|
||||
| ||||
Общая информация о российских лесах Российское лесное законодательство Устойчивое лесопользование в России Периодические издания и рассылки Пресс-релизы и другие материалы для СМИ
|
Исполнение лесного законодательства и управление лесами в Европейско-Североазиатском регионе: начало путиВ. К. Тепляков, К. Сан-Лоран, В. Стуки, МСОП — Всемирный союз охраны природы (IUCN) Введение За прошедшее десятилетие большое количество исследований и оценок определили слабое управление лесами как один из центральных факторов, ведущих к незаконной заготовке древесины, деградации и исчезновению лесов. Специалисты Всемирного Банка подсчитали, что потери от незаконной заготовки леса вместе с недостаточным сбором платежей от законных действий в глобальном масштабе стоит правительствам (государствам) порядка 15 млрд долларов США в год. По сообщениям Федерального агентства лесного хозяйства России, ущерб от незаконной деятельности в лесах Российской Федерации составляет до 5 млрд руб. Кроме того, незаконная рубка леса — это и неучтённая эмиссия углерода, а незаконный экспорт (торговля) — неучтённая Киотским протоколом эмиссия в другие страны. Россия теряет в обоих случаях. Незаконная рубка также нарушает привычный ход других лесных пользований, включая добычу недревесных ресурсов леса, охоту. Неэффективное управление в отношении сохранности лесов, борьбы с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, плохой уход, и т.п. снижают продуктивность лесов, их климаторегулирующие свойства и углерододепонирующие функции. В настоящее время проводятся консультации среди заинтересованных сторон для проведения по приглашению российского Правительства Министерской Конференции по исполнению лесного законодательства и управлению, которая запланирована на ноябрь 2005 года. Это приглашение было озвучено на Форуме ООН по лесам (UNFF-4, Женева, 3 мая 2004 года). Предполагается, что в Конференции примут участие представители стран огромного региона, включающего в себя Европу и Северную Азию, страны Центральной Азии и Дальнего Востока, а также США и Канады. Фактически, это будет главное «лесное» событие 2005 года. Уроки предыдущих процессов FLEG
* Процесс будет иметь большие шансы на успех только в том случае, если правительства, гражданское общество и частный сектор будут работать согласованно; * Участие в предварительных совместных двух- или трёхсторонних консультациях повышает уровень и качество вовлечения правительств, гражданского общества и частного сектора (предпринимателей) в Министерскую конференцию; * Правительствам следует сосредоточиться не только на деятельности и обязательствах тех или иных отраслевых структур, непосредственно имеющих дело с управлением лесами, но и в иных секторах, которые связаны с лесами, например, налоговые органы, таможня, транспорт, сельское хозяйство; * Важно и необходимо работать с парламентариями для обеспечения необходимой политической поддержки реформ и их последующего осуществления; * Однократные мероприятия, такие как предварительные совещания и семинары важны, но только как часть единого процесса последовательного наращивания потенциала и возможностей, а также для осуществления информационного обмена. Следует особо подчеркнуть важность построения и развития культуры сотрудничества и доверия в процессе, который имеет дело с трудными и несущими политическую окраску проблемами, затрагивающими интересы многих сторон. Необходимо создавать условия и возможности для более широкого обмена идеями и опытом в режиме непосредственного общения. В таком случае через какое-то время доверие к процессу усиливается, перспективы переговоров будут более ощутимыми, а выполнение рекомендаций министерских конференций улучшится. Почему МСОП? Главный фактор, который дал возможность Международному союзу охраны природы (МСОП) координировать процесс общественного участия — его уникальный и проверенный временем опыт соединения ключевых заинтересованных сторон от всех секторов, то есть правительств, бизнеса и гражданского общества. Многие представители этих ключевых сторон являются членами МСОП, у которого сложились хорошие рабочие отношения и со многими другими организациями. Союз располагает богатым опытом по разработке и проведению консультационных процессов, ведущих к развитию сбалансированных подходов и результатов. Например, МСОП координировал работу с африканскими делегатами Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата, содействуя улучшению их способности эффективно участвовать в политическом процессе. МСОП имеет опыт работы с Секретариатом Международной организации по торговле тропической древесиной (ITTO) в построении диалога по проблемам незаконной заготовки леса между гражданским обществом и торговыми консультационными группами. Кроме того, МСОП располагает глобальной сетью для информирования правительств, гражданского общества и других партнёров, инструментами для распространения в популярной форме информации среди представителей всех секторов. Комиссии Всемирного союза охраны природы совместно с экспертами по управлению лесами, образованию, информированию, эффективно работают для достижения поставленных целей. Очень ценен обширный