Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 30, октябрь 2005
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Мир леса: животные

Д. Ю. Доронин, педагог-организатор ОЦРТДиМ, г. Нижний Новгород

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Этноэкология: Сборник материалов/Под ред. О.А.Захаровой. – М: ГОУВПО МГУЛ, 2005. – 140 с.

Данный сборник призван помочь педагогам и всем, кто работает на стыке экологии и культуры, опираясь на идею взаимосвязи жизни народа с окружающей его природой. По нашему мнению, этноэкологическое направление особенно актуально как с точки зрения сохранения природного, так и культурного наследия разных народов, а также с точки зрения воспитания толерантности.

Стремление привести культуру разных народов к небольшому количеству стандартов приводит к конфликту с родной культурой. Одна из таких разновидностей унификации – это стилизация разнообразных и самобытных проявлений культуры под определённый «поп–фольклорный» образ. При этом теряется разнообразие культуры, детали и специфика, бывшие некогда важной частью жизни, несущие большую смысловую нагрузку, начинают восприниматься как декоративно–развлекательный элемент. Народ, потерявший родные ориентиры, начинает умирать как общность.

Такое развитие вещей – потеря для человечества в целом, так как веками сложившаяся религиозно–культурная система различных народов есть сумма опыта этого народа по взаимодействию с окружающим миром – природой и обществом, опыта решения специфических проблем, встававших перед этой общностью. Культурный опыт каждого народа есть важная часть опыта всей человеческой цивилизации.

Этноэкологический подход должен помочь пробудить интерес и вовлечь в работу по исследованию, сохранению и возрождению природы и культуры молодое поколение, способствовать возобновлению и укреплению связи между старшим поколением – носителем культуры и молодёжью.

Следует заметить, что в России, да и в СНГ этноэкология в качестве комплексного подхода к изучению родного края – природы и жизни народа – только развивается. Поэтому мы постарались, чтобы в сборник вошли как общетеоретические «установочные» материалы, так и практические методические рекомендации. Мы надеемся, что ознакомившись с предложенными статьями, читатель найдёт перспективным и интересным данное направление работы.

Подписчики «Лесного бюллетеня» могут бесплатно получить сборник, обратившись в редакцию. Электронная версия

О. Захарова

Мир леса во всём его разнообразии всегда сопутствовал традиционной культуре селений человека в географическом пространстве России. Точнее, конечно же, говорить о многообразии традиционных культур России – русских, финно-угорских, тюркских, самодийских и пр. Как у всякой деревни – свои леса со своей неповторимой природой, топонимикой и поверьями, так у каждой деревни – своя традиционная культура, свои уникальные представления об этих лесах. Это – многообразие народной психологии, народного традиционного природопользования и природосбережения, «традиционного экологического сознания». Изучая и педагогически осмысляя многообразие фольклорных представлений о лесе, мы получаем живой, интереснейший материал для предельно-конкретного (Вот они – наши леса! Что говорится – «потрогать можно»!), неотвлечённого экологического образования и воспитания школьников, поскольку мир традиционных фольклорно-мифологических представлений о природных объектах очень часто экологичен и «природоохранен».

И это неслучайно, ведь традиции и промыслы каждого села, деревни – это то уникальное для каждого района и селения отношение людей к природе, которое складывалось и шлифовалось тысячелетиями. В нём нет ничего лишнего, неразумного – также как ничего лишнего мы не найдём в природе. В каждом районе, селе, деревне человек исстари сталкивался с особенностями того природного пространства, в котором ему приходилось жить: охотиться, ремесленничать, возделывать землю. От этого пространства, от сохранности ближайшей к человеческому жилью природы напрямую зависело благополучие деревни, крестьянского двора, жизни человека, его детей и внуков. Потому традиционный быт и хозяйство человека осторожно и по-умному относились к природе. В наше время такое традиционное отношение мы назовем экологически грамотным.

Столетиями природопользование жителей сел и деревень не нарушало природного равновесия. И это не от того, что людей тогда было меньше, а потому, что в традиционном природопользовании учитывались все мельчайшие особенности той природы, в которой располагалось село или деревня. К счастью, все эти уникальные хозяйственные формы, промыслы и ремесла не отошли в прошлое. Они современны, живы и сохраняют ту уникальную природную среду, в которой возникли – до той поры, пока жива эта природа, пока живы те селения, в которых они бытуют, и те люди, которые считают эту традицию своей жизнью. Наши методики позволяют педагогам и детям научиться собирать, экологически понимать, возрождать свои родные традиции и представления о природе.

