Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 30, октябрь 2005
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Смело товарищи все по местам – надвигается очередное оглушительное «хотели как лучше, а получилось как всегда»

А. Ю. Григорьев, эксперт Международного социально-экологического союза

За последние месяцы в российских средствах массовой информации, а также на многочисленных лесохозяйственных и лесопромышленных форумах оживилось обсуждение проблемы правоприменения в российском лесном секторе. Одним из итогов этого процесса должна стать подготовка к Конференции министров по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА–ФЛЕГ). Руководители лесного хозяйства более 50 стран региона, в том числе таких гигантов производства и потребления лесной продукции, как Россия, Китай, Евросоюз, Япония, США и Канада соберутся 22–25 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге и примут «Декларацию» и «Индикативный план действий». Подобные встречи уже были проведены для стран Юго-Восточной Азии (Индонезия 2001 г.) и Африки (Камерун 2003 год).

Некоторые из делегаций привезут уже более-менее развёрнутые и конкретные планы действий, которые были выработаны по итогам предыдущих региональных конференций. В стратегически важном для российских лесоэкспортёров Евросоюзе такой план был принят ещё в 2003 году (EU FLEGT Action Plan). Сейчас ведутся работы по его реализации, особенно в рамках двустороннего сотрудничества Евросоюза с Индонезией, Малайзией, Камеруном, Ганой.

Всё это позволяет надеяться, что нынешняя встреча министров не закончится только разговорами и обещаниями, которые вряд ли будут выполняться. В этих условиях российской стороне, если она собирается содействовать сохранению присутствия российских производителей и экспортёров лесной продукции на рынке лесной продукции Евросоюза, придётся принимать конкретные меры для решения проблем правонарушений в лесном секторе. В первую очередь, это относится к Северо-Западному федеральному округу, откуда в Европу идёт большая часть российской древесины и её продуктов.

В случае успеха Санкт-Петербургской конференции министров, серьёзных изменений можно будет ожидать и на лесном рынке Китая. Руководство этой страны уже осознало, какой ущерб репутации китайского бизнеса наносят постоянно появляющиеся сообщения о том, что Китай является крупнейшим в мире скупщиком нелегальной древесины. Оно, похоже, готово приступить к решению этой проблемы. И тогда всё это окажет значительное влияние на российских производителей и экспортёров лесной продукции из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Эти регионы в настоящее время являются крупнейшим источниками поставок круглого леса в Китай.

В 2006 году Россия будет принимать у себя руководителей стран «Большой восьмерки», которые уделяют большое внимание проблеме сохранения лесов мира, для чего необходимы совместные усилия по совершенствованию правоприменения и управления в лесном секторе. Эти вопросы в последние годы регулярно попадали в список проблем, обсуждаемых на встречах «Большой восьмерки». В последний раз, по инициативе британской стороны, тему планировалось рассмотреть на встрече мировых лидеров, состоявшейся в 2005 году в Великобритании. Но её работе помешали международные террористы. Поскольку Россия является крупнейшей лесной державой мира, можно ожидать, что в 2006 году данный вопрос опять будет включён в повестку дня форума мировых лидеров.

Выработка единого общегосударственного подхода к проблемам лесного сектора в условиях современной российской действительности – задача очень сложная. Попытки премьер-министра М. Фрадкова в августе 2005 года обнаружить в недрах возглавляемого им правительства кого-нибудь, кто признал бы свою ответственность за развитие российского лесного хозяйства, успехом не увенчались. VII Международный лесопромышленный форум, состоявшийся в начале октября 2005 года в Санкт-Петербурге, подтверждает этот прискорбный факт.

В нарастающем хаосе развала системы управления лесным сектором проведение хоть сколь-нибудь вменяемой государственной лесной политики будет весьма непростым, и, возможно, даже безнадежным делом. Тем не менее, надо отдать должное части российских чиновников, которые в условиях сокрушительных административных реформ приложили определённые усилия, чтобы не являться на Конференцию министров ЕСА–ФЛЕГ совсем с пустыми руками.

Они попытались изложить межведомственное видение возможных путей совершенствования правоприменения в лесном секторе в части решения, видимо, наиболее очевидных для них, проблем незаконных рубок и торговли нелегальной древесиной.

В результате появился на свет, а 6 сентября 2005 года даже был обсуждён на межведомственном совещании в Хабаровске документ под названием «План действий по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины». О его содержании, равно как и о том, что конкретно говорилось на совещании 6 сентября 2005 года, ходили загадочные слухи. Частично они попали в средства массовой информации, которые ещё более подогрели интригу сообщениями, что этот документ предлагается представить на конференции министров ЕСА–ФЛЕГ в ноябре 2005 года в Санкт-Петербурге как российский национальный план действий. Естественно, возникал вопрос, насколько документ, неизвестный никому, кроме узкого круга правоприменительных чиновников, может претендовать на гордое звание «Национального плана действий».

27 сентября 2005 года Минприроды совершило акт неслыханной информационной открытости. На его официальном сайте был размещён полный текст «Плана действий». И все желающие, имеющие доступ к интернет, могли с ним ознакомиться. Остаётся только помечтать о том, как бы узнать, что конкретно говорилось на межведомственном совещании в Хабаровске 6.09.2005, какие аргументы приводились в качестве обоснования «Плана действий».

