Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 28, июнь 2005
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Исполнение лесного законодательства и управление лесами в Европейско-Североазиатском регионе: начало пути

В. К. Тепляков, К. Сан-Лоран, В. Стуки, МСОП — Всемирный союз охраны природы (IUCN)

Введение

За прошедшее десятилетие большое количество исследований и оценок определили слабое управление лесами как один из центральных факторов, ведущих к незаконной заготовке древесины, деградации и исчезновению лесов. Специалисты Всемирного Банка подсчитали, что потери от незаконной заготовки леса вместе с недостаточным сбором платежей от законных действий в глобальном масштабе стоит правительствам (государствам) порядка 15 млрд долларов США в год. По сообщениям Федерального агентства лесного хозяйства России, ущерб от незаконной деятельности в лесах Российской Федерации составляет до 5 млрд руб.

Кроме того, незаконная рубка леса — это и неучтённая эмиссия углерода, а незаконный экспорт (торговля) — неучтённая Киотским протоколом эмиссия в другие страны. Россия теряет в обоих случаях. Незаконная рубка также нарушает привычный ход других лесных пользований, включая добычу недревесных ресурсов леса, охоту. Неэффективное управление в отношении сохранности лесов, борьбы с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, плохой уход, и т.п. снижают продуктивность лесов, их климаторегулирующие свойства и углерододепонирующие функции. В настоящее время проводятся консультации среди заинтересованных сторон для проведения по приглашению российского Правительства Министерской Конференции по исполнению лесного законодательства и управлению, которая запланирована на ноябрь 2005 года. Это приглашение было озвучено на Форуме ООН по лесам (UNFF-4, Женева, 3 мая 2004 года). Предполагается, что в Конференции примут участие представители стран огромного региона, включающего в себя Европу и Северную Азию, страны Центральной Азии и Дальнего Востока, а также США и Канады. Фактически, это будет главное «лесное» событие 2005 года.

Уроки предыдущих процессов FLEG

Региональный офис МСОП — Всемирного союза охраны природы (IUCN) для Западной Африки при финансовой поддержке Агентства международного развития Великобритании (DFID) подготовил африканское гражданское общество посредством предварительных консультаций до конференции на уровне министров. Чтобы гарантировать, что голос гражданского общества будет услышан в процессе правоприменения и управления в лесном секторе Африки (AFLEG), был проведён Западноафриканский симпозиум — консультации представителей гражданского общества (Уагадугу, Буркина-Фасо, 6-7 марта 2003).

Двухдневная встреча в Уагадугу собрала около тридцати представителей гражданского общества из Бенина, Буркина-Фасо, Гамбии, Ганы, Гвинеи, Либерии, Мали, Нигера, Нигерии, Сенегала и Того для обмена опытом и поиска путей решения проблемы правоприменения и управления в лесном секторе региона.

Различные предварительные исследования, в том числе и социологические, посвящённые вопросам незаконной заготовки леса, торговли древесиной, кризисному состоянию охотпромысловой фауны, а также юридическим и институциональным проблемам, с которыми сталкиваются в процессе подготовки и исполнения лесных законов, позволили участникам осознать проблемы и перспективы, преобладающие в представленных на симпозиуме странах.

Представители гражданского общества этого региона отметили, что подготовительная встреча показала большое желание людей работать совместно, чтобы мнение Западноафриканского гражданского общества последовательно доводилось до широких слоёв населения и лиц, принимающих решения до начала, в течение и после Министерской конференции AFLEG в Камеруне. Симпозиум принял рекомендации, предлагающие правительствам стран-участниц Министерской конференции рассматривать и использовать альтернативные способы обеспечения приемлемых условий жизни людей, наращивать мощности, способствовать развитию партнёрских отношений и товариществ, активно сдерживать незаконные методы и принимать к исполнению лучшие методы лесопользования и управления, ускорять процесс децентрализации, продвигать участие гражданского общества в решении проблем, а также гарантировать, что торговля древесиной будет следовать установленным международным соглашениям.

Министерские процессы и конференции FLEG уже нашли своё место в Восточной Азии и Африке. В связи с этим, весьма полезно учесть уроки, извлечённые странами и регионами на этих континентах для того, чтобы ускорить темп реформы управления в Европейско-Североазиатском регионе. Опыт, полученный в Азии и Африке, показывает, что эффективный подход к процессу ENA FLEG должен учесть следующее.