Важной задачей в решении проблем экологического, патриотического и духовно-нравственного воспитания и образования в конкретных районах и областях России является педагогическая популяризация местной, характерной именно для их населённых пунктов традиционной экологической культуры.

«Традиционная экология» мира леса

Экологическое значение леса и представлений о нём в традиционной культуре огромно. Для большинства традиционных культур России мир леса ассоциировался с «Иным миром», существующим по своим, чуждым миру человека, таинственным законам. Часто лес подступал прямо к селению человека – так мир людей («Свой мир», космос) тысячелетиями существовал в тесном соседстве, в тесной хозяйственной и духовной связи с миром чуждого, стихийного, хтонического, Иного (хаос). Именно постоянное соседство и зависимость от Иного создавали «экологический императив» традиционных культур. Он заключался в понимании того, что мир человека и его способность и право хозяйничать в мире природы ограничены. Понимание ограниченности рождали естественную осторожность, внимательность к миру природы: человек традиционной культуры не мог вседозволенно, нагло или чересчур смело вести себя в лесу, ибо не был его хозяином.

Человек традиционной культуры даже в своем доме – не абсолютный хозяин: в доме хозяин – домовой, в овине – овинник, в бане – банник, в лесу – леший и др. Неосторожность, наглость, нарушение норм в поведении приводили к беде, о чём и сейчас повествуют многие былички – рассказы о встрече человека с мифологическими существами. Самоуверенная неосторожность, жадность на охоте могла погубить человека в лесу при встрече с лешим, неосторожность к своим детям в «неурочный час» приводила к их потере. «Человек – хозяин и покоритель природы» – основа индустриально-технократической культуры; вседозволенность, слепое потребление, невнимание к нюансам, агрессивный космополитизм – черты человека такой культуры.

В мифологических представлениях традиционных культур мир леса населён разнообразными существами: растениями, животными, существами духовно-хтонической природы. Практически каждое лесное животное (звери, птицы, гады, насекомые и др.), как и растение, связано с духами или само может оказаться лесным духом («хозяином», «нечистым» и т.п.), его воплощением (оборотничество лешего в дерево, зверя и т.п.). «Иная природа» также характерна для многих мест в лесу: это могут быть особые, отмеченные народной верой лесные поляны, болота, тропы, родники, ручьи и речки, лесные озера, валуны, муравейники, возвышенности («горки»), провалы, овраги, пещеры, ямы, «ведьмины круги», священные или почитаемые места, деревья и т.д.

Человек от начала своей истории вынужден жить за счёт леса, вторгаться в него, отсюда – огромный пласт традиционных представлений, ритуалов, связанных с посещением леса и деятельностью в нём. Это – разнообразнейшие запреты на посещение в различное время суток, недели или года, запреты на рубку деревьев, убийство животных, в зависимости от их вида, пространственно-временной ситуации или орудия охоты, запреты на какие-то виды поведения в лесу и т.д., и т.п. Это – разнообразнейшие приметы, сновидения, знаки, сопровождающие практически любое действие человека, связанного с лесом (в особенности – охотников). Совершенно очевидно: если бы лес был не «Иным», а целиком «Своим» пространством (как это кажется современному техногенному миру), то всех бы этих запретов, примет, поверий, ритуалов, как и самого леса, и дикой природы, просто бы не существовало. Представления об «Ином», постоянно присутствующем в природе, с древности сообщало человеку о неизвестности в любой точке мира: «Что-то мы знаем об этом камне или дереве, или лесе, а чего-то, быть можем, не знаем и никогда не узнаем вовсе! А значит, в этом непознанном может таиться непредсказуемость и даже опасность – следует быть уважительным, осторожным, внимательным…» Но разве не говорит современная наука также о границах человеческих знаний и возможно огромной неизвестности!

