|
||||
| ||||
Общая информация о российских лесах Российское лесное законодательство Устойчивое лесопользование в России Периодические издания и рассылки Пресс-релизы и другие материалы для СМИ
|
Новый лесной кодекс вступил в силу. Что дальше?А.Ю. Ярошенко, Гринпис России Первого января 2007 года вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации — один из наиболее спорных законопроектов природно-ресурсного блока, принятых в России за последние полтора десятилетия. На протяжении четырёх лет новый кодекс был предметом самых жарких споров и протестов. Теперь всё это в прошлом: кодекс принят, и, плохой он или хороший, в ближайшие годы он будет основой российской системы управления лесами. Прежде всего, стоит отметить, что четыре года жарких споров не прошли даром. Новый Лесной кодекс существенно изменился по сравнению с проектом четырёхлетней давности, предложенным Министерством экономического развития и торговли. Окончательная версия кодекса сохраняет, за отдельными исключениями, федеральную собственность на леса, вводя частную или муниципальную собственность лишь на отдельные категории лесных земель (ликвидирована основа для массовой приватизации арендных участков и распродажи лесных земель). Исключена, хотя и не во всех случаях, возможность запрета доступа граждан на участки леса, переданные в аренду. Сохранена, хотя и с ощутимыми потерями, система защитных лесов (= лесов 1 группы) и особо защитных участков. Положения, касающиеся особо охраняемых природных территорий, в основном приведены в соответствие с законодательством об ООПТ. Предусмотрено, хотя и в несколько лукавой форме, существование местного уровня управления лесами (лесничеств). Введено понятие государственной инвентаризации лесов. Исключены многие явные ошибки и внутренние противоречия, которыми изобиловал исходный проект. В целом окончательная версия нового кодекса, вне всякого сомнения, существенно улучшилась по сравнению с исходным проектом. В то же время нельзя не признать, что разработчики кодекса не только проигнорировали подавляющее большинство разумных и аргументированных комментариев специалистов, но и внесли в закон ряд новых проблемных положений, которых не было ещё в варианте, прошедшем первое чтение в Государственной Думе. Так, на завершающем этапе разработки нового кодекса в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса РФ» была включена статья, отменяющая обязательность государственной экологической экспертизы какой бы то ни было проектной документации, связанной с использованием лесов (а заодно — и общественных слушаний, обязательность которых обуславливалась исключительно законом об экологической экспертизе). В процессе доработки кодекса в Государственной Думе подавляющее большинство проблем законопроекта решалось не путем нахождения приемлемых и грамотных формулировок той или иной статьи, а с помощью вставления отсылок на дополнительные нормативы, которые должно разработать Правительство или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Тем самым была похоронена идея создать Лесной кодекс прямого действия — одна из немногих здравых идей, заложенных в исходный законопроект его разработчиками. В итоге новый Лесной кодекс оказался законом ещё менее прямого действия, чем старый — для его реализации необходимо принятие как минимум 42 подзаконных нормативных акта (не считая региональных вариантов), без которых кодекс работать в принципе не может. То, как будет устроена новая система управления лесами в России, будет зависеть в первую очередь не от самого кодекса, а от совокупности нормативов, направленных на его реализацию — которые в основной массе вряд ли появятся раньше середины 2007 года. Таким образом, немедленно после принятия нового кодекса лесное хозяйство страны вступило в период определённого безвластия и хаоса — старый кодекс уже не действует, а подготовка нормативной базы, необходимой для того, чтобы начал действовать новый кодекс, ещё весьма далека от завершения. Что же остаётся в связи с этим делать всем тем, кому небезразлична судьба российского леса?Прежде всего, необходимо добиться того, чтобы проблемы российского леса, связанные с принятием нового Лесного кодекса, не остались незамеченными для власти и общества. Разумные люди во власти, имевшие то или иное отношение к разработке и принятию нового Лесного кодекса, уже сейчас начинают осознавать, что «приняли что-то не то», «хотели как лучше — а получилось как всегда». Но в целом во власти, в том числе среди руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации (на которых ложится основная ответственность за реализацию положений нового кодекса), по поводу нового кодекса до сих пор преобладают радужные или хотя бы нейтральные настроения. До тех пор, пока основная масса чиновников, хоть в какой-то степени отвечающих за леса России, не осознает пагубность основных положений нового кодекса и его бесперспективность как основы для будущего развития лесного хозяйства — ничего не изменится ни в самом кодексе, ни в целом в отношении российской власти к российскому лесу.