Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 26, декабрь 2004
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Земельные отношения в области лесного хозяйства: устранение законодательных пробелов

К. Кичик, ФГУ «Правовой центр агропромышленного комплекса»

Правовое регулирование земельных отношений в сфере лесного хозяйства относится к совместному ведению центра и субъектов федерации. Однако даже на федеральном уровне многие серьёзные вопросы в области лесных отношений до сих пор законодательно не урегулированы. Поэтому возникающие пробелы нередко восполняет Правительство РФ в своих постановлениях. Так, 17 ноября 2004 года Михаил Фрадков подписал очередное постановление № 647 «О расчёте и возмещении потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и при переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий». Оно вступит в силу 1 января 2005 года.

Этот документ тесно связан с двумя другими постановлениями: во-первых, с Постановлением № 579 от 25 октября 2004 года, которым Правительство утвердило Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли других категорий. И, во-вторых, с постановлением Правительства № 455, принятым 3 сентября 2004 года, «Об утверждении Положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом». Оба документа вступили в силу 1 ноября текущего года.

Прежде всего, следует отметить, что речь идет о двух различных процедурах: 1) переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и 2) переводе земель лесного фонда в земли иных категорий. В настоящее время отношения в области использования и охраны земель регулируются и лесным, и земельным законодательством.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса (ЗК РФ), к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, болота и др.).

Однако перевод лесных земель в нелесные возможен лишь в том случае, когда нет необходимости переводить земли лесного фонда в земли других категорий – этот вопрос, согласно ст. 8 ЗК РФ, находится в компетенции Правительства РФ. В тоже время, сама процедура перевода должна быть установлена федеральным законом. Но проект федерального закона «О переводе земель из одной категории в другую», внесённый в Государственную думу еще в июле прошлого года, рассматривается до сих пор. А значит, исходя из требований Земельного кодекса, пока невозможен перевод земель из одной категории в другую.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие федерального закона, Михаил Касьянов, незадолго до своего ухода с поста председателя Правительства, подписал постановление № 99, в котором допускался «в виде исключения» перевод земель лесного фонда в земли иных категорий «в соответствии с действующим порядком». Порядок, на который ссылался премьер, был утвержден Постановлением Правительства № 1200 ещё в 1997 году. Однако с принятием Земельного кодекса, нормы данного постановления сохранили силу лишь в части, не противоречащей кодексу.

Таким образом, перевод земель из одной категории в другую возможен лишь в «исключительных» случаях. А раз такая возможность существует, потребовалась более подробная регламентация процедуры перевода, которая нашла отражение в очередном постановлении Правительства № 579. В нём, помимо необходимых документов (исчерпывающий перечень из 14 пунктов), прописаны порядок и сроки проведения перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Вместе с тем, постановлением Правительства № 647 определен способ расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при таком переводе.

Еще один важный вопрос – регулирование порядка перевода лесных земель в нелесные. Выше уже упоминалось, что такой перевод возможен лишь в том случае, если нет необходимости переводить земли лесного фонда в земли других категорий.

В соответствии со ст. 63 Лесного кодекса, порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, устанавливается Правительством.

С 1 ноября Правительство РФ своим Постановлением № 455 ввело новую процедуру перевода лесных земель в нелесные. Помимо детальной регламентации самого процесса перевода земель, постановление устраняет не оправдавшие себя положения законодательства предыдущего периода: к примеру, не предусматривается временного (на срок до 25 лет) использования земель лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства.

Новая процедура перевода заключается в следующем. Сначала лицо, заинтересованное в переводе лесных земель в нелесные земли (это может быть как гражданин, так и организация), обращается с заявлением о выборе участка лесного фонда в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) в субъекте РФ. Территориальный орган вместе с заявителем определяет варианты местоположения участка, проводит процедуру согласования либо направляет заявителю мотивированный отказ. Результат оформляется актом выбора участка лесного фонда.

Затем заявитель сдает в территориальный орган пакет документов (акт выбора участка лесного фонда, акт натурального технического обследования, схему размещаемого на участке лесного фонда объекта и т.д.). И уже на основании представленных документов территориальный орган направляет своё заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, либо принимает решение о переводе лесных земель в нелесные земли (если речь идет о лесах второй и третьей групп), либо направляет в Рослесхоз представление о переводе (для лесов первой группы), либо направляет заявителю мотивированный отказ.

Рослесхоз, получив документы от органа государственной власти субъекта Российской Федерации, готовит проект решения Правительства РФ о переводе и направляет его, а также документацию, обосновывающую перевод, на государственную экологическую экспертизу. Получив заключение экспертизы, Рослесхоз представляет в Министерство природных ресурсов РФ все документы вместе с ходатайством органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переводе либо направляет заявителю мотивированный отказ.

После этого Министерство природных ресурсов РФ вносит в Правительство проект решения о переводе с приложением всей документации либо возвращает представленные материалы на доработку. И наконец, Рослесхоз на основании решения Правительства, а также документов, подтверждающих возмещение потерь лесного хозяйства, связанных с переводом, предоставляет заявителю необходимый участок лесного фонда.

Заявителям, наряду с этим, необходимо помнить о Правилах расчета и взимания платы за перевод лесных земель в нелесные, утвержденных постановлением Правительства № 647 от 17 ноября 2004 г. Согласно данному постановлению с нового года перестают действовать нормы о взимании платы за перевод лесных земель, а также правила возмещения потерь лесного хозяйства, утвержденные соответственно постановлениями Правительства от 29 апреля 2002 г. № 278, и от 11 декабря 2002 г. № 887.

На первый взгляд, процедура перевода выглядит достаточно сложной и громоздкой. Однако только так можно снизить вероятность необоснованного сокращения земель лесного фонда и убытки лесопользователей. Очевидно, что с принятием постановлений № 455, № 579 и № 647 восполнен существовавший до настоящего времени пробел в регулировании отношений перевода лесных земель.

Вместе с тем, с 1 января 2005 года вступают в силу поправки в Лесной кодекс (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), которые, в частности, изменяют нормы Постановления № 455. Например, согласно новой редакции ст. 63 Лесного кодекса, перевод лесных земель первой группы в нелесные земли будет осуществлять Правительство по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, а не по согласованному с Рослесхозом представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, как это делается сейчас.

Таким образом, действие тех норм постановлений № 455 и № 579, которые изменены новой редакцией Лесного кодекса, рассчитано лишь на два месяца (ноябрь и декабрь 2004 года), так как вступающие с нового года в силу поправки в кодекс имеют приоритет перед нормами постановлений Правительства. Поэтому заявители, пожелавшие перевести лесные земли в нелесные, имеют возможность сравнить достоинства и недостатки существующей процедуры перевода с той, которая будет введена уже в январе.

В будущем году Федеральное Собрание планирует рассмотрение нового Лесного кодекса. Его положения, в частности те, которые касаются распространения права частной собственности на леса, уже сейчас широко обсуждаются. Следовательно, нормы текущего лесного законодательства, пробелы которого восполняет Правительство в своих постановлениях, скорее всего, носят временный характер.


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!