Forest.ru
Все о российских лесах
Logo
Все о российских лесах | О сайте | Поиск
English version

Общая информация о российских лесах

Новости

Лесные пожары

Лес и болота

Российское лесное законодательство

Устойчивое лесопользование в России

"Лесной бюллетень"

Периодические издания и рассылки

Публикации

Проекты и кампании

Семинары и конференции

Полевые работы

Пресс-релизы и другие материалы для СМИ

 

Новости в RSS-формате
Новости в RSS-формате

Совет по сохранению природного наследия нации

Лесной бюллетень
 Номер 34, февраль 2007 г.
Предыдущая статья Обложка номера Cледующая статья

Летняя школа хранителей леса

И. Стороженко

Можно с уверенностью сказать, что недельная образовательная экспедиция «Летняя лесная школа — 2006», которая прошла в середине прошлого лета в окрестностях села Новобибеево Болотнинского района является событием уникальным даже по областным масштабам. Семьдесят человек из пяти районов Новосибирской области, включая ребят, организаторов и преподавателей, жили палаточным лагерем на берегу Сухой протоки, в двух километрах от реки Оби.

Место было выбрано замечательное. Сухой сосновый бор на песчаных почвах, дюнный рельеф, рядом удобная для купания протока — чем вам не Каракан! Обилие поспевшей черники дополняет картину места, идеального для отпускного отдыха и вообще отрешения от забот мирских. Но ребятам из Школы, если и удавалось расслабиться, то не надолго — волейбол и купание в течение часа после обеда да ещё немного вечером. При этом ведущие занятий и повара, разумеется, продолжали свою работу. Все семь дней экспедиция жила бурно и насыщенно.

Экскурсия по экологии леса

— Мы постарались таким образом построить программу, — говорит начальник экспедиции, директор Сибэкоцентра Александр Дубынин, — чтобы ребята смогли, с одной стороны, больше узнать о лесе, о законах его жизни, о том, как изучать лес и где брать о нём информацию, как её использовать, а с другой, получили практические навыки природоохранной и просветительской работы — подготовки и поведения экологических акций, разработки учебной тропы и пр. Мы сделали три «смешанных» отряда, у каждого из них было своё «священное место» — отрядный костёр, на который каждый отряд собирался на Большой круг, чтобы обсудить, что понравилось за день, а что нет… Довольно много времени мы посвятили играм на взаимодействие, проявление лидерства, работу в коллективе. Всё это очень сплотило ребят. К концу экспедиции мы имели дружный, «боеспособный» коллектив единомышленников, готовый на практические дела по защите природы. Практически все ребята уже были знакомы между собой. В ноябре Сибэкоцентр приглашал 70 школьников на базу Седова Заимка для участия в трехдневном семинаре по лесным пожарам. Мини-конференция с докладами о ситуации с пожарами в районах области, олимпиада-фестиваль, КВН, экскурсии с учёными Академгородка, конкурс плакатов и даже вечерние дискотеки — всё это вошло в программу первого этапа создания регионального школьного движения «Хранители леса».

На Сухую протоку активисты школьных экологических объединений приехали, уже имея первые практические шаги в деле сохранения и восстановления леса — во всех населённых пунктах, откуда они родом, этой весной ребятами созданы пришкольные питомники.

География «Летней лесной школы»
г. Новосибирск, д. Издревая и п. Железнодорожный Новосибирского района, д.Репьево и г.Тогучин Тогучинского района, с.Большой Изырак Маслянинского района, с.Новобибеево Болотнинского района, с.Поваренки Коченевского района, а также г.Санкт-Клауд (Миннесота, США).

Устройство палаточного лагеря
Столовая (2 стола, 15 переносных скамеек, над ними тент от 40-местной военной палатки), кухня (полевая кухня на колесах и с трубой, стол для приготовления пищи, стол для хранения чистой посуды, мойка), два туалета, хозпалатка, продуктовая палатка, 6 больших (на 10 чел.) жилых палаток и запасная (её назвали «Северный острог») , 4 туристические палатки для персонала, место под электрогенератор, флагшток, деревянный хранитель лагеря — Ядрила, четыре костровых места (обнаруженных на месте, не новых!). Для сидения также использовались дровяные чурки (около 20 штук).

Каждой школе - свои питомник

Посадочным материалом — сеянцами кедра, ели, пихты — ребят снабдило школьное лесничество «Лесные робинзоны» при Бердском спецсемлесхозе, которое существует благодаря энтузиазму замечательного лесовода и педагога Людмилы Геннадьевны Заволокиной.

