|
||||
| ||||
Общая информация о российских лесах Российское лесное законодательство Устойчивое лесопользование в России Периодические издания и рассылки Пресс-релизы и другие материалы для СМИ
|
Гражданские слушания – что это такое?А.Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ Демократия в сознании многих ассоциируется с выборами. А выборы, в свою очередь – с голосованием. Поэтому триада «равный доступ – выборы – голосование» является таким же лежащим на поверхности ответом на вопрос о демократии, как Пушкин – ответом на просьбу назвать великого русского поэта. Между тем, и голосование, и выборы – всего лишь процедуры, которые призваны обеспечить участие индивида в контроле за деятельностью власти любого уровня. А задача демократии как способа управления состоит в том, чтобы предоставить каждому возможность участвовать в выработке государственных решений, которые затрагивают его законные права и интересы. Воплощением идей прямой демократии являются различные процедуры, в ходе которых решение принимается «простыми гражданами», а не чиновниками, не экспертами, и даже не выборными политиками. Общим в этих процедурах является то, что граждане на добровольной основе жертвуют своё время для глубокого знакомства с документами и различными точками зрения, а также сравнительно небольшое число участников и строго кодифицированный процесс. Одной из наиболее «стандартизированных» процедур прямого участия граждан в управлении являются Гражданские Жюри. Гражданское жюри – это аналог суда присяжных, перед которым поставлены вопросы, касающиеся той или иной политики местного, регионального или национального уровня. Вопросы формулируются органом власти, который должен принять решение. Жюри выносит «вердикт» в виде развернутых рекомендаций. Метод жюри обладает рядом характеристик, которые обеспечивают доверие к вынесенному решению со стороны граждан и органов власти. К числу важнейших черт метода относятся независимость, репрезентативность, информированность и глубокое обсуждение (подробнее см. http://www.ecominfo.spb.ru/conferences/index.php?id=70 или http://doc.nscs.ru/Citizens%20Jury.doc). Органы власти не обязаны соглашаться с рекомендованным решением, но поскольку это «решение всех жителей» принятое в ходе публичной, гласной процедуры, скорее всего, итоговое решение будет находиться в русле того, что предложено в ходе слушаний. Репрезентативность является основным принципом формирования состава жюри. Состав группы из 18-20 человек подбирается так, чтобы в ней были представлены разные социально-демографические группы в пропорциях, характерных для местного сообщества, а также различные заинтересованные группы по отношению к рассматриваемой проблеме. Репрезентативность заменяет всеобщность участия, а столкновение интересов и позиций обеспечивает глубокую и неравнодушную дискуссию. Однако не менее важным условием успеха любой процедуры общественного участия является мотивация и общественный интерес. Поэтому на жюри обычно выносятся вопросы, которые уже получили публичный резонанс и вызвали широкую общественную дискуссию. А что делать, если проблема пока латентна или в силу своей масштабности выходит за пределы круга интересов «среднего гражданина»? Значит ли это, что решение таких проблем следует оставить узкому кругу экспертов правительственных или неправительственных структур? Предлагаемая ЭКОМ процедура Гражданских слушаний в своих основных чертах воспроизводит Гражданские жюри (http://www.jefferson-center.org/citizens_jury.htm) или европейские Конференции по достижению консенсуса (http://www.tekno.dk/subpage.php3?survey=16&language=uk). Однако Гражданские слушания обладают двумя оригинальными характеристиками:
|
| |||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России
|
|