Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 27, март 2005
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Лесоустройство в новой системе координат

А. Ф. Игнатьев, начальник партии спец. экспедиции ФГУП «Севзаплеспроект»

Прошло десять лет со дня утверждения (15 декабря 1994 года) приказом Рослесхоза «Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России». За это время было принято множество нормативных правовых документов: Лесной кодекс РФ, Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О мелиорации земель», Положение об аренде участков лесного фонда, Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ и т.д. В 1998 году опубликованы «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами РФ», в 2002 году приняты «Концепция развития лесного хозяйства в РФ на 2002–2010 гг.» и «Основные направления развития лесной промышленности», ряд документов по сертификации. В 2004 году Россия ратифицировала Киотский протокол.

Уже одно перечисление этих документов убедительно доказывает то, что «Инструкция» устарела, так сказать, «технически». Но кроме этого она устарела и морально, так как по существу своему нацеливала лесное хозяйство на экстенсивный путь развития, тогда как за прошедшие десять лет и общественное мнение, и мнение специалистов сошлись на том, что время экстенсивного ведения лесного хозяйства и лесного сектора в целом безвозвратно ушло: «Нужно сделать очевидный вывод. В настоящее время возможности развития экстенсивной модели лесопользования в России исчерпаны» (Шварц, 2003 г.); «Если оценивать состояние лесного хозяйства и лесного комплекса в целом в настоящее время, то оно находится не на позициях интенсивного лесоводства, лесовыращивания, а на средневековой позиции собирательства того, что даёт природа» (Книзе, Романюк, 2004 г.).

В связи с этой ситуацией роль лесоустройства в движении к интенсивной модели ведения лесного хозяйства, развитии лесного сектора народного хозяйства в целом становится одной из ведущих, так как, высшим предназначением российского лесоустройства всегда было не только информационно-техническое, но и идейное обеспечение управления лесами.

Вопрос в том, способно ли современное лесоустройство стать идеологом реформирования лесного сектора, перевода его на рельсы интенсивного ведения. Ещё в 1993 году коллегия Рослесхоза выразила озабоченность состоянием лесоустройства и утвердила концепцию его развития в соответствии с Основами лесного законодательства.

Современный анализ этого документа показывает, что основные позиции Концепции лесоустройства не утратили и сейчас своей актуальности и обоснованности. Но система взглядов на лесоустройство, каковой и должна быть концепция, требует актуализации с учётом изменений, произошедших в России в целом и в лесном секторе в частности. Следует также с сожалением констатировать тот факт, что « … хотя в действующей Инструкции и поставлена задача обеспечения высокой достоверности данных, общее состояние экономики, сокращение численности таксаторского состава реально снизили достоверность получаемой информации о лесном фонде» (Книзе, Романюк, 2004 г.). Никакие новые информационные технологии не заменяют полноценные полевые работы. Суть проблемы не сводится к модернизации камеральных работ традиционного лесоустройства на основе компьютеризации и ГИС–технологий – они никак не влияют на технологии и состав полевых работ, а главное, на точность таксации древостоев. Но и даже сверхточная таксация древостоев мертва без наличия в лесоустройстве чёткой идеологической направленности, однозначно сформулированной в Концепции лесоустройства, которая в свою очередь имеет в своей основе положения национальной лесной политики, Лесного кодекса России. Все эти документы в настоящее время отсутствуют – принятие нового Лесного кодекса затягивается, опубликованный в 2001 году проект «Национальной лесной политики России» так проектом и остался. В обновлённом виде он обсуждался в 2004 году в Вологде и был представлен в Правительство РФ, но до сих пор не рассматривался.

Всё это, конечно, усложняет работу по устройству российских лесов, но, на наш взгляд, не делает её невозможной, так как ещё в 1918 году М. М. Орлов в своём капитальном труде «Об основах русского государственного лесного хозяйства» писал, что рациональное лесоустройство безотносительно кому бы лесная дача ни принадлежала будет одним и тем же, так как идеал организации хозяйства заключается в достижении гармонии в сочетании местных интересов. И далее: « … руководящим принципом будет стремление использовать каждый участок почвы наиболее совершенным способом, обеспечивающим постоянство культуры и достигающим гармонического сочетания всех угодий, каждого на том месте, где другое не может дать лучшего результата». Другое дело, что достичь гармонии в современных условиях гораздо сложнее, чем это было в начале прошлого века.

Тем не менее, основываясь на этом понятии идеала лесоустройства, попытаемся представить своё видение места и роли лесоустройства в деле реформирования лесного сектора России. Действующий Лесной кодекс РФ определяет круг задач, стоящих перед лесоустройством. Их можно сгруппировать в несколько блоков.