Итак, один блок традиционно-культурных природоориентированных представлений связан с проникновением человека в мир леса. Но есть и другой блок «экологической мифологии» леса, связанный с вторжением мира леса в мир людей (помните: приметы с приползающей к дому змеёй или прилетающей лесной птицей?) или с пониманием, преобразованием мира леса внутри мира человека.

Притом и в том, и в другом блоке мир леса был значим для человека двояко: частично как человеческая ресурсная база (многообразие хозяйственных нужд) и как самостийный, независимый другой мир (многообразие взаимодействий, столкновений с лесом как с «Иным»).

Приведённая ниже методика не вместит анализа представлений по этим параметрам обо всех лесных объектах, здесь мы коснёмся только традиционных представлений о животных леса. Данная методика позволяет педагогу и школьнику исследовать родную традиционную культуру – мир живых мифологических представлений о лесе.

Цель этой разработки – экологическое, патриотическое, духовно-нравственное воспитание и образование школьников, основанное на традициях неразрушающего природопользования и фольклорных народных представлениях в целом, бытовавших ранее и сохранившихся сейчас.

Задачи методики:

1. Вовлечение ребят в диалоговое пространство общения с носителями родной традиционной природосберегающей культуры;

2. Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую, экспедиционно-проектную деятельность в пространстве родной традиционной культуры;

3. Обучение педагогов формам и методам изучения, преподавания и педагогической популяризации конкретных аспектов традиционной культуры (в данном случае – аспект традиционных представлений о мире леса);

4. Выявление, сбор и паспортизация фольклорно-этнографического материала о мире леса силами исследовательских коллективов учащихся и педагогов.

Методика посвящена изучению экологических традиций и фольклорно-мифологических представлений о животных леса в современных традиционных культурах.

Возможные формы проведения

1. Учебно-исследовательские гуманитарно-экологические мини-экспедиции: позволяют в минимальные сроки (выходные в ходе учебного года, 2-3 дня в каникулярное время) силами небольшой исследовательской группы (2-3 школьника) собрать материал по традиционным представлениям о лесных животных от жителей (1 и более человек) вашего или ближайшего населённого пункта;

2. Гуманитарно-экологические сборы традиционно-культурного материала в рамках лагерных смен: позволяют разнообразить программу смены в практическом проблемно-исследовательском ключе. Ребятам предлагается (в течение 1-2 дней) побывать в роле исследователя – гуманитария и естественника одновременно – собрать и осмыслить свой собственный научный материал, характеризующий традиционное отношение к различным животным жителей деревень округи лагеря. Это и социологическое, и биологическое (ресурсно-экологическое) исследование одновременно, также в нём отражается мир народной психологии и богатство фольклорно-поэтических текстов. Напомним: особенно важным является географическая конкретность этих исследований. Здесь ребёнок с удивлением может обнаружить, что традиционные представления об одних и тех же животных в его селении и деревнях округи лагеря или различны, или отличаются какими-нибудь любопытными особенностями (приметы, обычаи и пр.).

3. Учебно-исследовательская экспедиция учащихся: наиболее серьёзная масштабная форма, в которой может быть применена данная разработка. Организуется в районах, где есть школьные коллективы с опытом гуманитарно-экологических исследований. Предполагает действие нескольких учебно-исследовательских групп с целью гуманитарно-экологического картирования многообразия традиционных представлений и форм отношения к лесным объектам (животные, растения, растительные совокупности, лесные родники, др. объекты «географии» пространства внутри леса и пр.). Также как можно узнать – чем богато и примечательно каждое селение родного района, также школьники узнают и особенную традиционную экологическую культуру каждого из этих селений. Существуют подробнейшие карты лесов (лесхозов, лесничеств, колхозных и пр. лесов) района, и надо создать подробные карты этих же лесов со всех их животным и растительным миром, но не в лесоводческом, а в гуманитарно-экологическом, традиционно-культурном аспекте. Конечно, такая карта в масштабе всего района создаётся и дополняется в течение многих экспедиций и нескольких лет. На карту наносят собираемый в экспедиции материал: топонимику лесов во всех её мельчайших деталях, а также (разными значками) разновидности традиционных отношений и представлений о конкретных природных объектах – родниках, животных и пр. Результатом является представление и сохранение уникальности многообразия традиционных культур в родном районе. Так работает педагогическая актуализация местных традиций и фольклорных представлений силами самих же учащихся. Взрослые и дети смогут обозреть удивительную картину изменения, взаимного влияния, уникальности вариаций традиционных сюжетов, фольклорно-мифологических представлений о природных объектах мира леса – от одной деревни к другой, с севера на юг, от запада на восток в географическом пространстве традиционных культур родного района. Эколого-биологической уникальности разнообразия различных уголков и природных сообществ района природы здесь соответствует гуманитарно-экологическая, традиционно-культурная уникальность.

