|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Летняя школа хранителей лесаИ. Стороженко Можно с уверенностью сказать, что недельная образовательная экспедиция «Летняя лесная школа — 2006», которая прошла в середине прошлого лета в окрестностях села Новобибеево Болотнинского района является событием уникальным даже по областным масштабам. Семьдесят человек из пяти районов Новосибирской области, включая ребят, организаторов и преподавателей, жили палаточным лагерем на берегу Сухой протоки, в двух километрах от реки Оби.
Место было выбрано замечательное. Сухой сосновый бор на песчаных почвах, дюнный рельеф, рядом удобная для купания протока — чем вам не Каракан! Обилие поспевшей черники дополняет картину места, идеального для отпускного отдыха и вообще отрешения от забот мирских. Но ребятам из Школы, если и удавалось расслабиться, то не надолго — волейбол и купание в течение часа после обеда да ещё немного вечером. При этом ведущие занятий и повара, разумеется, продолжали свою работу. Все семь дней экспедиция жила бурно и насыщенно.
— Мы постарались таким образом построить программу, — говорит начальник экспедиции, директор Сибэкоцентра Александр Дубынин, — чтобы ребята смогли, с одной стороны, больше узнать о лесе, о законах его жизни, о том, как изучать лес и где брать о нём информацию, как её использовать, а с другой, получили практические навыки природоохранной и просветительской работы — подготовки и поведения экологических акций, разработки учебной тропы и пр. Мы сделали три «смешанных» отряда, у каждого из них было своё «священное место» — отрядный костёр, на который каждый отряд собирался на Большой круг, чтобы обсудить, что понравилось за день, а что нет… Довольно много времени мы посвятили играм на взаимодействие, проявление лидерства, работу в коллективе. Всё это очень сплотило ребят. К концу экспедиции мы имели дружный, «боеспособный» коллектив единомышленников, готовый на практические дела по защите природы. Практически все ребята уже были знакомы между собой. В ноябре Сибэкоцентр приглашал 70 школьников на базу Седова Заимка для участия в трехдневном семинаре по лесным пожарам. Мини-конференция с докладами о ситуации с пожарами в районах области, олимпиада-фестиваль, КВН, экскурсии с учёными Академгородка, конкурс плакатов и даже вечерние дискотеки — всё это вошло в программу первого этапа создания регионального школьного движения «Хранители леса». На Сухую протоку активисты школьных экологических объединений приехали, уже имея первые практические шаги в деле сохранения и восстановления леса — во всех населённых пунктах, откуда они родом, этой весной ребятами созданы пришкольные питомники.
Каждой школе - свои питомникПосадочным материалом — сеянцами кедра, ели, пихты — ребят снабдило школьное лесничество «Лесные робинзоны» при Бердском спецсемлесхозе, которое существует благодаря энтузиазму замечательного лесовода и педагога Людмилы Геннадьевны Заволокиной.Семена ели и пихты предоставил (как и в случае с сеянцами, беcплатно) Бердский спецсемлесхоз, семена лиственницы — Новосибирский лесхоз. Поэтому не случайно, что 13 июля, в первый день, вся экспедиция отправилась в гости к «Лесным робинзонам». Огромные по школьным меркам теплицы, ухоженные сеянцы и саженцы хвойных пород, декоративных кустарников, зооуголок, небольшой по площади, но содержательный музей природы — об этом школьным учителям пока приходится только мечтать. Людмила Геннадьевна и её коллеги радушно приветствовали гостей и провели с ними два получасовых занятия — по селекционному возобновлению хвойных пород и по выращиванию посадочного материала в теплице. А ведь действительно, если бы в каждой школе существовал свой пришкольный питомник по выращиванию деревьев и кустарников, то это позволило бы решить очень много проблем — летняя практика ребят, озеленение школы и окрестностей, а кое-где и восстановить лесные экосистемы, укрепить берега рек, затормозить развитие оврагов. Но первым делом, сразу после общего сбора, ребят повезли к лесоустроителям. — Особую роль в подготовке молодых общественных лесоохранителей играет, как ни странно, государственное Западно-Сибирское лесоустроительное предприятие, — поясняет Александр Дубынин. — И осенью, и сейчас они оказали существенную поддержку нашим мероприятиям, почти полностью «закрыв» транспортные расходы. Собрав ребят в Новосибирске, мы первым делом повезли их в Запсиблеспроект. Это динамично развивающееся предприятие — лидер в своей отрасли у нас в стране, инициатор использования новейших компьютерных технологий (ГИС) в системе управления лесным хозяйством. Было бы неправильно не обратить на это внимание ребят. Хранители выходят на тропуОдной из учебных задач была подготовка станции на природной учебной тропе. В течение нескольких ботанических и зоологических экскурсий ребята познакомились с растениями и животными окрестностей лагеря, сами производили сборы насекомых, узнали как пользоваться определителем растений. Из интересных находок — уж обыкновенный, который почти с удовольствием позировал каждой экскурсионной группе. В целом флора и фауна этого участка соснового леса не отличается особо высоким биоразнообразием. Сказываются суровые условия — бедные песчаные почвы, а также последствия рубок военных лет. В целом состав флоры типичен для приобских боров. Тем не менее, эти леса имеют важную экологическую функцию — водоохранную. К тому же здешний ландшафт весьма живописен. Недаром, в выходные здесь не протолкнёшься — весь берег Оби и протоки заполняется отдыхающими из Новосибирска и соседней Кемеровской области.