Новый Лесной кодекс напрямую затрагивает интересы широких слоёв населения, рассматривающих лес прежде всего не как источник каких-либо материальных ресурсов, а как место отдыха, часть природной среды. Новый кодекс, существенно облегчая получение прав на заготовку древесины, застройку, прокладку различных коммуникаций, создание развлекательной инфраструктуры в защитных лесах (и, в первую очередь, в зелёных зонах населённых пунктов), как бы пододвигает «лесные» проблемы ближе к людям. Варварское отношение к лесу, в значительной степени стимулируемое российским законодательством, раньше было скрыто от большей части населения той самой системой защитных лесов, которую ослабляет и частично разрушает новый Лесной кодекс. Многим дачникам, охотникам, рыболовам, грибникам предстоит уже в скором времени столкнуться с последствиями принятия нового кодекса — ростом количества захватов лесных земель под застройку, новыми заборами в лесах зелёных зон и по берегам рек, варварскими рубками, лесными пожарами, на которые просто некому будет реагировать. Очень важно, чтобы люди не оставляли эти лесные проблемы без внимания, а требовали — причем квалифицированно, с пониманием своих прав и степени ответственности чиновников — решения этих проблем, наведения порядка в российских лесах. Большим подспорьем в этом является недавно принятый Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который обязывает чиновников отвечать на обращения граждан в течение месяца. Если же действенные меры по наведению порядка в лесах в каждом конкретном случае приниматься не будут — тогда жалобы на бездействие чиновников и ведомств и на беспорядок в лесах должны стекаться уже к Президенту Российской Федерации, одной из задач которого является защита конституционных прав граждан. Одним из таких прав как раз и является право на благоприятную окружающую среду. Только массовые обращения граждан по поводу конкретных фактов беспорядка, творящегося в лесах, могут подтолкнуть власть к принятию мер, направленных на исправление ситуации — от урегулирования наиболее острых проблем принятием соответствующих нормативов до внесения поправок в новый Лесной кодекс. Новый Лесной кодекс напрямую отразится и на тех людях, для которых лес — это не только часть природной среды и место отдыха, но и объект профессиональной деятельности, источник средств к существованию. Неизбежным последствием принятия нового Лесного кодекса станет существенное сокращение занятости населения в лесной отрасли — как в государственных органах лесного хозяйства, так и на предприятиях лесной промышленности. Причина неизбежного сокращения занятости в государственных органах лесного хозяйства очевидна — денег, заложенных в федеральном бюджете на субвенции на управление лесами, хватит в лучшем случае лишь на пятую часть потребности, а возможности зарабатывания «собственных средств» органами лесного хозяйства будут постепенно сокращаться. Причины сокращения занятости в лесной промышленности — во-первых, в неизбежном переделе арендных участков под видом «приведения договоров в соответствие новому Лесному кодексу», и во-вторых, в том, что малому лесному бизнесу, обеспечивающему значительную долю занятости именно в лесных деревнях и посёлках, с требованиями нового кодекса будет справиться особенно сложно. По разным оценкам, в результате принятия нового Лесного кодекса в ближайшие несколько лет работу могут потерять 30-50% работников лесной отрасли, причем в первую очередь — в лесных деревнях и поселках, где альтернативной занятости практически нет. Рост безработицы, неразрывно связанный с ростом нищеты и криминализации лесных населённых пунктов, неизбежно приведёт к росту различных незаконных действий в лесах — воровства леса, браконьерства, поджогов и т.д. Работники лесной отрасли, в отличие от, например, шахтёров, обычно не могут эффективно отстаивать свои социальные права — они для этого слишком разобщены и удалены от административных центров страны и регионов. Для того, чтобы социальные последствия принятия нового кодекса не остались незамеченными, работникам леса будет просто необходима помощь общественных организаций, профсоюзов, отраслевых средств массовой информации. Одной из общих задач всех, кому небезразлична судьба леса, является стимулирование власти к решению социальных проблем лесных поселков — поскольку воровство леса и другие беззакония в лесах теснейшим образом связаны с нищетой и безысходностью в лесных поселках (которые, в свою очередь, неизбежно усилятся вследствие принятия нового Лесного кодекса). Последствия принятия нового Лесного кодекса во многом будут определяться тем, какие нормативные документы будут приняты в целях его реализации. В настоящее время Министерство природных ресурсов и Федеральное агентство лесного хозяйства пытаются организовать работу по подготовке всех необходимых нормативов (из которых примерно половина имеет близкие аналоги в старой нормативной базе лесного хозяйства, а половина — не имеет аналогов вовсе или эти аналоги сильно не соответствуют требованиям нового кодекса). По предварительным результатам работы министерства и агентства уже можно сделать вывод: качество основной массы нормативов вряд ли будет выше, чем качество самого Лесного кодекса. Таким образом, если пустить работу по подготовке новой нормативной базы лесного хозяйства «на самотёк» — т.