Семена ели и пихты предоставил (как и в случае с сеянцами, беcплатно) Бердский спецсемлесхоз, семена лиственницы — Новосибирский лесхоз. Поэтому не случайно, что 13 июля, в первый день, вся экспедиция отправилась в гости к «Лесным робинзонам». Огромные по школьным меркам теплицы, ухоженные сеянцы и саженцы хвойных пород, декоративных кустарников, зооуголок, небольшой по площади, но содержательный музей природы — об этом школьным учителям пока приходится только мечтать. Людмила Геннадьевна и её коллеги радушно приветствовали гостей и провели с ними два получасовых занятия — по селекционному возобновлению хвойных пород и по выращиванию посадочного материала в теплице.

А ведь действительно, если бы в каждой школе существовал свой пришкольный питомник по выращиванию деревьев и кустарников, то это позволило бы решить очень много проблем — летняя практика ребят, озеленение школы и окрестностей, а кое-где и восстановить лесные экосистемы, укрепить берега рек, затормозить развитие оврагов.

Но первым делом, сразу после общего сбора, ребят повезли к лесоустроителям.

— Особую роль в подготовке молодых общественных лесоохранителей играет, как ни странно, государственное Западно-Сибирское лесоустроительное предприятие, — поясняет Александр Дубынин. — И осенью, и сейчас они оказали существенную поддержку нашим мероприятиям, почти полностью «закрыв» транспортные расходы. Собрав ребят в Новосибирске, мы первым делом повезли их в Запсиблеспроект. Это динамично развивающееся предприятие — лидер в своей отрасли у нас в стране, инициатор использования новейших компьютерных технологий (ГИС) в системе управления лесным хозяйством. Было бы неправильно не обратить на это внимание ребят.

Хранители выходят на тропу

Одной из учебных задач была подготовка станции на природной учебной тропе. В течение нескольких ботанических и зоологических экскурсий ребята познакомились с растениями и животными окрестностей лагеря, сами производили сборы насекомых, узнали как пользоваться определителем растений. Из интересных находок — уж обыкновенный, который почти с удовольствием позировал каждой экскурсионной группе. В целом флора и фауна этого участка соснового леса не отличается особо высоким биоразнообразием. Сказываются суровые условия — бедные песчаные почвы, а также последствия рубок военных лет. В целом состав флоры типичен для приобских боров. Тем не менее, эти леса имеют важную экологическую функцию — водоохранную. К тому же здешний ландшафт весьма живописен. Недаром, в выходные здесь не протолкнёшься — весь берег Оби и протоки заполняется отдыхающими из Новосибирска и соседней Кемеровской области.

Школьное лесничество «Лесные Робинзоны»
выращивает десятки тысяч саженцев в год.

В качестве зачётного задания уже в конце экспедиции каждый отряд подготовил 10-минутную презентацию — официальную, «научную» часть и «видеосюжет» в виде театрализованного номера. Стаций было три, по числу отрядов — «Уж», «Утиный лог» и «Ягодная». Репортаж Николая Дроздова (Сергей из Репьева) с комментариями по поводу брачного танца бабочек-пестрянок (дуэт двух Алексеев из Железнодорожного и Тогучина), ужика и других лесных обитателей выглядел профессионально и смешно. На станции «Утиный лог» два другана-ёжика за дружеской неформальной беседой «презентовали» целый стендовый доклад, по содержанию наиболее полный. На «Ягодной» ребята здорово справились и с описательной, и артистической частью. Здесь лучше всего разобрались с определением растений. Есть ощущение, что в теорию и практику экотроп внесено что-то новое!

Лес и ГИС

Ксения Денисова рассказывает о том,
как правильно проводить опрос населения.

— Трудно сказать, кто кого больше обучал в Летней школе — мы ребят или ребята нас, — продолжает директор Сибэкоцентра. — Мы постарались насытить программу полезными с нашей точки зрения «информационными блоками». Про биологическую часть я уже сказал. В дополнение к ней мы говорили о том, где можно взять информацию о лесе. Хочется сказать большое спасибо лесничему местного Бибеевского лесничества Болотнинского лесхоза Алексею Данилову, который провёл с ребятами три занятия по лесным картам и рассказал, что можно узнать, встретив в лесу столбики с засечками и надписями.