Первый блок – фиксация сложившейся ситуации:

  • определение границ участков лесного фонда и внутрихозяйственной организации территорий;
  • картографирование лесного фонда;
  • инвентаризация лесного фонда.

Второй блок – назначение адекватных мероприятий (рубок главного и промежуточного пользования, лесовосстановления, мелиорации, охране и защите лесов и т.д.), определение их качественных и количественных характеристик (расчётных лесосек, размеров рубок промежуточного пользования, объёмов других лесохозяйственных мероприятий).

Третий блок – планирование – составление лесоустроительных проектов.

Четвёртый блок – контроль – надзор за осуществлением лесоустроительных проектов, составленных как для владельцев лесного фонда, так и для лесопользователей. Этот последний блок очень важен, так как, по существу, делает государственное лесоустроительное предприятие одним из органов государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов федерального уровня.

Есть и пятый блок – иные лесоустроительные действия. В новом Лесном кодексе хотелось бы видеть его в развёрнутом виде.

На наш взгляд, в него следует включить участие лесоустройства в решении задач реализации критериев и индикаторов устойчивого управления лесами, сохранения биоразнообразия, в том числе путём развития сети разнообразных особо охраняемых природных территорий, лесной сертификации, расчёта баланса выделения и поглощения атмосферного углерода лесными экосистемами в рамках ратифицированного Россией Киотского протокола. Сюда также войдёт обеспечение лесоустройством государственных интересов в отношении лесов, как национального достояния: государственная инвентаризация лесного фонда, государственный лесной кадастр, государственный лесной мониторинг и государственный учёт лесов, которые должны выполняться независимо от рыночной конъюнктуры на средства, выделяемые из федерального бюджета.

В отдельный, шестой блок, следует выделить обеспечение потребностей лесопользователей. Это сбор материалов и документов для участия потенциальных лесопользователей в лесных конкурсах и аукционах, составление договоров на аренду и концессию участков лесного фонда, актуализация данных базового лесоустройства, составление планов рубок и проектов организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых и взятых в концессию участков лесного фонда, паспортизация и отвод лесосек, осуществление непрерывного лесоустройства на участках лесного фонда, взятого в аренду или концессию. К этому блоку следует отнести и работы по отводу участков лесного фонда под строительство линейных сооружений (ЛЭП, газонефтепроводы и т.д.) и иных сооружений, подготовка материалов по переводу лесных земель в нелесные в целях не связанных с ведением лесного хозяйства и др. Этот блок можно назвать коммерческим, так как, в соответствии с Лесным кодексом, информация о лесном фонде, полученная за счёт средств федерального бюджета, является федеральной собственностью и должна, как и лесоустроительные услуги, лесопользователям продаваться.

Нынешняя ситуация, когда арендаторы – частные организации – бесплатно получают лесоустроительную информацию, ненормальна и наносит огромный ущерб государственным интересам в лесном секторе: фактически бесплатно были приватизированы огромные объёмы информации, полученной за счёт средств федерального бюджета.

Таким образом, выделяются два направления деятельности лесоустроительных предприятий:

первое – деятельность предприятия как части государственной системы управления лесами, ответственной за сбор и достоверность информации о лесах, участвующей в разработке национальной лесной политики, государственных программ использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сводных проектов организации и развития лесного хозяйства в федеральных округах, субъектах РФ, лесоустроительных проектов для территориальных органов Федерального агентства лесного хозяйства;

второе – лесоучётные и лесопроектные работы по обслуживанию лесопользователей. Эти работы могут вестись и иными (в том числе частными) лесоучётными организациями, которые не являются ответственными за государственные потоки лесоучётной информации.

Для регламентации деятельности лесоустроительных предприятий по всем шести блокам обоих направлений необходимо принятие соответствующих нормативных документов и прежде всего «Инструкции по проведению лесоустройства в лесах России». Именно в лесах, а не в лесном фонде, так как необходимость однообразного устройства и лесов обороны, и лесов поселений не вызывает сомнения.

Не вызывает также сомнения и необходимость проведения лесоустройства на ландшафтно-экологической основе с учётом критериев и индикаторов устойчивого управления лесами, сохранения биоразнообразия. Некоторый опыт в этом ФГУП «Севзаплеспроект» имеет: в 2000 году им совместно с СПбНИИЛХ была проведена работа по ландшафтно-экологическому планированию лесного хозяйства на Карельском перешейке. В настоящее время в предприятии предполагается создание рабочей группы по подготовке проекта «Инструкции» с привлечением работников лесного хозяйства, научных сотрудников.

* Доклад был представлен на конференции «Проблемы лесных отношений в России: глобальный, региональный и локальный контексты», 21–22 ноября 2004 года, Санкт-Петербург. http://www.forest.ru/rus/workshops/ecocisr/


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!