Допускается комбинирование этих основных воспитательно-образовательных форм или выработка новых с учётом местной специфики.

Материалы исследований учащихся, выполненные в рамках любой из этих форм, могут быть обработаны и поданы на гуманитарно-экологические секции школьных областных конференций (В Нижегородской области такие конференции проводит Областной центр развития творчества детей и молодежи).

Возраст детей-участников: Средний и старший школьный возраст.

Возможные учреждения-участники: Эколого-биологические, краеведческие, фольклорно-этнографические, литературные, исторические кружки при школах, интернатах, учреждениях дополнительного образования, музеях, библиотеках, школьные лесничества, общества православной и народной культуры при воскресных школах, детские оздоровительные, профильные лагеря и т.д.

Материал разнообразия мифологических представлений о лесных животных даже внутри только русских традиционных культур огромен. Здесь мы не можем представить всего многообразия вопросов, которые бы вы могли задавать в ваших исследовательских сборах местному населению. Всегда наши вопросы могут оказаться «тесными» для вашего исследования, из-за них вы можете упустить какие-то уникальные представления о животных, характерные только для ваших деревень, о которых мы можем ничего не знать. Потому: не «идите слепо» по предлагаемому нами перечню, а всегда пытайтесь как-то дополнить, конкретизировать его – пусть это станет вашим исследовательским правилом. В итоге каждый исследователь создаёт свои личные опросники (перечни вопросов по традиционно-культурному значению каких-либо объектов), оптимальные для той территории, на которой он работает, и изменяет их в зависимости от смены условий исследования.

Виды животных, выделяемые традиционной культурой

Всё же, несмотря на многообразие представлений, в различных традиционных культурах замечается особое (сакрализующее) внимание к одним и тем же некоторым биологическим группам и видам животных. О каких-то из этих животных, скорее всего, вы также можете собрать интересный фольклорный материал в вашем районе. Приводим неполный перечень этих животных:

1. Млекопитающие: особенно – медведь, волк, росомаха, выдра, ласка, летучие мыши; также – лисица, хорёк, заяц, белка, охотничьи виды вообще, животные особенной окраски меха, больные звери;

2. Птицы: особенно – ночные хищники (филин, неясыти, совы, сычи), козодой, дневные хищники (орлы, ястреба, коршун, сокола, луни), ворон, кукушка, горлинки, дятлы (особенно чёрный – желна), удод, выпь («птица-бык»); также – поганки, зимородок, охотничьи куриные и др.;

3. «Гады»: уж (часто отделяемый в народном сознании от «змей», что важно и надо записывать), гадюка, медянка («медяница»), скопления («клубки») змей, также – несуществующие виды (цветовые разновидности змей и путаницы с веретеницей), чьи названия надо также обязательно записывать. Также выделяемы в представлениях, приметах, обычаях: ящерицы (особенно зелёные) и «ящерки», жабы, лягушки, жерлянки (особенности «пения») и др.;

4. Беспозвоночные: пауки, муравьи, пчёлы, осы, шмели, «оводы», комары, мухи, «гнус», клопы, клещи, вши, блохи, «мотыльки», крупные ночные бабочки, светлячки, кузнечики, «жуки», червяки, др.