Чтение этого документа оставляет сильное впечатление. Всё, о чём там говорится, конечно имеет некоторое отношение к борьбе с нелегальными рубками. Но в основном это чётко и системно изложенные намерения по созданию дополнительных бюрократических барьеров для российских производителей и экспортёров лесной продукции, формированию дополнительных условий для усиления коррупции (теперь под предлогом борьбы с незаконными рубками), а также примеры откровенной халтуры.

Но, увы, ничего другого пока не обнаружено. Весьма вероятно, что именно с этим «Планом действий» российская официальная делегация предстанет перед участниками Конференции министров 22–25 ноября 2005 года. Остаётся только попытаться обратить внимание на то, как она при том будет выглядеть. Российским чиновникам не привыкать к очередным «как всегда», но общественности всё ещё «за державу обидно».

Всего в документе предложены 9 мероприятий. Некоторые из них имеют весьма невнятную рубрикацию. В предлагаемой ниже версии в ряд разделов мероприятий были внесены дополнительные номера, чтобы при дальнейшей дискуссии можно было понять, о чём идет речь. В остальном названия мероприятий, описание содержания работ и ожидаемых результатов полностью соответствуют оригиналу.

Мероприятие № 1. Дистанционный мониторинг организации и состояния лесопользования на территории лесного фонда Российской Федерации

Проведение работ по дистанционному мониторингу в республиках Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Костромской, Кировской, Пермской, Свердловской и Томской областях, Красноярском крае, Иркутской, Читинской, Амурской областях, Хабаровском и Приморском краях в соответствии с Планом проведения дистанционного мониторинга в 2006 году на общей площади 101,2 млн га.

Ответственные исполнители Рослесхоз, территориальные органы Рослесхоза, ФГУ «Авиалесоохрана». Срок выполнения – в течение 2006 года.

Ожидаемые результаты – выявление нарушений лесного законодательства и лесохозяйственных требований при организации и осуществлении лесопользования и оперативное принятие решений по привлечению виновных лиц к ответственности, повышение доходности от использования лесных ресурсов.

Комментарий

Намерение, в принципе, полезное. Правда удивляет, почему ответственным за его выполнение указано ФГУ «Авиалесоохрана», не имеющая опыта таких работ, а не лесоустроительные предприятия, которые уже много лет работают в данной области и располагают всей необходимой информацией. Неясно, реально ли достижение заявляемых огромных объёмов – 101 млн га, при имеющемся количестве специалистов, способных грамотно выполнять работы по дистанционному мониторингу.

Непонятно, материалы каких спутников в дальнейшем предполагается использовать для проведения космического мониторинга российских лесов. Отечественный космический сектор уже неоднократно демонстрировал свою неспособность надёжно предоставлять такую информацию. Для зарубежных космических программ бескрайние российские лесные просторы, похоже, не представляют особого интереса, и те, что работали до последнего времени, сейчас, кажется, собираются свёртывать эту деятельность. Есть основания опасаться, что громко разрекламированный космический мониторинг в самый интересный момент может оказаться без космических снимков.

Вызывает опасения и явно наметившийся обвинительно-карательный характер использования результатов первых этапов дистанционного мониторинга. При уже осуществлённых оргвыводах попыток глубокого анализа причин столь массовых нарушений и их устранения нет. Основными «нарушителями» оказываются руководители лесхозов и легальные арендаторы.

Для борьбы с деятельностью откровенно криминальных незаконных лесозаготовителей предлагаемый дистанционный мониторинг будет мало эффективен. Лесные воры срубят и вывезут необходимый им лес гораздо быстрее, чем это будет обнаружено после очередного цикла космической съёмки. Особенно когда непонятно, кто и как будет проводить эту съёмку после отказа очередных российских спутников или прекращения работы сохранившихся иностранных.

Очевиден большой коррупционный потенциал подобных упражнений ввиду полной закрытости получаемой информации дистанционного мониторинга и совершенно неясных критериях приоритетности дальнейших действий в области правоприменения. Данные дистанционного мониторинга вполне объективны. А вот использование их в карательных целях при информационной закрытости может быть сугубо субъективным. Это даёт огромные возможности чиновникам, контролирующим потоки информации, и делающим на её основе административные, а в ряде случаев — уголовные выводы. Захотим – откроем дело. Не захотим – нет. Не говоря уже о том, что, прежде чем открывать дела, надо бы открыто разобраться, как ситуация дошла до нынешнего, похоже, весьма прискорбного состояния.

Мероприятие №2. Отпуск древесины на корню

2.1. Внесение изменений в форму лесорубочного билета и условий договора аренды участка лесного фонда в части установления показателей по отпуску древесины по преобладающим породам, а для кедра, сосны, ели, лиственницы, дуба, бука, ясеня, каштана, бархата амурского по составляющим породам. В настоящее время устанавливается в разрезе хозяйств: хвойного, твердолиственного, мягколиственного.

Ответственные исполнители – МПР России, Рослесхоз. Срок выполнения – декабрь 2005 года.

Ожидаемые результаты – позволит повысить точность и объективность оценки объёма заготовки древесины по каждой породе, особенно в отношении древесины ценных пород.

Комментарий

Намерение опять-таки, в принципе полезное, но вызывающее удивление. Согласно принятому в первом чтении варианту нового «Лесного кодекса», лесорубочных билетов больше не будет. Куда после этого МПР и Рослесхоз собираются вносить свои изменения – непонятно.

