|
![]() | |||
| ||||
![]() |
![]()
|
![]() |
Владимир Афанасьев: Об особенностях новой региональной структуры управления лесным хозяйством области
Уже несколько месяцев прошло с того момента, как в Российской Федерации начали реализовываться положения нового Лесного кодекса. Со времени вступления в силу этого документа большая часть полномочий по управлению лесной сферой перешла к региональным администрациям и их подведомственным учреждениям. В каждом субъекте РФ процесс реформирования проходит по-своему, однако, общее направление у всех одно: преобразования, происходящие в отрасли, диктуют изменение структуры управления лесным хозяйством. Об особенностях новой региональной структуры лесной отрасли мы беседуем с председателем Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию Владимиром Афанасьевым. — Владимир Артурович, четыре месяца* — небольшой срок для того, чтобы делать какие-либо выводы об успешности реформ. На данном этапе, вероятно, стоит поговорить о промежуточных результатах, которые уже сейчас достигнуты региональной администрацией. Каковы эти результаты?
— Процесс реформирования лесного хозяйства достаточно сложен и многогранен для того, чтобы делать преждевременные выводы. Для анализа ситуации времени, прошедшего с момента вступления в силу нового Лесного кодекса, совершенно недостаточно. Во всех субъектах Российской Федерации реформа идет по-разному. Однако общее для всех одно: принцип децентрализации управления, который был заложен в основу реформы, способствовал многократному увеличению ответственности регионов за эффективность управления отраслью. Теперь любые результаты, положительные или отрицательные, в большей степени будут зависеть от нас самих, — от региональных властей. Конечно, на вопросы корректировки размеров федерального финансирования, предусмотренного на осуществление в регионах переданных полномочий, и своевременности выхода необходимых нормативных документов мы повлиять не сможем, но большую часть задач будем пытаться решать сообща с федеральной властью. Говорить об итогах реформ в нашей области слишком рано. Думаю, что смогу ответить на этот вопрос как минимум через год после вступления в силу всех статей нового Лесного Кодекса. Но первые достижения у нас уже есть. На сегодняшний день Администрация Псковской области уже предприняла ряд ключевых решений, без которых продвижение реформы было бы невозможно. Основным является разделение функций управления отраслью на административные и хозяйственные. Этот процесс осуществляется в соответствии с новым федеральным законодательством, и обязателен для всех регионов. Следствием разделения функций стало преобразование структуры управления отраслью. Ранее в нашей области, как и в других субъектах РФ, существовала двойная система управления лесным фондом. Были так называемые «государственные» леса, и леса, «ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций». Политика двойной системы управления зачастую приводила к двойным стандартам, когда на лесной фонд одного и того же качества разнились и цены, и требования, и условия заготовки. С января 2007 года все полномочия по управлению единым лесным фондом области закреплены за комитетом, который я возглавляю, и подведомственным ему учреждением — ГУ «Псковприродресурсы». За бывшими «государственными» лесхозами мы оставили выполнение хозяйственных функций, и в течении 2007 года они будут преобразованы из государственных учреждений в государственные предприятия. Это означает, что они уже не будут содержаться за счёт бюджетных средств, и основной целью их существования станет получение прибыли. Конечно, предприятиям, особенно тем, кто привык в трудную минуту опираться на плечо государственного бюджета, в условиях рыночной экономики будет очень сложно. Поэтому нами принято решение централизовать финансовые и производственные потоки этих государственных предприятий на базе головной организации ООО «Псковский лесохозяйственный холдинг». Инициатива создания Холдинга обсуждалась с Губернатором Псковской области Михаилом Кузнецовым и была им поддержана. Таким образом, у нас в области работают две подведомственные Госкомитету структуры, составляющие основу всей лесной отрасли региона: одна с 1 января приняла на себя ответственность за решение административных вопросов, другая уже приступила к осуществлению хозяйственных функций. — Сформированы ли окончательно