этого можно увидеть, например, в сказках, в которых по стволу дерева попадают на небо, или, проползая под корнем дерева, попадают в мир иной. Согласно поверьям, оборотни также пользовались корнями деревьев в качестве «ворот» – проползая под корнем дерева в ту или иную сторону, человек мог превратиться в волка или медведя и наоборот.

Понять, почему именно дерево связывало миры, можно, обратив внимание на то, как дерево растёт – его корни находятся в подземном мире, то есть там, где покоятся усопшие, его ствол находится в мире людей, а крона уходит в небо.

Именно поэтому возникло представление о мировом древе как о стержне мира, который проходит через все его области – видимые и невидимые. Очень ярко об этом говорит скандинавская мифология, в которой мировым древом является ясень Иггдрасиль.

«Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень – у асов, другой – у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем – поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, – источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость... Под тем корнем ясеня, что на небе, течет источник, почитаемый за самый священный, имя ему Урд... Под тем ясенем у источника стоит прекрасный чертог, и из него выходят три девы. Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы называем их норнами... В ветвях ясеня живет орел, обладающий великой мудростью. А меж глаз у него сидит ястреб Ведрфёльнир. Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхёгг. Четыре оленя бегают среди ветвей ясеня и объедают его листву... И нет числа змеям, что живут в потоке Кипящий Котел вместе с Нидхёггом... норны, живущие у источника Урд, каждый день черпают из него воду вместе с той грязью, что покрывает его берега, и поливают ясень, чтоб не засохли и не зачахли его ветви. Росу, выпадающую при этом на землю, люди называют медвяной, и ею кормятся пчелы. Две птицы живут в источнике Урд, их называют лебедями, и отсюда пошла вся порода птиц, что так называется». Эта довольно длинная цитата из «Младшей эдды» весьма хорошо отражает общие представления о священном древе, священных животных и птицах, да и традиционную картину мира вообще.

Изображения мирового древа мы можем найти на различных предметах народного искусства – от археологических находок до современных этнографических предметов материальной культуры. Сюда входят такие ритуальные предметы, как писанки (особым образом расписанные яйца, использовавшиеся в весеннем цикле календарной обрядности), вышитые рушники, вышивка на одежде, имевшая сакрально–оберегающее значение, орнаменты на прялках, других предметах утвари. В народных промыслах, например, деревянной и глиняной игрушке, дерево также играет не последнюю роль. Мастерицы глиняной хлудневской игрушки (Калужская область) лепят такое дерево из глины, мотив дерева может использоваться в орнаментации игрушки, а также в качестве основного материала.

Писанка с изображением мирового древа  и дубовых листьев. Фото В.Захарова.Глиняное  дерево – Хлудневская  игрушка (Калужская обл.). Фото В.ЗахароваПрибалтийское солнечное древо – вышивка-оберег. Фото О.Захаровой

Писанка с изображением мирового древа и дубовых листьев. Фото В.Захарова

Глиняное дерево – Хлудневская игрушка (Калужская обл.). Фото В.Захарова

Прибалтийское солнечное древо – вышивка-оберег. Фото О.Захаровой

Были ли и существуют ли теперь какие–либо промыслы в вашей местности? Дайте задание по поиску этих сведений, рассмотрите и обсудите то, что удалось обнаружить. У народов Прибалтики существует представление о солнечном древе и древе зари – в этом варианте считается, что для восхода на небо солнце использует высокое дерево. Здесь же мы встречаемся с небесным деревом, на ветвях которого располагаются и солнце, и месяц, и звезды. Рассмотрите с группой, как растут деревья, как выглядит крона, кто живет на дереве, на стволе, у корней. При возможности, рассмотрите предметы народного быта и искусства с изображением мирового древа. Предложите группе самим нарисовать мировое древо. Обсудите изображенное на рисунках.

Обсудите, какое впечатление производят те или иные деревья, на кого они могут быть похожи, какие свойства внешности или характера им можно приписать с точки зрения традиционной культуры.

Плодоносящее дерево было символом благополучия и плодовитости, именно поэтому на обрядовом праздничном хлебе (особенно свадебном) размещались «деревья счастья» – на их ветках могли размещаться плоды, животные, птицы, дети и т.д. В Архангельской губернии в качестве обрядового печения лепили из теста оленей и козуль с мировым древом на голове.

Была ли в вашей местности традиция обрядового печения, связанная с изображением дерева? По каким случаям выпекался такой хлеб?