Профессор Михаил Блинников
рассказал про ГИС и охрану природы в США

На ура была воспринята сложная лекция Михаила Блинникова, профессора географии из Санкт-Клаудского университета про возможности геоинформационных систем (ГИС). Сейчас ни один проект по сохранению лесов не обходится без этой новейшей компьютерной технологии. Было важно, чтобы ребята это понимали. ГИС-специалист Сибэкоцентра Александра Егорова научила ребят определять свои географические координаты на местности, пользуясь спутниковым навигатором. Стоит навигатор около 4 тысяч, что, конечно, не маленькие деньги, но позволяет резко повысить качество исследовательской работы школьников и вообще экологов-активистов на местах. Описание местообитания растения или животного из красной книги, в котором есть его точные географические координаты, является ценнейшей научной информацией и, более того, прямым основанием для госорганов взять этот участок под охрану. А информация, привязанная к географическим координатам, как раз и может храниться в компьютере в виде ГИС…

То, что профессор Блинников приехал на Летнюю лесную школу было большой удачей для организаторов. В этом году их интересы и тематически (по проекту, поддержанного IREX, Михаил исследует состояние юннатского движения в России, Казахстане и Украине), и территориально (он выбрал модельным регионом юг Западной Сибири) совпали. Итоги лагеря так воодушевили гостя, что сейчас он намерен продолжать сотрудничество и будет пытаться в следующем году организовать обмен российскими и американскими преподавателями и студентами.

Кто поддержал Летнюю лесную школу Финансовыми средствами
Институт мировых ресурсов/WRI (США), Западно-Сибирское лесоустроительное предприятие, администрация Болотнинского района. Палатками и полевой кухней — Новосибирское высшее военное командное училище «Военный институт». Добровольным и бескорыстным трудом — добровольцы и члены Сибэкоцентра и Экоклуба НГУ, Лариса и Алексей Блиновы (Болотнинский р-н).

Секреты краеведения

Хранитель лагеря — Ядрила

Они действительно есть. Именно о них преподаватель Новосибирского госуниверситета, кандидат исторических наук Вадим Журавлёв говорил почти два часа. Весь лагерь собрался в столовой под огромной палаткой и она оказалась весьма кстати — снаружи шёл проливной дождь.

— Объекты краеведения, — рассказывал Вадим Журавлёв, — это и местная природа, и местная история, и местные обычаи и легенды. Это ближайшая, самая родная для человека «окружающая среда» в исходном, широком смысле этого выражения. Извлечь эти знания из небытия, сделать их доступными и понятными для современников — это ли не благороднейшее занятие для человека, неравнодушного к тому, что его окружает? К тому же невозможно любить абстрактную Родину. Родина всегда конкретна. Это наличники старых домов на соседней улице, излучина реки, где так замечательно клюёт чебак и пескарь, заветное, известное только бабушке, место в лесу, где всегда найдётся белый гриб. Это и воспоминания деда Матвеича, и страшноватые побасенки бабы Дуси. Развитие краеведения — это важнейшее условие для возрождения подлинных патриотических чувств, так значительно обмелевших в нашем обществе за последние десятилетия.

Задание на краеведческую тему, которое придумала для ребят Елена Дубынина, заключалось в следующем. Все ребята собирались исходными группами по населённым пунктам, откуда они приехали, и вспоминали легенды, истории, интересные факты из жизни их села или деревни. Потом команда делилась пополам — часть ребят становились «сказителями», а другая — «этнографами».

Этнографы отправлялись в «соседнюю» деревню для проведения исследования. Инсценированные, «ожившие» истории каждого места дали возможность обитателям Летней школы побывать в гостях друг у друга, свежим, неожиданным взглядом посмотреть на прошлое нашей земли.

Мусор как двигатель прогресса

Игра «Этнографическая экспедиция к соседям»

— Определяя практическое наполнение лагеря, нельзя было пройти мимо такой проблемы как загрязнение берега реки и примыкающего к нему участка леса, — рассказывает заместитель начальника школы, координатор программы по защите рек Сибэкоцентра Юлия Колеватова. — Мусорная проблема — самая насущная из экологических проблем Новосибирска и области. Страдают и сами люди, и природа. Решено было провести очистку замусоренной территории в окрестностях лагеря. При этом привлечь к уборке «виновников» — отдыхающих, а также понять причины замусоривания и обратить внимание местных властей к решению этой проблемы.