структуры Холдинга и ГУ? Каковы особенности новых организаций? — Работа по формированию структуры «Псковского лесохозяйственного холдинга» находится в завершающей стадии. В ходе преобразования государственных учреждений в государственные предприятия возникло очень много «подводных камней». Например, большая часть имущества, переданного нам в собственность в качестве имущественных комплексов, не была зарегистрирована, на многие объекты отсутствовала техническая документация, а на некоторые и вообще не было правоустанавливающих документов. Это существенно затруднило процесс передачи. В итоге всех преобразований в структуре Холдинга мы предполагаем предусмотреть 8 основных подразделений: ГП «Порховский филиал ПЛХ», ГП «Невельский филиал ПЛХ», ГП «Стругокрасненский филиал ПЛХ», ГП «Опочецкий филиал ПЛХ», ГП «Новоржевский филиал ПЛХ», ГП «Великолукский филиал ПЛХ», ГП «Себежский филиал ПЛХ», ГП «Островский филиал ПЛХ». Это те лесхозы, в которых сохранилась хорошая производственная база. В остальных районах области Холдинг также планирует осуществлять деятельность, но здесь судьба государственных предприятий будет во многом зависеть от организационных и предпринимательских способностей руководителей. Если директор сможет нормально организовать работу, значит, и лесхоз будет развиваться. В такой «пограничной зоне», на наш взгляд, находятся 10 предприятий, остальные 4-е — практически не имеют перспективы развития. Сейчас головное предприятие уже приступило к работе, а формирование эффективной команды руководителей районных подразделений Холдинга продолжается. Что касается структуры ГУ «Псковприродресурсы», то она тоже серьезно изменена. До 1 января 2007 в его состав входили 20 лесхозов, переданных в 2005 году Министерством сельского хозяйства в ведение Администрации Псковской области. Площадь лесного фонда, которым управляло учреждение, составляла немногим более 1,1 млн. га. С начала текущего года общая площадь лесов составила 2 миллиона 360 тысяч га. Отмечу, что понятия «лесхозы» в новом Лесном кодексе уже нет, поэтому структура ГУ объединила 11 межрайонных лесничеств, в состав которых входят 56 участковых. Именно такая структура получила одобрение Губернатора области и была согласована в Агентстве лесного хозяйства. Необходимо отметить, что в связи с недостаточным федеральным финансированием, а также в рамках разделения хозяйственных и управленческих функций, мы были вынуждены пойти на существенное сокращение и количества лесничеств (до реформы на территории области их было около 130), и количества сотрудников учреждения. Это, конечно, был самый больной вопрос. Мы постарались сделать все, чтобы специалисты лесного хозяйства остались в отрасли. Из числа сокращенных сотрудников нами создан кадровый резерв, — база данных с информацией о специалистах лесного хозяйства, которых мы предполагаем в дальнейшем трудоустроить или к арендаторам, или в хозяйствующую структуру, или задействовать на договорной основе. — Многие специалисты в регионах говорят о том, что сокращение работников лесной отрасли вызвано недостаточным федеральным финансированием. Как вопрос финансирования лесного хозяйства решается в Псковской области? — Да, действительно, в начале 2007 года сложилась трудная и для Комитета, как координирующего органа, и для наших подведомственных учреждений ситуация. Федеральных средств, запланированных на исполнение переданных в регионы полномочий, оказалось недостаточно. Руководство Агентства лесного хозяйства фактически подталкивало регионы к сокращению персонала учреждений, занятых в отрасли, и расчёт субвенций вело уже с учетом уменьшения штата сотрудников. Конечно, сокращение — болезненная мера, но в ситуации реформирования она была неизбежна. Но мы попытались подойти к этому вопросу обстоятельно и минимизировать потери. Нами предложено три варианта возможного трудоустройства сокращенных сотрудников: часть из них получило возможность перейти на работу в ГУ «Псковприродресурсы», другие — в «Псковский лесохозяйственный холдинг». Кроме того, многие арендаторы смогли воспользоваться ситуацией и пополнить свой штат опытными специалистами. Любые решения в отношении кадрового состава и ГУ «Псковприродресурсы», и Холдинга обсуждались и принимались совместно двумя руководителями. Кадровый состав ГУ «Псковприродресурсы» уже сформирован: нами принято на работу 790 человек. В