Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 32, лето 2006
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Леса высокой природоохранной ценности Республики Карелия

А.А.Зорина, О.В.Ильина, А.В.Марковский.

На мировых рынках прослеживается тенденция к повышению спроса на сертифицированную лесную продукцию. В настоящее время цены на неё уже на 15% выше, и эксперты оценивают, что через 5-10 лет российский экспортный рынок будет открыт только для сертифицированной продукции.

Сертификация является одним из механизмов устойчивого лесоуправления и обеспечивает легальный импорт лесной продукции в страны Европы. Для Республики Карелия (РК), которая занимает передовые позиции по масштабам освоения лесных ресурсов в Российской Федерации, актуальна FSC-сертификация. Так, в РК в 2004 году заготовлено больше 6 млн куб.м. при официальной расчётной лесосеке около 9 млн. При этом удельный вес экспорта в объёме производства лесопромышленного комплекса региона составляет около 77%, а в товарной структуре экспорта наибольшую долю в стоимостном выражении занимают лесоматериалы необработанные — 64%.

Получение FSC-сертификата возможно при выполнении десяти принципов устойчивого управления лесами. 9-й (и частично 6-й) принцип требует сохранения Лесов Высокой Природоохранной Ценности (ЛВПЦ): «Система лесоуправления в Лесах высокой природоохран-ной ценности (ЛВПЦ) должна способствовать поддержанию или улучшению характеристик, определяющих ценность этих лесов. Решения в отношении лесов высокой природоохранной ценности должны приниматься в контексте «Принципа учёта возможных последствий».

ЛВПЦ включают в себя территории, имеющие особую природоохранную, экологическую и социальную значимость, большая часть из которых должна сохраняться по законодательству (леса I группы, особо защитные участки леса, включая местообитания краснокнижных видов, особо охраняемые природные территории и т.д.).

ЛВПЦ могут выделяться при проведении лесоустройства или дополнительных научных исследований. Управление ЛВПЦ строится на основе 9-го Принципа FSC, предусматривающего полное сохранение или планирование деятельности с учётом выявленных высоких природоохранных ценностей.

Адаптация глобальной концепции к региональным условиям

Любая глобальная концепция (включая и концепцию ЛВПЦ), чтобы учесть разнообразие правовых, социальных и географических условий, в которых находятся леса разных уголков мира, должна быть адаптирована к условиям конкретной страны или региона. На практике это означает необходимость создания системы региональных критериев определения ЛВПЦ и формирования их сети (картирование).

Создание системы ЛВПЦ включает:

  • выявление потенциального перечня региональных категорий ЛВПЦ;
  • выявление существующих международных, национальных и региональных схем или методов по выделению отдельных лесных территорий в качестве приоритетных по причине их высокой ценности;
  • разработку новых схем определения приоритетов для регионов, где они отсутствуют. Разработка параметров и пороговых значений;
  • создание системы региональных критериев определений ЛВПЦ;
  • картирование ЛВПЦ региона.

Параллельно проходят консультации участников лесных отношений по вопросам планирования лесного хозяйства на территориях включающих ЛВПЦ, разрабатываются и реализуются планы по управлению лесным хозяйством, включающих мероприятия по поддержанию или улучшению природоохранных характеристик ЛВПЦ, создаются и функционируют системы мониторинга ЛВПЦ

ЛВПЦ Республики Карелия

Региональная система ЛВПЦ Республики Карелия разрабатывается и к настоящему времени накоплен значительный материал по некоторым категориям.

ЛВПЦ 1.1. ООПТ (особо охраняемые природные территории)

В РК по состоянию на 1 января 2006 года насчитывается 215 особо охраняемых природных территорий, что составляет 5,2% от общей площади республики. На сегодня планируемыми являются четыре ООПТ: заказник «Войница», заказник «Сыроватка», национальный парк «Калевальский» и памятник природы «Куми-порог». Однако не все данные территории можно отнести к ЛВПЦ, т.к. на значительной части существующих ООПТ ограничения на рубки отсутствуют или не установлены (1,9% от площади РК).

К ЛВПЦ следует относить только планируемые и существующие ООПТ, где существует запрет или ограничение всех видов рубок на части или на всей территории (что составляет 2,5% от площади РК).

ЛВПЦ 1.2. и 1.3. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды и эндемичные виды.

Один из путей сохранения данной категории ЛВПЦ — это создание особо защитных участков (ОЗУ) в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. Но на сегодняшний день в Карелии не создано ни одного подобного ОЗУ.

Для создания критериев данной категории необходимо разработать методику выявления ЛВПЦ с определением следующих параметров и пороговых значений:

  • количество видов c высоким природоохранным статусом (международные списки, 0, 1, 2 статус),
  • количество видов c низким природоохранным статусом (3, 4 статус),
  • площадь территории, достаточная для поддержания нормальной жизнеспособности популяций.
ЛВПЦ 1.4. Ключевые сезонные места обитания животных.

В РК выделено 11 территорий данного типа на международном и национальном уровне:

  • водно-болотные угодья России международного значения — 2 участка (например, Кандалакшский залив Белого моря);
  • ключевые орнитологические территории России — 9 участков (например, Заонежье).
Однако этого не достаточно для сохранения основных миграционных маршрутов и коридоров, сезонных мест скопления животных. Для создания полного комплекса критериев данной категории необходимо проведение дополнительных научных исследований с разработкой методики определения ЛВПЦ.