Основные признаки, выделяемые в животных вниманием традиционной культуры

Чаще всего это животные, которые могут:

* быть связанными с ночью;

* быть похожими на человека (медведь) или связанными с человеком (оборотни);

* быть ядовитыми или смертельно опасными для человека;

* иметь чёрную окраску;

* иметь устрашающий вид;

* иметь неприятный (по традиционному общественному мнению) вид;

* питаться кровью;

* иметь некое особенное поведение;

* иметь особенные (резкие, странные, устрашающие, передразнивающие, красивые или похожие на слова) крики или песню;

* иметь большие зубы, клюв, рога, когти, хвост;

* быть слепыми, жить в земле;

* иметь белую окраску;

* иметь цвета крови глаза, пятна, «бровки» и пр.;

* оставлять особенные следы жизнедеятельности;

* иметь «жало»;

* быть хищниками;

* иметь крупные глаза и «лицо» (как, например, у сов);

* быть связанными с водой, дуплами, провалами, ямами или пещерами;

* строить, создавать нечто особенное по величине, масштабу или форме (муравейники, плотины, берлоги, особые норы или гнёзда и т.п.);

* иметь «раздвоенную лапу» (и потому быть запрещёнными в пищу – иногда заяц, лисица, пр.);

* быть вестниками духов, божеств или самими лесными духами.

Эти признаки можно использовать на опросах и при составлении опросников. Например, первоначально вопросы можно формировать так: «А говорили ли раньше – может быть, вы слышали – что какие-то ночные или чёрные птицы связаны с нечистой силой? Какие? А почему они? Они как-то себя особенно ведут?» «А бывают животные чем-то на человека похожие? Ну, фигурой или лапой, или глазами, головой или лицом? И что про это рассказывали? Расскажите, пожалуйста – пускай даже если это неправда, нам неважно – мы и сказки собираем.» «А каких животных раньше не ели, а сейчас кто-то охотится и ест? Почему не ели? А сейчас каких не едят? Почему?» И тому подобное.

Перечень основных смысловых пунктов, которые нужно учесть при опросе

А) Человек в лесу:

1. Местные (диалектные и обычные) названия диких животных: начиная от охотничьих, приведённых в вышеуказанном списке, подходящих к списку признаков, до всевозможных других.

2. Запретные и заместительные именования: существовал и сохраняется кое-где до сих пор запрет на произношение настоящего имени некоторых видов животных (типичный случай – медведь, которого до сих называют различно) – очень древние представления, о которых косвенно может свидетельствовать наличие нескольких названий животного. Прямо о запрете помнят редко;

3. Личные имена диких животных;

4. Встреча животного в лесу (встреча наяву): к добру или не к добру? Примета ли это, в чём она состоит? Что случается, если встретишь? Были ли такие случаи? Расскажите их, пожалуйста. Что надо делать, если встретишь? Можно ли как-то обезопасить себя от встречи? Как избавиться от последствий встречи? Может ли через животное лес подавать человеку какой-то знак?

5. Сон в лесу (встреча животного и взаимодействие с ним во сне): подобные вопросы. Также: какие животные вам снились? Когда последний раз? Часто ли? Какие чаще? Что самое особенное из сбывшегося, что предвещал сон? Какие животные снятся к удачной охоте? Какие – к неудачной? Откуда такие сны, кто-то их посылает? А говорили, что, может, какие-то лесные силы («хозяева») сон могут послать? Есть ли разница – когда снится животное в лесу и когда оно же снится дома? Сны в лесу – особенное значение или такое же, как дома? Сны как знаки или предупреждения – так бывает? А что другим снилось, слышали рассказы?

6. Активное взаимодействие с животным в лесу:

* Случаи помощи человеку (знак, предупреждение, активная помощь);

* Случаи преднамеренного вреда человеку, сглаза;

* Оборотни: случаи столкновений, сожительства, помощи. Также – просто рассказы про оборотней (взаимодействие человеческой и животной природы внутри персонажа);

7. Лешие, «хозяева» и другие лесные «существа низшей демонологии»:

* Являющиеся в виде животных: какие животные? Какие случаи? В каких обстоятельствах? Почему в облике именно такого животного – как вы думаете?

* Общающиеся через животных: те же вопросы. Каким образом происходило общение? Какие их любимые животные?

* Животные, принадлежащие таким существам: Какие животные? Что они делают с ними? Как-то могут быть связаны кочёвки или массовые переселения животных с лешим?

* Имена и названия таких существ. Как они выглядят? Что в их облики от животного, от какого? А что – от человека?

* Характер общения охотника и простого человека, посещающего лес, с такими существами: что-то просит? (Как?) Благодарит? (Как?) Приносит жертву (выплёскивает чуть чая или водки, «кормит» огонь, оставляет где-то кусочки еды и т.п.)? Как избавиться от наваждения, вызванного лешим (если заблудился и т.п.)?