Если речь идёт о ближайших месяцах, когда ещё действует старый Лесной кодекс, то сроки выполнения этого мероприятия вызывают глубокую тревогу. На декабрь-январь приходится пик зимних лесозаготовок, и внесение каких-либо изменений в форму лесорубочного билета именно в это время способно надёжно парализовать работу российского лесного сектора зимой 2005-2006 гг.

Будет ли информация из лесорубочных билетов в разумных пределах общедоступной, чтобы каждый мог узнать, что рубки на конкретной делянке в конкретном лесничестве конкретного лесхоза являются легальными, и в случае возникновения вопросов можно обращаться по определённому, всем известному адресу? Не станут ли эти документы плодом глубоко интимных взаимоотношений лесозаготовителей и лесных и прочих различного рода правоохранительных чиновников?

Если верно первое – то эта мера может способствовать, по крайней мере, повышению прозрачности процессов лесозаготовок. Если верно второе – вся положительная составляющая этого намерения останется на усмотрение различных российских чиновников, которые в последние годы демонстрируют склонность просто к беспредельной коррупции. Эффективность охраны капусты при помощи козлов общеизвестна. Если кто-нибудь посторонний не сможет контролировать или наблюдать за развитием этого процесса и хотя бы бить тревогу, результаты, как показывает опыт, будут самыми плачевными.

2.2. Изменение порядка отвода лесосечного фонда в части исключения нормы отвода и таксации лесосек по материалам лесоустройства без натурного обследования.

Ответственные исполнители – МПР России, Рослесхоз. Сроки выполнения – декабрь 2005 года.

Ожидаемые результаты – Позволит повысить точность отвода и таксации лесосек и усилить контроль за их качеством, также увеличить доходность использования лесных ресурсов.

Комментарий

Всё замечательно и верно, но почему все эти революционные изменения намечены именно на декабрь-январь, когда зимние лесозаготовки должны идти полным ходом? Кто-нибудь оценивал необходимые трудовые и организационные ресурсы, необходимые для осуществления этого намерения, сколько всё это будет стоить, и кто за всё это будет платить?

Требование обязательного натурного обследования великолепно, но в сложившейся ситуации обладает огромным коррупционным и мошенническим потенциалом. Где гарантия, что оно будет реально проводиться, кто всё это будет проверять? Очевидны широчайшие возможности вымогательства дополнительных благ и платежей под предлогом необходимости оформления натурного обследования.

Мероприятие №3. Приёмка на верхних складах, лесосеках древесины, заготовленной при проведении несплошных рубок

Изменение порядка учёта древесины, отпускаемой на корню, при проведении несплошных рубок леса с учётом по количеству заготовленной древесины (лесоматериалов).

Ответственные исполнители – Рослесхоз. Сроки выполнения – ноябрь 2005 года.

Ожидаемые результаты – позволит повысить точность учёта древесины, заготавливаемой при проведении несплошных рубок леса, даст возможность предотвратить незаконную заготовку древесины и усилить контроль за действиями лесопользователей, а также повысит доходность от использования лесных ресурсов.

Комментарий

Тоже всё чудесно, но кто реально будет всё это делать? Деморализованные работники лесхозов, который год живущие в атмосфере слухов об очередных реорганизациях и вынужденные промышлять теми самими несплошными рубками, потому что средства федерального бюджета, выделяемые на ведение лесного хозяйства, деваются непонятно куда? Или 400 уцелевших государственных инспекторов из числа «гвардейцев Митволя», которым и без того дел хватает?

Кто будет платить за выполнение этих работ? Ведь, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. С некоторой поправкой на коррупцию.

Мероприятие № 4. Ведение статистической отчётности по заготовке и вывозке древесины:

4.1. Отраслевой статистической в разрезе показателей по рубкам главного и промежуточного пользования, прочим рубкам в рамках администрирования платежей за пользование лесным фондом, поступающих в бюджетную систему Российской Федерации.

4.1.1 Установление порядка предоставления лесозаготовителями информации о пользовании лесным фондом, а также информации, необходимой для определения размеров платежей за пользование лесным фондом в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ.

Ответственные исполнители – МПР России, Рослесхоз. Срок выполнения – декабрь 2005 года.

Комментарий

Очень странная формулировка. Возникает впечатление, что за последние 8 лет, что действует существующий «Лесной кодекс», никто не удосужился установить порядок предоставления информации о пользовании лесным фондом, в том числе и необходимой для определения платежей за пользование.

4.1.2. Разработка и введение отраслевой статистической отчётности о фактической заготовке древесины лесхозами при осуществлении рубок промежуточного пользования и прочих рубок.

Ответственные исполнители – МПР России, Рослесхоз. Срок выполнения – декабрь 2005 года.

Комментарий

Сбор сведений об объёмах заготовки и вывозки древесины лесхозами можно только приветствовать. Давно пора. Страна должна знать своих героев, которые в рамках «рубок ухода» ухитряются заготавливать десятки миллионов кубометров деловой древесины. Глядишь, кто-нибудь, наконец, задаст вопрос: а почему они всем этим занимаются, и куда деваются выделяемые на ведение лесного хозяйства средства федерального бюджета (а это каждый год минимум двести-триста миллионов долларов)?

Кто и как быстро будет обрабатывать всё это статистическое великолепие? И будет ли такая информации доступна для всех интересующихся состоянием российских лесов или пытающихся выяснить, чем реально занимаются работники государственной системы лесного хозяйства?