ЛВПЦ 2. Крупные лесные ландшафты, значимые на мировом, региональном и национальном уровнях.

Среди лесов высокой природоохранной ценности в Карелии на сегодняшний день наиболее исследованы малонарушенные леса. В Республике, по данным неправительственных организаций, насчитывается около 40 обособленных территорий малонарушенных лесов общей площадью около 980 тыс. га (5,4 % площади РК). Основные массивы малонарушенных лесов находятся в Кемском, Муезёрском, Костомукшском, Пудожском, Пяльмском, Пяозерском, Сосновецком, Сумском, Чупинском и Юшкозерском лесхозах.

Все малонарушенные леса относятся к ЛВПЦ и подлежат сохранению путём создания ООПТ с полным изъятием из лесопользования.

К ЛВПЦ 3 можно отнести уникальные, оригинальные и редкие категории типов лесных ландшафтов по классификации А. Н. Громцева. К ЛВПЦ 4.1 относятся леса водоохранных зон в соответствии с действующим законодательством. ЛВПЦ 4.2 и 4.3 возможно не представлены на территории Карелии, однако необходимо провести дополнительные научные исследования для подтверждения их отсутствия.

Менее всего проработан вопрос, связанный с выделением ЛВПЦ 5 и 6 на территории Республики. Для создания критериев определения данных категорий ЛВПЦ необходимо проведение не только дополнительных научных исследований, но также соцопросов и консультаций с местным населением.

Заключение

FSC-сертификация и выделение в рамках данного процесса ЛВПЦ базируются на согласовании всех заинтересованных сторон, с учётом экологической, экономической и социальной ценностей лесных территорий.

Показательна в этом отношении судьба двух категорий ЛВПЦ РК — ООПТ и малонарушенных лесов, которая базируется на длительной истории взаимодействия природоохранных неправительственных организаций, госструктур и лесного бизнеса. Во второй половине 90-х гг. прошлого века старовозрастные леса республики стали поводом для многочисленных экологических конфликтов. Российские и международные неправительственные природоохранные организации требовали сохранения этих лесов (занимавших в то время около 10% территории Карелии), однако региональные лесные чиновники отказывались «верить» в их существование, а лесопромышленники продолжали их активно рубить. Ситуация изменилась, когда некоторые крупные компании (скандинавские — Стора-Энсо, ЮПМ-Кюммене, и российские — Светогорский ЦБК, а впоследствии и некоторые другие) объявили об отказе покупать древесину из известных массивов старовозрастных лесов. Но за последнее десятилетие площадь сохранившихся малонарушенных лесов республики, несмотря даже на мораторий, сократилась почти на одну пятую часть.

Мораторий положил основу переговорам между неправительственными организациями и лесозаготовителями, а процесс FSC-сертификации дал также возможность начать диалог по сохранению мест обитания краснокнижных видов. Так, Сегежский ЦБК объявил о введении собственной экологической политики, направленной на сохранение старовозрастных лесов и на снижение неблагоприятного воздействия рубок на биологическое разнообразие. На территории их арендной базы планируется также проведение работ по выявлению, описанию и сохранению редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов и мест их обитания. С ООО «Сведвуд Карелия» ведутся переговоры об исключении из рубок особо ценных участков малонарушенных лесов и ведении лесопользования на оставшейся части с сохранением ключевых биотопов и мест оби-тания редких видов. Достигнуто соглашение с ОАО АХК «Кареллеспром» о моратории на лесозаготовки в Пудожских малонарушенных лесах и содействии созданию двух заказников с полным запретом рубок.

РОО «СПОК» официально заявила свою позицию по отношению к проблеме сохранения малонарушенных лесов. Малонарушенные леса в соответствии с картой неправительственных организаций предложены к сохранению «СПОК» письмом Премьер-министру Правительства Республики Карелия П. В. Чернову, зарегистрированному в Администрации Главы Республики Карелия 21 марта 2006 года. В развитие Постановления Верховного Совета Карельской АССР (от 26 ноября 1990 г. N XII-4/90) о создании сети ООПТ, «СПОК» предлагает включить все территории малонарушенных лесов в региональную сеть ООПТ со статусом республиканских ландшафтных заказников. Государственные природные заказники регионального значения образуются решением Правительства Республики Карелия при согласовании с администрациями районов. Положение о заказниках (задачи и особенности режима) утверждаются также Правительством Республики Карелия (Федеральный закон от 15.02.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ в редакции Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ и от 29.12.2004 № 199-ФЗ).

Однако несмотря на значительное продвижение вопроса по сохранению некоторых категорий ЛВПЦ, позиция лесных властей в РК (Агентства по лесному хозяйству Республики Карелия) остаётся неизменно пассивной. В то время как именно их участие может содействовать сохранению ЛВПЦ и утверждению карельской сертифицированной древесины на внутренних и внешних рынках.


Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Share |

Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Выращивание кедра сибирского в Средней полосе России

К началу этой страницы

На входную страницу

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001289093796 (Интернет-портал Forest.RU)

Напишите нам!