|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Неформальная экономика лесопользования в Иркутской области: социологический ракурсС. Карнаухов, Т. Малькевич, И. Олимпиева, О. Паченков, З. Соловьёва, К. Титаев, В. Титов, Н. Черемных Особая актуальность проблемы неформальной экономики связана с обсуждением и принятием нового Лесного Кодекса (ЛК) — могут ли неформальные отношения повлиять на эффективность нового ЛК и, прежде всего, перспективного введения института частной собственности и возможного изменения роли региональной и местной власти в управлении лесными ресурсами. Основная задача исследования состояла в том, чтобы рассмотреть проблему неформального лесопользования, с одной стороны, на микроуровне, т.е. на уровне конкретных взаимодействий различных акторов поля лесных отношений, с другой стороны, рассмотреть её как вписанную в более широкий социально-экономический и культурный контекст — как на уровне структур, так и на уровне практик. Мы стремились понять, какую роль в отношениях лесопользования играют неформальные правила, каковы эти правила и как они влияют на общую ситуацию в местных сообществах. Неформальная экономика лесопользования как объект исследования В нашем исследовании неформальная экономика лесопользования рассматривается не как некое самостоятельное и обособленное социально-экономическое явление, но как проявление в лесной сфере общих неформальных механизмов, характерных для современной российской экономики в целом. Неформальные практики лесопользования, которые являлись фокусом нашего исследовательского внимания, безусловно имеют свою специфику, связанную прежде всего с технологическими особенностями лесозаготовительных процессов. К особенностям лесной сферы можно отнести также относительно замкнутый характер социального пространства лесных посёлков, их монопромышленный характер, т.е. прямую зависимость социальной сферы и экономического благополучия местного населения от лесного бизнеса, который, как правило, является едва ли не единственной сферой занятости в лесных посёлках. Тем не менее, лесная специфика не мешает рассматривать неформальные практики лесопользования как частный случай неформальных экономических практик, что позволяет использовать для их анализа имеющиеся подходы к исследованию неформальной экономики. В нашем исследовании мы предполагали найти в системе взаимодействия акторов поля лесных отношений те узловые точки, где неформальные отношения являются значимыми, доминирующими, и где доминирование этих отношений может существенно влиять на социально-экономическую ситуацию в локальных сообществах.
Неформальные отношения и нелегальные рубки в сфере лесопользования Неформальная экономика лесопользования не ограничивается лишь непосредственно процессом рубки и реализации леса, но охватывает большое число агентов разных уровней и отношений между ними (см. схему). Исследование показало, что неформальные отношения могут быть обнаружены на всех этапах взаимодействия по поводу лесодобычи и выходят за пределы собственно рубки деревьев. Собственно процесс рубки деревьев – не более, чем один из этапов этих отношений. Более того, сами неформальные (чёрные и серые) рубки во многом становятся возможными именно благодаря тому, что опираются на устойчивую систему неформальных отношений, выходящих за пределы собственно отношений вокруг леса, касающиеся социальной жизни в исследованных районах. Тем не менее доминирующий публичный дискурс, привлекающий внимание общественности к проблеме неформальной экономики лесопользования, конструируется именно вокруг нелегальных рубок, т.е. незаконной добычи леса.
Как показывает наше исследование, повышенное внимание к проблеме нелегальных рубок заслоняет другие, более значимые аспекты неформальной экономики, а именно распространённость неформальных отношений, пронизывающих буквально все интеракции в сфере лесных отношений, фактически определяющих ситуацию в лесной сфере, но при этом совершенно выпадающих из поля внимания участников публичной дискуссии о лесопользовании (по крайней мере на уровне СМИ). В неформальные отношения вовлечены все агенты, играющие на этом поле, а неформальные правила определяют практику лесодобычи в не меньшей степени, чем писанные правила, а порой оказываются более значимыми. Нелегальные рубки Что касается собственно нелегальных рубок, то мы рассматриваем их в виде спектра: от «чёрных» криминальных рубок к «белым», практически легальным:
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что: а) даже на этапе рубки, абсолютно «чёрные» рубки представляют собой лишь одну из возможных неформальных практик, гораздо более широк спектр «серых» рубок, произведённых с теми или иными нарушениями; б) ситуация в лесном секторе сегодня такова, что полностью «легальные» рубки, произведённые с соблюдением всех формальных правил, оказываются практически невозможными. Соответственно, лидирующая позиция полностью незаконных «чёрных лесорубов» с точки зрения нанесённого лесу и экономике региона/страны ущерба вызывает сомнения. Основным аргументом в пользу данного утверждения является то, что огромный спектр перечисленных выше «серых» и «белых» неформальных рубок доступен лишь лесопользователям, ведущим легальный бизнес. Причина этого состоит в том, что известные игроки белого сектора рынка имеют необходимые ресурсы (материальные, технические, информационные и социальные – в виде социального капитала связей и репутации) для того, чтобы быть успешными также и в «сером» секторе; предприятия же, работающие только в «чёрном» секторе лишены большей части этих ресурсов. На практике, один и тот же заготовитель постоянно перемещается из одного «серого» сектора в другой (более «тёмный» или более «светлый»), в зависимости от конкретной деляны, времени года, отношений с лесником и администрацией конкретного лесхоза (арендатор может иметь делянки на территории разных лесхозов) и т.д. Всё это заставляет предположить, что объём леса, добываемого за счёт неформальных практик, в которые вовлечены официальные игроки «белого» сектора лесодобычи, превосходит объём откровенно криминальных «чёрных» лесных рубок