В качестве зачётного задания уже в конце экспедиции каждый отряд подготовил 10-минутную презентацию — официальную, «научную» часть и «видеосюжет» в виде театрализованного номера. Стаций было три, по числу отрядов — «Уж», «Утиный лог» и «Ягодная». Репортаж Николая Дроздова (Сергей из Репьева) с комментариями по поводу брачного танца бабочек-пестрянок (дуэт двух Алексеев из Железнодорожного и Тогучина), ужика и других лесных обитателей выглядел профессионально и смешно. На станции «Утиный лог» два другана-ёжика за дружеской неформальной беседой «презентовали» целый стендовый доклад, по содержанию наиболее полный. На «Ягодной» ребята здорово справились и с описательной, и артистической частью. Здесь лучше всего разобрались с определением растений. Есть ощущение, что в теорию и практику экотроп внесено что-то новое! Лес и ГИС
На ура была воспринята сложная лекция Михаила Блинникова, профессора географии из Санкт-Клаудского университета про возможности геоинформационных систем (ГИС). Сейчас ни один проект по сохранению лесов не обходится без этой новейшей компьютерной технологии. Было важно, чтобы ребята это понимали. ГИС-специалист Сибэкоцентра Александра Егорова научила ребят определять свои географические координаты на местности, пользуясь спутниковым навигатором. Стоит навигатор около 4 тысяч, что, конечно, не маленькие деньги, но позволяет резко повысить качество исследовательской работы школьников и вообще экологов-активистов на местах. Описание местообитания растения или животного из красной книги, в котором есть его точные географические координаты, является ценнейшей научной информацией и, более того, прямым основанием для госорганов взять этот участок под охрану. А информация, привязанная к географическим координатам, как раз и может храниться в компьютере в виде ГИС… То, что профессор Блинников приехал на Летнюю лесную школу было большой удачей для организаторов. В этом году их интересы и тематически (по проекту, поддержанного IREX, Михаил исследует состояние юннатского движения в России, Казахстане и Украине), и территориально (он выбрал модельным регионом юг Западной Сибири) совпали. Итоги лагеря так воодушевили гостя, что сейчас он намерен продолжать сотрудничество и будет пытаться в следующем году организовать обмен российскими и американскими преподавателями и студентами.