4.2. Федерального государственного наблюдения

4.2.1. Изменение порядка предоставления федерального государственного статистического наблюдения по форме П-1 в части введения нормы предоставления его всеми организациями (юридическими и физическими лицами), занимающимися заготовкой и вывозкой древесины, включая лесхозы.

Ответственные исполнители – Росстат, МПР России, Рослесхоз. Срок выполнения – март 2006 года.

Ожидаемые результаты – Позволит оперативно осуществлять мониторинг объёмов фактической заготовки, вывозки и транспортировки древесины, налоговых платежей при использовании древесины и поставки её на экспорт.

Комментарий

Про лесхозы уже было сказано выше. Хотя желание обложить их двойным (ведомственным и государственным) информационным оброком как-то настораживает. Что бы это значило?

Требование предоставления государственной статистической отчётности всеми юридическими (в том числе самыми малыми) и даже физическими лицами смахивает на приступ административной горячки. В выступлениях достаточно крупных руководителей системы Росстата говорилось, что эта система уже сейчас не способна достаточно оперативно обрабатывать собираемые статистические данные по заготовке и вывозке древесины. Если к существующему объёму информации прибавятся ещё и данные из многочисленных ИЧП и ПБОЮЛ, то эта система окончательно захлебнётся.

Очевиден и мощный коррупционный потенциал этого предложения. Теперь малый бизнес можно будет прессовать и под предлогом непредоставленной в срок информации для федерального государственного статистического наблюдения по форме П-1.

Все эти статистические упражнения никак не повлияют на мелкое, но массовое воровство леса. Впрочем, на крупное тоже. Те, кто им занимаются, никаких статистических форм учёта своей деятельности не предоставляли и предоставлять не будут.

Мероприятие № 5. Межведомственное информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Создание в системе Рослесхоза единой базы данных по следующим показателям:

* Рослесхоз (расчётная лесосека, лесорубочные билеты, ордера на отпуск древесины, договора аренды участков лесного фонда, акты освидетельствования мест рубок, реестр лесопользователей, платежи за лесопользование, ежемесячные данные по фактической заготовке по лесопользователям)

* МВД России (данные проверок на стационарных пунктах и мобильными группами)

* ФТС России (данные по экспорту древесины – поставщики, объёмы, стоимость)

* ФНС России (реестр налогоплательщиков, суммы уплаченных налогов по каждому лесопользователю).

* Минэкономразвития России (реестр лесоэкспортеров, суммы экспортных контрактов, объёмы вывозимых лесоматериалов по лесоэкспортерам).

* Росприроднадзор (данные проверок лесопользователей, данные по принятым решениям о прекращении прав пользования).

Ответственные исполнители – Рослесхоз, МВД России, ФТС России, ФНС России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор, их территориальные органы, ФГУП «Рослесинфорг», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации Сроки выполнения – июль 2006 года.

Ожидаемые результаты – Создание в системе Рослесхоза Центра анализа информации с филиалами в субъектах Российской Федерации, входящих в зону интенсивного лесопользования. Координация деятельности по предотвращению нелегального оборота древесины на базе первичной документации и оперативного принятия решений о привлечении виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Комментарий

От зрелища этих информационных Нью-Васюков хочется потерять дар речи. Если всё так легко и просто, то почему это великолепие не было создано до сих пор? Многочисленные ведомства-исполнители только что узнали о существовании компьютеров и баз данных? Или всё-таки есть серьёзные проблемы, которые не решаются уже много лет и не будут решены и до июля 2006 года? Сведение всех этих данных в единую информационную систему создаст мощные возможности как для чиновничьего, так и для откровенно криминального рэкета. То, что эти данные, если их всё-таки соберут, тут же начнут утекать, в том числе и в руки криминальных структур, к сожалению, сомневаться не приходится.

Если чиновники и рэкетиры, может быть, и улучшат своё информационное обеспечение о состоянии российского лесного сектора, то совершенно непонятно, насколько улучшится от всего этого информирование рядовых российских граждан, природоохранных организаций, местных властей. Или они как пребывали в догадках и подозрениях, так в этом состоянии и останутся?

Мероприятие № 6. Сертификация лесоуправления, цепи поставок древесины и лесоматериалов

Разработка стандартов лесоуправления и цепи поставок древесины и лесоматериалов. Обеспечение функционирования системы добровольной лесной сертификации. Введение системы маркировки древесины, поставляемой на экспорт. Обеспечение фиксированной цепи поставок и приобретения древесины.

Ответственные исполнители – Российский национальный совет по лесной сертификации, Рослесхоз, территориальные органы Рослесхоза, общественные организации. Сроки выполнения – март 2006 года.

Ожидаемые результаты – обеспечение контроля места происхождения и подтверждения легальности заготовки древесины.

Комментарий

Интересно, имеют ли авторы этого замечательного в некоторых частях предложения представление о том, каких трудов требует создание системы лесной сертификации, поддержка её работы? О том, реально ли всё это сделать в течение полугода? А если всё-таки сделают, то каким будет её качество?

Требование о маркировке древесины, поставляемой на экспорт, несёт в себе замечательный коррупционный потенциал. Кто и на каких условиях будет предоставлять эти самые бирки, штрих-коды, системы контроля и учёта, а также следить за их корректной работой? Каких только маркировочных знаков и этикеток за последнее время ни клеили. Особенно на водку. Ну и что, фальсифицированная продукция исчезла из оборота?