Ставь цель и хорошо подготовься — советуют успешные люди. Для того, чтобы всё пошло хорошо, нужен хороший план. Мозговым штурмом определили план всего действа — шествие, опрос и агитация отдыхающих, театральная инсценировка, «зазывала», сам субботник, погрузка и вывоз собранного. Для шествия необходимы плакаты и транспаранты. Для опроса нужно разработать анкету и алгоритм опроса. А ещё нужен мегафон, мешки и перчатки… Готовились допоздна — сначала учились (составлять анкету, рисовать плакаты, писать листовки и пр.), а потом собственно составляли, рисовали, писали…

Опустим подробности. Что ж в итоге? Собрано несколько кубов мусора — в мешки, а потом, когда они кончились, в одну большую кучу, которую вывезли на санкционированный полигон хранения ТБО, опрошено около 30 отдыхающих (большинство оказалось из Кемерово!). К сожалению, не удалось показать сценку — народа было немного, и он был рассредоточен вдоль побережья, на призывы подойти реагировал вяло.

Собрали и вывезли!

На следующий день написали обращение к местным властям. Из трёх отрядных вариантов редакционная группа (сами же ребята!) сделала один общий, который на общем сборе (Главном круге) был всеми одобрен. К Главе района Виктору Франку и председателю Совета депутатов Владимиру Карпову ребята обратились сразу с несколькими просьбами. Во-первых, расставить в местах отдыха контейнеры для мусора и организовать их постоянный вывоз на санкционированный полигон. Во-вторых, ввести чёткую систему штрафов за несоблюдение чистоты вблизи реки и в прилегающей полосе леса. И в-третьих, поставить информационные таблички о вреде мусора.

«Ландшафт этого места очень красив, — написали в Обращении «Хранители леса», — и мы считаем, что он достоен того, чтобы о нём проявили такую заботу. В ходе акции проходил опрос отдыхающих, из которого видно, что эти мероприятия будут восприняты отдыхающими положительно. Мы искренне надеемся на ваше понимание и активное участие в решении проблемы замусоривания берегов реки и прилегающего леса. Нам известно, что в данный момент в районе разрабатывается Экологическая программа, и мы настаиваем на том, чтобы в нее были заложены мероприятия по организации полигона твердых бытовых отходов и сохранения этого уникального уголка болотнинской природы.

Со своей стороны, мы готовы провести агитационную работу с населением и отдыхающими, помочь в разработке и установке аншлагов, осуществлять общественный экологический контроль во время проведения подобных летних школ в дальнейшем».

Очень удачно сложилось, что на следующий день Школу посетили высокие гости из Болотнинской администрации во главе с Владимиром Карповым. Обращение было прилюдно зачитано и передано. Надо сказать, что районная администрация на этапе подготовки охотно поддержала Школу, выделив 15 тысяч на питание участников, и очень заинтересовалась продолжением сотрудничества, в том числе и разработке, совместной с экспертами Сибэкоцентра, районной экологической программы.

Игра как жизнь. Жизнь как игра

Завершить этот рассказ о Летней лесной школе хочется описанием одной запомнившейся всем игры. Условия её были просты.

Через натянутую между деревьями на уровне груди сетку все участники Школы должны перебраться, не теряя контакта друг с другом и не касаясь самой сетки. За любую оплошность все возвращались на исходную. А теперь мысленно представьте, как это должно выглядеть «в натуре»… Удалось? Если нет, попробуйте ответить на следующие вопросы. Кто перелезает первым? Как «передать» более мелких и более слабых? Когда переправлять тяжелых, а когда крупных? Кто первый, кто последний?..

Три раза. Три раза весь лагерь отправлялся «по ту сторону сетки». Особенно обидно было на третий раз, когда до победного финиша «оставалось только трое».

Шмели и Ко —
отряд организаторов экспедиции

— В этот момент произошло то, после чего я могу точно сказать — Школа удалась! — вспоминает Александр Дубынин. — Они не разошлись по палаткам! Они снова встали, они снова лезли через сетку. Теперь это был один большой организм, теперь мы все были одной большой семьей. Где-то в середине этого финального прохода ребята запели гимн России. Наблюдатели были поражены.

Дети пели, пели и пели. Лезли и пели. Они спели весь гимн. И с последними словами гимна Лёшка перемахнул через сетку.

Трудно представить то, что творилось в лагере в этот момент. Слезы радости, усталость трехчасового испытания и великая гордость за наших детей — всё смешалось в одно непередаваемое ощущение победы.

…Понятно, что Летняя школа — это всего лишь игра в настоящую жизнь, просто обучение. Но почему-то кажется, что это Хорошая Игра в Настоящую Жизнь. Ту жизнь, которой мы все достойны.

Обсудить статью вы можете на нашем форуме.


Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей лесаОбзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах

Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео

К началу этой страницы На входную страницу

Напишите нам!