* Случаи попадания детей в мир этих существ: где они бывают? Куда, по каким местам и кто их водит? Что они при этом делают? Каким предстоит им лес и мир людей? Встречают ли каких животных? Как возвращаются домой, в мир людей? Как детей вызволить оттуда? Почему вообще они туда попадали (в лес к лешему, или к водяному или к баннику)? Были ли случаи?

* Случаи брака, сожительства, общения людей с такими существами как с людьми: например, к охотнику в лесную избушку наведывается какая-то девушка, которая, как затем выясняется, – не человек. Были ли такие или другие случаи? Расскажите? Как избавлялись? Не говорили ли когда-то о каких-то лесных людях?

* Подарки и пр. возможное добро от таких существ людям: были ли случаи? Расскажите.

Убийство животного в лесу:

* Способы и орудия охоты: на какого животно-го – как? (коллективная, одиночная охота; пешая по маршруту, проверка участка, как-то ещё. Ловчие ямы, ловушки, капканы, ружья и пр.);

* Значение дериватов (частей тела или внутренностей) в убийстве животного (куда стрелять?) и при разделе, обработке (что в первую очередь отрезать, вырезать, готовить и есть в лесу?) его туши (тушки). Также: оставляли ли какие-то части животного специально в лесу? Как захороняли внутренности, голову, шкуру и пр. (если оставляли)? Имели какое-то особое значение у убитого животного: сердце, печень, легкие, глаза, нос, что-либо ещё? (Какие-то поверья. Обычаи, приметы, гадания с этим связанные?) Зачем всё это делалось?

* «Похороны» добытого животного, заместительные жертвы: захоранивали ли тушку (если не нужна была) или бросали просто так? Говорили ли какие-то слова при выстреле, убийстве животного, над убитым животным, при разделе животного, при захоронении его ненужных частей? Что-то взамен убитого животного надо было отдать лесу? С какой целью? Как?

* Чтобы животное добыть: приметы, гадания на охоту, приговариваемые слова, «подарки» лесу, какие-то действия, ритуалы, встреча с человеком с «хорошим глазом», что-то ещё?

* Из-за чего неудача в добыче этого животного: приметы, гадания, чей-то вред, сглаз, наговор, порча, встреча с каким-то человеком («тёмный глаз», пустые вёдра у бабы, что-то ещё?), плохое поведение охотника в лесу? Оттого что не совершил предварительно каких-то действий? Не поблагодарил? Кого? Как? Были ли случаи с кем-то? А с вами?

* Охотничьи запреты на убийство каких-то животных: каких? Почему? Были случаи убийства? Что-то плохое происходило с тем, кто убил? Как отнеслись к нему люди? Почитаемые («божьи птицы» и пр.) и нечистые животные – есть такие среди них, которых убивают?

* Запреты на употребление в пищу: Какие животные? При этом можно охотиться (на мех, например) или нет? Почему нельзя есть? Плохие случаи оттого, что кто-то съел (наказания, пр).

* Охотничьи запреты на добычу ружьём: какие животные? Почему? Были случаи убийства? Что-то плохое происходило с тем, кто убил? Как отнеслись к нему люди?;

* Календарные запреты: по дням недели (каким? почему?), по праздникам (каким? почему?), времени суток (какому? почему?), сезонам или месяцам (не спрашивать про современные государственные сроки охоты). Случаи нарушения и наказания за это – от людей, от судьбы человека (сам себя наказал), от высших сил;

* Пространственные запреты: индивидуальные или коллективные охотничьи участки, их наследование, размер, способ распределения между охотниками или семьями. Охотничьи избушки, пользование чужими избушками (благодарность хозяину, наказание непрошенному гостью). Наказание за нарушение охотничьих участков. Изменения в составе и количестве дичи на участке за годы. Лешие, существа-покровители, «хозяева» на охотничьих участках и в избушках. Запрет охоты в каких-то особых («дурных», где леший, святых, почитаемых) местах;

* Запреты по погоде и в связи с пр. возможными условиями: приметы, гадания, были случаи?

Убийство не охотничьего вида: приметы, причины, наказания (лягушка – к дождю и пр.)