Что будут делать с брёвнами, с которых те этикетки оборвутся? Конфисковывать и потом реализовывать с большой пользой для правоохранительных органов и приближённых к ним структур?

Мероприятие № 7. Транспортировка древесины

Разработка и введение формы товарно-транспортной накладной для транспортировки древесины и лесопродукции с реквизитами документа, предоставляющего право заготовки древесины – лесорубочного билета, ордера (на основе формы 1–Т, утверждённой постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Ответственные исполнители – МВД России, Росстат, МПР России, Рослесхоз, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Сроки выполнения – март 2006 года. Ожидаемые результаты – снижение объёмов нелегального оборота древесины. Усиление контроля за движением лесоматериалов.

Комментарий

Кто будет оформлять или выдавать эти товарно-транспортные накладные, особенно, если после принятия нового Лесного кодекса лесорубочных билетов не станет? Грузоотправитель? Так он какую хочешь бумагу нарисует. Специально уполномоченный на то чиновник? Коррупционный потенциал этой замечательной идеи очевиден. При наличии хорошо развитого рынка коррупционных услуг все бумажки продаются и покупаются, и товарно-транспортная накладная не станет исключением.

Требование её наличия может стать замечательным поводом для дополнительных неформальных платежей со стороны разных проверяющих органов, в первую очередь хорошо известных всем российским гражданам соловьёв-разбойников с большой дороги (с полосатыми палками). Цели и цена их переливчатого свиста всем хорошо известны. Им плохо от этих дополнительных поступлений не станет? Ведь большинство из них и так поперёк себя толще.

Мероприятие № 8. Контроль налогообложения лесозаготовительных предприятий и лесхозов

Проверка полноты сумм уплаты налогов лесопользователями и лесхозами на основе сопоставления данных статистической отчётности по заготовке и вывозке древесины.

Ответственные исполнители – ФНС России, МВД России, Рослесхоз, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Сроки выполнения – март 2006 года.

Ожидаемые результаты – повышение полноты уплаты налогов за счёт оперативного контроля объёмов фактической заготовки и вывозки древесины и доначисления налоговых платежей.

Комментарий

При обнаружившемся недавно конфузе, когда по официальным данным отпуск древесины по России составил около 170 млн кубометров в год, а её вывозка по столь же официальным, но уже другим данным, была несколько более 100 млн кубометров в год, доначисление налоговых платежей на основе столь «точной информации» заключает в себе прекрасные возможности как для фабрикации дел по налоговым нарушениям, так и для их прекращения. Естественно, что не за просто так…

Последние, октябрьские аресты тружеников налогового фронта показывают, что свои услуги они оценивают в миллионы долларов наличными. Сколько стоят услуги тех, кто пользуется банковскими счетами, и кого ещё не взяли и, скорее всего, в ближайшие годы и не возьмут – даже подумать страшно. На удовлетворение их аппетитов российского лесного сектора не хватит.

Мероприятие № 9. Экспорт древесины и изделий из неё

9.1. Введение кодов ТН ВЭД на все виды экспортируемых пород.

Ответственные исполнители – Минэкономразвития России, ФТС России, МВД России, Рослесхоз, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Сроки выполнения – март 2006 года.

Ожидаемые результаты – повышение точности учёта объёмов экспортируемой древесины и лесоматериалов в разрезе породного состава.

Комментарий

Замечательно. Почему только всё это до сих пор не было сделано?

9.2. Изменение порядка лицензирования экспорта ценных пород в части введения нормы ограничения объёмов экспортируемой древесины в соответствии с ежегодно устанавливаемым отпуском по ценным породам по представлению территориальных органов Рослесхоза на соответствующей территории (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.1999 № 18 «О дополнительных мерах государственного регулирования при заготовке, реализации и экспорте древесины ценных лесных пород»). Включение в перечень лесоматериалов ценных пород, экспорт которых подлежит лицензированию, лесоматериалов из каштана, груши, черешни, кедра, бархата.

Ответственные исполнители – Минэкономразвития России, МПР России, Рослесхоз, ФТС России, МВД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Срок выполнения – март 2006.

Ожидаемые результаты – позволит усилить контроль за экспортом древесины ценных лесных пород. Исключит возможность поставок на экспорт древесины ценных пород в объёмах, превышающих фактический отпуск по данной породе. Снизит объёмы незаконных рубок и нелегального оборота древесины ценных пород.

Комментарий

Великолепно. С каштаном и кедром более-менее понятно. Интересный вопрос: почему в этот список не включили липу, нелегально вырубаемую в больших объёмах для последующего экспорта в Китай? Неужели уже на этой фазе было проведено соответствующее «согласование»? Быстро же они.

А вот включение в список лицензируемых пород таких экзотов, как груша, требует незамедлительных действий. Похоже, незаконные рубки довели ситуацию до возникновения угрозы произрастанию в российских лесах этого общенародно признанного объекта для околачивания? Ну, дела…

Да, экспорт груши надо лицензировать и немедленно. А то различного рода государственным чиновникам, решающим проблемы правоприменения в российском лесном секторе, нечем будет заниматься.

9.3. Разработка Перечня стратегически важных сырьевых товаров, включающего в себя лесоматериалы.