Секреты краеведения
— Объекты краеведения, — рассказывал Вадим Журавлёв, — это и местная природа, и местная история, и местные обычаи и легенды. Это ближайшая, самая родная для человека «окружающая среда» в исходном, широком смысле этого выражения. Извлечь эти знания из небытия, сделать их доступными и понятными для современников — это ли не благороднейшее занятие для человека, неравнодушного к тому, что его окружает? К тому же невозможно любить абстрактную Родину. Родина всегда конкретна. Это наличники старых домов на соседней улице, излучина реки, где так замечательно клюёт чебак и пескарь, заветное, известное только бабушке, место в лесу, где всегда найдётся белый гриб. Это и воспоминания деда Матвеича, и страшноватые побасенки бабы Дуси. Развитие краеведения — это важнейшее условие для возрождения подлинных патриотических чувств, так значительно обмелевших в нашем обществе за последние десятилетия. Задание на краеведческую тему, которое придумала для ребят Елена Дубынина, заключалось в следующем. Все ребята собирались исходными группами по населённым пунктам, откуда они приехали, и вспоминали легенды, истории, интересные факты из жизни их села или деревни. Потом команда делилась пополам — часть ребят становились «сказителями», а другая — «этнографами». Этнографы отправлялись в «соседнюю» деревню для проведения исследования. Инсценированные, «ожившие» истории каждого места дали возможность обитателям Летней школы побывать в гостях друг у друга, свежим, неожиданным взглядом посмотреть на прошлое нашей земли. Мусор как двигатель прогресса
Ставь цель и хорошо подготовься — советуют успешные люди. Для того, чтобы всё пошло хорошо, нужен хороший план. Мозговым штурмом определили план всего действа — шествие, опрос и агитация отдыхающих, театральная инсценировка, «зазывала», сам субботник, погрузка и вывоз собранного. Для шествия необходимы плакаты и транспаранты. Для опроса нужно разработать анкету и алгоритм опроса. А ещё нужен мегафон, мешки и перчатки… Готовились допоздна — сначала учились (составлять анкету, рисовать плакаты, писать листовки и пр.), а потом собственно составляли, рисовали, писали… Опустим подробности. Что ж в итоге? Собрано несколько кубов мусора — в мешки, а потом, когда они кончились, в одну большую кучу, которую вывезли на санкционированный полигон хранения ТБО, опрошено около 30 отдыхающих (большинство оказалось из Кемерово!). К сожалению, не удалось показать сценку — народа было немного, и он был рассредоточен вдоль побережья, на призывы подойти реагировал вяло.
На следующий день написали обращение к местным властям. Из трёх отрядных вариантов редакционная группа (сами же ребята!) сделала один общий, который на общем сборе (Главном круге) был всеми одобрен. К Главе района Виктору Франку и председателю Совета депутатов Владимиру Карпову ребята обратились сразу с несколькими просьбами. Во-первых, расставить в местах отдыха контейнеры для мусора и организовать их постоянный вывоз на санкционированный полигон. Во-вторых, ввести чёткую систему штрафов за несоблюдение чистоты вблизи реки и в прилегающей полосе леса. И в-третьих, поставить информационные таблички о вреде мусора. «Ландшафт этого места очень красив, — написали в Обращении «Хранители леса», — и мы считаем, что он достоен того, чтобы о нём проявили такую заботу. В ходе акции проходил опрос отдыхающих, из которого видно, что эти мероприятия будут восприняты отдыхающими положительно. Мы искренне надеемся на ваше понимание и активное участие в решении проблемы замусоривания берегов реки и прилегающего леса. Нам известно, что в данный момент в районе разрабатывается Экологическая программа, и мы настаиваем на том, чтобы в нее были заложены мероприятия по организации полигона твердых бытовых отходов и сохранения этого уникального уголка болотнинской природы. Со своей стороны, мы готовы провести агитационную работу с населением и отдыхающими, помочь в разработке и установке аншлагов, осуществлять общественный экологический контроль во время проведения подобных летних школ в дальнейшем». Очень удачно сложилось, что на следующий день Школу посетили высокие гости из Болотнинской администрации во главе с Владимиром Карповым. Обращение было прилюдно зачитано и передано. Надо сказать, что районная администрация на этапе подготовки охотно поддержала Школу, выделив 15 тысяч на питание участников, и очень заинтересовалась продолжением сотрудничества, в том числе и разработке, совместной с экспертами Сибэкоцентра, районной экологической программы. Игра как жизнь. Жизнь как игра
Через натянутую между деревьями на уровне груди сетку все участники Школы должны перебраться, не теряя контакта друг с другом и не касаясь самой сетки. За любую оплошность все возвращались на исходную. А теперь мысленно представьте, как это должно выглядеть «в натуре»… Удалось? Если нет, попробуйте ответить на следующие вопросы. Кто перелезает первым? Как «передать» более мелких и более слабых? Когда переправлять тяжелых, а когда крупных? Кто первый, кто последний?.. Три раза. Три раза весь лагерь отправлялся «по ту сторону сетки». Особенно обидно было на третий раз, когда до победного финиша «оставалось только трое».
Дети пели, пели и пели. Лезли и пели. Они спели весь гимн. И с последними словами гимна Лёшка перемахнул через сетку. Трудно представить то, что творилось в лагере в этот момент. Слезы радости, усталость трехчасового испытания и великая гордость за наших детей — всё смешалось в одно непередаваемое ощущение победы. …Понятно, что Летняя школа — это всего лишь игра в настоящую жизнь, просто обучение. Но почему-то кажется, что это Хорошая Игра в Настоящую Жизнь. Ту жизнь, которой мы все достойны.
Обсудить статью вы можете на нашем форуме.
| |||||||||||||||||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|