Пространственная приуроченность какого-либо животного в лесу: Поверья про:

* Логова, берлоги, гнезда, норы и пр.: приметы, связанные с обнаружением – к счастью, не к добру, к чему-то ещё? Действия при обнаружении. Случаи наказаний от человека или высших сил (существ леса) за разорение, изымание яиц, детёнышей. Есть ли какие-то запреты?

* Тропы: приметы и действия, связанные с обнаружением или использованием звериной тропы;

* Места встреч животного с людьми: какие-то особые места? Плохая, хорошая встреча?

* Места питания, кормёжек: приметы и действия, связанные с обнаружением;

* Места массового скопления («праздники», «сходки» зверей): приметы и действия, связанные с обнаружением. Что там животные делают? Зачем собираются? Вы встречали?

* Места размножения («свадьбы»): приметы и действия, связанные с обнаружением. Как животные организуют эти «свадьбы» по сказкам и рассказам стариков-охотников? Кого приглашают? Что там делают? Расскажите о таких свадьбах. Вы видели?

* Места сражений («турниры», противоборства хищникам, «войны»): приметы и действия, связанные с обнаружением. Аналогичные предыдущим вопросы;

* Места смерти («кладбища» и пр.): приметы и действия, связанные с обнаружением. Аналогичные предыдущим вопросы;

10. Временная приуроченность какого-либо животного в лесу:

* поверья, связанные со сроками размножения;

* поверья, связанные со сроками миграций;

* поверья, связанные со сроками спячки;

* поверья, связанные со сроками оборачивания, превращений в человека, других животных или во что-то ещё;

* поверья, связанные со сроками продолжительности жизни и временем смерти;

* поверья, связанные со временем (суток, года) наиболее вероятной встречи (связь с характером встречи);

* поверья, связанные с ночными животными;

Нахождение дериватов (частей животного) и прочих следов жизнедеятельности: поверья, приметы и действия, связанные с обнаружением: 1.Следа; 2.Повреждения на объектах (метки, поеди и пр.); 3.Помёта; 4.Мочевых меток; 5.Клока шерсти; 6.Пера; 7.Выползка змеи; 8.Рогов; 9.Черепа; 10.Клыка или зубов; 11.Хвоста; 12.Шкуры; 13.Какой-либо другой части мёртвого животного или трупа;

Магическое значение дериватов внутри леса (для защиты человека, для самого животного и пр.)

Б) Мир леса в человеческом мире:

1. Вторжение животных леса в мир человека: значит ли что-то прилёт к дому лесных птиц (дятлы, кукушки и др.), приход в селение медведя, волков и пр.? Змея, заползшая в дом? Следы лесных животных в селе? Приметы, действия, поверья, связанные с этим. Может ли это быть каким-то знаком? Чьим? Что делает ласка, приходя в село? Путает гривы лошадям, мучает скот? Кто-то ещё путает?

2. Оборотни, лешие и т.п. на территории села: когда, почему? Способы противостояния.

3. Упоминание лешего, других подобных существ, каких-то зверей в доме, в селении: может ли быть это чем-то чревато? Чем? Были ли такие случаи?

4. Отражение лесных зверей и существ в традиционных праздниках и ритуалах:

* Животные и зооморфные, демонические персонажи в святочных ряжениях;

* Упоминание лесных животных в песнях, гаданиях, заговорах, духовных стихах, пр. текстах;

5. Присутствие мира леса и лесных животных и существ в пространстве мира детства:

В колыбельных, заговорах, загадках, играх, игрушках, «страшных», пугающих рассказов для детей и пр.

6. Отражение мира леса и лесных животных и существ в традиционной материальной культуре:

В глиняной игрушке, др. промыслах, орнаменте, домовой резьбе, росписи, вышивке, оберегах и пр.

7. Мир леса, лесных животных и существ в комплексе фольклора о колдунах, в их деятельности;

8. Мир леса, лесных животных и существ в пространстве человеческой смерти: положение кладбища за рекой в лесу, применение лесных растений в обряде. Почему так? «Огненные змеи» («гости», «летуны»), приходящие от леса? Их «лесные подарки и гостинцы» (какие?). Что-то ещё здесь о лесе?


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!