опыт по разработке и реализации тематических и региональных программ, включая обзоры законодательства. Представительство Международной организации «МСОП — Всемирный союз охраны природы» для России и СНГ имеет всё необходимое, чтобы играть активную роль в Европейско-Североазиатском процессе, поскольку в число членов МСОП входят Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Международный социально-экологический союз, Центр охраны дикой природы, Центр экологической политики России. Кроме того, МСОП имеет хорошие контакты с ключевыми организациями-членами в различных регионах России и за рубежом, а также WWF, Гринпис, Всемирным Банком и другими. Представительство МСОП для России и СНГ, как и ряд других членов МСОП в России представлены в Общественном лесном совете, который имеет мандат совещательного органа для МПР России. Ход подготовительного процесса в России Учитывая эти факторы, Климатическая Программа Министерства иностранных дел Великобритании посчитала возможным предложить Союзу выполнить проект «Правоприменение лесного законодательства и управление: Оптимизация адаптации лесов России к изменениям климата через улучшенные меры управления лесами — Пилотная стадия», который был завершён в марте 2005 года. Цель проекта состояла в поиске совместных позиций в отношении управления лесами, которые способствуют осязаемым положительным действиям в области справедливого и устойчивого сохранения и управления лесными ресурсами и которые пользуются широкой поддержкой среди основных групп общества. В рамках подготовительного процесса ENA FLEG, проводились мероприятия по данному проекту, а также осуществлялись предварительные консультации российских и международных организаций и НПО для выработки подходов к процессу ENA FLEG (Москва, Всемирный Банк, 12 января 2005 года) и определялись позиции российских НПО к процессу (Москва, ВВФ, 14 февраля 2005 года). Совместная позиция МСОП, ВВФ, Гринпис, МСоЭС, ЦОДП и «Экодаль» была представлена на первом заседании Международного консультационного комитета (МКК) ENA FLEG 21—22 февраля 2005 года и включена в качестве приложения к протоколу заседания данного комитета. Кроме того, следует особо отметить, что это было первое заседание МКК, на которое пригласили представителей НПО и лесного бизнеса. В рамках предыдущих процессов подготовки к Министерским конференциям в Азии (2001) и Африке (2003) НПО участвовали только в самих конференциях. Для выработки сбалансированных позиций МСОП совместно с МПР России, Федеральным агентством лесного хозяйства России и своими региональными организациями-членами «Экодаль» (Хабаровск) и «Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей», представленное группой «ЭКОМ», провели гражданские слушания по проблемам лесоуправления и противодействию незаконной заготовке древесины (Санкт-Петербург, 21—23 февраля 2005 года) и региональный семинар по развитию процесса ENA FLEG (Хабаровск, 2—4 марта 2005 года). Важно отметить, что в Санкт-Петербурге были проведены первые в истории России гражданские слушания по проблемам лесного сектора. В результате были подготовлены важные документы, такие как «Обращение участников Гражданских слушаний к гражданам России», «Открытое письмо участников Гражданских слушаний к Президенту России», «Обращение участников Гражданских слушаний к Международной министерской конференции «Переговорный процесс стран Северной Евразии по вопросам правоприменения, управления и торговли в лесном секторе» и «Предложения участников Гражданских слушаний по использованию процесса FLEGT в качестве инструмента для устойчивого управления лесами России».* В Гражданских слушаниях приняли участие 37 человек, в Хабаровском семинаре приняли участие не только представители Хабаровского края, но и представители многих других регионов Дальнего Востока (всего – 44 человека), включая зарубежного представителя от НПО «Друзья Земли – Япония». В принятых документах отражены рекомендации российских НПО для участников Министерской конференции, государственных органов, предпринимателей, гражданского общества. Результаты проведённой работы были представлены на заседании в Федеральном агентстве лесного хозяйства 14 марта 2005 года, в котором приняли участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, а также Всемирного Банка, Российского общества лесоводов, российских и международных природоохранных организаций и проектов. Заключение Министерская конференция — начало длительной кропотливой работы государственных органов, гражданского общества и бизнеса по созданию свободного от коррупции, законопослушного, «прозрачного» лесного сектора. Важно, что принести на Конференцию. Как показывает опыт, главные документы — Декларация и План Действий. Поэтому предстоит ещё много работы. Например, необходимо:
Только совместными усилиями возможно решение этой важной природоохранной, экономической, социальной и нравственной проблемы.
* Итоговые материалы Гражданских слушаний в Санкт-Петербурге, а также другая информация по процессу FLEG в России доступны через интернет http://fleg.forest.ru
Обсудить статью вы можете на нашем форуме.
|
| |||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России
|
|