* Процесс будет иметь большие шансы на успех только в том случае, если правительства, гражданское общество и частный сектор будут работать согласованно;

* Участие в предварительных совместных двух- или трёхсторонних консультациях повышает уровень и качество вовлечения правительств, гражданского общества и частного сектора (предпринимателей) в Министерскую конференцию;

* Правительствам следует сосредоточиться не только на деятельности и обязательствах тех или иных отраслевых структур, непосредственно имеющих дело с управлением лесами, но и в иных секторах, которые связаны с лесами, например, налоговые органы, таможня, транспорт, сельское хозяйство;

* Важно и необходимо работать с парламентариями для обеспечения необходимой политической поддержки реформ и их последующего осуществления;

* Однократные мероприятия, такие как предварительные совещания и семинары важны, но только как часть единого процесса последовательного наращивания потенциала и возможностей, а также для осуществления информационного обмена.

Следует особо подчеркнуть важность построения и развития культуры сотрудничества и доверия в процессе, который имеет дело с трудными и несущими политическую окраску проблемами, затрагивающими интересы многих сторон. Необходимо создавать условия и возможности для более широкого обмена идеями и опытом в режиме непосредственного общения. В таком случае через какое-то время доверие к процессу усиливается, перспективы переговоров будут более ощутимыми, а выполнение рекомендаций министерских конференций улучшится.

Почему МСОП?

Главный фактор, который дал возможность Международному союзу охраны природы (МСОП) координировать процесс общественного участия — его уникальный и проверенный временем опыт соединения ключевых заинтересованных сторон от всех секторов, то есть правительств, бизнеса и гражданского общества. Многие представители этих ключевых сторон являются членами МСОП, у которого сложились хорошие рабочие отношения и со многими другими организациями. Союз располагает богатым опытом по разработке и проведению консультационных процессов, ведущих к развитию сбалансированных подходов и результатов. Например, МСОП координировал работу с африканскими делегатами Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата, содействуя улучшению их способности эффективно участвовать в политическом процессе. МСОП имеет опыт работы с Секретариатом Международной организации по торговле тропической древесиной (ITTO) в построении диалога по проблемам незаконной заготовки леса между гражданским обществом и торговыми консультационными группами.

Кроме того, МСОП располагает глобальной сетью для информирования правительств, гражданского общества и других партнёров, инструментами для распространения в популярной форме информации среди представителей всех секторов. Комиссии Всемирного союза охраны природы совместно с экспертами по управлению лесами, образованию, информированию, эффективно работают для достижения поставленных целей. Очень ценен обширный опыт по разработке и реализации тематических и региональных программ, включая обзоры законодательства.

Представительство Международной организации «МСОП — Всемирный союз охраны природы» для России и СНГ имеет всё необходимое, чтобы играть активную роль в Европейско-Североазиатском процессе, поскольку в число членов МСОП входят Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Международный социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы, Центр экологической политики России. Кроме того, МСОП имеет хорошие контакты с ключевыми организациями-членами в различных регионах России и за рубежом, а также WWF, Гринпис, Всемирным Банком и другими. Представительство МСОП для России и СНГ, как и ряд других членов МСОП в России представлены в Общественном лесном совете, который имеет мандат совещательного органа для МПР России.

Ход подготовительного процесса в России

Учитывая эти факторы, Климатическая Программа Министерства иностранных дел Великобритании посчитала возможным предложить Союзу выполнить проект «Правоприменение лесного законодательства и управление: Оптимизация адаптации лесов России к изменениям климата через улучшенные меры управления лесами — Пилотная стадия», который был завершён в марте 2005 года.

Цель проекта состояла в поиске совместных позиций в отношении управления лесами, которые способствуют осязаемым положительным действиям в области справедливого и устойчивого сохранения и управления лесными ресурсами и которые пользуются широкой поддержкой среди основных групп общества.

В рамках подготовительного процесса ENA FLEG, проводились мероприятия по данному проекту, а также осуществлялись предварительные консультации российских и международных организаций и НПО для выработки подходов к процессу ENA FLEG (Москва, Всемирный Банк, 12 января 2005 года) и определялись позиции российских НПО к процессу (Москва, ВВФ, 14 февраля 2005 года).