Кроме того, дерево похоже на огромного человека, в мифологии и сказках мы видим отражение этого – превращение людей в деревья (превращения в греческой мифологии, например). При том, что дерево похоже на человека, живет оно значительно дольше, а значит, хранит в себе память о том, что было с поколениями людей. Считалось, что души предков–покровителей живут внутри деревьев, например, яблонька в «Крошечке–хаврошечке».

Функция дерева–связника между мирами и вместилища душ умерших хорошо видна в весеннем обрядовом цикле славян. Особенным считался период с наступления весны и до Троицких праздников, когда открываются (вместе с весенним «открытием» земли) ворота «того света», и вместе с листьями, первыми цветами и травой души умерших приходят на землю (Данные сведения могут быть использованы как аргумент, почему нельзя рвать первоцветы – в традиционной культуре был запрет на первую зелень именно из опасения принести домой душу умершего).

Считалось, что от Пасхи и до Троицы на листьях или ветвях деревьев сидят души умерших людей, в том числе, русалки.

С этим, в частности, связан Троицкий обычай завивания берёз – делание «русалочьих качелей», обычай наряжания берёзы, так как именно берёза имела особую связь с русалками – молодыми, умершими до замужества, девушками.

Постарайтесь вспомнить, какие весенние традиции и обряды связаны с деревьями в вашей местности, какие песни с упоминанием леса и деревьев пелись. Дайте учащимся задание по сбору этих сведений.

Такое значительное положение дерева и леса в традиционной культуре предопределило и особую символику деревьев различных пород. Лидером в этом плане можно считать дуб, в силу его видовых особенностей он наиболее часто становился объектом поклонения, деревом наиболее могучих богов, (в основном – богов–громовиков) у разных народов. От бесов охраняла посаженная у дома рябина, так как её ягоды были отмечены крестом.

В зависимости от символики дерева, в память о людях сажались соответствующие породы деревьев – например, в память о молодой незамужней девушке сажалась берёзка. Возможно именно отсюда и пошёл обычай сажать памятные деревья.

Памятные или замечательные деревья являются благодатным предметом для использования в воспитательной и просветительной практике.

Такими обычно являются деревья–старожилы, деревья необычной формы – в обоих случаях такие деревья могли почитаться святыми у народов Прибалтики, Поволжья, Средней Азии. В этих регионах такая традиция дожила до наших дней. Однако в прежние времена традиция почитания деревьев была распространена повсеместно. Этому есть как летописные свидетельства – «древам ... жряху», так и археологические. Так, в стволах деревьев, почитавшихся священными, были обнаружены кабаньи клыки.

Дуб Бианки, Великий Новгород600-летняя липа, Киев

Деревья-памятники истории, природы и культуры. С ними связано множество легенд и преданий. Дуб Бианки, Великий Новгород (слева). Фото О.Захаровой. 600-летняя липа, Киев. Фото В.Захарова.

Деревья–старожилы также получают уважение в силу того, что они «помнят» иные времена или замечательных людей.

Постарайтесь вспомнить, есть ли такие деревья–старожилы или просто деревья, посаженные в честь кого–либо в вашей местности. Для самостоятельной работы можно дать учащимся задание по поиску таких деревьев, а также по их описанию и составлению предложений по охране.
Можно задать вопрос учащимся, в честь какого события или в честь кого они хотели бы посадить дерево, и провести вместе с учениками посадку деревьев.

Как видим, значительная часть почитания деревьев в древности была связана именно с уважением к памяти предков, то есть на одной из базовых составляющих человеческой культуры.

Здесь мы лишь наметили направления возможной образовательно–исследовательской работы – от поиска и сохранения священных лесных мест до исследования и сбора традиций, фольклора и изобразительного материала.

В процессе работы с вопросами, выделенными курсивом, вы, кроме лесной темы, обнаружите в обрядах, традициях и промыслах огромное количество природной тематики. Все это может быть (и должно) изучено и использовано в дальнейшей эколого-просветительской, воспитательной и природоохранной работе.

Работая с литературными источниками по культуре и этнографии, вы обнаружите, что собственно связи культуры и природы, отражению природы в культуре посвящено весьма немного. Как и в жизни, природа служит само собой разумеющимся фоном, на котором и разворачивается действо. По нашему мнению, такой подход не даёт понять сути культуры народа, которая зарождается, формируется и развивается в постоянном решении различных задач взаимодействия – материального и духовного – с окружающей природой. Таким образом, используя ли сведения по культуре и этнографии, или рассматривая предметы быта, многие выводы придётся делать самостоятельно, вам и вашим ученикам. Но в этом–то и есть радость изучения, познания, общения с родной природой и культурой.


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!