Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 28, июнь 2005
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Позиция российских неправительственных природоохранных организаций в отношении процесса ENA FLEG

14 февраля 2005 г. Москва

Нелегальная заготовка и оборот древесины, нерациональное ведение лесного хозяйства наносят значительный экологический, экономический и социальный ущерб лесам и населению России. Одним из путей решения данной проблемы является улучшение законодательной базы и практики правоприменения в сфере лесоуправления, лесопользования и торговли древесными материалами, в том числе в международном аспекте. Одним из действенных механизмов для улучшения национальной законодательной базы и усиления межгосударственного взаимодействия может стать процесс FLEG (Forest Law Enforcement and Governance). Тем не менее, практика проведения FLEG в Азии и Африке показывает, что воплощение в жизнь реальных мер и решений, выработанных на Министерских конференциях, далеко не всегда проходит в полном объёме и достигает ожидаемых результатов. Для успешного развития FLEG в Европейско-Североазиатском регионе (ENA FLEG) требуется анализ и учёт ошибок, допущенных в предыдущих региональных процессах, а так же тесная координация ENA FLEG с развивающимся в настоящее время европейским процессом FLEGT (Forest Law Enforcement, Governance and Trade). Российские природоохранные неправительственные организации (ПНПО) поддерживают начало развития процесса FLEG в Европейско-Североазиатском регионе. Важный момент для успешного развития процесса – активное участие в нём России, как основного производителя древесного сырья, а так же Китая, Японии и ЕС, как основных потребителей.

Российские ПНПО особое значение придают тщательной разработке плана выполнения решений Министерской конференции ENA FLEG. План должен содержать однозначно сформулированные, реально выполнимые и эффективные меры, поддержанные чётко определённым и достаточным финансированием.

Российские ПНПО считают, что успешное выполнение плана возможно только при полной открытости процесса, участии в выработке решений и возможности контроля выполнения решений со стороны ПНПО и иных общественных организаций.

Российские ПНПО считают основными причинами проблем в области учёта, использования, воспроизводства и охраны лесных ресурсов России следующие системные просчёты и негативные явления:

  • Высокий уровень коррупции в государственных структурах, ответственных за распределение и контроль над использованием древесных ресурсов.
  • Отсутствие чётко структурированной, разработанной на научной основе с учётом долгосрочных национальных интересов, имеющей силу закона государственной политики и стратегии в сфере учёта, использования и воспроизводства лесных ресурсов.
  • Неадекватная структурная организация, недостаточный уровень технической оснащённости и финансовой обеспеченности организаций, ответственных за учёт, распределение и контроль над использованием и воспроизводством древесных ресурсов.
  • Утилитарный подход к использованию лесных ресурсов, ложное понимание воспроизводимости ресурса как его неисчерпаемости, занижение значимости биологической, экологической и социальной ценностей леса.

Следствием вышеприведенных первопричин являются следующие негативные моменты:

  • Высокий уровень нелегальных лесозаготовок.
  • Нерациональное экстенсивное лесопользование, приводящее к истощению лесных ресурсов.
  • Отсутствие эффективных механизмов сохранения биоразнообразия в лесах, подвергающихся промышленной эксплуатации.
  • Ущемление прав коренных народов и местного населения на традиционное природопользование в районах массовых лесозаготовок.
  • Недостаток экологической культуры и ответственности в лесном бизнесе.
  • Значительные финансовые потери для государства и населения в результате отсутствия эффективной системы контроля в сфере заготовки, переработки и торговли лесоматериалами.

Российские ПНПО считают, что в рамках подготовки и реализации процесса FLEG в России особое внимание должно быть уделено следующим аспектам:

1. Реальному вовлечению гражданского общества в подготовку и проведение Министерской конференции по усилению правоприменения и управления в лесном секторе стран Европы и Северной Азии и реализацию её решений.

2. Созданию действенной структуры государственной лесной охраны, уровень территориальной организации и количественный состав которой позволяют осуществлять своевременный и адекватный контроль над лесопользованием. В частности, через сохранение государственных органов лесной охраны на местном уровне (т.е. на уровне административных районов).

3. Обеспечению открытости для широких слоёв общественности информации о состоянии лесов, управлении лесами и лесопользовании (в том числе о времени и месте проведения конкурсов и аукционов по предоставлении лесов в аренду и т.д.).

4. Обеспечение реального доступа структур гражданского общества к обсуждению вопросов, связанных с управлением лесами и лесопользованием. Создание механизмов учёта общественного мнения и пожеланий граждан при принятии решений по этим вопросам.

5. Обеспечение практической реализации положений законодательства об обязательности остановки хозяйственной деятельности и иных мер ответственности в тех случаях, когда предприятиями не выполнены предусмотренные законом меры по обеспечению экологической безопасности (например, не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы и др.).

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России

Международный союз охраны природы (IUCN)

Центр охраны дикой природы (ЦОДП)

Международный социально-экологический союз (МСоЭС)

Гринпис (Greenpeace) России

Дальневосточная межрегиональная экологическая общественная организация «Экодаль»


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!