Ответственные исполнители – Минэкономразвития России, МПР России, Рослесхоз, ФТС России, МВД России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Срок выполнения – февраль 2006 года.

Ожидаемые результаты – введение уголовной ответственности за контрабанду (незаконный экспорт) лесоматериалов (ч. 2 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Комментарий

Включение в список стратегических товаров каких-нибудь черенков для лопат деревянных – это круто. Чего ни сделаешь, чтобы организовать уголовную ответственность за контрабанду. Надо обязательно её внедрить и применение расширить. На российском Дальнем Востоке китайские браконьеры хищническим образом изничтожают лягушек. Чтобы пресечь этот преступный бизнес, их также надо будет включить в список стратегических товаров.

Чудесный документ получится – какой-нибудь обогащенный уран или плутоний, боевые истребители, подводные лодки и рядом – черенки для лопат берёзовые, доски липовые, лягушки зелёные. Интересное чтение получится, а то всё про ракеты да оборудование для производства атомных бомб или наркотиков.

9.4. Изменение порядка расчёта и установления индикативных цен на древесину в части определения их федеральным органом исполнительной власти (Минпромэнерго России, Минэкономразвития), а не общественной организацией.

Ответственные исполнители – Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Рослесхоз, МВД России, ФТС России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Срок выполнения – февраль 2006 года.

Ожидаемые результаты – повышение объективности определения индикативных цен на лесоматериалы, оценки сумм экспортных контрактов для полноты уплаты таможенных пошлин и взимания налогов.

Комментарий

Это у нас опять получится не административный экстаз, а сплошная рыночная экономика. Соберутся на рынке ответственные исполнители Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Рослесхоз, МВД России, ФТС России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти — и начнут сугубо рыночными методами определять индикативную цену на какие-нибудь технологические дрова осиновые, горбыли липовые. Интересно, какой будет стоимость услуг этих участников рыночных отношений?

Не правительство получится, а прямо какая-то межведомственная лесоторговая биржа. Впрочем, тогда от него будет хоть какая-то польза. С Чикагской лесоторговой биржей конкурировать станем.

9.5. Подготовка предложений об изменении таможенного законодательства Российской Федерации в части дополнения перечня документов, требуемых при декларировании грузов, товарно-транспортной накладной на перевозку древесины и изделий из неё (на основе формы 1–Т) и копией лесорубочного билета.

Ответственные исполнители – ФТС России, Рослесхоз, МВД России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Срок выполнения – май 2006 года.

Ожидаемые результаты – снижение объёмов незаконно заготовленной древесины. Усиление контроля за происхождением (легальностью заготовки) лесоматериалов, поставляемых на экспорт. Возможность установления легальности заготовки древесины путем отслеживания цепочки поставок.

Комментарий

Господи, ну какие же они все-таки упорные. Уже сколько раз говорили, что в новом «Лесном кодексе» нет никаких лесорубочных билетов! Так они на их основе уже товарно-транспортную накладную придумали, а теперь ещё требуют включать всё это в таможенную декларацию. Это сколько можно будет … сначала за несуществующий лесорубочный билет, потом — за оформляемую на его основе товарно-транспортную накладную, а теперь ещё и за таможенную декларацию?

9.6. Разработка единого национального стандарта измерения объёмов лесоматериалов, применяемого как внутреннем рынке, так и при экспорте древесины и изделий из неё.

Ответственные исполнители – МПР России, Рослесхоз, Минпромэнерго России, ФТС России, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Срок выполнения – май 2006 года.

Ожидаемые результаты – повышение объективности оценки объёмов и сортности лесоматериалов, поставляемых на экспорт. Недопущение неуплаты таможенных пошлин и налоговых платежей в полном объёме из-за разницы применяемых методик

Комментарий

Давно пора. Разговоры на эту тему идут уже явно более 10 лет. Но до сих пор единый национальный стандарт измерения объёмов лесоматериалов как для внутреннего рынка, так и для экспорта всё никак разработать не удавалось. А вот насчёт недопущения неуплаты таможенных пошлин и налоговых платежей в полном объёме из-за разницы применяемых методик – это они погорячились. Методика, конечно, вещь важная. Но еще важнее, кто и как её применяет. Но всё равно радует.

На этой оптимистической ноте закончим наше знакомство с этим чиновничьим шедевром и подведём итоги.

Из девяти мероприятий, предусмотренных «Планом действий», большинство содержит кое-какие элементы, которые могут оказаться полезными для наведения порядка в российском лесном секторе. Однако не совсем понятно, откуда возьмутся необходимые для этого высококвалифицированные технические кадры, некоррумпированные чиновники, а самое главное – кто будет платить за всё это?

Большая часть заявляемых мероприятий не может быть выполнена в указанные в «Плане действий» совершенно нереальные сроки. О дистанционном мониторинге, необходимости налаживания межведомственного, хотя бы информационного, взаимодействия, стандартах измерения объёмов лесоматериалов и многом другом говорится уже десятки лет. Почему вдруг все эти благие пожелания, лежавшие мёртвым грузом многие годы, вдруг будут выполнены за считанные месяцы – совершенно непонятно.