е. оставить эту работу тем государственным органам, которые за неё официально отвечают и должны теоретически обладать необходимыми специалистами и опытом — ничего хорошего из этого не получится. Для того, чтобы принимаемые нормативы хоть в чём-то решали проблемы, создаваемые новым Лесным кодексом, и вносили в его положения какую-то ясность — необходимо, чтобы обсуждение проектов этих нормативов вышло за рамки государственных лесных ведомств. Часть проектов нормативов, разрабатываемых для реализации требований нового Лесного кодекса, уже доступна; по всей видимости, со временем доступных для ознакомления и обсуждения проектов будет больше. Крайне важно, чтобы комментарии от специалистов по поводу проектов новых нормативов были подготовлены и направлены разработчикам (а также в Правительство РФ, ответственное за принятие части наиболее важных лесных нормативов) до того, как новые нормы и правила будут утверждены и вступят в силу. Наконец, во многом дальнейшая судьба российской системы управления лесами и лесным хозяйством будет зависесть от одного простого обстоятельства — а именно от того, как она будет финансироваться. Того уровня финансирования лесного хозяйства, который заложен в федеральный бюджет 2007 года, хватает в лучшем случае на 30-50% от минимальных потребностей лесного хозяйства, даже при самых скромных оценках этих потребностей. То, что расходы по ведению лесного хозяйства в лесах, переданных в аренду, должны быть возложены на арендаторов, проблему не решает. В условиях, когда леса до предела разорены десятилетиями безхозяйственного лесопользования (а именно в таком состоянии находится большинство лучших с хозяйственной точки зрения лесов России), арендатору может быть неоткуда взять деньги на качественное ведение лесного хозяйства. Во многих случаях арендаторы будут вынуждены или только делать вид, что они занимаются лесным хозяйством, или отказываться от непривлекательных для них лесов — тех, что требуют наибольшего вложения сил и средств для наведения в них порядка. Региональным властям также в большинстве случаев неоткуда взять деньги на дополнительное финансирование лесохозяйственных мероприятий, да и Бюджетный кодекс РФ не позволяет им напрямую брать на себя финансирование хозяйственной деятельности в лесах, находящихся в федеральной собственности. Таким образом — для того, чтобы в лесах России был наведён необходимый порядок, появилось качественное лесное хозяйство (реальное хозяйство, а не заготовка товарной древесины под видом ухода за лесом) — необходимо дополнительное государственное финансирование. Единственным реальным механизмом дополнительного финансирования лесного хозяйства может стать федеральная целевая программа «Леса России», направленная на эффективное воспроизводство лесов, уход за лесами, уже вовлеченными в хозяйственное использование, повышение их продуктивности и устойчивости. Разработка проекта такой федеральной целевой программы в 2006 году была прекращена по инициативе Министерства природных ресурсов и Министерства промышленности и энергетики (отвечающих, соответственно, за лесное хозяйство и лесную промышленность). Необходимо добиваться того, чтобы работа по подготовки такой программы была возобновлена, и чтобы эта программа была направлена на решение реальных проблем, связанных с лесным хозяйством — на развитие и поддержку мероприятий по воспроизводству лесов, повышению продуктивности и качества лесов, уже вовлеченных в хозяйственную деятельность, обеспечению защиты лесов от пожаров и лесонарушений, и в первую очередь — на приведение в порядок освоенных лесов, от которых зависит выживание существующих лесных деревень и поселков. Таким образом, основные задачи, возникающие в связи с принятием нового Лесного кодекса и ожидающимися его последствиями, кратко можно сформулировать следующим образом. 1. Не дать чиновникам «замолчать» и «не заметить» проблемы, возникающие в связи с принятием нового кодекса и сопутствующими реформами — обращать внимание власти и общества на эти проблемы своими силами, а также помогать тем людям, которые видят проблемы в лесах и хотят заставить власть что-либо сделать для их решения. 2. Добиваться открытости процесса подготовки и принятия лесных правил и нормативов, направленных на реализацию требований нового Лесного кодекса, по возможности выявлять недостатки и ошибки нормативов ещё на уровне проектов и добиваться их исправления. 3. Добиваться принятия федеральной целевой программы «Леса России» и того, чтобы эта программа была направлена не на расширение зоны «добычи древесины», а на создание эффективного лесного хозяйства в районах традиционного лесопользования, и прежде всего вокруг зависящих от леса деревень и посёлков.
Обсудить статью вы можете на нашем форуме.
| ||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|