Причины распространённости неформальных отношений Основанием для распространённости неформальных отношений в сфере лесодобычи является неэффективность существующих формальных правил, которые на практике оказываются: а) невыполнимыми в связи с завышенными для нынешнего реального технического уровня лесодобычи требованиями к уходу за деляной; монопольно завышенными тарифами железной дороги, которые препятствуют сбыту древесины внутри страны; невыгодными условиями банковского кредита для предпринимателей, что ведёт к очень медленному развитию переработки древесины и тотальному экспорту самого дешёвого не переработанного леса (т.н. «кругляка»); б) не подкреплёнными механизмами контроля за их реализацией. Примеры: нехватка лесников и отсутствие механизмов контроля не дают возможности контролировать соблюдения правил рубки; механизмы проведения конкурсов и аукционов несовершенны настолько, что дают возможность задействовать коррупционные и иные неформальные практики; в) заведомо содержащими потенциал неформальных отношений. Примеры: техническая невозможность точного измерения объёма рубки; зависимость лесной милиции от местной власти; волюнтаризм лесхоза в вопросе отвода лесосеки и контроля за соблюдением норм; взаимная зависимость всех институтов власти в регионе, что ведёт к неформальному влиянию на получение лучших участков леса; механизм рубки леса по социальным лимитам. Неэффективность формальных правил и отсутствие механизмов контроля за их реализацией ведёт к возникновению огромного количества неформальных практик и свода неписанных правил, к которому на практике апеллируют участники отношений вокруг добычи леса. Альтернативные легитимации
Как показывает наше исследование, причиной распространённости неформальных практик является их легитимность с точки зрения участников лесных отношений. Существует целый свод неписаных правил и набор неформальных практик, которые не являются формальными и законными, но являются легитимными в глазах участников лесных отношений. Эти легитимные, но неформальные нормы и практики фактически представляют собой своего рода альтернативную систему правил и отношений в сфере лесодобычи, которые и определяют реальные взаимоотношения агентов лесопользования. Это последнее обстоятельство представляется очень важным с точки зрения дискуссии о принятии нового Лесного кодекса. Основания альтернативной легитимации Проведённое исследование позволяет выделить некоторые основания (источники) альтернативной легитимации, распространённые среди участников лесных отношений в исследованном регионе. Мы предварительно выделили четыре основных источника альтернативных легитимаций:
Новый Лесной кодекс: мифологии и перспективы на основе наблюдений, интервью и анализа публичного дискурса о ЛК Проведённый нами анализ прессы и интернет-источников показал, что хотя разные эксперты выражают разные точки зрения, есть одна позиция, которая априори принимается всеми и не обсуждается, считается сама собой разумеющейся. Это предположение о том, что с принятием нового ЛК кардинально изменится практика леспользования. Между тем, результаты нашего исследования, в частности, заставляют усомниться в том, что связь между принятием нового ЛК и практикой лесопользования столь однозначна. ЛК является частью формального пространства отношений вокруг лесопользования, элементом писаного права. Между тем, как показало исследование, отношения в отрасли содержат значительный неформальный компонент и регулируются нормами права неписаного. Вопрос о новом Лесном кодексе вызывал недоумение у большинства наших информантов. Если они и знали о самом факте его подготовки, то не знали подробностей. Никакого обсуждения нового ЛК на местном уровне нет. В результате можно сделать вывод, что представляемое нередко как «всенародное», обсуждение ЛК является, по сути, делом узкого круга экспертов на федеральном уровне. Нельзя, однако, сказать, что участники отношений в сфере лесодобычи «на местах» вообще ничего не слышали о новом ЛК и не имеют никакого мнения на этот счёт. Дискуссия «на местах» развивается в совершенно ином русле, нежели публичная дискуссия в масс-медиа. Полевое исследование показало, что районная администрация знает о подготовке ЛК, но трактует его только в одном контексте: «Придут москвичи и всё заберут». Причём аргументируется это мнение не только и не столько принятием ЛК, сколько мнением о том, что «всё к этому идет». Смежная и очень актуальная для районной администрации тема – переход подавляющего числа полномочий на уровень федеральной власти. Эти две темы представители местной администрации готовы обсуждать, однако с текстом Кодекса никто из них не знаком. Сам кодекс воспринимается в этом контексте не как нормативный акт, определяющий правила игры, но как распоряжение в духе командной экономики советских времен: «у этих забрать, этим отдать». Мы полагаем, что для того, чтобы стать эффективным инструментом регулирования отношений в лесной сфере, новый кодекс должен учитывать наличие и колоссальную роль неформальных механизмов, которые на практике оказываются основным регулятором отношений в сфере лесопользования. В противном случае новый кодекс постигнет судьба нынешнего: он останется документом, который не оказывает решающего влияния на практику. Между тем, возникают сомнения в том, что новый кодекс станет легитимным в глазах большинства участников отношений в сфере лесопользования. Уже сегодня очевидно, что проект Кодекса в его нынешнем состоянии вызывает отторжение у представителей местной и региональной власти, у представителей среднего и малого бизнеса, у администрации лесхозов. В этой ситуации соблюдение новых законов можно обеспечить только за счёт жёстких механизмов контроля за отношениями на местах со стороны федеральных органов; однако нынешняя практика работы госаппарата заставляет усомниться в их эффективности.
Полная версия научного отчёта: файл Word
Обсудить статью вы можете на нашем форуме.
|
| |||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России
|
|