Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 26, декабрь 2004
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

С реформой структур управления опять перемудрили

М. Крейндлин

В настоящее время происходит тихий и незаметный развал заповедной системы и структур её управления. Всё началось с того, что в новой структуре Правительства для управления особо охраняемыми природными территориями вообще не нашлось места, поскольку все созданные федеральные органы исполнительной власти не могли в полной мере обеспечивать её функционирование. Решением проблемы могло бы стать создание специального федерального агентства по особо охраняемым природным территориям в составе Министерства природных ресурсов или непосредственно при Правительстве, однако несмотря на поддержку вопроса многими влиятельными лицами и даже самим МПР, этого до сих пор не сделано. В результате функции по управлению и контролю в области организации и функционирования ООПТ (причём только федерального значе-ния – что будет с региональными ООПТ, до сих пор не известно) временно «до специального решения Правительства» переданы Федеральной службе надзора в сфере природопользования.

Абсурдность этого решения очевидна – эта федеральная служба должна осуществлять контроль за природопользованием, но причём тут заповедники и национальные парки, где природопользование либо вообще запрещено, либо строго ограничено специальным федеральным законом? Очевидно, что вопросы управления ООПТ у этой службы (которая в первую очередь должна контролировать лесо-, земле-, водопользование и пользование недрами), не будут приоритетными. Кстати, на данную службу возложен только контроль в области организации и функционирования ООПТ федерального значения. При этом совершенно не понятно, входит ли собственно управление ООПТ (то есть вопросы финансирования ООПТ, расширения их сети, руководящих кадров) в это понятие (из текста это прямо не следует). Кроме того, фактически полностью уничтожается система контроля за ООПТ регионального значения, поскольку, как следует из Положения, в её функции входит только контроль за ООПТ федерального значения, а субъекты федерации в результате внесения изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вообще лишены права осуществлять государственный экологический контроль.

Следует отметить, что и с контролем за ООПТ федерального уровня всё не так просто. Единственные структуры, которые в настоящее время реально могут осуществлять производство по делам о нарушениях режима ООПТ – это государственные инспекции по охране территорий государственных заповедников и национальных парков. Однако и над ними нависла угроза. По имеющейся у нас информации, Федеральная служба надзора в сфере природопользования планирует вывести службы охраны заповедников и национальных парков из штатов этих учреждений и переподчинить их своим территориальным органам (есть мнение, что таким образом руководство службы хочет увеличить штатную численность сотрудников своих территориальных органов). Естественно, что в таком случае эти сотрудники будут в первую очередь решать задачи не по охране заповедников и национальных парков, а текущие задачи службы. При этом, скорее всего большинство наиболее квалифицированных сотрудников служб охраны заповедников и национальных парков будут уволены.

Есть и чисто юридические проблемы с реализацией этой идеи руководства. В соответствии со статьей 33 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.

Директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков.

В соответствии со статьей 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях вправе главные государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, их заместители, то есть директора и зам. директора указанных учреждений. Таким образом, в случае, если инспектора по охране заповедников будут выведены из штата этих учреждений, это будет прямым нарушением Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях» и КоАП РФ.

Странно, что люди, которым поручено руководить системой заповедников и национальных парков столь плохо знают законодательство. При этом наиболее квалифицированные специалисты, много лет занимающиеся проблемами ООПТ, благодаря которым система ООПТ России стала одной из самых развитых в мире и признана на международном уровне, в настоящее время под разными предлогами отстраняются от управления заповедниками и национальными парками или просто выдавливаются из Службы.

Нетрудно представить, что такая ситуация с системой российских ООПТ быстро приведёт к неконтролируемому росту браконьерства, отчуждению территории ООПТ, в результате чего многие уникальные природные комплексы заповедников и национальных парков утратят свое значение. Эта ситуация может привести к утрате уникальных экосистем, уничтожению некоторых охраняемых в заповедниках редких видов флоры и фауны и в целом резко отрицательно сказаться на экологической обстановке многих регионов России.

Представляется необходимым срочное принятие решения о создании Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям с передачей ему в полном объёме функций по управлению всеми ООПТ РФ и контролю за их функционированием и соблюдением их режима Не менее непонятная ситуация возникла с контролем в области ведения лесного хозяйства. В соответствии с новыми решениями Президента и Правительства о структуре федеральных органов исполнительной власти функции государственного управления в области использования и охраны лесного фонда предоставлены Федеральному агентству лесного хозяйства, к которому в настоящее время относятся все лесхозы. Согласно Положению об этом агентстве, оно осуществляет мероприятия по охране и защите лесов и организует деятельность государственной лесной охраны Российской Федерации, но за исключением функций государственного контроля и надзора. При этом, оно имеет право «направлять материалы о нарушении лесного законодательства Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, в органы внутренних дел, прокуратуру, суд, предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд и арбитражный суд иски о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах; ограничивать и приостанавливать на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, права пользования участками лесного фонда».

При этом Федеральное агентство лесного хозяйства не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (в настоящее таких функций ему не предоставлено). Таким образом, сотрудники агентства (то есть все лесники) могут выявить лесонарушение, расчитать ущерб лесному фонду или неустойки за нарушение лесохозяйственных требований и даже направить иск о взыскании ущерба в суд, но не имеют право составить протокол об административном правонарушении, и уж тем более привлечь нарушителя к административной ответственности (правда непонятно, как можно взыскать ущерб за нарушение лесного законодательства, не зафиксировав само нарушение соответствующим протоколом!).

Из этого следует, что лесник не имеет право осуществлять и другие действия, связанные с производством по делам об административных правонарушениях, в частности, такие меры по обеспечению производства, как доставление лиц, подозреваемых в совершении административных правонарушений в органы милиции, личный досмотр, досмотр вещей, документов и транспортных средств, изъятие незаконно добытой продукции и орудий природопользования и т.д., то есть тех действий, которые необходимы для эффективного привлечения нарушителей к ответственности. Получается, что при выявлении нарушения лесник может только вызвать на место нарушения либо сотрудника милиции, либо сотрудника Федеральной службы надзора в сфере природопользования и слёзно просить нарушителя ничего не делать и никуда не уходить до их приезда.

Однако и с полномочиями указанной службы в этой сфере всё не так просто. Согласно положению о службе, она осуществляет контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов. Больше ничего о её функциях в этой сфере не указано.

При этом, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, производство по администаритвным правонарушениям в области охраны и защиты лесного фонда осуществляют только органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда, то есть Федеральное агентство лесного хозяйства.

В соответствии с Лесным кодексом, эти функции принадлежат государственной лесной охране, деятельность которой организуется Федеральным агенством.

Таким образом получается, что и должностные лица Федеральной службы надзора в сфере природопользования не уполномочены осуществлять производство по делам о лесонарушениях.

То есть имеется явное противоречие между федеральными законами и положениями о федеральных органах исполнительной власти, устанавливающими их полномочия. В этой ситуации грамотный лесонарушитель, а таких с каждым годом становится всё больше) вообще легко может уйти от ответственности даже в случае задержания его непосредственно на месте правонарушения.

Нетрудно догадаться, что если ситуация не изменится, она может привести к неконтролируему росту браконьерства, что может очень серьёзно сказаться на состоянии лесов России.


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!