Выполнение некоторых мероприятий плана вряд ли возможно в принципе. По крайней мере три из них опираются на использование лесорубочных билетов. После принятия нового «Лесного кодекса», которое должно произойти в ближайшее время, существование каких-либо лесорубочных билетов, как, впрочем, и лесхозов, не предусматривается. В связи с этим непонятно, форму каких лесорубочных билетов собирается изменять Минприроды (мероприятие 2), реквизиты каких лесорубочных билетов собирается включать в новую форму товарно-транспортной накладной МВД (мероприятие 7), и что собирается требовать от экспортеров Федеральная таможенная служба (мероприятие 9).

Предложение включить лесоматериалы в Перечень стратегически важных сырьевых материалов заставляет задуматься о состоянии здоровья авторов этих замечательных инициатив.

Большая часть предлагаемых мероприятий станет существенными дополнительными административными барьерами для работы легальных лесопроизводителей и лесоэкспортеров. Самым «как всегда» вариантом будет, если некоторые из них – такие, например, как введение новой формы лесорубочного билета – будут всё-таки выполнены в обещанные сроки. В этом случае благие намерения чиновников по борьбе с нелегальными рубками весьма эффективно парализуют работу легальных лесозаготовителей уже зимой 2005–2006 гг.

Многие мероприятия несут в себе очевидный и немалый коррупционный потенциал. Реализация «Плана действий» не только не приведёт к снижению уровня коррупции в лесном секторе, но и будет способствовать его повышению, прежде всего за счёт создания множества новых административных барьеров. Каких-либо мер по анализу причин сложившейся ситуации с правонарушениями в лесном секторе, а также по борьбе со связанной с этими правонарушениями коррупцией, в предлагаемом «Плане действий» не обнаружено.

Основными жертвами мероприятий предлагаемого «Плана действий» станут прежде всего лесхозы (их, впрочем, видимо, скоро всё равно ликвидируют), легально действующие лесопромышленные и лесоторговые компании.

Структуры, откровенно ворующие лес, от мероприятий «Плана действий» пострадают в минимальной степени, поскольку этот документ просто не предусматривают каких-либо действий, направленных именно на борьбу с хищением леса. Подавляющая часть мероприятий плана (новые формы лесорубочных билетов, отвода и освидетельствования лесосек, товарно-транспортные накладные, дистанционный мониторинг и т.д., и т.п.) не имеют никакого отношения к практической деятельности лесных воров. Они как воровали, так и будут продолжать воровать дальше. Разве что взятки за перевозку ворованного леса будут побольше, но и эту проблему они уже давно и успешно решили.

Будем надеяться, что правительство, прежде чем принять и утвердить этот документ, всё-таки проведет анализ его коррупционной ёмкости. Минэкономразвития уже несколько лет обещает ввести обязательное использование этой процедуры для проверки всех принимаемых властями решений. Давно пора. Самое время перейти от слов к делу. Будем надеяться, что анализ административной барьерности и коррупционной ёмкости «Плана действий по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины» образца 2005 года будет открыт для всех интересующихся этой проблемой и пройдёт широкое общественное обсуждение.

Остаётся ещё один вопрос. Как предлагаемые межведомственным «Планом по предотвращению незаконных и нелегальных рубок и нелегального оборота древесины» мероприятия будут соотноситься с благими пожеланиями Министерского процесса по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА-ФЛЕГ)? Оказывается, почти никак не соотносятся.

Участники конференции министров в Санкт-Петербурге должны будут принять «Санкт-Петербургская Декларацию» и «Индикативный план действий». Сейчас идёт активное обсуждение и согласование этих документов. В дальнейшем анализе мы воспользовались наиболее свежей на момент подготовки этой статьи версией №3 от 10 сентября 2005 года. Всего в «Санкт-Петербургской Декларации» указаны 10 благих намерений, которые министры собираются реализовать в своей деятельности по правоприменению и управлению в лесном секторе Европы и Северной Азии (мероприятия национального уровня):

1. Обратиться к коренным причинам незаконных рубок и связанной с ними торговли лесоматериалами и коррупции, а также незаконной рубки для потребления местным населением».

В российском «Плане действий» образца 6 сентября 2005 года какие-либо предложения по реализации этого намерения Декларации отсутствуют полностью.

2. Сделать совершенствование системы правоприменения и управления в лесном секторе (ФЛЕГ) одним из приоритетных направлений реформы системы государственного управления.

Совершенствование системы правоприменения и управления в российском лесном секторе, похоже, действительно является одним из приоритетных направлений системы госуправления. Вопрос заключается только в том, в какую сторону идёт «совершенствова-ние» – в сторону наведения порядка или завершения развала государственной системы управления российским лесным сектором. Некоторые мероприятия «Плана действий» наверно можно считать совершенствованием, но они носят частный, а не системный характер.

3. Пересмотреть и, при необходимости, укрепить лесное законодательство и соответствующую нормативную базу, согласуя их с законодательством и политикой в области землепользования; содействовать созданию прозрачно и справедливой системы распределения ресурсов; в сфере международной торговли лесной продукцией руководствоваться принятыми в международной практике нормами и правилами.

Опять-таки с большой натяжкой некоторые мероприятия «Плана действий» наверно можно рассматривать как какие-то действия по реализации этого намерения.

4. Разработать и применять в лесном секторе антикоррупционные механизмы, включая кодексы этики и профессиональную ответственность.

Антикоррупционные механизмы отсутствуют полностью. Более того, многие мероприятия «Плана действий» будут работать в прямо противоположном направлении, поскольку обладают мощным дополнительным коррупционным потенциалом.

