Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 30, октябрь 2005
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Изучение экологических традиций края в рамках проекта «Друзья заповедного леса»

Е. Н. Мурграф, С. В. Наумова, Г. А. Хвалина, научное общество учащихся МОУДОД СЮН, средняя школа № 3 округа Муром Владимирской области

Проект «Друзья заповедного леса» Научного общества учащихся СЮН округа Муром Владимирской области реализуется в течение 2003-2005 гг. Целью проекта определено развитие природоохранной деятельности на территории государственного заказника «Муромский» и системы непрерывного экологического образования путём организации этно-экологического туризма.

Мы рассматриваем этно-экологический туризм как форму организации природосообразного поведения в природе, направленного на исследование и практическое улучшение состояния территории, на экологическое образование и воспитание, а также на улучшение здоровья и эмоционального состояния экотуристов. Являясь эффективной и рациональной формой рекреационного природопользования, экологический туризм – очень перспективное направление на территории Владимирской области и, в частности, на особо охраняемых природных территориях.

Правильная организация экотуристической деятельности способна реально улучшить состояние территории путём формирования экокультурного природопользования. Однако следует помнить, что любая конкретная территория, конкретный населённый пункт обладает характерной для данной местности традиционной экологической культурой, с элементами которой целесообразно знакомить экотуристов. Это новое содержание значительно разнообразит деятельность по экологическому образованию и способствует пропаганде и сохранению экокультурного наследия края. Организация этнографических и фольклорных исследований на предмет выявления и сохранения экологических традиций края в рамках лагеря-экспедиции является основным элементом проекта.

Под экологическими традициями мы рассматриваем:

* веру в спасительную и целительную силу природы;

* почитание животных и растений;

* охрану уникальных природных объектов;

* принципы рационального природопользования;

* понимание ответственности человека за проступки, совершённые против природы.

Устное народное творчество является важной составляющей традиционной экологической культуры любого региона. Фольклор, традиционное искусство воплотили в себе опыт, выработанный тысячелетиями существования народов. Природопользование всегда было одной из важнейших сфер человеческой жизни. Многовековой опыт взаимоотношения человека и природы не мог не отразиться в традиционном искусстве. Традиционное искусство несло важную миссию передачи новым поколениям представления об идеале в отношениях с природой. Это заставляет внимательно изучать произведения фольклора, чтобы осмыслить его роль и возможности в передаче экологической культуры. Фольклорный текст многое открывает в обряде, поверии, даёт возможность осмыслить тот или иной запрет, придать ему эстетический смысл.

Жанровая система фольклора разнообразна. Сказки, предания, легенды пословицы, прибаутки, былички, эпические, прозаические жанры, обращённые в прошлое.

Предания передают «давно минувшие, но реальные дела и исторические лица»; легенда – поучительное, фантастическое произведение с выраженными религиозными мотивами и сверхъестественными существами в качестве действующих лиц; былички – «произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными существами, о нереальных событиях, которым и рассказчик, и слушатели придают значение реальных фактов». Произведения, посвящённые духам природы, составляют особую группу фольклорных текстов – быличек. С такими произведениями нередко связана система нравственных запретов. Запреты имеют мистическое или реальное объяснение: оно запрещает действие, опасное для здоровья человека, для его хозяйства, для окружающей среды. Если запрет нарушается, то силы наказывают нарушителя. Духи природы оберегают разные сферы окружающего мира: воду, лес, поле. Именно они хозяева, а не человек, даже в доме он не абсолютный хозяин: в доме хозяин – домовой; в овине – овинник; в бане – банник; в лесу – леший, на водоёмах – русалки, кикиморы Каждый народ (этнос) выработал на протяжении веков самобытные этно-экологические традиции, обусловленные территориальными особенностями и временем проживания. Но отмечается и много общего в представлениях о мире разными народами. Так у этнических народов Поволжья – марийцев, мордвы, славян – присутствуют в культуре духи воды, леса, призванные прежде всего оберегать подвластные им стихии, а особо значимые объекты природы становятся священными и запретными для обыденного и массового посещения и использования. В ходе настоящего исследования изучены основы и освоен метод изучения экологических традиций края. На территории деревень Алешунино, Красный Бор, Боровицы, Сосницы и Михайловка (округ Муром, Владимирская область) собран и паспортизирован фольклорный материал, отражающий традиционную экологическую культуру населения небольшой территории, единой по своим природным и этническим условиям.

В ходе экспедиционных исследований было опрошено 16 человек в возрасте от 55 до 90 лет. Произведено 98 записей, первичный материал паспортизирован. Среди элементов устного народного творчества записано 29 быличек, 14 песен, 12 частушек, 5 примет, 4 поверья, 7 загадок, а так же описаны 2 обряда и 21 праздник.

На следующем этапе исследований проведён анализ текстов быличек, поверий и песен на предмет выявления экологических традиций.

В ходе анализа полученных материалов выявлены элементы традиционной культуры, отражающие экологические традиции края, среди которых присутствуют:

* вера в спасительные и целительные силы природы на примере Попова луга (д. Алешунино) и Каликина родника (д. Михайловка);

* почитание среди животных лошади (престольный праздник в Лошадий день – день Фрола и Лавра-лошадников), а так же растительных сообществ Попова луга, Галямина бора, родовых деревьев (деревни Алешунино и Красный Бор);

* охрана уникальных природных объектов: Платонова сосна (д. Красный Бор), Галямин бор (д. Алешунино), Каликин родник (д. Михайловка);

* принципы рационального природопользования, проявляющиеся в соблюдении сроков и правил охоты, рыбной ловли, сбора растительных продуктов, посещения леса и водоемов.

* понимание ответственности человека за проступки, совершенные против природы, проявляющееся в большом числе записанных быличек, которые учат человека правилам общения с окружающим природным миром, и в присутствии разнообразных мифологических образов, призванных оберегать, предупреждать, наказывать.

По результатам исследования выявлены объекты этно-экологической культуры, требующие особой охраны как памятники природы:

* Платонова сосна (д. Красный Бор)

* Галямин бор (д. Алешунино)

* Каликин родник (д. Михайловка).

Участие городской и сельской молодежи в проекте, вовлечение местного населения позволило построить новые социально-экологические отношения и укрепить связи в регионе, что обеспечивает устойчивое развитие. Местное население, структуры местной власти увидели новые возможные перспективы социально-экологического и экономического развития территории, в частности, в направлении этно-экотуризма и оказали содействие в деятельности.


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!