Холдинг планируется принять около 350 человек. Но при возможном росте производства вполне может возникнуть необходимость в увеличении количества специалистов. Перед тем, как сформировать команду Холдинга, нами была образована Согласительная комиссия, которая принимала решение по каждому из сотрудников. Отбор был тщательным, и на работу взяты самые опытные специалисты. С подбором управленческого персонала дело обстоит гораздо сложнее. Пока на руководящих должностях Холдинга находятся бывшие директора лесхозов, люди, работавшие в условиях государственного управления. После того, как эти специалисты перешли в коммерческую структуру, ситуация кардинально изменилась, — всем им пришлось менять подход к делу, пытаться работать по-новому. Не исключаю возможности, что на предприятии появится ряд новых руководителей среднего звена. Однако хочу сказать то, что любые кадровые решения будут приниматься только руководством Холдинга, вмешиваться в кадровую политику предприятия Администрация области не будет. Если же говорить о финансировании, Губернатором принято принципиальное решение о том, что 50% доходов от лесного хозяйства будет направляться на развитие отрасли. В перспективе, несмотря на то, что Псковская область — не самый лесной регион Российской Федерации, мы рассчитываем, что лесное хозяйство станет одной из регионообразующих отраслей. — Определены ли задачи Холдинга и ГУ «Псковприродресурсы»? — Все функции, связанные с любой хозяйственной деятельностью, будет выполнять предприятие «Псковский лесохозяйственный холдинг». В задачи Холдинга входят проведение рубок главного пользования, переработка древесины и выращивание посадочного материала, оказание услуг арендаторам по проведению отвода лесосек, организация противопожарных мероприятий. Кроме того, в работе Холдинга мы делаем большую ставку на побочное лесопользование. Единственное исключение — функция пожаротушения, рассматриваемая Рослесхозом как хозяйственная, пока оставлена за бюджетным учреждением. Имущество, связанное с пожарной безопасностью леса, уже передано в ГУ «Псковприродресурсы». В ближайшее время мы планируем обсудить с Губернатором вопрос о передаче полномочий по тушению лесных пожаров областному Управлению гражданской защиты и пожаротушения. Что касается бюджетной структуры, — основным полномочием для учреждения является техническое обеспечение организации и проведения лесных аукционов, заключение договоров купли-продажи древесины для обеспечения нужд населения, обеспечение проведения лесоустройства, контроль за деятельностью арендаторов и выполнением хозяйствующими структурами показателей по лесному планированию. Кроме того, ГУ «Псковприродресурсы» делегированы полномочия по государственному лесному контролю и надзору. Надеюсь, что наличие у лесника возможности составлять административные протоколы и проводить оперативные мероприятия будет способствовать снижению числа нелегальных заготовок. — Уже известно, в каких районах будет организовано выращивание саженцев, какая структура будет этим заниматься? — На каждом участке леса, который выставляется в рубку главного пользования, после освоения делянки обязательно должны быть проведены лесопосадки. На арендованных участках лесовосстановлением обязаны заниматься арендаторы, а обеспечить лесовосстановление на участках по краткосрочному пользованию должно государство. В этом случае, ГУ «Псковприродресурсы» организует конкурс по государственному заказу на выполнение работ по лесовосстановлению, а Холдингу необходимо будет выиграть этот конкурс и выполнить работы качественно и в срок. Выращивание саженцев будет также входить в круг обязанностей Холдинга, так как является в большей степени хозяйственной деятельностью. Во многих лесхозах остались теплицы для посадочного материала. Активно развивают эту деятельность Псковский, Опочецкий, Пустошкинский, Плюсский, Гдовский, Печорский и Островский лесхозы. В Порховском, Новоржевском и Невельском районах организованы питомники, где выращивается лиственница и селекционный материал. В перспективе мы планируем создать разветвленную сеть по всей области, и наши саженцы будут использоваться как самими лесхозами, так и продаваться арендаторам. — Каковы ближайшие перспективы в работе Холдинга? — Как юридическое лицо Холдинг зарегистрирован совсем недавно, в середине апреля. Для того, чтобы делать какие-то выводы о результатах его