Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 25, сентябрь 2004
Обложка номера Cледующая статья

Что забыли разработчики лесного кодекса

В. Захаров

Новый Лесной кодекс, дебаты вокруг которого не прекращаются, пока не принят. Не прекращается поток замечаний и поправок к этому документу. Разработчики обещают, что скоро неопределенность закончится и кодекс поступит в Думу. «Завершился основной операционный цикл в лесном законодательстве», – сообщил В. В. Гаврилов, заместитель директора Департамента имущественных отношений экономики и природопользования Министерства экономического развития и торговли.

Мало кого кодекс устраивает. Ещё меньше тех, кто знаком с последней версией текста этого закона. Отвечая на вопрос о прозрачности разработки кодекса, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства В. П. Рощупкин заявил, что все, кто имеет доступ к интернету, могут ознакомиться с проектом кодекса на сайтах Министерства природных ресурсов, а также на сайте Минэкономразвития. Однако если воспользоваться этими рекомендациями, то выяснится, что на сайте Минприроды в лучшем случае можно ознакомиться с версией законопроекта начала года, а Минэкономразвития представляет майскую версию. С тех пор появились новые версии кодекса, благодаря усилиям общественности они обсуждаются и анализируются.

Что пытаются спрятать от общественности разработчики? С чем столкнутся граждане после вступления нового Лесного кодекса в силу? Простые граждане имеют право не разбираться в тонкостях лесной терминологии, могут не понимать разницы между арендой и концессией, но имеют полное право участвовать в принятии решений об использовании лесов, ведь большинство населения страны так или иначе связаны с лесом. Но как раз этого права гражданам в многочисленных версиях проекта кодекса и не найти.

В том, что общественность «забыли», нет ничего нового и удивительного. Государство постепенно уступает свои позиции в области регулирования лесных отношений бизнесу. «Уход от администрирования индивидуальных решений», – так охарактеризовал идею реформы законодательства уже цитируемый выше чиновник Минэкономразвития. На наш взгляд, в этих условиях роль общества должна возрастать, ведь нельзя же всю ответственность перекладывать на бизнес. Как-никак, для большинства бизнесменов такие общественно значимые интересы, как охрана природы, сохранение естественного биологического разнообразия и т.п. – не самые первые приоритеты.

Пока общественности предоставлено единственное право – создавать добровольные пожарные дружины. Такой узкий взгляд на общественное участие в лесных отношениях привёл к тому, что в Лесном кодексе отсутствуют механизмы повышения доверия населения к решениям государственных органов. Каковы могут быть последствия этого, можно попробовать представить на примере градостроительных проблем, когда решения властей по уплотнению застройки провоцируют стихийные выступления граждан.

Другим важным моментом, который ещё больше отдалит граждан от принятия решений, является всё большая централизация принятия решений. Отсутствие понятных и прозрачных механизмов участия общественности и реакции государства на обращения общественности также может способствовать повышению социальной напряжённости. А ведь это ни что иное, как составная часть той самой инвестиционной привлекательности лесного сектора, о которой только и говорят в последнее время.

Было бы наивно предполагать, что в ближайшее время что-то произойдёт, и мысль разработчиков кодекса и депутатов Госдумы резко повернёт в сторону общественности. Потребуются немалые усилия, чтобы добиться принятия хотя бы части поправок, способствующих развитию системы учёта обественного мнения. Недостатки федерального законодательства придётся компенсировать законодательным собраниям регионов. К счастью, работу можно будет вести не на пустом месте. Некоторое время назад в Лесном кодексе Хабаровского края появилась специальная глава, посвященная общественному участию. Что характерно, эти положения не были отменены во время приведения законодательства субъектов в соответствие с федеральным законодательством. Так что пример для развития и федерального Лесного кодекса, и региональных нормативов имеется. Была бы воля. Или мощный стимул?

В любом случае, мы будем и дальше предоставлять возможность высказаться всем желающим на страницах нашего издания.


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!