Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 26, декабрь 2004
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Земельные отношения в области лесного хозяйства: устранение законодательных пробелов

Д. Афиногенов

На сегодняшний день лесхозы не получают от расположенных на их землях «труб» (и других линейных сооружений) ничего, кроме головной боли. Cуществующий порядок временного отвода земель на период строительства или перевод земель, занятых линейными объектами, в нелесной фонд нельзя назвать выгодным для леса и лесного хозяйства. Второй вариант – перевод в нелесной фонд – исключает эти территории из перечня лесных, и таким образом наше «лесное богатство» теряется по кусочкам.

Идея аренды лесных земель под линейные объекты, к которым как раз и относятся газо- и нефтепроводы, а так же ЛЭП, отнюдь не нова, но практического осуществления до сих пор не получила. Разработка нового Лесного Кодекса предоставляется удачным моментом для её законодательного оформления.

Аренда не лишает нас леса как такового. Поэтому подобное нововведение оправдано. Оно в первую очередь призвано найти-таки лесу хозяина (который будет точно всё знать, и будет способен отвечать за свои «владения»), а не «крайнего», в роли коего частенько оказывается лесхоз, физически неспособный контролировать каждый угол вверенной ему территории.

База для введения аренды есть – статьи 31 и 37 действующего Лесного Кодекса РФ (о договоре аренды и концессии участков лесного фонда, соответственно), которые дают право на операции с участками леса. Однако ограниченный перечень видов лесопользования – в основном для лесозаготовок и сельскохозяйственных нужд – сдерживает развитие экономических отношений владельцев лесных участков и других хозяйствующих субъектов.

Сейчас для получения участка леса под строительство линейных объектов требуется решение Государственной экологической экспертизы, разрешение лесхоза или иного хозяйствующего субъекта в зависимости от категории леса и «победа» на конкурсе-тендере. То есть доминируют административные механизмы, а экономические оценки отодвигаются на десятый план. После строительства участок формально возвращается в лесной фонд, но с ограничениями на нормальное лесопользование. Объём убытков от этих ограничений неизвестен. Несоответствие Лесного Кодекса реальной ситуации приводит к тому, что государство не получает дохода, который мог бы идти на сохранение и восстановление всё того же лесного фонда.

Кроме восстановления экономической справедливости по отношению к лесному фонду, введение аренды должно привести к сокращению экологических рисков. Человек (или компания), материально ответственный, платящий немаленькие арендные взносы и не желающий работать себе в убыток, должен, как предполагается, более серьезно относиться ко всем нарушениям, возникающим на, пусть и временно, но «своей» земле. Свою долю ответственности получают все участники процесса, причем эта ответственность будет чётко зафиксирована в договоре аренды.

Конечно, наиболее желательной целью этого нововведения с экологической точки зрения является последующее объединение различных линейных объектов в «коридоры» и снижение фрагментации ландшафтов. Арендная плата должна стать стимулирующим механизмом, позволит различным предприятиям преодолеть технические и организационные сложности совмещения различных линейных объектов. Стоит отметить, что в настоящее время степень фрагментации лесного ландшафта никак не учитывается в процессе принятия решений о строительстве. Основная причина в том, что этот показатель не нормирован. Поэтому государственная экспертиза его не принимает во внимание, а значит – не оценивают и разработчики ОВОС.

Нет и методик расчёта ущерба, наносимого именно фрагментацией ландшафта, то есть линейным объектом в процессе его функционирования. Очевидно, что здесь лежит большая и пока неразработанная область для эколого-экономических исследований.

В апреле 2004 года по инициативе Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей при Комитете по здравоохранению и экологии Законодательного собрания Санкт-Петербурга была создана рабочая группа для обсуждения и внесения предложений по проекту Лесного Кодекса в Государственную Думу и Правительство РФ. В компетенцию рабочей группы входили, в основном, вопросы лесоустройства и лесопользования, касающиеся непосредственно Санкт-Петербурга. Это и управление зелёными насаждениями и лесами на территории города, и обеспечение их доступности, и возможности для предоставления участков лесного фонда на учебные и рекреационные цели. По всем этим пунктам были выработаны предложения, и соответствующий запрос был направлен в Правительство и Госдуму. В связи с проблемами Карельского перешейка был затронут вопрос использования лесного фонда для строительства линейных объектов.

Этот процесс и связанные с ним сложности комментирует один из участников рабочей группы Александр Игнатьев, начальник партии специализированной экспедиции федерального государственного предприятия «Северо-западный Леспроект»:

– Да, сейчас проводятся конкурсы, называют цену за участок для строительства или рубок.

– А сколько в среднем он может стоить?

– Разбег цифр большой, от нескольких сот рублей и более за кубометр древесины, так как на данный момент исходят из расчетной лесосеки – лес, всё-таки, используется чаще для заготовок, именно эта практика отражена в существующем Лесном Кодексе, но, думаю, что на расчёт площади под аренду перейти будет не сложно.

– А как обстоит дело с экспертизой?

– Вне всякого сомнения, что без экспертизы ничто не должно проводиться.

– А может результатом экспертизы стать запрет на прокладку трубы или сооружения ЛЭП?

– С этим сложнее, экспертиза обычно проводится так: выявляются нарушения, делаются замечания и даётся время на их исправление. Так же должна быть и общественная экспертиза. Все эти процессы регламентируются соответствующими законами и контролируются Федеральным Агентством по надзору.

– А если вопрос стоит о прохождении линейного объекта через территорию заповедников и т.п.?

– Можно руководствоваться положением «об особо охраняемых природных территориях», но, тем не менее, я боюсь, что труба всё-таки победит.

Подготовлено по материалам рабочей группы ЗС СПб пресс-службой Программы ЭКОМ СПб Общества естествоиспытателей


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!