работы, прошедшего времени совершенно недостаточно. Хозяйственная деятельность ведётся, производство уже начато, надеюсь, что в ближайшем лесном аукционе Холдинг сможет принять участие. Но говорить о конкретной дате, когда предприятие выйдет на самоокупаемость, я пока не готов. Мы надеемся, что Холдинг станет самостоятельно работать, без поддержки бюджета, уже с 1 июля. Предполагаемый оборот предприятия в этом году должен составить порядка 10-15 миллионов рублей ежемесячно. Стартовые условия у филиалов Холдинга, конечно, разные. И до реформы существовали как лидеры, такие, как Опочецкий или Невельский лесхозы, так и аутсайдеры. У одних лесхозов был оченьхороший лесной фонд, у других хуже. Возможно, какие-то филиалы вообще не смогут самостоятельно существовать. Пока об этом говорить действительно рано. Но люди, принятые на работу, уже начинают менять свою психологию, привыкают к работе в рыночных условиях, — без поддержки регионального бюджета. Многим директорам это уже удалось сделать. — Будет ли Администрация участвовать в формировании финансовой стратегии «Псковского лесохозяйственного холдинга»? — Несмотря на то, что 100 % уставного капитала принадлежит Администрации области, наша принципиальная позиция заключается в следующем: «Псковский лесохозяйственный холдинг» не будет финансироваться из областного бюджета, а соответственно и строить финансовую политику предприятие будет самостоятельно. Мы не намерены диктовать правила игры и указывать руководству Холдинга, с какими заготовителями работать и кому продавать древесину. В кадровую политику предприятия мы также не планируем вмешиваться. Будем стараться помогать всем, чем возможно, и во всех возможных случаях не мешать. Иногда очень важно просто не мешать. — Существует ли программа взаимодействия ГУ «Псковприродресурсы» и «Псковского лесохозяйственного холдинга»? — Безусловно эти две структуры будут взаимодействовать. На данный момент уже заключаются договора по предоставлению техники, осуществлению лесовосстановительных мероприятий, продаже посадочного материала. В дальнейшем планируется разработать программу льгот, предоставляемых Холдингом, для работников ГУ «Псковприродресурсы». В условиях, когда мы фактически лишили работников управленческой структуры всех возможностей лесозаготовки, считаю, что данная программа крайне необходима. Нельзя доводить ситуацию до абсурда, когда лесник не имеет возможности купить лес на строительство нового дома или дрова на отопление. В настоящее время мы с руководством Холдинга и учреждения обсуждаем перечень и детали предоставляемых льгот, но то, что данная программа будет — гарантирую. Это, пожалуй, единственное наше административное вмешательство в деятельность предприятия. — Каковы самые острые проблемы, с которыми приходится сталкиваться, и задачи на переходный период? — Сейчас мы заняты распределением материальных ценностей, разделом имущества. Пожалуй, эта работа на данный момент является самой сложной. Для того, чтобы передать часть имущества от лесхозов к лесничествам ГУ «Псковприродресурсы», мы должны юридически верно оформить весь имущественный комплекс: в основном это автотранспорт, научная, компьютерная техника, техника для тушения пожаров. Холдингу будут принадлежать хозяйственные ценности: цеха, лесовозы, большие трактора, тяжелая техника. Но данная проблема решаема, и в ближайшее время распределение имущества будет завершено. Что касается стратегических задач, то они заключаются в сокращении расходов на управление государственными лесными ресурсами и увеличении доходов от их использования. До сих пор ситуация была обратная: расходы значительно превышали тот доход, который мы давали в федеральный бюджет. Ни о какой эффективности речи не шло. Сейчас, за счёт продуманного планирования лесохозяйственных мероприятий, мы намерены серьезно повысить экономическую отдачу от лесопользования.
* Текст интервью был получен редакцией в мае 2007 года.
Обсудить статью вы можете на нашем форуме.
| ||||||
Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Дубы Евразии | Всероссийское Движение "Возродим наш лес" | Российский музей леса | Обзоры прессы и аналитика | Леса Новгородчины | Всё о сибирском кедре и его родственниках | Национальный парк "Угра" | Алтайская авиабаза | Красноярский Центр защиты леса | Всё о грибах Forest.RU для Вас: Войти в семейство сайтов | Книги и видео
|
|