Совместная позиция МСОП, ВВФ, Гринпис, МСоЭС, ЦОДП и «Экодаль» была представлена на первом заседании Международного консультационного комитета (МКК) ENA FLEG 21—22 февраля 2005 года и включена в качестве приложения к протоколу заседания данного комитета. Кроме того, следует особо отметить, что это было первое заседание МКК, на которое пригласили представителей НПО и лесного бизнеса. В рамках предыдущих процессов подготовки к Министерским конференциям в Азии (2001) и Африке (2003) НПО участвовали только в самих конференциях.

Для выработки сбалансированных позиций МСОП совместно с МПР России, Федеральным агентством лесного хозяйства России и своими региональными организациями-членами «Экодаль» (Хабаровск) и «Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей», представленное группой «ЭКОМ», провели гражданские слушания по проблемам лесоуправления и противодействию незаконной заготовке древесины (Санкт-Петербург, 21—23 февраля 2005 года) и региональный семинар по развитию процесса ENA FLEG (Хабаровск, 2—4 марта 2005 года).

Важно отметить, что в Санкт-Петербурге были проведены первые в истории России гражданские слушания по проблемам лесного сектора. В результате были подготовлены важные документы, такие как «Обращение участников Гражданских слушаний к гражданам России», «Открытое письмо участников Гражданских слушаний к Президенту России», «Обращение участников Гражданских слушаний к Международной министерской конференции «Переговорный процесс стран Северной Евразии по вопросам правоприменения, управления и торговли в лесном секторе» и «Предложения участников Гражданских слушаний по использованию процесса FLEGT в качестве инструмента для устойчивого управления лесами России».* В Гражданских слушаниях приняли участие 37 человек, в Хабаровском семинаре приняли участие не только представители Хабаровского края, но и представители многих других регионов Дальнего Востока (всего – 44 человека), включая зарубежного представителя от НПО «Друзья Земли – Япония».

В принятых документах отражены рекомендации российских НПО для участников Министерской конференции, государственных органов, предпринимателей, гражданского общества. Результаты проведённой работы были представлены на заседании в Федеральном агентстве лесного хозяйства 14 марта 2005 года, в котором приняли участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, а также Всемирного Банка, Российского общества лесоводов, российских и международных природоохранных организаций и проектов.

Заключение

Министерская конференция — начало длительной кропотливой работы государственных органов, гражданского общества и бизнеса по созданию свободного от коррупции, законопослушного, «прозрачного» лесного сектора. Важно, что принести на Конференцию. Как показывает опыт, главные документы — Декларация и План Действий. Поэтому предстоит ещё много работы.

Например, необходимо:

  • выявить пробелы в законодательстве, поскольку FLEG не живёт самостоятельно. Правоприменение в лесном секторе не сводится к исполнению только Лесного кодекса, но и требуется соблюдения других нормативных правовых актов — целого круга законов в области таможенного регулирования, ценообразования, транспорта, сертификации, экологической экспертизы и т.д.;

  • провести исследование общественного мнения и осведомлённости граждан о незаконных рубках;

  • понять, как люди видят правоприменительную роль органов управления лесным хозяйством и своё место в процессе и т.д.;

  • выработать позицию и механизмы вовлечения общества и бизнеса в процесс, т.к. чиновники сами не в силах всё контролировать и осуществлять. Нужен механизм консультаций властей с обществом и частным сектором. Фактически, здесь должны быть использованы все наработки природоохранных НПО по ряду проектов в области создания стратегии коммуникации власти, общества и бизнеса. В частности, это показал и семинар, проведенный WWF (Москва, 24 марта 2005 года), в котором приняли участие представители крупного лесного бизнеса, работающего в России;

  • выбрать 15 организаций-представителей гражданского общества для участия в подготовительной и Министерской конференции. Это непростая задача, поскольку в её решение будут вовлечены НПО и организации гражданского общества из 52 стран мира;

  • выработать предложения в Декларацию и План действий;

  • иметь эффективную коммуникационную стратегию. Нужны общие усилия по оповещению людей о процессе и обо всём, что в его рамках происходит. Необходимо постоянно информировать государственные органы, Государственную Думу, региональные и местные власти. В этом направлении одним из первых шагов было создание страницы по ENA FLEG на Интернет сайте http://fleg.forest.ru.

Только совместными усилиями возможно решение этой важной природоохранной, экономической, социальной и нравственной проблемы.


* Итоговые материалы Гражданских слушаний в Санкт-Петербурге, а также другая информация по процессу FLEG в России доступны через интернет http://fleg.forest.ru


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!