5. Признать в сфере лесного хозяйства традиционные знания и обычное право и нормы.

Какие-либо действия по реализации этого намерения в рамках «Плана действий» отсутствуют.

6. Укрепить межведомственное сотрудничество, кадровый и институциональный потенциал, особенно в правоохранительных органах.

В случае реализации мероприятий «Плана действий» наверно именно это намерение будет реализовано наиболее полно. Институциональный потенциал, особенно в правоохранительных органах, благодаря созданию новых возможностей для коррупции, (теперь под предлогом борьбы c правонарушениями в лесном секторе), несомненно, существенно укрепится.

7. Привлекать все заинтересованные стороны, включая местное население, в процесс принятия решений в сфере лесного хозяйства, содействуя, таким образом, повышению уровня открытости и справедливости, сокращению уровня коррупции и сводя к минимуму необоснованно сильное влияние привилегированных групп.

Отсутствует полностью.

8. Обеспечить полноценное участие всех слоёв общества, в том числе представителей коренных народов, местного населения, мелких лесовладельцев, частного сектора – в рамках открытого, прозрачного и всестороннего процесса – в выработке и реализации политики на основе национальных лесных программ.

Отсутствует полностью. Национальной лесной программы (политики) в России не было, нет, и, судя по имеющимся тенденциям, в ближайшее время не будет.

9. Содействовать подготовке и распространению открытых данных о лесных ресурсах в форме, доступной для населения. Осуществлять мониторинг данных (и публиковать их) по международным торговым потокам и по внутригосударственной торговле для борьбы с нелегальным оборотом лесоматериалов внутри стран Региона.

Сбор различного рода информации является одним из основных направлений «Плана действий». Но никто не собирается эти данные публиковать или распространять, притом в форме, доступной для населения.

10. Усилить информирование и участие всех заинтересованных сторон для усиления информирования общественности о масштабах и уровне правонарушений в лесном секторе, их отрицательном влиянии на те выгоды, которые общество могло получать от леса.

Отсутствует.

Подведем итог. Всего в проекте «Санкт-Петербургской Декларации министров» имеется 10 намерений. В одном случае мероприятия «Плана действий» направлены на реализацию намерений «Декларации», в одном случае они будут действовать прямо в противоположном направлении (там, где говорится о намерении бороться с коррупцией). Ещё в двух случаях можно надеяться, что мероприятия «Плана действий» хотя бы наполовину может быть будут работать на реализацию намерений «Декларации». В шести случаях заявляемые в «Санкт-Петербургской Декларации» благие намерения никак не подкрепляются мероприятиями «Плана действий».

Остаётся подсчитать коэффициент полезного действия этой бюрократической машины. В числителе – число случаев, когда мероприятия «Плана действий» будут работать на выполнение «Санкт-Петербургской Декларации» (или, наоборот, против него, как в намерении побороться с коррупцией. Итак – один плюс, один минус, два раза по половинке плюса. И шесть нулей. Всего в результате один плюс. В знаменателе – число благих намерений «Санкт-Петербургской Декларации». На национальном уровне действий их пока обнаруживается 10 (может быть, за последние недели ещё чего придумают). Итого, одна десятая или 10%. Немного, на уровне паровоза, но всё-таки, хочется надеяться, что с плюсом, а не с минусом.

Что в этой ситуации делали общественные природоохранные организации? Некоторые из них всё-таки ухитрились попасть на совещание 6 сентября в Хабаровске. Там они выступили с предложениями, что прежде чем ещё более активно «кошмарить» лесозаготовителей и лесхозы, было бы полезно попытаться разобраться с тем, что считать законными рубками, а что нет.

Сейчас одним из наиболее злостных видов лесонарушений в Российской Федерации называют недорубы. Несмотря на то, что вырубка этих участков леса как правило приносит одни убытки, а иногда – и существенный ущерб окружающей среде, российские лесные чиновники с энтузиазмом выписывают огромные штрафы за этот вид лесонарушений. Россия имеет шансы произвести международный фурор на конференции ЕСА–ФЛЕГ, если представителям её делегации удастся разъяснить своим коллегам, что в нашей стране есть не только незаконные рубки, но незаконные «недорубки», и вот именно с ними надо бороться в первую очередь.

Представители неправительственных организаций предложили подумать о том, как, с учётом сложившейся международной практики, выглядит злостное непроведение государственной экологической экспертизы при утверждении лесоустроительной документации. Ведь при учёте этого вида правонарушений уровень незаконных рубок на территории Российской Федерации достигнет 70–80%. Было предложено чаще и активнее обсуждать с гражданами нашей страны и общественными организациями, как управлять российскими лесами. Это помогло бы убрать из управленческих документов хотя бы наиболее выдающиеся «перлы».

Но всё это осталось без ответа. На интернт-сайте Минприроды в конце сентября появился текст, с точностью до запятых соответствующий розданному перед началом совещания 6 сентября. Это значит, что по результатам межведомственного обсуждения в документ никаких изменений внесено не было. Зачем тогда его надо было проводить?

Потом были новые обращения с конкретными предложениями, что надо сделать, чтобы «План действий» выглядел не как результат воспаленного бюрократического мышления, а как настоящий национальный план действий по решению этой социально острой проблемы. Пока безрезультатно. Но мы продолжаем работу.


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!